И во-вторых… Если мы будем поминать тех, кто погиб в автокатастрофах, то нам с железной необходимостью следует ввести и особый день поминания тех, кто погиб в авиакатастрофах, и особый день для тех, кто погиб в кораблекрушении… А ведь немало людей гибнет от удара электротоком или от отравлений… Сейчас стала модной тема домашнего насилия, — так не учредить ли нам, следуя светской моде, день памяти жертв домашнего насилия? В конце концов, придётся задействовать весь спектр многообразных причин смертей человеческих.
Но беда-то в том, что, искусственно создавая такие дни, мы отвлекаемся от главного — от духовного постижения таинства смерти, от необходимости молиться за человека, какой бы смертью он ни умер. Мы вольно или невольно переключаем внимание с самой смерти на её причину, — а полезно ли это?
И в-третьих, — может быть, это самое главное, что мне хотелось бы сказать: создавая особый день для поминовения жертв автокатастроф, мы, пусть невольно, но возвеличиваем этих людей, бросаем на них отсвет страдальчества, мученичества, создаём подобие невинной жертвы… А так ли это?
И ещё… Мы рискуем раствориться в светскости.
— Но подумайте: хотим мы этого или нет, а смерть в автокатастрофе стала сейчас самым распространённым видом внезапной смерти… Само по себе это, по-моему, требует осмысления. И разве Церковь не должна как-то отреагировать на такое положение?
— Да, должна. И прежде всего — строгими церковными прещениями в адрес коррупционеров. Разумеется, те, кто безчинствует на дорогах, те, кто садится пьяным за руль, те, кто нарушает правила дорожного движения, — они виновны. Правила дорожного движения написаны кровью — как и святые каноны. Но гораздо более виновны те, кто выпускает этих безчинников на дорогу. Это инспекторы ГИБДД, да и вообще вся нынешняя система дорожной инспекции, построенная на чудовищной коррупции. Преступником прежде всего является тот, кто укрывает и покрывает этих беззаконников — за презренные деньги продаёт кровь человеческую; тот, кто у плохих водителей не отнимает права, кто не заботится о должном обучении водителей, кто за деньги выпускает на дорогу неумех и амбициозных дураков.
— Я хотел бы так поставить вопрос: ежедневно на дорогах мира гибнет огромное количество людей, — гибнет внезапной и по большей части мучительной смертью… Нельзя ли усмотреть в этом некий Промысл Божий относительно современного общества?
— Думаю, что да, можно. Думаю, что такой смертью человек получает очищение от грехов своих — явных и тайных и, главное, неисповеданных. Учитывая то, как мы исповедуемся, и учитывая то, что большая часть населения не исповедуется вовсе, можно предположить, что Господь использует для нашего спасения и такое горькое лекарство. А с другой стороны, через такую смерть может осуществляться не только очищение и спасение, но и наказание: известны нередкие случаи, когда убийцы и иные злодеи гибли именно в результате автокатастрофы. И это добавочный повод, чтобы не устраивать тут особого поминовения.
— Но ведь даже если не говорить о жертвах, всё равно положение дел на современных дорогах внушает ужас: такого количества автомобилей, таких чудовищных пробок не бывало никогда…
— Да, это действительно что-то апокалипсическое. Когда бывало такое, чтобы в одной семье имелось две, а то и три машины?.. Отчасти к тому есть объективные причины: в годы перестройки значительно пострадала система общественного транспорта, а когда она стала восстанавливаться, было уже поздно. С другой стороны, владение автомобилем стало своего рода символом власти и богатства. Человек чувствует себя «униженным и оскорблённым», если не может сесть за руль собственной автомашины. К сожалению, очень многие связывают своё достоинство и свою дееспособность с личным автомобилем. Не нужно говорить, насколько это не по-христинански и не по-человечески и насколько это убивает жизнь — в прямом и переносном смысле. Автомобиль выбрасывает в атмосферу огромное количество грязи, но эта грязь — лишь щепотка по сравнению с тем убийством природы, которое происходит при производстве только одного авто. А потом это авто выходит из строя или, хуже того, выходит из моды — и идёт на ужасные автомобильные кладбища!.. В советское время разбитые машины утилизировались: экономика была настроена на максимальное использование ресурсов. А сейчас — нет. Сейчас ресурсы разбазариваются со страшной силой.
— Какой же из этого может быть выход?
— Выход может быть только один: покаяние всего общества и переход его к аскетической, ресурсосберегающей модели. А если брать более частные случаи, то ученикам автошкол следовало бы усиленно внушать правило преп. Амвросия Оптинского: «Никого не обижать, никого не осуждать — и всем моё почтение». В самом деле: уважительность друг к другу на дорогах — это лучший гарант безопасности водителя. Ведь три четверти аварий происходят от водительского взаимного хамства. Когда этот горделивый хамский дух, ведущий на дно адово, будет истреблён в сознании людей, тогда-то и можно будет говорить о безопасности. Однако, учитывая нынешнюю остервенелость и безбожность, боюсь, что дух мира от нас ещё далёк, и если мы к нему придём, то только через большую кровь.
___________________
См. также:
<-назад в раздел