Вторник, 18 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

прп.Амвросий о католицизме
Если бы католическое учение было право, то Всеблагий Господь не благоволил бы Антонию Римлянину переплыть на камне в православную сторону, в Новгород.
Прп. Амвросий Оптинский о католицизме

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

Прп.Нил о послаблениях
Погибель есть скат, по которому всякому легко сбежать в пропасть.
Прп. Нил Мироточивый о послаблениях

Свт. Игнатий о последних временах
В попущении Своем Бог правосуден... Пришествие антихриста предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры... Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о последних временах

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Ни на шаг я не сошел…»: День памяти сщмч. Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского
26.08.2019
  
  2019-08-26.jpg
Священномученик Серафим

Цветите, врастайте глубже 
в благодатную почву Православия. 
Не сходите с этой почвы. Ни на шаг 
я не сошел, хотя и был усиленно 
сводим – Господь подкрепил.
Из письма епископа Серафима

Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника Иоанна и его супруги Евдокии (урожденной Славской) Звездинских. В три года мальчик остался без матери.

Отец приучал Колю любить храм, церковную службу, молитву. Ребенок с детства читал на клиросе – чтобы он мог видеть текст Часослова, ему подставляли скамеечку...

Учиться Колю отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, – в Заиконоспасское духовное училище. С 1899 года Николай Звездинский стал студентом Московской духовной семинарии. В комнате Коли висел образ святителя Николая во весь рост, перед которым он ежедневно молился о даровании способности говорить слово Божие – поучения и проповеди, и Господь наградил его этим талантом.

В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Николаю было 19 лет, у него обнаружили лимфангит – болезнь, тогда практически неизлечимую. Но чудесным образом юноша исцелился по молитве перед образом старца Серафима Саровского, который привез ему игумен Саровской пустыни Иерофей. В Саров даже послали заверенное врачами свидетельство о чуде и благодарственное письмо. С тех пор образ кроткого старца навсегда стал семейной святыней и сопровождал владыку Серафима почти всю его жизнь. Через год после этого Коля удостоился поучаствовать в торжествах прославления преподобного Серафима. А исполненный благодарности за исцеление сына его отец, священник Иоанн, написал новопрославленному угоднику Божиему службу.

Окончив в 1905 году семинарию одним из лучших учеников, Николай Иванович поступил в Московскую духовную академию. За годы обучения там он утвердился в выборе монашеского пути и 26 сентября 1908 года принял монашеский постриг с наречением имени в честь преподобного Серафима Саровского. А в день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября того же года, ректор посвятил монаха Серафима в иеродиакона. Затем, 8 июля, на Казанскую следующего, 1909 года, совершилось его рукоположение во иеромонаха.

Жил отец Серафим строго, часто молился и постился: супа – восемь ложек, по числу слов молитвы Иисусовой; маленькие порции обеда делил пополам.

10 июня 1914 года подвижник был возведен в сан архимандрита и назначен помощником наместника Чудова монастыря с освобождением от должности преподавателя Московской духовной семинарии. Исполняя обязанности настоятеля архимандрит Серафим проявлял особую ревность в деле соблюдения уставов монашеского жития.

Вскоре произошла революция, положившая начало трагичному периоду русской истории. Представители новой власти закрыли Кремль и с весны 1918 года начали выселять оттуда монахов. В августе 1918 года архимандрит Серафим с епископом Серпуховским Арсением (Жадановским) перебрались в подмосковный Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой). Здесь они много молились и трудились в полном уединении. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю – четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания; ежедневно сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа.

3 января 1920 года Святейший Патриарх Тихон посвятил отца Серафима во епископа Дмитровского. Три года, проведенные Владыкой в Дмитрове, стали для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, возвращение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим – таким было его служение. Паству свою он воспитывал в духе благоговейного отношения ко всем церковным уставам, а от священнослужителей требовал их строгого соблюдения.

Однажды, когда епископ Серафим приехал к своему старцу Алексию Зосимовскому, тот благословил его прозрачным темно-красным, как кровь, крестом и прочитал священномученический тропарь. А вскоре после этого пришла повестка – епископа вызывали в Москву и там арестовали. По завершении допросов Владыку перевели в Бутырскую тюрьму. Там он делился с узниками всем, что получал; утешал их словами сострадания, молитвой, любовью; совершал Божественную Литургию, исповедовал и причащал. В Бутырках епископ Серафим сложил акафист Страждущему Христу Спасителю: «В несении креста спасительного, десницею Твоею мне ниспосланного, укрепи меня, вконец изнемогающего…»

Вскоре он тяжело заболел; тело исповедника, изъеденное вшами, покрылось струпьями так, что врач не мог приставить трубку – приходилось подкладывать бумагу; начались сердечные приступы. Владыку перевели в «околоток», с полубольничным режимом, но приехавший прокурор, заметив у кровати узника образы Скоропослушницы, преподобного Серафима и других святых, прилепленные хлебом к стене, приказал вернуть его в общую камеру. 30 марта 1923 года епископу Серафиму вынесли приговор: два года ссылки в Зырянский край. 14 мая поезд увез Владыку этапом в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар).

Но и в Зырянском крае святитель не оставлял своего архипастырского попечения о чадах – общение осуществлялось через письма. Божественную Литургию Владыка совершал ежедневно, неопустительно вычитывал и весь круг богослужебный. Известно, что во время первой Литургии у него даже не было ни одной просфоры – их заменила чистая постная баранка. Днем ссыльный епископ уединялся на молитву в ближний лес, где у него были устроены пустынька и круглый холмик-кафедра. А в праздники проводилось соборное богослужение с участием других ссыльных пастырей; за всенощной Владыка обычно читал канон. Местные жители изготовили ему из подручных материалов орлец, митру, панагию с камушками, деревянные дикирий и трикирий... Келия архипастыря стала церковью во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница», там он хранил антиминс и образочек на бумаге.

Весной 1925 года срок ссылки окончился. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро священномученик получил известие о кончине Святейшего Патриарха Тихона. Но весенняя распутица задержала отъезд из Зырянского края до 9 мая.

В Москве епископ Серафим поселился в Даниловском монастыре. У него вновь начались приступы, связанные с заболеванием печени. Аносинская игумения Алипия, которую Владыка знал еще будучи архимандритом, предложила пожить в их обители. Матушка была заботлива, приветлива и искала себе и своим сестрам духовной поддержки. В Аносино Святитель также ежедневно совершал Божественную Литургию...

13 июля 1926 года исповедника вызвали на Лубянку. В полдень он вернулся на Влахернское подворье и сказал: 
   «Требуют выезда из Москвы. Предложили Новгород, я попросил Дивеево. Получил назначение выехать на шесть месяцев в Дивеево или Саров. Сказали: „Будем организовывать Синод, а Вы помешаете“».

В Дивеево он прибыл в канун дня памяти преподобного Сергия, 17 июля 1926 года. Так владыка Серафим оказался в обители, основанной его святым покровителем. В течение долгого времени Дивеевская игумения Александра не разрешала ссыльному епископу служить в монастырском храме, но в конце концов согласилась – привели в порядок подвальную церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под Тихвинским храмом...

Но новые власти не оставляли страдальца в покое. 22 сентября 1926 года его поместили в тюрьму города Арзамаса, оттуда перевели в Нижний Новгород, а затем опять в Москву – эпизод, знаменательный тем, что в столице опальный епископ сообщил митрополиту Сергию (Страгородскому) о непризнании его декларации. К концу октября епископ Серафим перебрался в город Меленки Владимирской области. Узнав о новом местопребывании, его во множестве стали посещать духовные чада.

На Первой седмице Великого Поста подвижник уединялся в келии, ни с кем до пятницы не говорил и ничего не вкушал; ночи напролет он возносил молитвы ко Господу. Как-то раз послушницы, заглянув в случайно открытую келию Владыки, увидели его лежащим ниц на полу, повергшимся перед иконами с крестообразно раскинутыми руками...

В очередной раз преосвященного Серафима арестовали 23 апреля 1932 года, а 7 июля вынесли приговор – три года ссылки в Казахстан. В Алма-Ату Владыка с сопровождавшими его послушницами прибыл 1 августа и поселился на терраске одного небольшого дома в чуланчике. Климат для его здоровья оказался весьма неблагоприятным: разреженность воздуха действовала на сердце, вызывая тяжелые приступы. Едва ли не через день бегали за врачом – казалось, подвижник умирает. К тому же на террасе осенью было очень холодно: появились нарывы, ревматизм, зубная боль, малярия... Как всегда неожиданно, 10 ноября 1932 года священномученика вызвали в ОГПУ и приказали отправляться в город Гурьев.

Зима в Гурьеве прошла в привычной скудости и нищете. 17 июля 1933 года, во время совершения Литургии, в храм пришел представитель властей – на этот раз Владыку перевели в Уральск. Так, 1 августа, в день памяти преподобного Серафима, у ссыльного епископа началась жизнь на новом месте, в маленькой хатке. Там он устроил и келию-церковь, в которой снова стали совершатся постоянные богослужения. Однако вскоре преосвященный Серафим заболел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, каждую ночь ждали, что больной может умереть… Наступила зима. В Крещенский сочельник, когда епископ готовился к водосвятию, в очередной, уже безчисленный раз, пришедший представитель ОГПУ объявил, что его переводят на жительство в Омск.

23 января 1935 года, в 35-градусный мороз, святитель с сопровождавшими выехали из Уральска, добирались через Москву. Там на Павелецком вокзале исповедника Христова встретили духовные чада. Утром Владыка причастил пришедших, а затем с теплой отеческой любовью наставил свою московскую паству. 28-го вечером его проводили в Омск. Однако переезды на этом не закончились, и после пяти дней пребывания в Омске ОГПУ приказало немедленно выехать в Ишим…

С Рождества 1937 года начались новые массовые аресты духовенства. 23 июня, после службы, в дом Владыки вошли работники НКВД с обыском. Его увезли в ишимскую тюрьму, где начался последний этап земной жизни священномученика.

В заключении у епископа Серафима вновь начались сердечные приступы, к которым добавилось кишечное заболевание, не спадала 40-градусная температура. 18 июля духовным чадам разрешили свидание, предупреждая: «Прощайтесь навсегда. Больше никогда его не увидите». Передачку не брали, никаких справок об арестанте не выдавали. Почти десять дней изоляции в одиночной камере сменились содержанием в переполненной камере с обновленцами, духовенством, снявшем с себя сан, и уголовниками. Владыка страдал от камней в почках, мучился болями, однако в одной из записочек сообщал: «Я светел, бодр и радостен. Господь подкрепляет и окрыляет сознанием своей правоты, несмотря на тяжкие условия».

23 августа 1937 года тройка при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу. 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.

2019-08-26_114742.jpg

 Подготовила Ксения Миронова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100