Вторник, 10 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Прп. Серафим о монархии
В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть православного царя.
Прп. Серафим Саровский о монархии

Св. Косма Этолийский о папе
Папа – это антихрист... Папу проклинайте, потому что он станет причиной (отступления).
Св. Косьма Этолийский о ереси католиков

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Тревожный признак обмирщения православного сознания: О торговле «снедями» в храмах и возле них
Тревожный признак обмирщения православного сознания: О торговле «снедями» в храмах и возле них

03.12.2019


«Нам не свойственны торги, бывающие в местах,
где чествуются мученики. Ибо не для иного чего
обязаны христиане приходить в мученические храмы,
или на места близ оных лежащие, как для молитвы,
и для того, чтобы, воспоминая твёрдость святых,
подвизавшихся за благочестие до смерти, сами
возбуждались к подобной ревности
».
Свт. Василий Великий [1]

«Тревожным признаком обмирщения православного сознания,
умаления церковности, духовного ослепления является
всё усиливающаяся коммерциализация многих сторон
приходской жизни
. Материальная заинтересованность всё чаще
выходит на первое место, заслоняя и убивая всё живое и духовное».

Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий Второй [2]

Среди множества проблем нашей церковной жизни есть одна, на которую обращается совсем мало внимания. Между тем, проблема эта является ярким проявлением обмирщения в Церкви и требует решения. Речь идёт о продаже продуктов питания внутри храмов и на прихрамовой территории.

Согласно 76-му правилу Шестого Вселенского Собора (VII в.),

«никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием Своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоан. 2:15–16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».

Таким образом, под угрозой отлучения от Церкви святые отцы запретили торговлю в храмах и возле них, особо оговорив это для «снедей», то есть продуктов питания.

Священноисповедник Никодим (Милаш) в толковании на указанное правило указывает, что цель его –

«сохранить св. храм и всё вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли (Ин. 2:16), так как это – дом молитвы (Мф. 21:18)» [3].

Отметим, что правило распространяется не только на сам храм, но на пространство «внутри священных оград», то есть на прихрамовую территорию, как это указывается и в толкованиях авторитетных канонистов – Вальсамона и Зонары [4].

Священноисповедник Никодим пишет:

«священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, всё, что окружает св. храмы (αί των θείων ναών ά᾿πασαι περιοχαί, omnia sanctorum templorum septa), и на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое προπύλαιον или προαύλιον (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись».

Воистину, нет ничего нового под солнцем! Сегодня у нас объекты торговли располагаются в основном как раз со стороны паперти. Нередка ситуация, когда при входе на церковную территорию первыми встречают человека торговые (в т. ч. продуктовые) лавки… Здесь, выражаясь в маркетинговых терминах, наибольшая «проходимость торговой точки».

Относительно «снедей» наиболее вопиющее нарушение – это продажа продуктов непосредственно в стенах храма. Если в отношении реализации товаров, имеющих значение для церковной жизни (православная литература, свечи и пр.), ещё может быть какое-то снисхождение, то чем извинить продажу прямо в храмах разнообразных шоколадочек, конфеток и т. п.? Мы в храмах должны на шоколадки глядеть и покупать их? Не горька ли духовно эта плотская сладость? «Сне́ди сла́дкия виде́нием сме́рть исхода́таих, и стра́нен ея́ ра́ди Бо́жия сла́вы и жи́зни яви́хся» [5]…


 

Свято-Елисаветинских «ангелочков» из Белоруссии
можно встретить и в храмах Москвы


Не менее постыдна торговля непостными продуктами (в том числе в монастырях) во время однодневных и многодневных постов. В продуктовых лавках возле храмов можно во время поста запросто приобрести, например, мороженое. Автор этих строк неоднократно наблюдал это, например, возле храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (г. Москва). Как Церковь может говорить миру о значении поста, как мы можем быть, по выражению Евангелия, «солью земли» и «светом миру», позволяя такое?..

Торговый кураж доходит до того, что во время Божественной литургии у храма продолжается торговля, в том числе съестным. Продавцы церковных лавок не идут на литургию, а «захожане» чётко видят приоритеты: богослужение идёт, торговля не прекращается.

Наши благочестивые предки этого бы не поняли. Традиционное для Руси отношение к этим вопросам выражено в указе императора Павла Петровича, в котором запрещена всякая торговля во время литургии:

«В праздничные дни, так называемые двунадесятые, в торжественные императорской высочайшей фамилии и в воскресные никаких торгов и продаж не производилось, кроме съестных припасов, кои дозволить в помянутые дни продавать с утра до начатия обедни и потом продолжать с окончания оной до позволенных часов вечера»[6].

Впрочем, ещё за четырнадцать веков до императора Павла святитель Василий Великий строго учил:

«Если другие прежде нас нарушили обычай, имевший силу у святых, и вместо того, чтобы молиться друг за друга, вместе со многими покланяться Богу, проливать пред Ним слезы, умилостивлять Его за содеянные нами грехи, благодарить за Его благодеяния и назидаться словом утешения, что, как известно, и в наше время еще соблюдалось, если в замен этого и место, и время обращают в торг, игрища и общий рынок, то не прилично нам следовать сим людям и участием в деле утверждать нелепое нововведение. Напротив того, должны мы подражать собраниям, какие описывают в евангелиях, при Господе нашем Иисусе Христе, и исполнять, что предписано Апостолом, как близко подходящее к такому примеру. Пишет же так: "Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию" (1Кор. 14, 26)»…

Притом, что продажа продуктов питания «внутри священных оград» стала совершенно обычной, в некоторых приходах и монастырях она осуществляется в особом масштабе – сразу в нескольких торговых точках. Так, после перевода архиепископа Алексия (Фролова) в Кострому в 2010 году территория московского Новоспасского монастыря, в котором он был наместником, стала порой напоминать продуктовый базар: открылась «трапезная», а также киоски. Отметим, что владыка Алексий, молитвенник и аскет, с Божией помощью без продуктового базара восстановил и содержал Новоспасскую обитель…

 
 
«Трапезная паломника» и киоски в Новоспасском монастыре
 (г. Москва).

Ещё одна проблема, связанная с реализацией продуктов при храмах, — использование на упаковке изображений сакральной реальности. Это не только мультяшные «ангелочки» Свято-Елисаветинских грильяжей из Белоруссии, но и, например, образ прп. Сергия Радонежского на подарочных наборах сладостей в Троице-Сергиевой лавре…