Воскресенье, 29 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

Прп.Иустин о папе
На втором Ватиканском соборе в наши дни так упорно и искусно защищалась неприкосновенность догмата <о непогрешимости папы>, ставшего эпохальным событием для Европы, особенно – ее апокалипсиса, в который она уже вступила. Этим догматом европейский гуманизм пришел к своему идеалу и идолу – человек провозглашен верховным божеством, европейский гуманистический пантеон получил своего Зевса.
Прп. Иустин (Попович)

Свт. Серафим о предках
Вера предков сияла Православной, Апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений и настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после крещения Русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали.
Свт. Серафим (Соболев) о ревнителях Православия

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Прп. Паисий о времени
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец

Прп. Никодим Святогорец о католиках
Латиняне являются многочисленными еретиками.
Прп. Никодим Святогорец о католиках

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Мы тоже стреляем по врагам»: Беседа с художником Василием Худяковым
26.12.2019
           
Cегодня гость нашего номера – художник Василий Леонидович Худяков. Он окончил пейзажную мастерскую Академии живописи, ваяния и зодчества им. Глазунова. В настоящее время преподает в Московском академическом художественном училище и является аспирантом Российской академии художеств. С ним встретился наш корреспондент, предлагаем запись состоявшейся беседы.

2019-12-26.jpg

– Василий Леонидович, расскажите немного себе.

– Родился в Челябинске, окончил там художественную школу и училище, в 2004 году поступил в Московскую академию. Учился в пейзажной мастерской. Три года мы обучались все вместе, а потом началось разветвление: кто-то ушел на портрет, кто-то в мастерскую «Историческая картина», а я выбрал пейзаж. Очень люблю природу, тонко чувствую такие природные состояния, как вечер, раннее утро, туман, солнечный свет...

– Творчество каких классических мастеров Вас более всего вдохновляет?

– Одна из моих любимейших работ – картина Ивана Ивановича Шишкина «Среди долины ровныя стоит высокий дуб». Она находится в Киевском художественном музее. Когда мы были там, меня просто потрясло. Сколько я стоял перед ней, даже не помню. Ну, вроде бы пейзаж, ничего особенного: поле, дорога, на переднем плане этот мощный дуб, а на горизонте – панорама с лесными далями. Но я чувствовал, что эта картина сильно толкает меня к патриотизму, к чему-то доброму и высокому. Это было настоящее торжество духа!

Мне очень близок и Левитан. Он любил Церковь и писал на духовные темы. Посмотрите на его картины: «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Над вечным покоем». У меня даже мурашки по коже! Мне хочется идти в эту тихую обитель. Его работы сами по себе пробуждают веру в сердце человека.

– В академию Вы поступили уже верующим человеком?

– Да, я принял крещение, когда заканчивал училище. Тогда сразу поменялось все мировоззрение. Резко отказался от многого, от привычного круга друзей и развлечений. Мне это стало совсем не интересно.

– А что Вас подтолкнуло к вере?

– С нами учились верующие девушки, их пример меня и вдохновил. Я вдруг понял, что все происходившее со мной до того не имеет никакого смысла. И сознательно пошел в храм, покрестился. Потом женился, и мы с супругой сразу повенчались.

– Кто преподавал вам в академии? Вы застали Павла Рыженко?

– Да, он был очень трудоспособный, работал сутками напролет. Может быть, это и подорвало его здоровье. У него хорошо получалось раскрывать тему Царской Семьи, подмечать и выражать тонкие духовные вещи. К сожалению, в наше время такие темы мало кто берет, а ему это удавалось.

– А когда Вы написали свою первую историческую картину?

– У нас в академии перед дипломом пишется малая картина. Я писал «Опричники и бояре» во времена Царя Ивана Грозного. Сейчас эта картина висит в коридоре в академии. Тема очень сложная, я тогда до конца ее и не понял. А теперь думаю, что это был необходимый переходный этап, и его нельзя вычеркивать из жизни. Быстро ничего не сделаешь, не напишешь. Чтобы воплотить какой-то замысел, надо долго обдумывать костюмы, цвет, композицию, так что работы всегда много…

– Над чем трудитесь в настоящее время?

– Над серией картин, посвященных святителю Гурию Казанскому. Именно при нем шло освоение Казанских земель, завоеванных Иоанном Грозным. Это Царь Иоанн основал в Казани кафедру и послал на служение трех святителей: Гурия, Варсонофия и Германа. Два месяца они добирались туда на ладьях и пешком, по пути посещали разные знаменательные места. И сюжеты моих картин прямо связаны с теми местами, где они останавливались. Планируется написать всего семь картин, сейчас работаю над четвертой. Все они будут одинакового размера: 150 на 100 см.

Первая работа посвящена началу путешествия, когда они отплывают на ладьях из Москвы: 

2019-12-24_221906.jpg

В Успенском соборе прошла служба вместе с Царем, и вся эта торжественная процессия их провожает в путь. Светит солнце. Святитель Гурий стоит на корабле и благословляет всех путешествующих.

На второй картине изображена его остановка в крепости Чебоксары:

2019-12-24_221954.jpg

Там уже был военный форпост, какие-то склады и деревянные сооружения, обнесенные частоколом. 

На третьем полотне запечатлено прибытие в Свияжск:

2019-12-24_222042.jpg

– Где находятся эти три готовые работы?

– В Чебоксарах. Мы готовим там выставку, чтобы показать весь процесс предварительной работы, этюды, сбор материала. А потом, думаю, они будут храниться в историческом музее в Чебоксарах. Ведь святитель Гурий сам основал этот город, сам освятил первый камень в закладке храма, и позднее на том месте возник монастырь.

Это действительно важный момент в истории края. В лесах, на реке Чебоксарке издавна обитали чуваши. Они не были крещены, жили как язычники и постоянно испытывали страх от разбойных набегов татар и степняков. Потом решили написать в Москву письмо – челобитную Царю, чтобы он взял их под свою опеку и включил в состав Русского государства. Это реальный исторический факт, и мне важно было как-то зафиксировать его в художественном решении.

Когда святитель Гурий останавливался здесь, то совершил чин освящения закладки первого храма, а не чин освящения деревянной крепости. Там все уже было подготовлено, и местные жители вместе с ним исполнили этот чин. В знак благословения он подарил им небольшую Казанскую икону Божией Матери. Сейчас она хранится в кафедральном соборе в Чебоксарах, в самом центре города, как свидетельство того, что у истоков его стоял святой человек, угодник Божий – святитель Гурий Казанский.

– Да, есть такие темы, которые буквально стреляют по врагам, являются толчком к изменению человека и окружающего мира. Пожалуй, это одна из важнейших задач, ради которой художники пишут свои картины. Надо, чтобы они не просто висели на стене, а оказывали благотворное влияние на зрителя.

– Это особенно ярко выражено в творчестве Русских художников, успешно работавших в исторической теме: Сурикова, Васнецова и др. На их картинах оживают самые волнующие моменты истории Отечества. Взять, например, «Крещение Руси». Почему они выбирали эти поворотные моменты? Потому что стремились осмыслить их, извлечь урок, передать свою реакцию, свой отклик на то или иное событие, которое происходит в современной жизни.

И поскольку авторский импульс был так высок, эти исторические полотна веками продолжают действовать на людей, заставляют их мыслить, изучать историю Русской государственности, искать святость, ценить духовных личностей. Если человек прочитает книгу, он не все запомнит. А визуальная часть, она сильнейшая! Ты увидел этот момент на картине, и он врезался тебе в память. Так сильно действуют художественные произведения на детей и взрослых…

Беседовал Александр Малинин


___________________
См. по теме:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100