Воскресенье, 26 Января 2020 г.
Духовная мудрость

свт. Игнатий об обольщении миром
Признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога,.. и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния... Разврат в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Иустин о гуманизме
Все формы европейского гуманизма, появившиеся и до, и во время эпохи Возрождения, и после нее, все протестантские, философские, религиозные, социальные, научные, культурные, политические формы гуманизма постоянно, вольно или невольно, стремятся к одному: верой в человека заменить веру в Богочеловека. <И вот, у католиков> человек провозглашен верховным божеством.
Прп. Иустин (Попович)

Митр. Агафангел о духе мира
Все должны понимать, что внедряемая система тотального контроля и управления людьми, прежде всего, несет вред душам человеческим.
Митрополит Агафангел Одесский

прп. Анатолий Оптинский о модернистах
Когда увидишь разрушение Божественного чина Церкви, отеческого Предания и установленного Богом порядка, знай, что еретики уже появились, хотя, может быть, и будут по временам скрывать свое нечестие, и будут искажать веру незаметно, чтобы еще более успеть, прельщая и завлекая неопытных в сети.
Оптинский старец Анатолий Младший о модернистах

Архиепископ Серафим (Соболев) об апостасии
На Стокгольмской экуменической конференции, бывшей в 1945 году, и Лозаннской экуменической конференции в 1927 г. 80% участников были членами масонской организации ИМКИ. Отсюда понятно, кто стоит за экуменическим движением исконные враги Православной Церкви – масоны.
Архиепископ Серафим (Соболев) об апостасии

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Поэт, герой и мученик: День рождения алапаевского мученика князя Владимира Палея
10.01.2020

2020-01-10.2.1.jpg
Владимир Палей

Среди членов Дома Романовых и близких к ним людей, убиенных большевиками 18 июля 1918 года под Алапаевском, наиболее известна Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Пока лишь она и ее келейница, крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева, прославлены нашей Церковью в лике святых. Остальные же Царственные страдальцы пребывают практически в полном забвении. Между тем эти люди являют высокие образцы благородства, чести, незапятнанной совести и жертвенного служения Богу, Царю и Отечеству.

Князь Владимир Палей, двоюродный брат Царя Мученика Николая II, – юнейший в сонме алапаевских мучеников: на момент гибели ему исполнился 21 год. Он принадлежал к поколению «золотой молодежи» начала ХХ века – прекрасно образованный, обаятельный, одаренный. Но самым главным его талантом безусловно была трепетная душа поэта.

Владимир Палей увидел свет 28 декабря 1896 года: его родители – Великий Князь Павел Александрович (сын Императора Александра II, дядя Императора Николая II) и Ольга Валерьяновна Пистолькорс (урожденная Карнович). Поскольку Государь не дал разрешения на морганатический (между лицами неравного положения) брак, отец и мать Владимира еще до его рождения были вынуждены покинуть пределы родины и уехать во Францию. Позднее в семье появились две дочери – Ирина (1903) и Наталья (1905).

В 1904 году баварский принц-регент Луитпольд даровал Ольге Пистолькорс и ее детям титул графов фон Гогенфельзен. Княжеский титул и фамилию Палей (украинский род Палій, известный в истории Запорожской Сечи, находился в родстве с Карновичами) они получили по Царскому указу только в 1915 году.

Дочь Павла Александровича от первого брака (первая супруга Великого Князя греческая принцесса Александра Георгиевна скончалась при родах в 1891 г.) Мария Павловна писала о единокровном брате: 
«Будучи первым ребенком от второго брака моего отца, он подтверждал теорию, что одаренные дети рождаются от большой любви».

Владимир рано начал играть на рояле и других инструментах, проявлял способности к рисованию. Он научился читать и писать на французском и немецком языках, а позже и на Русском, поражал окружающих своим обширным кругом чтения и удивительной памятью.

В 1908 году, после длительных переговоров с Императорским Двором, семья Великого Князя Павла смогла вернуться в Россию. По желанию отца и по династической традиции поступления на военную службу, Владимир был отдан в Пажеский корпус – петербургское военное училище для аристократической молодежи. Там он продолжал частным образом обучаться живописи и музыке, а в 1910 году, следуя своему главному призванию, начал сочинять стихи.

Ольга Валерьяновна вспоминала: 
«С 13-летнего возраста Владимир писал очаровательные стихи... Он пользовался каждой свободной минутой, чтобы отдавать свой ум возлюбленной поэзии. Обладая темпераментом мечтателя, он обозревал все вокруг себя, и ничто не ускользало от его чуткого настороженного внимания... Он страстно любил природу. Он приходил в восторг от всего, что сотворил Господь Бог. Лунный луч вдохновлял его, аромат цветка подсказывал ему новые стихи…»

Мы ищем радости – а радость вечно тут,
Во всякой мелочи обрядов ежедневных,
Но только чистые сердца – ее поймут,
Она не для людей озлобленных и гневных…

Мы ищем счастия, а счастье тут всегда,
Во власти каждого, у каждого порога,
В молчаньи отдыха и в красоте труда,
В надежде на людей и в упованьи в Бога…

Владимир был верующим и воцерковленным, часто посещал богослужения. С началом Первой мировой войны, как многие Русские юноши, он преисполнился патриотического энтузиазма, который часто выражал и в своих стихах.

Святые чувства дней минувших,
Под гнетом времени заснувших, –
Восторг, надежду и любовь –
Опасность воскресила вновь…
(«20 июля 1914 года»)

Для Пажеского корпуса война означала ускоренное продвижение. В декабре 1914 года Владимир поступил в Императорский гусарский полк, а в феврале 1915-го уже отправился на фронт.

В письме к матери от 10 марта 1915 года он сообщал: 
«Родная моя мамочка!.. На прошлой неделе у нас была присяга новобранцев и – довольно, я скажу, неожиданно – наша офицерская. Все эскадроны собрались в колоссальном манеже. Была дивная торжественная минута, когда эти сотни рук поднялись, когда сотни молодых голосов выговаривали слова присяги и когда все эти руки снова опустились в воцарившемся гробовом молчании... Ох! Как я люблю такие минуты, когда чувствуешь мощь вооруженного войска, когда что-то святое и ненарушимое загорается во всех глазах, словно отблеск простой и верной до гроба своему Царю души…»

Положение сына Великого Князя не ограждало его от опасностей и жестокости войны. Несколько раз Владимира посылали в опасные разведки, а пули и снаряды постоянно сыпались вокруг него. За храбрость ему пожаловали военный орден Анны 4-й степени. Кроме того, он получил звание лейтенанта и заслужил любовь своих соратников.

В окопах князь продолжал писать, и наравне со многими стихами о любви и минувших днях, его поэзия отображала страдание и разруху, которые несла война, самоотверженную работу сестер милосердия и смерть дорогих собратьев по Пажескому корпусу.

Сестры милосердия – ангелы земные,
Добрые и кроткие, грустные немного,
Вы – бальзам пролившие на сердца больные,
Вы – подруги светлые, данные от Бога...
(«Сестры милосердия»).

…Ужели следует нам умирать так рано,
И души мальчиков, Господь, Тебе нужны?
Мы рады грудью встать за честь своей Отчизны,
Но жаждем также мы и солнца и любви.
О Боже мой! Прости слова мне укоризны,
Но нас, цветов весны, не рви еще, не рви…
(«Memento mori. Памяти друга и одноклассника Миши Евреинова»).

Кроме того, Владимир перевел на французский язык поэтический труд Великого Князя Константина Константиновича «Царь Иудейский». К. Р. пожелал услышать свое произведение в переводе, и в апреле 1915 года, когда молодой офицер приехал домой на побывку, пригласил его к себе в Павловск. Великий Князь был уже сильно болен, и красота перевода тронула его до глубины души. Со слезами на глазах он сказал: 
«Я пережил одно из самых сильных чувств моей жизни и обязан этим Володе. Я умираю. Я передаю ему свою лиру. Я завещаю ему в наследство, как сыну, мой дар поэта».

 2020-01-10.2.jpg
Лейб-гвардии Гусарский полк с Государем, 1907 год

Действительно, поэт по призванию, Владимир Палей по происхождению должен был служить Престолу и Отечеству в воинском звании. Не чувствуя личного влечения к военной карьере, он, тем не менее, без всяких колебаний исполнял свои обязанности. В грянувшей в 1917 году в России революции чуткий юноша, многие строки которого оказались пророческими, увидел прямое богоборчество, уничтожающее все высокие и светлые проявления жизни.

1 ноября 1917 года он записывает в дневнике о расстреле священника в Царском Селе и размышляет: 
«Это за служение молебнов во время боя и за устройство Крестного хода по Царскому. Теперь я себе объясняю жуткий колокольный звон, до боли диссонировавший с еще более жуткой канонадой. Голоса Добра и Зла! Но что может быть хуже расстрела – служба церковная в Царском запрещена. Разве это не знамение времени? Разве не ясно, к чему мы идем и чем это кончится? Падением Монархий, одна за другой, ограничением прав христиан, всемирной республикой и – несомненно! – всемирной же тиранией. И этот тиран будет предсказанным антихристом... Невеселые мысли лезут в усталую голову. И все-таки светлая сила победит! И зарыдают гласом великим те, кто беснуется. Не здесь, так там, но победа останется за Христом, потому что Он – Правда, Добро, Красота, Гармония».

Несколько ранее, в августе 1917 года, Владимир написал стихотворение «Антихрист»:

Идет в одежде огневой
Он править нами на мгновенье,
Его предвестник громовой –
Республиканское смятенье.

И он в кощунственной хвале
Докажет нам с надменной ложью,
Что надо счастье на земле
Противоставить Царству Божью.

Но пролетит короткий срок,
Погаснут дьявольские бредни
И воссияет крест высок...

Октябрьский переворот и начало большевистского режима поставили всех родственников Государя, пожелавших остаться в России, на крестный путь. 4 марта 1918 Владимир Палей был вызван в ЧК Петрограда, где ее председатель Моисей Урицкий сделал юноше наглое предложение: 
«Вы подпишете бумагу о том, что Вы перестанете считать Павла Александровича Вашим отцом, и тогда сразу станете свободным; в противном случае Вы подпишете вот эту другую бумагу, которая будет означать изгнание».

Таким образом, отречение могло стать последним билетом на жизнь, но князь Владимир наотрез отказался. Его выслали в Вятку, затем переправили в Екатеринбург, а 18 июля 1918 года жестоко убили под Алапаевском (к северо-востоку от Екатеринбурга) вместе с пятью другими Романовыми – Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, сестрой Императрицы, а также сыновьями К. Р. князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами, Великим Князем Сергием Михайловичем и их верными слугами.

Камердинер Владимира Палея, покинувший его незадолго до расправы, взял с собой его последнее письмо к родителям, в котором есть такие строки: 
«Все, что меня раньше интересовало, – те блестящие балеты, та декадентская живопись, та новая музыка, – все теперь кажется тупым и безцветным. Я ищу Правду, настоящую Правду, я ищу Свет и Добро...»

...Тогда, в 1918 году, зло, казалось, торжествовало, но победа, как верил Владимир, осталась за Христом. Принесенные верными христианами жертвы не были напрасными: Православие в России не иссякло, великая духовная брань продолжается, и в ней участвует и князь Палей, воин и поэт. Лучшие его работы по силе и красоте не уступают произведениям известных стихотворцев Серебряного века, а по смысловой глубине и нравственной чистоте зачастую их превосходят. Творчество юного героя и мученика, вырванное из отечественной культуры многострадальным ХХ веком, должно получить заслуженное признание.

Подготовила
Татьяна Виноградова



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100