Вторник, 25 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

Свт.Феофан о Церкви
Вне Православной Церкви нет истины. Она одна есть верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов и потому есть настоящая Апостольская Церковь.
Свт. Феофан Затворник

Свт. Филарет Московский о католиках
Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.
Свт. Филарет Московский о католиках

митр.Иоанн о покаянии перед Царем
Основная причина наших бед находится в нас самих, потому что русский народ до сих пор еще не покаялся в содеянном отцами, дедами, прадедами в разгроме Православной России.
Митр. Иоанн (Снычев) о монархии

свт.Игнатий о лжезнамениях
Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Антиэкуменический катехизис: Противостояние ереси экуменизма
Антиэкуменический катехизис: Противостояние ереси экуменизма
16.02.2020


Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной пустыни, и Святой Горы Афон. Работать непосредственно над Катехизисом отец Симеон начал в 1995 году. Примерное окончание работы датировано 2000-м годом. Мы продолжаем публикацию этого актуального и необходимого труда – Глава восемнадцатая. «О расколе». Начало см. в № 12 (228). 

Глава восемнадцатая. О РАСКОЛЕ

Вопрос: Можно ли считать противостояние ереси экуменизма исповедничеством?
Ответ:
Всякий христианин, защищающий Церковь и ее учение и претерпевающий за это те или иные гонения от ее врагов, безусловно является исповедником. «Кто за истину терпит оскорбление и безчестие, тот идет путем апостольским, неся крест и облагаясь веригами», – говорит преподобный Марк Подвижник (Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911). А святитель Иоанн Златоуст наставляет: «…И Иоанн [Предтеча] ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя» (Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1. Ч. 12).
 
Вопрос: Экуменисты утверждают, что те православные христиане, которые отказываются проявить послушание нововведениям относительно общения с еретиками, являются раскольниками. Так ли это?
Ответ:
Послушание должно быть в первую очередь Господу Иисусу Христу, святым Апостолам и Святым Отцам, а потом уже епископам и пастырям, если они учат в согласии с ними.

Святитель Кирилл Александрийский к одному из защитников еретика Нестория писал: «Если некоторые хотят повредить веру, мы не будем предателями своих душ. И хотя бы потребовалось подвергнуться самой смерти, нерешительность неуместна» (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1).
 
Вопрос: Что же такое раскол?
Ответ:
Раскол – это самовольное уклонение в отдельное от Церкви общество.
Святитель Василий Великий говорит, что древние Отцы поделили все мудрования на три вида: «...иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах Церковных и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом…»
 
Вопрос: Каковы признаки раскола?
Ответ:
Главные признаки раскола:
1) Самовольное прекращение литургического общения с правящим архиереем.
2) Непоминание епископа (Патриарха) при совершении богослужения. 

Святые Отцы на Двукратном Поместном Соборе в Константинополе (861) в 13-м правиле постановили: «Аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа,  прежде соборнаго изследования и разсмотрения и совершеннаго осуждения его дерзнет  отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях по церковному преданию, таковый да подвергнется извержению и да лишится всякия  священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера и восхищающий себе суд,  митрополитам предоставленный, и прежде суда сам собою осуждати своего отца и епископа  усиливающийся, недостоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же  таковому, аще суть некие от священных, такожде да лишены будут своея чести: аще же монахи  или миряне, да отлучатся вовсе от Церкви, доколе не отвергнутся сообщения с раскольниками и  не обратятся к своему епископу».

В 14-м правиле того же собора то же самое говорится о епископах, которые отделяются от своего митрополита. «Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде Соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном тайнодействии: о таковом святый Собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита».
 
Вопрос: Бывают ли исключения из 13-го и 14-го правил Двукратного Собора?
Ответ:
В церковном законодательстве указываются две причины уклонения от общения. Первая – нарушение Церковных канонов, по которой нельзя уклонятся от общения до полного соборного осуждения преступившего. Другая – искажение догматического учения Церкви и открытая проповедь ереси. В этом случае отделение от лжепастырей похвально и досточестно.
 
Вопрос: Где конкретно сказано о том, что отделяться от епископа можно, если он проповедует ересь?
Ответ:
В 15-м правиле того же Двукратного Собора говорится: «Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений». 

Иоанн Зонара разъясняет, что раскольниками являются те, «которые под предлогом каких-либо обвинений отступают от своих предстоятелей и расторгают единство Церкви, когда, например, обвиняют в блуде или святотатстве или рукоположении за деньги или в чем-нибудь подобном. Но если, например, патриарх или митрополит или епископ будет еретик, и такой, который всенародно проповедует ересь, открыто учит еретическим догматам, то отделяющиеся от него, кто бы они ни были, не только не будут достойны наказания, но и должны быть удостоены чести, как православные, удаляющиеся общения с еретиками» (Правила Св. Вс. Соборов с толк. М., 1877. Ф. Вальсомон 2, 6. С. 107).
 
Вопрос: Кого тогда можно назвать раскольниками?
Ответ:
Феодор Вальсомон в толковании на шестое правило Второго Вселенского Собора поясняет, что  раскольниками считаются те, «которые в действительности православны, но под предлогом какого-нибудь церковного недоумения отделились, по самомнению, от целости братства» (Правила Св. Вс. Соборов с толк. М., 1877. Ф. Вальсомон 2, 6. С 106). Но отнюдь нельзя считать раскольниками тех, кто, имея разномыслия со своим пресвитером или епископом по какому-либо предмету, продолжает общение с ним. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, – говорит Апостол Павел, – дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Разномыслие между людьми – дело обычное и, по слову блаженного Августина, попускается оно для укрепления духа ревности по Бозе, для сохранения чистоты учения Христова.
 
Вопрос: Если же священник или епископ проповедуют ересь, осужденную соборами и Святыми Отцами, то каким образом можно от них отделиться?
Ответ:
Следует прежде найти канонического священника или епископа, который исповедует неповрежденно православное вероучение, и тогда можно прервать общение с еретиками и вступить в общение с этим священником или епископом.
 
Вопрос: А можно не отделяться, если священник или епископ проповедуют ересь?
Ответ:
Многие Святые Отцы так и поступали. Они боролись с ересью, оставаясь в Церкви. Достаточно указать на пример преподобного Иосифа Волоцкого, который не стал отделяться от митрополита Зосимы, но своими посланиями к Царю и епископам побудил их осудить и удалить еретика с митрополичьей кафедры.
 
Вопрос: От кого экуменисты взяли пример называть ревнителей Православия раскольниками?
Ответ:
В этом они подражают еретикам-папистам, которые называют православных «схизматиками», то есть раскольниками за то, что они отказываются признавать главенство папы римского над собой.
 
Вопрос: На основании всего изложенного, что должно сказать об учении экуменистов, будто православные христиане, которые твердо стоят в Православной вере и отказываются следовать экуменической ереси, являются раскольниками?
Ответ:
Учение это новоизмышленное, противное Священному Преданию Церкви и учению Святых Отцов и потому еретическое.
 

Продолжение следует


Источник: https://www.Газета «Православный Крест»* № 3(243)  1 февраля 2020 года
http://www.pkrest.ru/

___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям.
   Телефон редакции: 89153536998.



___________________
См. также: 



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100