Вторник, 19 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Петр Дамаскин о Православии
Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел.
Прп. Петр Дамаскин

свт.Феофан о полноте веры
Всё, несогласное с Православием, отвергайте как зло.
Свт. Феофан о полноте веры

Томос о "боге" мухаммеда
Мусульмане под именем Бога поклоняются мысленному идолу, жалкому измышлению жалкого ума Мухаммеда.
Томос Константинопольского Собора о «едином Всевышнем» с исламистами

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Прав. Иоанн Кронштадтский об экуменизме
К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной,.. она у них ...обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим, что во всякой вере можно угождать Богу, то есть будто бы всякая вера угодна Богу... Вот, до чего затмилось понятие о Православии, о неправославии и иноверии!
Прав. Иоанн Крондштадский об экуменизме

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Подготовка к приезду папы римского?: Зачем о. Георгий Максимов врет о католиках
Подготовка к приезду папы римского?: Зачем о. Георгий Максимов врет о католиках

«Возлюбленные! не всякому духу верьте,
но испытывайте духов, от Бога ли они,
потому что много лжепророков появилось в мире»
(1Иоан. 4, 1).  

25 сентября 2019 года известный священник Георгий Максимов на своём ютуб-канале опубликовал выступление под названием «Католики в храме: как к этому относиться»? [1] Суть почти 24-х минутного видео именитого священнослужителя сводится к простому тезису, который он же озвучил в комментариях под своим видео: «А возможность нахождения неправославных в храме - напротив, это норма, так было на протяжении более тысячи лет». Попытаемся разобраться так ли это на самом деле, как хочет нас убедить отец Георгий.
 
По сути все аргументы отца Георгия Максимова сводятся к двум положениям. 

Первый момент, который занимает большую часть видео (это в общей совокупности примерно 20 минут из 24-х минутного ролика) – выдвигается тезис «вот, посмотрите, как было раньше». И дальше идёт длинный ряд исторических примеров из богослужебной практики Императорской России и советского времени, когда католики присутствовали на богослужениях в церкви (приводятся примеры участия католиков в коронации последнего русского императора и похороны патриарха Алексея I). 

Второй момент, занимающий примерно 2 минуты из 24-х, это когда в конце видео отцом Георгием даётся краткое ЛИЧНОЕ толкование двух церковных канонов, которые имеют главное значение при решении поднятого в видео вопроса о том, могут ли католики присутствовать в православном храме на богослужении. Эти два церковных канона следующие: 6 Правило Лаодикийского собора и 9 Правило Тимофея, архиепископа Александрийского. 

При этом отцом Георгием Максимовым не даются толкования этих канонов, принятые и применяемые полнотой всей Православной Церкви на протяжении столетий - это толкования авторитетнейших отцов - Зонары, Вальсамона, Аристина и Славянской Кормчей, а также самых известных святых толковников 18 и 19 века - прп. Никодима Святогорца и священноисповедника Никодима Милаша. 

Замалчивание этих толкований и одновременное озвучивание своего личного в двух канонах - это ключевая манипуляция (обман) отца Георгия Максимова в данном видео. 

Однако этими толкованиями, которые приняты всей Церковью, и обязан руководствоваться православный, в том числе священник и епископ, при решении вопроса о присутствии католиков в православной церкви. 

Итак, Правило 6 Лаодикийского Поместного собора указывает следующее: 
«не позволять еретикам, упорствующим в ереси, входить в дом Божий». 

Преподобный Никодим Святогорец даёт следующее толкование: 
«Определение настоящего правила состоит в том, что еретикам не позволяется входить в храм Божий, принадлежащий православным, если эти еретики упорствуют в своей ереси и не хотят обратиться». 

Священноисповедник Никодим Милаш объясняёт это каноническое правило таким образом: 
«Кто не со Мною, тот против Меня – говорит Иисус Христос (Лук. 11:23; Мф. 12:30), а кто против Христа, тот и против Его Церкви. Каждый еретик чужд Церкви, отрицая ту или иную основу христианской веры и тем попирая откровенную истину, а следовательно и Того, Кто открыл эту истину, т.е. Иисуса Христа – Основателя Церкви. В силу этого, вполне естественно, что таковой должен быть лишен церковной молитвы и той благодати, которую только посредством Церкви, Церкви Православной, может получить человек, и таковому, как предписывает правило, должно быть воспрещено входить в церковь, где эта благодать дается. 

На вопрос, можно ли совершать Божественную службу, если в церкви находится какой-либо еретик (особенно арианин), Тимофей Александрийский отвечал, что это может быть допустимо лишь в том случае, если упомянутый еретик обещал отказаться от ереси и веровать православно (9 пр.)».

А что говорят по вопросу посещения католиками православного храма самые авторитетные толкователи Церкви, чьими объяснениями Церковь пользовалась на протяжении столетий при решении канонических вопросов? 

Толкование Зонары: 
«Впавшие в ереси и пребывающие в них изгоняются из церкви, как чуждые ей. Итак каким образом будет дозволено им входить в дом Божий? А Тимофей, архиепископ Александрийский, быв спрошен об этом, отвечал в 9-м правиле, что еретики не должны присутствовать при молитве, если не обещают покаяться и оставить ересь».  

Токование Вальсамона: 
«Правило ясно; ибо не дозволяет еретикам, доколе остаются в ереси, собираться в церкви вместе с православными».

Славянская кормчая
«Еретикам в Церковь Божию не входити. Еретикам святилище невходно».      

Также разберем и следующее каноническое правило на эту тему, а именно Правило 9, Тимофея, архиепископа Александрийского. 

Само правило звучит следующим образом: 
«"Должен ли священнослужитель молиться в присутствии ариан или других еретиков? Или ему это нимало не вредит, если он совершает свою молитву или приношение?" Ответ: "За Божественной литургией диакон перед временем целования возглашает: 'Не приемлемые ко общению, изыдите'. Итак, они не должны присутствовать, если не обещают покаяться и оставить ересь"». 
 
Толкование прп. Никодима Святогорца
«Итак, если во время Божественной литургии не разрешается оставаться в храме оглашенным, то что говорить о еретиках? Единственное исключение – если они обещают покаяться и оставить свою ересь (но и тогда они должны стоять не в храме, а снаружи с оглашенными). А если они этого не обещают, то им не позволяется стоять и с оглашенными, но нужно их изгонять (по мнению Вальсамона)».

Если обращаться к толкованиям, принятым всей полнотой Православной Церкви, то они следующие. 

Вальсамон: 
«На вопрос о клирике, должен ли он в присутствии еретиков молиться, то есть приносить бекрзовную жертву, отвечал, что когда дары имеют быть принесены на священную трапезу, непосвященным говорится: "не приемлемые ко общению изыдите", то есть оглашенные изыдите. Итак, если не позволяется присутствовать при совершении Божественной жертвы оглашенным, то каким образом будет позволено еретикам, если только они не обещаются покаяться и оставить ересь? Но тогда, я думаю, им должно быть позволено находиться не внутри храма, но вне, вместе с оглашенными, а в том случае, если не обещают оставить ересь, не должны стоять и с оглашенными, но должны быть изгнаны».

Синопсис
«Еретики не должны присутствовать при совершении священнодействия, разве только обещаются покаяться и оставить ересь». 

Славянская кормчая, правило 9:
«Службе бывающи в церкви, не подобает приходити еретиком, аще не обещаются покаятися и бежати от ереси своея».
 
Подведём итог. Из вышеприведенных толкований церковных канонов Зонары, Вальсамона, преподобного Никодима Святогорца, священноисповедника Никодима Милаша видно, что под «еретиком, коснеющим в ереси», которому «не позволяется входить в дом Божий», церковные каноны понимают еретика, который не готов оставить свою ересь и принять православную веру. А отец Георгий Максимов в обсуждаемом видео предлагает своё личное толкование, противоположное толкованию Церкви, объясняя, что к «коснеющим в ереси» следует относить не всех еретиков, а только тех еретиков, «от кого можно ожидать оскорбления святынь храма, либо тот еретик, который приходит в храм заниматься прозелитизмом» (примерно с 19 минуты 56 секунды видео). А поскольку таких еретиков по большому счету никто не видел в наших храмах, то он спокойно относится к их [католиков] присутствию в православных храмах. 

Однако, как мы видим, позиция Церкви и мнение отца Георгия прямо противоположны по этому вопросу.
 
Теперь, когда главная «изюминка» видео отца Георгия Максимова, а именно замалчивание церковного понимания канонов, раскрыта, можно кратко обсудить другие ложные тезисы этого видео отца Георгия Максимова. 

Например, относительно ссылки отца Георгия на высказывания патриарха Григория Схолария. 

Во-первых, этот Константинопольский патриарх не канонизирован, и называть его святителем, а также показывать его с нимбом, как это сделано в видео, - это значит вводить зрителей в заблуждение, что для православного священника недопустимо. Во-вторых, нет прямых ссылок в трудах этого патриарха, где он бы говорил то, что ему приписывается в видео. А ссылка на книгу некоего писателя А. В. Занемонеца как на доказательство слов патриарха не может иметь вес в данном споре. 

Насчет ссылки на слова епископа Димитрия (Хоматина). Этот епископ также не канонизирован Православной Церковью, и его мнение не может иметь значение в данном случае. 

Вообще странно, что в видео в принципе приводятся мнения не святых отцов, а неканонизированных лиц.

Относительно упоминания опыта святителя Иннокентия Московского (Вениаминова). Отец Георгий Максимов в одном из комментариев под видео, пишет следующее: «А возможность нахождения неправославных в храме - напротив, это норма, так было на протяжении более тысячи лет». Однако, норма определяется в Православной Церкви канонами. Каноны Церкви, как это было уже выше указано, строго запрещают нахождение еретиков в храме. Католики - еретики. Следовательно, им строго запрещен вход в храм, если они не обещают отказаться от ереси. 

Однако таких канонов-запретов о нахождении в храме нет в отношении язычников, по крайней мере, в отношении тех людей, которые только начали изучать Христианство. Так что не надо отцу Георгию смешивать в одну кучу под названием «неправославные» и еретиков, и язычников. Они являются двумя группами совсем разных людей: язычники только приступают к познанию правильной веры во Христа, еретики же, изучив веру, приняли ложные понятия о Христе. Соответственно, правила Церкви в отношении этих двух групп людей различны. 

Этим различием и послаблением для язычников как раз и пользовался свт. Иннокентий Московский (Вениаминов) в своем общении с инородцами, как об этом послаблении справедливо заметил отец Георгий Максимов, правда забыв почему-то сказать, что под инородцами в России понимались не еретики, а коренные народы Сибири и Средней Азии, юго-восточной и северо-восточной части Европейской Рос­сии. Очевидно, что этот опыт святителя Иннокентия по допуску в храм язычников («инородцев») не применим в отношении католиков, в отношении последних действует 2 канона Вселенской Церкви, то есть запрет на вхождение в православный храм. 

Насчет упоминания послов князя Владимира нужно заметить следующее. Послов не просто так из вежливости пустили в храм, но была важная причина христианам сделать это. Послы князя Владимира прямо пришли в храм изучить веру, такова у них была задача от князя. Поэтому их и допустили в храм на богослужение. 
 
Об этом прямо написано в житии святого равноапостольного князя Владимира: 
«И рекоша к нему боляре его и старейшины: никтоже когда свое что хулит, но паче хвалит. Ты же великий княже, аще хощеши достовернее истину познати, имаши множество людей мудрых, посли от них изряднейшия по различным землям и народам, да увидят, и уведают всякую веру, и како кто служит Богу своему. И потом возвратившееся, известят тебе и нам о всем подробно, и совершенно, яко самовидцы. Такового совета Владимир послушав, посла мужи смысленная и разумныя в различные земли, соглядати веры и службы коегождо народа и языка. Они же прошедше многия страны и царствия, приидоша послежде и к Царьграду, и сказаша царям Греческим вину пришествия своего. Цари же возрадовашася, и абие святейшему патриарху о них возвестиша, патриарх же повеле украсити церковь, и сотвори праздник, и облечеся в дражайшия святительские облачения со многими епископами и священники, и совершаше Божественную Литургию. Приидоша же к Литургии цари с посланными от Владимира, и введшее их в церковь, поставиша на таковом месте, отнюдуже им вся видети и слышати удобно бяше».  

То же самое было и с княгиней Ольгой: она публично озвучивала, что хочет изучить православную веру, перед тем, как зайти в храм. 

Вот как об этом говорится в житии святой Ольги: 
«Она же истинного Богопознания желанием возбуждаема, яко неленива, восхоте сама ити к Греком, и своими очесы видети чин службы христианския, и совершенно уведати, яко о истинном Бозе. Поемши убо с собою некия от Российских нарочитых боляр и дворян, пойде со многим имением в кораблях к Царюграду, и прията бысть тамо с великою честию от царя и патриарха, имже и дары многи, таковых лиц достойныя, принесе, и поучишася тамо вере христианской, по вся дни послушающи со усердием словес Божиих, и присматривающися красотам церковным, пению же, и всему чину христианского благочестия. И распаляшеся сердцем в любовь Божию, веровати в Него несумненно, и желаше приятии Святое Крещение». 

Таким образом и послов князя Владимира, и княгиню Ольгу допустили присутствовать на богослужении в православном храме именно потому, что они публично объявляли своё желание изучить православную веру и принять её, если она окажется Истиной. 

Осталось в заключение ответить на вопрос: а зачем священник Георгий Максимов снял такое видео, в котором полно лжи о каноническом учении Церкви на запрет посещения еретиками православных храмов? Версия о том, что отец Георгий не знает то, что здесь написано, является абсурдной: отец Георгий великолепно образован, является автором множества статей и книг по догматическим, каноническим и иным вопросам православного вероучения. У меня нет точного ответа на этот вопрос. Возможно, это подготовка психологической почвы к приезду папы римского в мае 2020 года, как об этом писали СМИ летом. А может на это есть другие причины. Спросите, пожалуйста, отца Георгия об этом при случае. 


Источник: https://www.apologet.spb.ru/ 

__________________
См. также: 


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100