Гордость и слава России: Подводный флот Государя
22.10.2019
Сегодня мало кто знает, что подводный флот, гордость и слава России, был создан Государем Николаем II лично, при его деятельном участии, вопреки мнению большинства военачальников, правительственных и думских чиновников. Все важнейшие дела и приказы касательно флота он утверждал сам, и за кратчайший срок ему удалось создать совершенно новый род войск и вывести их на первое место в мире. Об этом сегодня наш рассказ – мы должны восполнить пробелы в нашей исторической памяти.
С 1903 по 1917 год Государь Император организовал постройку 67 и покупку 11 подводных лодок. Технически они были настолько надежны, что несколько из них прошли две мировых войны. К проектированию их Морское министерство России приступило еще в 1900 году. Все работы надлежало вести в строжайшей тайне.
Была создана «Строительная комиссия подводных лодок», возглавил которую талантливый инженер-кораблестроитель И.Г. Бубнов. В соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н. Беклемишевым и инженером-механиком И.С.Горюновым он разработал проект первой отечественной боеспособной подводной лодки «Дельфин». Испытания проходили в отдельных помещениях и бассейнах при Балтийском судостроительном заводе в Петербурге. 29 августа 1903 года первую, почти готовую лодку «Дельфин» посетил Государь Николай II. Он заслушал доклад Бубнова и пожелал «успеха при дальнейших постройках». После этого проект получил более широкое финансирование, и работы пошли по всем направлениям.
С благой инициативой помочь Государю выступил граф Л.М. Кочубей. Он получил полную поддержку, и 6 февраля 1904 года был создан «Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Средства, привлеченные комитетом, тоже шли на строительство и переоборудование подводных лодок.
В марте 1906 года Высочайшим указом Государя в Либаве был создан первый в мире учебный отряд подводного плавания. Его задачей было готовить кадры подводников, принимать новые субмарины от промышленности, укомплектовывать их и вводить в строй. Для начала в отряд были отобраны 7 офицеров и 20 матросов.
По каким же критериям шел отбор? По самым высоким:
«Каждый человек, выбранный на службу на лодках, должен быть высоконравственный, не пьющий, бравый, смелый, отважный, не подверженный действию морской болезни, находчивый, спокойный, хладнокровный и отлично знающий свое дело». И такие люди нашлись, и всею душой откликнулись на призыв Государя послужить России.
В состав первого отряда были переданы все наличные лодки Балтийского флота: «Пескарь», «Белуга», «Сиг», «Минога» и др. Обучение офицеров-подводников длилось 10 месяцев, причем учились они не в классах, а прямо в море, на лодках. Тонули, горели, садились на мели, старались все продумать и предусмотреть, уточняли инструкции и правила для тех, кто потом поведет свои «Барсы» в боевые походы. Благодаря интенсивной деятельности отряда уже в 1907 году был произведен первый выпуск 68 офицеров. И в дальнейшем здесь готовили отличных специалистов, сумевших достойно представить Русский подводный флот в годы Первой мировой войны.
По железной дороге лодки перевозили во Владивосток и сдавали в строй Сибирской военной флотилии. К концу лета 1905 года там было уже 13 боевых единиц. Так этот город на дальних рубежах страны вошел в историю как колыбель Императорского подводного флота.
Русско-японская война стала первой в мировой истории, где участвовали подводные лодки. Ни в одной стране еще не было выработано осмысленного взгляда на их роль в составе флотов. Морскому ведомству России приходилось разрабатывать планы их использования, не имея никакого опыта. Командир «Сома» князь, лейтенант Владимир Трубецкой так писал об этом: «Все приходилось делать впервые, даже придумывать командные слова для управления лодкой: «По местам стоять. К всплытию», «К погружению», «Продуть балласт», «Осмотреться в отсеках». Многие из этих «придуманных команд» сохранились до наших дней: в Царской России умели создавать прочные основания и для слов, и для дел, и для вооружений...
Вот еще один малоизвестный факт: даже в осажденном Порт-Артуре шло строительство подводных лодок. Японцы знали об этом, слухи появились в газетах. И уже самим фактом своего существования первые подводные лодки удержали японцев от штурма Владивостока и защитили русскую землю от военного вторжения иноземцев. Война с японцами была проиграна, флот понес большие потери, но именно там, на Дальнем Востоке, вырастал, обретая первый боевой опыт, новый высокотехничный подводный флот.
С 1 апреля 1908 года подводные лодки, зачисленные в порту Владивостока, получили новое наименование – «Отряд подводного плавания Тихого океана». Высочайшим приказом от 22 декабря 1908 года заведующим отрядом был назначен капитан второго ранга К.П. Иванов-Тринадцатый.
Инженерная мысль и технологии эпохи Императора Николая II намного опередили время. Наиболее совершенной была тогда подлодка «Барс». На ней был установлен радиотелеграф, приборы ультразвуковой сигнализации, перископы с гидравлическими приводами и др. Спустя несколько лет была создана лодка с 12-ю торпедными аппаратами, крупнокалиберными пулеметами и двумя артиллерийскими установками. Одна из лодок этого типа «Пантера» участвовала в двух мировых войнах и была выведена из состава флота только в 1955 году – уже в ядерную эпоху!
А огромное спасательное судно-катамаран «Волхов» с 1913 года и по сей день находится в составе ВМФ России и продолжает поднимать затонувшие объекты со дна морского. Это уникальный свидетель блистательной эпохи правления Николая II, старейшее в мире и одно из самых совершенных судов в своем классе. 18-метровые грузоподъемные фермы позволяли «Волхову» поднимать затонувшие подводные лодки, проводить их обслуживание, ремонт и водолазные работы. За время его пребывания в составе ВМФ было поднято более 150 затонувших объектов, включая 10 субмарин.
«Волхов» был заложен 12 ноября 1912 года в Петербурге на Путиловской верфи под руководством полковника А.П. Шершова. В тот же день проходили торжественные церемонии закладки шесть эскадренных миноносцев и два легких крейсеров. Более того, за два года до Первой мировой войны в старинном русском городе Ревеле (ныне эстонский Таллин) были построены три крупные верфи для расширения производства подводных лодок. Так стремительны были темпы строительства судов в дореволюционной России.
Не стоит село без праведника и город без святого, гласит народная пословица. Государем Николаем II были основаны города и порты, тесно связанные с судьбой подводного флота: Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск), порты Дальний, Поти, Туапсе, Александровск (ныне г. Полярный), был реконструирован порт Новороссийск...
…Кто измерит труды и силы Государя, отданные горячо любимой России? Кто сочтет его подвиги и заслуги? Будем благодарны Господу за то, что даровал нам такого Царя…
По материалам фотоальбома И.А.Трушиной
«Русский Царь Николай II Александрович –
основатель подводного флота России».
Санкт-Петербург, 2018 г.
___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям.
Телефон редакции: 89153536998.
См.также:
<-назад в раздел