I. Св. Емилиан, память коего совершается ныне, родом славянин, был рабом одного знатного родом жителя фракийского города Доростола. Во время пирования начальника всей Фракии (безпощадного деспота, которому поручено было преследование христиан) Капитолина с начальственными лицами этого города, по тому радостному поводу, что в городе не оказалось христиан, так как, убоясь одного имени его, они все скрылись, Емилиан вошел в капище и сокрушил молотом всех идолов, опрокинул жертвенники, и потом, когда обвинение в раззорении народной святыни пало на случайно проходившаго мимо капища поселянина, то Емилиан, обратясь к людям схватившим его, сказал: «отпустите этого человека, потому что не он, а я сокрушил ваших бездушных богов...»
На вопрос Капитолина, кто научил его, и что заставило его решиться на такой проступок? Емилиан отвечал, что Господь Бог и душа его повелели ему сокрушить идолов...
Правитель велел обнажить и бить христианина, потом осудил его на сожжение. Неустрашимо взошел мученик на костер, разложенный на берегу Дуная, и, стоя в огне, осенял себя крестным знамением и молился, и спокойно предал свою душу Богу – 18-го июля 362 г., в царствование Иулиана.
II. Обратите, братия, внимание на слова св. муч. Емилиана. На вопрос мучителя – что́ заставило его сокрушить идолов? св. Емилиан отвечал: «Бог и душа его повелели ему сокрушить идолов; другими словами: голос Божий живущий "в моей совести" повелел мне чрез это действие отвратить людей от гибельного заблуждения». Так св. муч. свято слушался голоса своей совести, давая и нам пример послушания этому спасительному голосу нашей души.
Вникнем же, братия, в совесть нашу, чтобы яснее увидеть, что такое она, и на какой конец она ведет нас.
а) Кому неизвестно, что совесть есть самый неподкупный страж правды и самый неумолимый судия человеческих дел. Когда мы совершим какое-нибудь постыдное или нечестное дело, и особенно целый ряд дурных дел, тогда мы начинаем чувствовать в душе своей какое-то безпокойство, какую-то тяжесть, какое-то неприятное и мучительное состояние (хотя бы даже никто из людей не знал о нашем дурном поступке). Так как это состояние тягостно и несносно для нас, то мы хотели бы заглушить его в себе, изгнать из себя. Но что бы мы ни делали, что бы ни предпринимали для этого, мы не можем заглушить совесть и заставить ее молчать, – мы не можем умолить ее никакими просьбами, не можем устрашить ее никакими угрозами, не можем подкупить ее никакими благами мира сего; совесть будет мучить и мучить нас, пока мы не раскаемся, не исповедуем свой грех и не исправим своей жизни. Это значит, что над человеком стоит высшая духовная сила, которая господствует над ним посредством совести, – это значит, что человек находится в полной зависимости от вечно святаго и правосудного Бога, Который говорит человеку в совести. Потому то еще древние язычники говорили – «живет Бог в нас».
б) Вот и «пример мучительного действия виновной совести», записанный в достоверных летописях церковных событий.
Греческий император Конста имел брата Феодосия, которого велел патриарху Павлу насильственно постричь и посвятить в диаконы; после сам не раз приобщался св. крови из его рук. В 659 году император велел его умертвить, опасаясь его, вероятно, как своего соперника по власти, но с тех пор постоянно стал видеть его во сне: убитый брат его являлся ему во сне с чашею дымившейся своей крови и, подавая ее царю, говорил: «напейся, брат, моей крови!» Не находя покоя от таких ужасных видений, он решился перейти на жительство в Рим, и в 662 году, оставив жену и детей в столице, отправился на запад. Но нигде не нашел несчастный царь покоя своей душе. Только смерть (насильственная: по попущению Божию он был убит в бане) прекратила его страдания. (См. «Летопись церковных событий», архим. Арсения. Выпуск 2, изд. 1870 года, стр. 42).
III. Так. обр. видите, бр., что мы никогда не можем выйти из послушания Богу и быть счастливыми, т.е. спокойными в своей совести и довольными; мы можем быть спокойными и довольными и, след., счастливыми только тогда, когда находимся в повиновении Богу. Видите, что долг наш поступать честно и справедливо не есть что-то такое, что мы можем произвольно коверкать и извращать, и тем не менее оставаться не наказанными; нет, он есть вечно святой закон, требующий вечно справедливого возмездия (воздаяния). Правда, в настоящей жизни шум мира сего и различные земные интересы иногда заглушают голос совести, – сделавши доброе дело, мы иногда не слишком утешаемся, и сделавши дурное дело, мы иногда не слишком мучимся в совести. Но когда мы оставим сей шумный земной мир с его различными земными интересами и перейдем в жизнь загробную, тогда все, совершенное нами во всю жизнь нашу, начиная с ранняго детства, предстанет пред нами ясно, тогда все, совершенное нами назад тому много лет, покажется нам совершенным только вчера. И вот тогда-то мы вполне узнаем, что такое совесть! Вот тогда-то мы вполне увидим, как мало значит «иметь честь у людей» и как много значит «иметь честь у своей совести и у Бога». Тогда она будет для грешников тем, «червем неумирающим» «и огнем неугасающим», о котором говорится в евангелии.
Итак, совесть или ангел-утешитель, или злой мучитель. Люди бедствующие на земле и невинно преследуемые находят в ней внутреннее утешение; а люди обладающие всеми благами мира сего и прославляемые на земле иногда находят в ней свое мучение. Будем же, братие мои возлюбленные, жить по закону Божию и по совести.