Пятница, 19 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан о монархии
Когда Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно... Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.
Свт. Феофан Затворник об Удерживающем

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Прп. Паисий Святогорец о гностиках
Снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: «Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать», – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа.
Прп. Паисий Святогорец о печати антихриста

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Ревнитель почитания святых: День память свт. Макария, митрополита Московского
12.01.2020

  2020-01-12.jpg
Митр. Макарий благословляет Иоанна IV
во время Венчания на Царство.
Миниатюра из Царственной книги, 1560-е гг.

Святитель Макарий, митрополит Московский, родился в Москве около 1482 года и при Крещении был наречен Михаилом – в честь Архистратига Небесных Сил Господних. Юный Михаил рассудил оставить сей бренный мир и посвятить себя на служение Богу: он удалился в монастырь преподобного Пафнутия Боровского.

Приняв постриг с именем Макарий, будущий святитель начинает свои монашеские подвиги бдения, смирения, молитвы и послушания, приобщается к книжной мудрости Русского ученого иночества. Это были долгие годы ежедневного труда. О них современник говорит, что Макарий, «много лет пребывая во уставе преподобного Пафнутия, в немже много лет пребыв и достойно ходив, житие жестокое искусив».

Промыслу Божию было угодно воздвигнуть сей смиренный сосуд целомудрия и кротости в более высокую степень церковного послушания. 4 марта 1526 года архимандрит Макарий поставляется на самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии – архиепископом Великого Новгорода и Пскова. И «послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть».

Святитель Макарий начинает широкую миссионерскую деятельность среди соседствовавших с Новгородской землей северных народов. Он трудится над единообразным устроением новгородских иноческих общежитийных монастырей. Большую заботу проявлял святитель и о создании храмов в своей епархии: всего при нем только в Новгороде строятся, перестраиваются, вновь украшаются после пожаров около 40 храмов, которые, кроме того, снабжались книгами, утварью и сосудами из мастерских, учрежденных святителем.

Вопрос обезпечения храмов книгами стоял перед архиепископом Макарием очень остро, ибо в то время в церковном быту существовало много различных житийных списков и их редакций. В 1529 году святитель предпринимает великий труд собирания и систематизации Русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четьих-Миней. Эта работа заняла у него 12 лет.

В 1542 году архиепископ Макарий поставляется на престол Первосвятителей Московских. В 1547 году он венчал на Царство первого Русского Царя Иоанна IV. Вскоре Иоанн Васильевич собрался в поход против Казани. Святителю Макарию было чудесным образом открыто о грядущей победе Царя, благословляя которого, он предрек ему успех в брани. По окончании похода в Москве воздвигли собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) – дар благодарения Богу от Русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром. Освящал храм святитель Макарий.

Годы пребывания святого на митрополии ознаменованы бурной деятельностью в устроении всех сфер Русской церковной и культурной жизни. Вопросы церковной практики, дисциплины, литургики, каноники, агиографии, канонизации святых, иконографии, церковного пения и многие другие митрополит всегда представлял на всеобщее соборное обсуждение. Так, в 1547 и 1549 годах он созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации Русских святых.

До святителя Макария почитание святых на Руси осуществлялось по благословению и властью местного архиерея. В результате появилось очень много местночтимых угодников, память которых отмечалась в одних, но не праздновалась в других землях. Митрополит, созывая Соборы, инициировал канонизацию подвижников всей полнотой Русской Церкви. Прославление святых требовало написания им служб и житий, необходимы были также и литургические указания типиконного характера о порядке совершения богослужений. Все эти труды взял на себя Преосвященный ради славы Божией и святых угодников, вновь канонизированных на Руси.

В 1551 году, 23 февраля, в Москве в Царских палатах начал работу еще один Собор, созванный святителем, – знаменитый Стоглав. Он рассматривал самые разные вопросы: внешность христианина, его поведение, церковное благочиние и дисциплина, иконопись, духовное просвещение и др. Также при митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг.

Постничество и пребывание в молитве было повседневным правилом святого. Об этом современник пишет так: 
«Когда митрополит Макарий в Москве стал жить, правя слово Божие истинное, <…> так постился, что от воздержания в пище и питии едва ходил, был кроток и смирен, и милостив ко всем, не терпя гордости, и в других ее искоренял со властью, как дитя был умом, оставаясь всегда совершенным».

Однажды Царь Иоанн Васильевич обратился к святителю с просьбой передать ему душеполезную книгу. Прислан был чин погребения. Разгневался Царь и сказал: «Ты прислал мне погребальную, а в наши Царские чертоги такие книги не вносятся». Святой же ответил: 
«Я, богомолец твой, попросту прислал, по твоему приказу, ведь ты просил книгу душеполезную, а эта всех полезней; если кто ее со вниманием почитает, тот вовеки не согрешит».

В середине сентября 1563 года, на память мученика Никиты, митрополит Макарий совершал Крестный ход, во время которого простудился и заболел. 31 декабря того же года «Преосвященный, дивный святитель и пастырь Митрополии всея Руси, предал душу свою в руки Бога Живаго, Егоже возлюби от юности своея».

По книге: Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского. Т. 2.
Декабрь. Приложение. М., 2011.


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100