Воскресенье, 26 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

Прп.Паисий о диктатуре +

Скоро имеющие телевизор будут его смотреть, а другие в это же время будут смотреть на них самих! Люди будут и наблюдать, и подвергаться наблюдению. Вся их жизнь, все, что они говорят, что делают - все будет контролироваться с помощью компьютера. Видишь, какую диктатуру задумал диавол?

Прп. Паисий Святогорец

Свт.Феофан об Истине
Нам нечего озираться по сторонам, чтобы высмотреть, нет ли где истины. Она – рядом. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине.
Свт. Феофан Затворник о Православии

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Я буду носить ваши грехи»: День памяти блаженной старицы схимонахини Марии (Матукасовой)
14.01.2020

В первый день нового столетия, 1/14 января 2000 года отошла в вечность блаженная старица, схимонахиня Мария, в миру Мария Ивановна Матукасова. Она прожила долгую жизнь, полную молитв, трудов и лишений, и ушла из этого мятежного мира в святые рождественские дни, на рубеже двух тысячелетий. В этом году исполняется 20 лет, как ее нет здесь, на земле, но в мире ином она предстоит за нас и скоро приходит на помощь скорбящим.

2020-01-14.2.1.jpg

История Православия знает немало имен юродивых: Андрей Цареградский, Василий Блаженный, Прокопий Устюжский, Ксения Петербургская, Пелагея Дивеевская... Но они жили давно, а матушка Мария – наша современница. Ее хорошо помнят жители Самарской области, насельники Оптиной пустыни и многие другие. Всей жизнью своей она доказала, что в любые времена человек может верой и правдой служить Христу.

Родилась она в Самаре, окончила железнодорожный техникум. Работала счетоводом, потом в школе учила детей шить и вязать, а еще поила их святой водичкой, приучала к молитве. В послевоенные годы оставила работу и взяла на себя подвиг юродства. Приют имела в селе Кинель-Черкассы при Вознесенской церкви, часто бывала в Ташле, в Самаре, а в январе 1998 года по благословению архиепископа Сергия уехала в Оптину пустынь, где приняла схиму с именем Мария. Умерла от инсульта на 92-м году жизни в Вышневолоцком Казанском женском монастыре Тверской епархии.

Таковы краткие строки биографии, а что между ними? Почти 30 лет тяжкого подвига юродства. Почувствовав призыв к нему, Мария Ивановна надела на босу ногу галоши, подпоясалась веревкой, взгромоздила на плечи тяжеленные мешки и вышла на улицу. Прохожие пытались ей помочь, поддержать груз, но она не давала: «Я сама буду носить ваши грехи». И носила – то четыре мешка, то пять, да еще кошелку в руках.

– Однажды мы решили посмотреть, что там у нее, – вспоминал настоятель Вознесенского храма отец Александр Телегин. – Оказалось, камни, железки, мусор, полынь, крапива. Мешки эти крепкому мужику не поднять, а она шла и даже не прогибалась...

И вот брела она, шаркая галошами, по направлению к церкви, садилась на нижнюю ступеньку, опускала глаза и, не обращая внимания на окружающих, углублялась в молитву. Жители Самары часто видели ее полулежащей на ступенях Петропавловского собора. Хочешь с ней поговорить? Тогда согни колени и ложись рядом, смири гордыню.

Вспоминали, что в молодости она любила чистоту, вещи раскладывала по местам, аккуратно причесывалась, ходила в чистой одежде. А потом стала терпеть грязь, ела хлеб рядом с собаками. Кто-то брезгливо сторонился ее, кто-то долго смотрел вслед, кто-то просил помолиться, но постепенно самарцы к ней привыкли.

Кондукторы в трамвае отмахивались от ее платы: «Так довезем!» Но она упрямо отдавала им копеечку. Как учил апостол Павел? «Никому ничем не быть должным, кроме любви».

Прозорливость ее подтверждалась на каждом шагу, но она редко говорила открыто, а чаще – притчами, прибаутками, а то и песню споет. Например, приехали к ней однажды монахини, а она радостно запела: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля». Сразу гостьи не поняли, к чему это, но спустя годы стало ясно: матушка Мария духом прозревала, что возрождение Православия уже не за горами.

«Я много раз приезжал к Марии Ивановне в Кинель-Черкассы, – писал редактор газеты “Благовест” Антон Жоголев, – и там, в церковной сторожке, решались мировые вопросы, разрубались мистические узлы, исцелялись больные, возносилась к Богу молитва старицы. Молилась она за всех истово. Четки в ее натруженных руках двигались быстро, как пулеметная лента. Все мы связаны с Небом: кто – ниточкой, кто – веревочкой, кто – едва заметной паутинкой, а матушка Мария – стальным канатом. Ее молитва шла прямо на Небо, и ей сразу давался ответ».

В конце 90-х годов она стала говорить своей характерной скороговоркой: «Подскажите ради Бога, где железная дорога?» Близкие пожимали плечами, а она скоро села на поезд и уехала в Оптину пустынь – принимать схиму.

Впервые она приехала к нам в сентябре 1997 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, – рассказывал насельник Свято-Введенской обители, иеродиакон Александр (Матюхин). – Привела ее Сама Матерь Божия, чьей послушницей она была много лет. Про Оптину пустынь говорила так: «Здесь хлеба много-много (то есть благодати), а дыр-то сколько!» Вот она и пришла к нам латать эти дыры: «Я по семечку сажаю. А потом хлеб вырастет, и все серпом срежут».

Если раньше ее подвиг юродивой проходил «на юру», среди людей, то после принятия схимы в январе 1998 года она стала нести иное служение – молитвенницы за весь мир, буквально «наставницы монахов и собеседницы ангелов». Однажды привели ее к архимандриту Кириллу (Павлову), и после встречи с ней он сказал: «Матушка пришла к вам как миротворица».

«Она действительно пришла, чтобы напомнить нам о евангельской нищете. В то время мы сильно увлеклись строительством, материальным укреплением обители, а она пыталась направить наши взоры на возведение храма своей души. Когда к ней приходили монахи, она спрашивала: “А вы книжечку-то читаете? Почитайте книжечку”. Тем самым хотела сказать: “Вы Евангелие чтите? А если чтите, то надо и жить по-евангельски”. Она давала нам в руки “книжечку” и просила почитать вслух несколько главок, – вспоминал отец Александр. – У многих насельников Оптиной было ощущение, что она управляла всей ситуацией в монастыре. Спокойно сидела в своем углу, ни во что не вмешивалась, всячески умаляла себя, однако с ее приходом микроклимат у нас заметно улучшился. Она, несомненно, обладала пророческим даром, но на вопросы отвечала иносказаниями. При мне архимандрит Кирилл спросил ее: что нас ждет впереди? Она ответила: “Вода, песок, глина... Кирпичики лепят, кирпичик к кирпичику подгоняют, печка русская – тепло-тепло. Хлеба, булок много...” Что она имела в виду? Бог весть. Я спросил тогда: “Может, нам консервами запастись?” – “Молитвой запасайтесь!”»

Она не раз говорила, что на короткое время Господь даст нам Царя. Верим, что и эти слова ее сбудутся. Так что не нужно отчаиваться...

Схимонахиня Мария часто повторяла: «Я самарская!» Это скорее означало ее духовную родину, но не масштаб ее личности, поскольку молилась она за всю Россию. Незадолго до смерти иссохшимися губами прошептала: «Поедем к Любушке». Значит, в старинный Русский город Вышний Волочек, где двумя годами раньше нашла последний приют другая великая старица наших дней – блаженная Любушка Сусанинская из-под Санкт-Петербурга (см. о ней здесь). Значит, так надо, чтобы они, никогда в земной жизни не встречавшиеся и не имевшие, где главу подклонить, навеки упокоились вместе. Теперь они имеют домом всю Россию. 

В их судьбах много общего. Им достался тяжелый жребий: в век технотронных «чудес» молитвой творить подлинные чудеса Божии; в век «торжества разума» – юродством во Христе оберегать чистоту души; во времена зловерия и неверия – крепко держать в руках щит Православия, отбивая все удары врагов нашего спасения.
  Блаженные матушки, молите Бога о нас!

Подготовила
Ксения Миронова



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100