Четверг, 27 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

Свт. Фотий о модернизме
В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.
Свт. Фотий Константинопольский о модернизме

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

сщмч. Андроник о монархии
Наша неписанная конституция: ни Царь без народа, ни народ без Царя – от земли совет и воля, а от Царя решение и власть.
Сщмч. Андроник (Никольский) о Русской Монархии

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Технологический прорыв в эпоху святого Царя Николая II: Наука. Медицина. Образование
Технологический прорыв в эпоху святого Царя Николая II: Наука. Медицина. Образование
06.09.2019


НАУКА

Безусловно, наука в Российской империи возникла не при Царе Николае II. Ее фундамент закладывался на протяжении столетий. К началу царствования Николая II в России уже были серьезные научные школы во многих областях. Причем, развивались как фундаментальные (математики, механика, биология, химия и др.), так и прикладные науки (прикладная механика, химия с наукой о материалах, биология с приложениями к медицине и сельскому хозяйству и др.). 

Практически во всех научных школах имелись свои выдающиеся ученые, деятели. Российская научная школа по биологии занимала сильнейшие позиции в мире: активно развивались направления нейрофизиология (ее известные представители Н.Е. Введенский, князь А.А. Ухтомский), генетика и селекция (Н.И. Вавилов, А.С. Серебровский, С.С. Четвериков, Г.Д. Карпеченко, перед революцией только начавшие путь в науку, были учениками уже всемирно известных тогда ученых Н.К. Кольцова, С.И. Жегалова, Д.Н. Прянишникова), двум русским ученым И.П. Павлову и И.И. Мечникову были присуждены Нобелевские премии и др. [Беседа с Сапрыкиным Д.Л. 2018]. 

2019-09-06.2.jpg

В 1915 году в России должен был состояться Мировой химический конгресс, что являлось признанием достижений русской химии во всемирном масштабе и во всех областях этой науки (физической химии, науке о материалах и металловедении, кристаллографии и т.д.). Отметим также, что в это время только Германия превосходила Россию по числу выдающихся химиков (среди известных русских химиков можно вспомнить царского генерала и академика В.Н. Ипатьева, профессора МГУ А.Е. Чичибабина и др.). 

В математике и механике русская научная школа тоже относилась к числу сильнейших в мире. В Москве сложилась школа Н.Н. Лузина и Д.Ф. Егорова, которая потом прославила советскую математическую науку. В Санкт-Петербурге, Казани, Киеве, Харькове, Варшаве и других университетских центрах империи появлялись сильнейшие школы по математике, механике и математической физике. 

Другая отрасль науки тесно связана с математикой – это инженерия. Русской инженерной школе как минимум 300 лет, и всё это время она остается одной из сильнейших в мире. Еще при Петре I была создана Школа математических и навигацких наук, из которой впоследствии выросли лучшие военно-инженерные учебные заведения России. Далее, Императрица Екатерина I, исполняя волю венценосного супруга, основала Императорскую Академию наук, которая в XVIII веке стала одним из центров мировой научной мысли. В это время в Соединенных Штатах Америки ничего подобного не было… 

Самые же сильные инженерные вузы были созданы в России в основном в конце XIX – начале XX века. А к началу Первой мировой войны в двадцатке ведущих инженерных вузов мира 8-9 были из Российской империи. Миру известны такие великие русские ученые, выходцы из Имперской России, как морские инженеры Н.И. Путилов и И.А. Шестаков, горный инженер П.М. Обухов, инженеры В.Н. Ипатьев, И.И. Сикорский, С.П. Тимошенко, В.К. Зворыкин, И.И. Остромысленский. 

К сожалению, после революции многие из них эмигрировали из России и уже работали на благо Америки, помогая развитию ее науки, опираясь на полученное в Российской Империи образование и на достижения дореволюционной русской научной и инженерной школы. 

Следующая отрасль науки, физика также была преуспевающей в дореволюционное время. Основные школы «советской» физики – школы академика Д.С.  Рождественского, А.Ф. Иоффе, Л.И. Мандельштама и московская школа Лебедева-Лазарева-Вавилова – сложились как раз накануне и во время Первой мировой войны. 

Было и множество практических достижений в науке, о которых пишет А.А.Борисюк в своей книге. 
Во-первых, 
именно в Российской Империи был впервые покорен эфир. А именно, в 1895 году А.А. Попов создал радио. В 1904 году в ходе Русско-Японской войны впервые в мировой истории был осуществлен перехват радиосвязи противника. В 1907 году русский физик Борис Розинг запатентовал «Способ электрической передачи изображений на расстояние». В 1911 году он провел первую в мире передачу телевизионных данных.

Во-вторых, 
в Российской Империи, а не в СССР, были проведены первые исследования космоса и проекты по созданию ракет! Первая теория ракетного движения была создана Иваном Вселодовичем Мещерским, ректором Петербургского политехнического института, создателем особой школы инженеров-механиков. На момент революции ему было уже 58 лет и, естественно, он был не советским деятелем, а воспитанником царской системы образования! Другой известный ученый Константин Эдуардович Циолковский в умах многих напрямую связан с СССР, но факты говорят о другом. Он также являлся выходцем Царской России. В 1911 году была опубликована его книга «Исследование мировых пространств реактивными приборами», уже были выведены его формулы по преодолению земного притяжения, разработаны принципы строения реактивных ракет, орбитальных станций и искусственных спутников. На тот момент ученому было уже 54 года (!), а значит всю свою сознательную жизнь он провел в Имперской России, все свои знания он получил в рамках царской системы образования. Далее, в 1915 году выходит книга Якова Перельмана «Межпланетные путешествия. Полёты в мировое пространство и достижение небесных тел.» (на тот момент ученому было 33 года). В 1916 году Юрий Кондратюк (настоящее имя: Александр Шаргей) в возрасте 19 лет высчитал оптимальную траекторию полёта на Луну (т.н. «трассу Кондратюка). Именно эти расчёты были использованы США (NASA) в лунной программе «Апполон» в середине XX  века. Безусловно, все эти трое ученых творили и в Советском союзе, но небезосновательно скажем, что база их образования была положена именно в Имперской России и именно в рамках той образовательной и социально-культурной среды. Все достижения этих лет, тот научный потенциал до сих пор используется в мировой космической отрасли. 

В-третьих, 
в Имперской России были разработаны проекты, на столетие опередившие весь мир. Вспомним о проекте, который был создан в начале XX века, а столетием позже был заимствован и успешно испытан американскими учеными. Речь идет о проекте сверхдальнобойного электромагнитного оружия, который был создан русскими инженерами Подольским и Ямпольским в 1915 году, и отправлен на доработку Главному Артиллерийскому Управлению Российской Империи. Проект был остановлен, ему помешала революция, и как мы указали ранее, был использован иностранцами в отложенной перспективе.

Также нельзя не отметить достижения в области радиоактивности и атомной энергетики. Владимир Иванович Вернадский, член Государственного Совета Российской Империи, уже в 1910 году говорил об атомной энергии как о силе, имеющий грандиозное значение в будущем. В 1911 году в Российской Империи открывается первая радиевая Лаборатория академии наук. В 1914 году Царь Николай II принимает закон о дальнейшем финансировании исследований радиоактивных металлов (тогда больший упор был сделан на изучение радия, а не урана). Однако, как мы указали ранее, многие исследования с приходом революции канули в лету.

МЕДИЦИНА

Андрей Анатольевич Борисюк  в своей книге не обошел стороной и тему здравоохранения, представив довольно обширный ряд фактов об успехах Имперской России в этой области. Во-первых, медицина была полностью бесплатной для представителей всех слоев населения [Гаджиев и Османова 2014]. Во-вторых, сфера здравоохранения постоянно модернизировалась и улучшалась. При Царе Николае II велась эффективная борьба с заразными болезнями: смертность от них сократилась в среднем в 2 раза, от оспы и скарлатины – в 3 раза [Новосельский 1916]. В период с 1903 по 1913 год число больниц увеличилось в 1,5 раза, а количество больничных коек в 2 раза. 

2019-09-06.5.jpeg

В 1910-ых гг. появились первые автомобили скорой медицинской помощи, в то же время были введены принципы участковой медицины, которые затем легли в основу советской и даже современной системы здравоохранения. В-третьих, медицина царских времен была неразрывно связана с наукой. В Имперской России была поддерживаема научная экспериментальная медицина. Как пример, в 1911-1914 гг. именно в России впервые были проведены успешные исследования по применению радиевых лучей для лечения болезней, в том числе злокачественной опухоли (См. книгу Ефима Лондона «Применение радия в науке и медицине», 1911 год). 

*Добавим от себя один частный пример. В 1913 в Геленджике был открыт санаторий для детей, больных костным  туберкулезом. В настоящее время он называется ГБУЗ «Детский санаторий для лечения больных с нарушением опорно-двигательного аппарата им. Октябрьской революции». Старое название — ДКТС (детский костно-туберкулёзный санаторий). Вопрос: почему детский санаторий, открытый при Царе Николае II, назван именем Октябрьской революции?... Это же и нелепость, и ложь в одном флаконе. И это всего лишь один очень частный пример из сферы здравоохранения, где СССР приписывает достижения Имперской России на свой счет.

В целом, организация грамотной медицинской помощи была под личным контролем Императора, как и другие важнейшие социальные сферы жизнедеятельности общества (например, образование). Из недавно опубликованных материалов «Особого журнала Совета министров Российской империи» узнаем, что решение о создании Главного управления здравоохранения, особого Министерства, Николай II принимал лично. Фактически он настоял на создании медицинской государственной службы вопреки мнению большей части экспертов и министров. В документах написано, что 
«…Министр Внутренних Дел сомневался, что все в России сразу и круто изменится в этой отрасли от одного того факта, что в Петрограде появится новое Министерство. В западных странах, где культура идет впереди нашей и врачей имеется гораздо более, чем на Руси, все же самостоятельных Министерств народного здравия нигде не имеется, и хотя в последнее время этот вопрос поднимался и в Англии и во Франции, но нигде он до сего времени, как дорогой и сложный, не прошел…» [Особые журналы Совета министров Российской империи, стр.378-389]. 

А в России этот вопрос был поднят и по воле Императора реализовывался стремительными темпами! Более того, те, кто знаком с биографией семьи Царя Николая II, отчетливо понимают, насколько много было сделано Великой Императрицей и ее дочерями, которые самолично ухаживали за больными в лечебницах, посвящали свое личное время и силы на служение своему народу. 

Как результат, в Российской Империи был отмечен огромный прирост населения: 2 и более млн. чел. в год. За 20 лет правления Государя Николая II численность населения увеличилась на 60 млн человек! Значит, люди хотели жить… С другой стороны, в документах было отмечено неуклонное падение смертности населения России: в 1906—1911 гг. число смертей на тысячу жителей достигало 29, в 1911 году оно выразилось в 26, а в 1912 г. — в 25 [Особые журналы Совета министров Российской империи, стр.378-389]. Значит, государственная власть боролась за жизни людей…

ОБРАЗОВАНИЕ
 
Обсудим и систему образования в дореволюционной России. Многие критики царского режима при вопросе об образовании многозначительно указывают на «закон о кухаркиных детях». Отметим, что закон этот был утвержден в 1887  году по инициативе министра народного просвещения И. Д. Делянова императором Александром III. Просуществовал он 13 лет, и в 1900 году был отменен по воле Императора Николая II. То есть подобный аргумент как оправдание революции и осуждения последнего Царя из династии Романовых является несостоятельным.

Более того, при Царе Николае II система образования поддавалась значительным изменениям. Сразу после восшествия Государя на престол в 1894 году началась волна преобразований в высших учебных заведениях и создание новых институтов. Была проведена реформа высшей школы (среди прочего была создана сеть инженерных вузов), потом средней школы (среди прочего она была направленна на сближение интересов семьи и школы и улучшения качества образования), а в 1906-1907 гг. – и системы начального образования (была проведена реформа Столыпина-Кауфмана, направленная на общедоступность школ для детей) [Беседы с Сапрыкиным Д.Л. 2017, 2018]. 

В 1908 году Царь Николай II запустил проект всеобщего образования, выделяя на него значительное финансирование. Всего в Российской Империи по разным оценкам в николаевское время было около 140 тысяч школ (для сравнения, сегодня у нас 53,5 тысяч школ при примерно таком же населении) [Беседа с Сапрыкиным Д.Л. 2017, Беседа с Трушиной И.А. 2017]. С 1894 по 1914 год в Российской Империи было построено около 59 тыс. новых школ, то есть количество школ за период правления Царя Николая II увеличилось в полтора раза. Школы строились в пешей доступности. Число учеников младшей школы выросло в 3 раза за счет поступления всех слоев населения в школы. Набор дисциплин в средней школе был значительно шире, чем даже сегодня (например, преподавались такие предметы как латинский, греческий языки, Закон Божий и др.). 

2019-09-06.4.jpg

Из источников узнаем, что программа всеобщего образования сопровождалась открытием большого количества культурных учреждений [Борисюк 2018]. В 1914 году на территории страны действовало 76 тыс. библиотек (См. «Страна Советов за 50 лет», 1967. Сборник статистических материалов, стр. 289). Посещаемость музеев достигла 5 млн. человек в год. Ежегодно печаталось 99 млн. книг и издавалось 11 млн. журналов. Для сравнения, в Российской Федерации, по данным 2016 года, работает в два раза меньше библиотек, а именно 38.2 тыс  (См. «Россия в цифрах», 2018, стр. 156), что конечно, можно связать с появлением интернета, но вопрос о том, что в деревнях и малых городах перестают работать библиотеки с уже имеющимся у них арсеналом книг остается открытым. 

Интересна сама система образования, которая существовала при Государе. 
Во-первых, 
ее фундаментом было активное участие родителей в воспитании своих детей. При Государе уже начинала вводиться система родительских комитетов и учредительных советов, которые непосредственно влияли на содержание и принципы обучения детей, предлагая школе конкретные варианты реализации этих инициатив. Для детей-сирот были организованы школы-интернаты, так называемые Ольгинские приюты, программа образования в которых в точности копировала программу обычных школ. «В основе лежало православное духовно-нравственное воспитание, глубокое изучение родного языка, истории, работа на земельном участке, привитие детям профессиональных навыков на основе русских ремесел, чтобы в жизнь они выходили подготовленными и продолжали наши ремесленные традиции» [Беседа с Трушиной И.А. 2017]. 

Во-вторых, 
в Имперской России понятия воспитание и образование были неразрывно связаны между собою. Детям прививалась любовь к Родине, к своим соотечественникам, к своей земле. В царское время при школах устраивались пасеки, сады, фермы, приусадебные участки, дети принимали активное участие в земледелии (современными учеными доказано, что дети, имеющие опыт труда на земле и общения с природой при прочих равных более уравновешены и добры). 

В-третьих, 
что также немаловажно, в Имперской России образование на местах имело свою материальную поддержку: были созданы специальные фонды, которые помогали школам и гимназиям выстраивать свою систему обучения, делать ее более качественной. Радостно говорить о том, что в современной России существует аналоги царской системы образования: проект «Царская школа»,  школа народного искусства имени Императрицы Александры Феодоровны, Ольгинские приюты трудолюбия, о чем рассказывает в своем интервью кандидат философских наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС Трушина Ирина Александровна. 

Продолжая анализ темы образования, кратко затронем тему женской учебы, которая так активно сейчас обсуждается в прессе. Уже в 1914 году в России действовали 965 женских гимназий и Высших учебных курсов (фактически университетов) во всех крупнейших городах страны. Это обозначает, что в вопросе всеобщего образования для мужчин и женщин Россия начала XX века шла впереди даже Западной Европы [Решетников 2018, стр. 91].

Нельзя также не упомянуть тот факт, что после прихода советской власти все образование держалось на учителях царской эпохи, а затем – на их учениках. Нельзя сказать, что преемственность в образовании была полностью уничтожена. Как и в религии, люди старались хранить знания, память,  отношение к прошлому и передавать это из поколения в поколение.

* Далее следовало бы обсудить изменения в трудовом законодательстве, реформы в пенсионной системе; преобразование современных территорий Закавказья, Средней Азии, Прибалтики, Польши, Украины, входивших в состав Российской Империи во времена правления Романовых; реформы в области физической культуры, успехи по строительству храмов и монастырей, а также тему Русско-Японской войны... Но формат статьи не позволяет охватить все темы. С ними можно подробнее ознакомиться в книге А.А.Борисюка и многочисленных источниках, которые он использовал в своей работе. Также для заинтересованного читателя была бы полезна книга Л.П.Решетникова, в которой указано множество интересных фактов об Имперской России. Так, например, автор констатирует, что бюджет России во время правления Царя Николая II составлял 3.5 млрд. золотых рублей и государство продолжало копить резервы. При этом бремя прямых налогов в России было почти в четыре раза меньше, чем во Франции и Германии, и в 8,5 раз меньше, чем в Англии; а косвенных налогов в среднем было в два раза меньше, чем в Австрии, Франции, Германии и Англии [Решетников стр.90]. Все эти факты, безусловно, должны быть проанализированы более глубоко и тщательно. Настоящая статья лишь схематично обрисовывает основные достижения эпохи правления Царя Николая II, опираясь на источники, указанные в списке литературы в конце статьи.



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100