Вторник, 12 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий об апостас
Отступничество принимает огромные размеры. Наступают времена трудные в духовном отношении: затруднительность постоянно увеличивается. Это попущение Божие.
Свт. Игнатий Брянчанинов о церковной апостасии

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

Прп. Паисий об антихр

Лишь немногие люди твердых убеждений не примут трех шестерок. Те, кто захочет спокойствия и комфорта, примут новые (электронные) удостоверения, а несчастные, благоговейные люди останутся со старыми документами, и поэтому их будут мучить.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Взойдем на гору Господню!: Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Взойдем на гору Господню!: Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19.08.2019

Приидите, взыдем на гору 
Господню и в дом Бога нашего, 
и узрим славу Преображения Его.
Из песнопения праздника

Куда это зовет нас Церковь Святая в торжественной праздничной песни? Куда ведет она верующих, чтобы с апостолами святыми, особо избранными, сделать нас участниками в святой радости – в созерцании славы Преображения Господня? «Приидите, – говорит церковная песнь, – приидите, взыдем на гору Господню...» Конечно, всякий знает, что нас не зовут ехать в Палестину, чтобы взойти на ту именно гору, где некогда свершилось в сиянии славы Божественной Преображение Господа Ииcyca, где беседовали с Ним Моисей и Илия, где глас Отца Небесного свидетельствовал о Сыне и внушал всему миpy послушание Ему, где ученики Христовы видели и слышали то, чего и пересказать невозможно. Пусть и ныне торжествует Фавор; пусть там в нынешний праздник в молитве, собравшись во множестве, ликуют христиане: однако не к этой, чувственными очами видимой, не к этой горе осязаемой зовет нас Церковь Святая.

Давно, за 700 лет до явления Христа в мир, пророки говорили о горе Господней и о том доме, месте обитания Бога с людьми, который будет поставлен во главу гор: и приидут к нему народы, и приидут народы многие и рекут: взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего; оттуда изыдет закон и слово Господа, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; и раскуют народы мечи свои на плуги и копья свои на серпы, и перестанут народы учиться самой науке брани и ратования (см.: Ис. 2, 1–4).

Так всегда слово Божие изображало место обитания Господа как место горнее: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя (Пс. 120, 1). Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою (Там же. 42, 3). Так всегда слово Божие под образом восхождения в гору представляло нравственное возвышение духа человеческого к Богу и Его вечной правде и святости. Так всегда говорила людям и собственная их природа: на небо очи возводить, горе иметь сердца. Недаром из всех существ земных один только человек имеет разумное чело, обращенное к небу, один только он может возводить очи горе, к небу и Богу. Там – страна его родная, вечная; там – спасение.

И если нам теперь так невыносимо тяжело, если истосковалась душа наша теперь, во дни, когда исполняются видимо слова Христовы: Услышати же имате брани и слышания бранем (Мф. 24, 6); если кругом нас злоба, кровь и убийство; если тяжко нам и мы задыхаемся в этом спертом воздухе зла и преступления; если тонем мы в этом разливе ненависти и порока, – то спасение одно: «Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего». Там не только узрим славу Преображения Его, – там услышим властный глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, <…> Того послушайте (Там же. 17, 5); и если гласа этого послушаем и не ожесточим сердец наших, если послушаем учения Сына Божия воплощенного и в жизни своей его осуществим, – то воистину и сами мы преобразимся в свободу славы чад Божиих, и жизнь нашу земную преобразим из теперешней, звериной, в истинно человеческую, достойную и святую. И что бы там ни говорили современные мудрецы, как бы ни обещали они благоустроить жизнь людскую законами и порядками государственного и общественного строительства, жизнь людей будет по-прежнему животной и звериной, при всех свободах, при всех и всяких учреждениях, законах и порядках, пока все люди и каждый человек в отдельности не преобразятся по образу Христову. Тогда перекуют народы мечи свои на плуги и копья свои на серпы. И будет мир на земли и благоволение в человецех (см.: Лк. 2, 14).

Но чтобы достигнуть этого, надобно нам взойти на гору Господню. Высока эта гора, долог путь, и тяжко восхождение. Как облегчить нам труд и тем помочь Божественному восходу? Раскроем до конца этот библейский образ и его духовное значение.

Жителям русских наших равнин трудно представить себе восхождение на горы. Об этом могут рассказать нам те, кто долго жил в странах гористых. Кто и когда и зачем идет в гору? Зачем предпринимается этот путь, томительный и часто небезопасный? Идут в гору прежде всего тогда, когда этот путь необходим и неизбежен, потому что он – единственный, когда другим путем никак и никогда невозможно выбраться из той или другой местности. И не пошел бы, да надо. Это сознание дает решимость и гонит самую мысль о лености.

Знай же, христианин, что и для тебя путь в гору Господню – это путь единственный для спасения; он необходим, он неизбежен; иного пути нет и быть не может. И это сознание даст тебе сил и решимость, даст тебе уверенность, терпение и настойчивость. Ведь все равно не идя к Богу, ты погибнешь; не идя в гору Господню, к Божией воле, к Божиему закону и Церкви Господней – все равно ты умрешь навеки, и к жизни, к истинной жизни никакими иными путями не придешь.

Идут, далее, в гору люди иногда ради той несказанной красоты, которая открывается с ее вершины; ради укрепления здоровья и движением, и чистым горным воздухом. Спросите путешественников: они вам скажут, какая прелесть наверху горы. Как шум морской стихает! Какое чудное, святое уединение! Как душа чувствует себя ближе к небу и Богу! Как полна она дум высоких и чувств святых, и как хорошо видеть и чувствовать себя высоко над миром, вдали и вне его тревог и постоянной унылой сутолоки!

Христианин! Иди в гору Господню, иди и ты к Богу! Такая ждет тебя в конце дороги радость и мир души, отрада, наслаждение духа; такая красота, что око не видело, не слышало и на сердце человеку не входило; такая свобода от уз плоти, от рабства греху, – что ради этих радостей духовных забудешь ты все трудности пути, все напряжение сил, и бодрость вечная, а не усталость, исполнит твою душу. С вершин духовных ты будешь озирать весь мир и все земное, и вот что здесь случится: что на земле казалось таким огромным, важным, грозным и великим, то с выси горной покажется и малым, и ничтожным. Ты истину познаешь, и мера, истинная мера всех вещей тебе вдруг станет вполне доступна.

Как совершают восход на гору? По возможности путник облегчает себя, бросает лишнюю и ненужную тяжесть; не напрягает сразу всех сил, а соизмеряет их с трудностью и дальностью пути; не смотрит путник вниз, чтобы перед пропастями и расселинами не закружилась голова; его взоры всегда обращены кверху, чтобы видеть постоянно перед собою цель путешествия. Он не идет прямо на крутизну, а войдет на нее дорожкою доступною; он пользуется всяким удобством дороги: расспросит спутника опытного, воспользуется проторенною дорожкой. Тяжел и опасен его путь: сгибаются ноги, дрожат колена, камни летят из-под ног, скользят и делают дорогу скользкой; вот-вот близко паденье, но он удержится за кусты или за камень; а упадет – так встанет сам или воспользуется помощью другого спутника; присядет отдохнуть или на устроенном сиденье, или под деревом тенистым, или в особо приготовленном домике.

Христианин! И при восхождении в гору Господню – при возрастании нашем духовном в исполнении Христова нравственного закона – все облегченья указаны и даны путнику Господом. Но прежде всего ты сам брось лишнее – все ненужные земные заботы. Возьми лишь самое необходимое, а все прочее, все силы и способности отдай на служение Богу и Его закону. Со множеством земных удовольствий, забот, привязанностей, страстей ты и шагу не сделаешь вверх, в гору, и останешься вечно внизу, в своем духовном болоте. А бросивши земное, поднимаясь к небу и Богу, не смотри вниз, не прельщайся миpa сего красными, не дай вскружить себе голову призывам с земли: еще выше подъем, и звуки эти уже не станут явственно слышимы. Кто возложил руку на плуг и озирается назад, тот не годен для Царствия Божия (см.: Лк. 9, 62). 

И тебе заповедано опытными в духовном делании наставниками: не берись в гордой самоуверенности за подвиг чрезмерный, за подвиг выше сил твоих, не употребляй и не растрачивай этих сил сразу. Ведь дано время целой жизни, даны заповеди от легкой к труднейшей; дано покаяние, чтобы встать, если ты упадешь; даны примеры, безчисленные примеры жизни святых, как проторенные дорожки в пути; даны и спутники надежные – Евангелие, Святое Писание; даны пастыри и учители, чтобы наперед указать тебе на духовную потребу; а на пути даны нам храмы Господни, дома молитвы, собрания верующих, святые Таинства; и Крест Христов, хранитель всей вселенной – как древо тенистое, как якорь спасения... Сюда заходи, сюда устремляйся духом, здесь отдыхай и сил набирайся, берись руками за все эти пособия при восхождении вверх к Господу: близок конец пути, близка радость духа, близка вершина горы твоего преображения... И увидишь, и почувствуешь, что, чем выше будешь подниматься, чем путь опаснее, чем напряженнее труд, чем тяжелее предстоит усилие, тем яснее и ближе и ощутительнее тебе дается помощь: Кто-то Сильный, Кто-то Крепкий, Кто-то Благостный идет рядом с тобою, ведет тебя за руку, поддерживает, если ты претыкаешься, вливает силы, веру и надеждою бодрит твой дух. Это – Господь. Это – наш Пастыреначальник, Христос Иисус. Это – Дух Святый.

Христианин! Иди неустанно в гору спасения, поднимайся к Богу! Тебе навстречу пойдут под гору твои собратья, те, которые не стерпели трудность пути и решили возвратиться назад, к жизни греховной и распущенной. Начнут они обратный путь веселые и довольные, и легко им сходить вниз, и поначалу это даст им кажущееся удовольствие. Не соблазняйся их веселым видом и с ними вниз с горы не возвращайся. Веселы они в начале пути греха и порока, и легок кажется им путь, и безопасен. Но крутизна внизу, но страшные пропасти и расселины, но тяжесть собственного тела и, наконец, все более и более растущая тяжесть греха и порока, растущая, как снежная лавина в горах, – увлечет их в бездну, раздавит великою тяжестью...

Однажды мне пришлось всходить на высокую гору; нелегко мне дался этот труд и немало занял времени. Я отдыхал на вершине, вдруг вижу: кто-то снизу, увидев меня и издали знаками приветствуя, быстро, легко, плавно и свободно, словно не чувствуя ни труда, ни устали, всходит вверх по пути, который мне достался с такою трудностью. Он взошел, мы стали беседовать. Я спросил, что помогает ему так легко взбираться в гору. «Привычка, – отвечал мне мой новый случайный знакомый. – Я, – сказал он, – ежедневно всхожу на эту гору».

Да, братие, тяжел путь в гору Господню, но тяжел тому, кто начнет его и бросит, чтобы вернуться к этой попытке через продолжительное время; да и вернется только для того, чтобы снова бросить. Но если будешь ты идти непрестанно, то, поднимаясь вверх, в этом духовном восхождении приобретешь ты навык, привычку, и то, что поначалу казалось трудным, постепенно будет становиться легким. Тогда ты достигнешь полного преображения духа греховного в светлость святости; тогда святыней жить будет тебе так же легко и так необходимо, как воздухом дышать. Тогда и только тогда мы преобразим и нашу жизнь общественную и государственную из звериной в истинно человеческую и достойную.

Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем (Пс. 23, 3–4). Так отвечает слово Божие. Знаем, что руки в Святом Писании – это образ всей деятельности человека, а сердце – образ всего его духовного настроения. В сей чистоте сердца и помыслов и в этой непорочности дел приидите, братие, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего и узрим славу Преображения Его! Аминь.

Священномученик
Иоанн Восторгов

Произнесено 6 августа 1907 года 
в Нижегородском кафедральном соборе

Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна Восторгова.



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


Миссия России в предантихристово время: Из доклала митр. Агафангела Одесского о глобализации

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100