Глумление над великими именами: Ради рекламы доставки еды исказили память Русского гения
23.09.2019
Глубина падения нашего общества (и как только раньше я этого не замечал!) как ни в чем другом выражается предельно ярко и лаконично в замене всего одной буквы в имени величайшего из Русских людей, которое вот уже несколько лет успешно используется в рекламе фирмы, известной в Питере качеством продукции (еды) и быстротой доставки (честно сказать, не пробовал, не знаю). Судя по тому, что вывески пестрят повсюду – и внутри вагонов метро, и с размахом во весь автобус снаружи, дело у фирмы идет.
Но только вдумайтесь! Ради рекламы доставочной компании в качестве бренда взяли имя писателя, которое навеки вписано в ряд представителей мировой художественной культуры! По меньшей мере в четырех европейских наиболее развитых странах в квартирах знакомых я встречал на полках его тома, а порой и полные собрания! И ради нового бренда взяли это имя – пророка, страдальца, творившего здесь, в этом городе, открывшего Русскую душу Европе и всему миру, – ради желудка и качественного пищеварения имя это драгоценное искрамсали, исковеркали, изменив всего одну букву – до такой степени, что скоро и дети наши на экзамене будут писать «ДостАевский», и ни в ком, ни в единой душе жителей и гостей это кощунство не вызывает протеста! Скорее, наоборот, создается ощущение, что все одобряют. Кто-то ухмыльнется и позавидует такому «остроумию». Но большинству все равно.
Говорят, петербуржцы прославились своей сплоченностью в отстаивании чего-то там, касающегося общих нужд, выбежали на Марсово Поле и победили. Или марсовостью своей убедили админтстрацию в том, что она пошла не туда...
А что до имен тех, кто создавал Русскую культуру, наверное, таких законов нет. И некому их защитить, эти имена.
Что ему? Не обидится Федор Михайлович.
Да и Пушкин в обморок не упадет («он же памятник!»), если, не удивлюсь, вскоре расцветет очередная сеть забегаловок типа «А.С.Пышкин и К». К – это, естественно, все герои поэта, в том числе Анне-Гин.
В каждой культуре есть свои священные имена. Они стали вывесками на конфетах и зонтиках, но их имена неприкосновенны. И если мы утрачиваем понимание важности этого, то значит, предсказанная австрийским писателем Германом Гессе «фельетонная эпоха» уже наступила. И значит, культура в ее исходном значении кончилась. И значит, нам остается только ликовать (и детей к тому приучать) при сообщении о появлении на рынке очередного импортного суперсмартфона, который, как герой древнего эпоса, ни в огне не горит, ни в воде не тонет, да и вообще ему все нипочем, даже человек, образ Божий. Новый мега-гаджет выведет вам на экран имя любого писателя и художника с каким угодно количеством ошибок.
Потому что ему все равно. Важны только бонусы, курс доллара и гигабайты.
А вот другой пример. В Австрии, естественно, повсюду Моцарт.
W.A.Mozart. Его имя на коробках конфет в форме скрипки, на афишах, конечно...
Но там ни кому в голову не придет заменить, исправить, чуть-чуть хотя бы видоизменить (скажем, поставить сверху над гласной умлаут, две точки) всего одну букву в имени композитора ради чисто коммерческой выгоды.
Нелепо же утверждать, что буква в фамилии Ф.М. Достоевского была изменена ради популяризации его трудов среди жителей Северной столицы. А еще противней видеть вариант написания нового торгового бренда кириллицей с одной латинской (американской, если уж честно, в этом контексте) буквой S.
Странно, что не довели до конца, не перечеркнули двумя (или хотя бы одним) штрихами, вот так $. Дескать, достАвим быстро, но не безплатно.
Качество еды должно быть оценено по достоинству. Вот оно, кстати, ключевое слово нашей общей беды. Мы теряем, а точнее, продаем свое и личное и национальное достоинство. Название села, которое связывается биографами с происхождением рода Достоевских, село Достоево (ныне территория Беларуси) имеет своим истоком сочетание букв и фонем, относящееся к слову «достоин» (княжеской службы), то есть все-таки в широком смысле со словом «достоинство». Ф.М. Достоевский – наше достояние. Он безусловно достойный сын России. Но теперь, в нагрянувшую столь стремительно «фельетонную эпоху» не пора ли спросить себя: А достойны ли мы Ф.М. Достоевского? Придите, вы, творцы и идеологи нынешних брендов, трендов, лидеры незадачливых бредофрендов – придите хоть раз к надгробию Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры и расскажите ему лично, перед лицом его тяжелого креста о ваших восхитительных задумках. Обрадует писателя тот образ России, который вы создаете?
Владимир Серов
___________________
См. по теме:
<-назад в раздел