Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

свт.Василий об инославии
Не приносит славы имени Божию тот, кто дивится учению инославных.
Свт. Василий Великий о православных

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

Прп.Иустин об экуменизме
Экуменизм – это общее имя для лжехристианств, для лжецерквей Западной Европы. В нем находится сердце всех европейских гуманизмов во главе с папизмом. Все эти лжехристианства, все эти лжецеркви являются ни чем иным как ересью во всех отношениях в другой ереси. Ее общее евангельское имя – всеересь.
Прп. Иустин (Попович)

Свт.Феофан о власти
Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.
Свт. Феофан об отношении к власти

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Золотой Гриц»: День памяти блаженного Григория Седневского
13.10.2019

2019-10-13.jpg
 «Золотой Гриц»

Каждый подвиг христианского самоотвержения связан с теми или иными лишениями: нелегко человеку, склонному к чувственным удовольствиям, отказываться от них, истощать плоть свою постом и воздержанием; нелегко также пристрастному к богатству раздать свое состояние и жить в евангельской нищете; человеку, привыкшему к славе и почестям, – вступить в безызвестную жизнь... Но отказаться от ума – лучшего украшения человеческой природы, как это мы видим в юродивых, – для каждого должно, конечно же, показаться труднейшим подвигом, лишением, с которым не может сравниться никакое из мыслимых самолишений. В разуме Бог положил существенную черту в нас Своего великого образа (см.: Еф. 4, 22–23), и потому с отрешением от ума, этого благодатного дара Неба, с которым ничто не может сравниться в мире видимом, человек теряет все, что составляет истинное его величие, истинное его достоинство. И при здравом уме – т. к. юродивые о Христе были людьми истинно мудрыми, по слову апостола: Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1 Кор. 3, 18) – принять на себя вид безумного – жертва великая.

Григорий Акиндинович Мирошников, или «золотой Гриц», как его называли, родился 30 сентября 1821 года в селе Кучиновке Городнянского уезда Черниговской губернии, в бедной семье казенных крестьян. Безотрадно было детство мальчика! Сначала заболела его мать и от болезни потеряла зрение; потом, когда Григорию исполнилось шесть лет, умирает его отец, а затем и сестра. С малолетним сыном слепая мать поневоле избирает единственно доступный ей способ существования – нищенство. Мальчик делается поводырем матери в хождении по селу за «кусочками хлеба».

В 10 лет Григорий потерял и мать. Несколько лет нищенствовал в Кучиновке, но постоянного пристанища не имел: ночевал летом под плетнями, зимой – у кого случалось. В эти годы определились в нем те черты характера, которые впоследствии, развившись, прославили его как юродивого. Кучиновские старожилы помнили одну особенность мальчика, отличавшую его от сверстников: видя нарисованный на земле крестьянскими детьми крест, Грица всегда останавливался пред ним, клал земной поклон, целовал его и осторожно обходил кругом, чтобы не ступить на него ногой.

Односельчане считали Грица малоумным и смотрели на него как на шута. Особенно досаждали ему уличные мальчишки, но он сам ни с кем не бранился, никого не преследовал, только в минуты сильнейшего огорчения становился к забору и бился о него головой.

В 13 лет Гриц пошел нищенствовать в другие села и, служа поводырем у слепых, пришел с ними в местечко Седнев, которое и выбрал постоянным местом своего жительства.

Сначала Гриц поселился под колокольней Покровской церкви, где прожил лето и зиму среди собак, которых любил и кормил; они и согревали его в холодное зимнее время. Потом переселился под торговые лавочки, где также проводил время в обществе собак. Когда же ближе познакомился с жителями Седнева, то разместился на чердаке сарая у казачки Анастасии Шудрихи. Здесь он устроил себе конурку, которую называл своим «кабинетом». В «кабинете» лежали вещи, приносимые им из разных мест: чучела, деревянные и железные молоты, различные палки, камни, железные обручи, оловянный крест весом в 10 фунтов и т. п. Но особенно много было разных книжечек с описанием жизни святых и молитвами Богородице, которые он раздавал встречным.

Внешний вид Грица сразу привлекал к себе внимание: среднего роста, худощавый, с продолговатым бритым лицом, русыми волосами, глубокими задумчивыми глазами. Ходил он босой или в цветных сапогах, с палкой в руках, иногда в меховой еврейской шапке, одетый в дырявый халат, накинутый на плечи. Но это был не единственный костюм, в котором можно было видеть юродивого. Однажды он пришел в Кучиновку в одежде из разноцветных лоскутков. На недоумение по этому поводу родственников сказал им, что один пан сшил ему много разных костюмов, но Гриц раздал их «по людям»; тогда пан спросил его, какой костюм нужно сшить, чтобы он, Гриц, сам носил его. На это Гриц ответил: «Поший мине платье из разноцветных лоскутков, щоб я був царь лоскутников»; желание было исполнено и – «от я теперь царь лоскутников». Дорогие одежды Гриц не носил, а отдавал беднякам; равно как никогда не носил он и зимней одежды. В самые лютые морозы блаженный часто ходил босой и выстаивал в холодной каменной церкви иногда по несколько часов.

Характер у Грица был редкий: под личиной внешней грубости таилась кроткая, любящая, незлобивая детская душа. Ко всем он относился с любовью: богатый то был или бедный. Где была скорбь, туда приходил обыкновенно Гриц и своим присутствием, словом, а иногда и делом облегчал страдания.

Так, седневский помещик Л. рассказывал, что он постоянно звал к себе Грица обедать, однако тот никогда не соглашался. Но однажды Гриц явился сам и попросил принести обед. Когда обед ему подали, он забрал его и отнес на конец села к бедной больной вдове, и так делал ежедневно до ее выздоровления.

Грица любили все знавшие его; он был свой человек в каждом седневском доме. Чтобы отклонить уважение, с которым к нему все относились, юродивый часто позволял себе проделки, каких от него не ожидали, например: брал трубку с табаком в рот, папиросы, нюхал табак. Иногда в постные дни, которые очень чтил, позволял себе есть скоромное, но делал это только в тех случаях, когда находил нужным остановить чей-либо греховный поступок или злоязычность.

Желая всем добра, Гриц порой указывал, с целью исправления, тем или другим лицам на их порочную жизнь, но совершал это прикровенно, в шуточной форме. Раз был такой случай. Ночевал Гриц на постоялом дворе с одним знакомым. Гриц уже лег спать, а последний перед сном стал молиться Богу, при этом пересчитывал свои добрые дела, какие когда-либо сделал; блаженный заметил ему шутливо с постели: «Лохмотьев-то моих не забери».

Юродствуя Христа ради и желая быть Христовым, Гриц «распинал плоть свою со страстями и похотями» (см.: Гал. 5, 24). Он вел строго воздержанную жизнь, не употреблял мясной пищи и не пил вина. Кроме этого он прибегал еще и к другим средствам. Так, бывая в Киеве, блаженный избирал следующий вид самоунижения. Проходя по киевским улицам и встречая кого-нибудь из прохожих, кто казался ему человеком сердитым и жестоким, он, скрежеща зубами и сверкая глазами, делал вид, будто хочет ударить его. Прохожий за то иногда бил его, издевался или же отводил в часть, где Грица запирали вместе с арестованными, морили голодом по несколько дней и часто очень сильно секли розгами. После таких побоев Гриц благодарил своих истязателей и с особенной похвалой отзывался о более жестоких из них. Предавал он себя истязаниям иногда по несколько раз в день, пока, наконец, не стали догадываться, что он верно раб Божий, и перестали бить его и оскорблять.

Кроме этого рода самоунижения и изнеможения блаженный на колене постоянно поддерживал рану, неизвестно вследствие каких причин открывшуюся у него. Чтобы рана не заживала, он растравлял ее известью, истолченным стеклом, золой и другими едкими веществами. Рана причиняла ему большие страдания, но он тщательно скрывал это от всех. Только однажды, случайно, в минуту откровенности Гриц сказал одному из знакомых, что эта рана для него очень дорога – «дороже миллиона».

Жизнь вел подвижник простую, скромную; определенных занятий не имел, хотя всегда чем-то был занят. Любимейшим удовольствием его было посещение храма Божия. Ходил он в каменную Воскресенскую церковь, где ставил пред образами много свечей – фунтов по десяти и более, особенно в большие праздники.

В базарные дни Гриц ходил по торгу, раздавал поселянам крестики, многих из них предупреждал о чем-либо или давал совет. Бывая в Киеве, также раздавал богомольцам крестики и образки, а нищим деньги и вещи, приобретенные на подаяние. Киевские нищие и дали ему, как думают, название «золотого Грица» – за его любовь к ним и щедрую милостыню.

Слывший долгое время за глупца, юродивый в действительности был очень умен, сметлив и дальновиден. Взгляд на вещи имел здравый, суждения высказывал верные, только обыкновенно в такой форме, в которой трудно было сразу понять их. Хотя грамоты он не знал, но умел подписывать кое-как свое имя. Письма, которые ему приходилось посылать в разные места, писали ему другие, и в этих письмах был виден тот же загадочный Гриц: верные мысли заключались в пустых, по первому впечатлению, фразах, ясный смысл которых понимали только их адресаты.

Все, кому приходилось слышать о Грице, искали его знакомства. Принимали Грица у себя и Черниговский епископ Павел, и Киевский митрополит Филарет; оба оказывали ему особое внимание, удостаивали своей беседы и дарили свои подрясники, которые блаженный также отдавал бедным.

Подвигами самоотречения и любви душа Грица возвысилась до прозрения будущего. В Седневе не было человека, которому Гриц не предсказал бы чего-нибудь знаменательного в его жизни, что не исполнилось бы впоследствии, хотя обыкновенно свои предсказания прикрывал таинственностью, и ясный смысл их открывался уже после их исполнения.

Незадолго до смерти Императора Николая I, несмотря на то, что и слухов о его болезни не было, Гриц неоднократно спрашивал: «Чи здоров наш Государь?» В скором времени получена была весть о его кончине.

Однажды юродивый снял портрет Корнилова, бросил его на землю и разбил вдребезги. На вопрос, зачем он это сделал, ответил: «Не нужен он больше». И что же? Спустя несколько дней получено было известие, что адмирал Корнилов убит. Но когда односельчане специально обращались к нему за предсказаниями, он отвечал: «Почем я знаю, чи я цыган?»

Скончался Гриц 22 февраля 1855 года. Редко в скромном сельском храме бывало такое стечение людей, как в день его погребения. Множество народа пришло отдать последний долг своему любимцу. Все прощались с ним как с родным.

О глубоком уважении, которое имели к человеку Божию знавшие его, говорит и то место, где он был похоронен – на погосте Воскресенской церкви, и та приличная плита, которая была положена на его могиле любящею рукою, и та надпись, какая была сделана на этой плите: «Здесь покоится прах доброго человека Григория Мирошникова, умершего 1855 года февраля 22 дня. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное».

В 1930-е годы XX века Воскресенский храм был закрыт, летом 1961 года останки блаженного Григория перезахоронили на центральном кладбище поселка Седнев. К 2006 году на могиле был установлен каменный крест и плита с портретом подвижника, горит неугасимая лампада, клирики Черниговской епархии УПЦ МП служат панихиды.

Подготовила Ксения Миронова

По книгам: Жизнеописания отечественных
подвижников благочестия XVIII и XIX веков.
Сентябрь. Введенская Оптина Пустынь, 1997;
Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа
ради юродивые Восточной и Русской Церкви.
М., 1902.


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100