22.12.2020
Малодушное молчание вокруг Катыни и Медного приносит России огромные моральные, а в будущем, возможно, и материальные потери
Польский эксперт и сотрудник Центра польско-российского диалога и согласия Мачей Вырва утверждает, что в России под лозунгами восстановления исторической правды опровергаются связанные с катынским преступлением факты. Российское военно-историческое общество он называет инструментом Кремля, скромно умалчивая об инструменте Варшавы — Институте национальной памяти, представляющем польскую версию истории, пишут Иносми.
В свою очередь, в Министерстве иностранных дел России заявили, что тема погибших в Катыни поляков является исчерпанной в политических отношениях Москвы и Варшавы, передаёт ФАН.
Проблему анализирует в телефонном интервью доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик:
Подобное заявление сотрудника Центра польско-российского диалога и согласия связано с конференцией в Ниловой пустыне, прошедшей 16-17 ноября. Мне довелось принимать самое деятельное участие в данной конференции, хотя и дистанционно.
Братия Ниловой пустыни задалась вопросом: А, действительно ли в пустыни расстреливали несчастных поляков, как утверждает польская сторона? Братия обители пригласила на конференцию Алексея Владимировича Плотникова и его коллег, в том числе вашего покорного слугу.
На фоне эпидемиологической обстановки конференция проходила вне Ниловой пустыни, но, тем не менее, братия монастыря достаточно активно участвовала в её организации.
Участники конференции выступили с резолюцией, согласно которой в Медном, как и в Катыне, не находятся тела расстрелянных поляков.
В Медном захоронены тела умерших от ран красноармейцев, которые погибли во время Великой Отечественной войны в 1941-42 гг. Подобное смещение является недолжным и неподобающим. Тем паче при безосновательных обвинениях Советского Союза со стороны польской стороны в расстреле польских офицеров в Катыне и Медном.
В Твери в бывшем здании НКВД, ныне здании Университета, пленные поляки не расстреливались. Поэтому наличие мемориальной доски является безосновательным, в силу чего она была снята. Это сильно возмутило поляков. Демонтаж мемориальной доски является более чем основательным.
Участники конференции призвали к открытию архивов, всестороннему изучению Катынской проблемы. Целиком и полностью поддерживаю призыв участников конференции. Более того, полагаю, что необходимы новые археологические раскопки, необходимо пересмотреть деятельность Геббельсовской комиссии, которую возглавлял доктор Бутц в 1943 году. Необходима эксгумация тел расстрелянных поляков в Катыне с подробным изучением вопроса: кто всё же расстрелял поляков. Для этого необходимо в том числе вскрыть совершенно неисследованную девятую могилу. Также необходимо вскрыть могилы в Медном для ответа на вопрос: кто всё же на самом деле там похоронен? И подлинное выяснение исторической личности.
В настоящее время вокруг Катынской проблемы, к сожалению, воцарился режим умолчания и закрытости, который совершенно не соответствует канонам демократического общества и свободе исследования. Тем паче, что малодушное молчание вокруг этой темы приносит России огромные моральные, а в будущем, возможно, и материальные потери.
Реакция сотрудника Центра польско-российского диалога и согласия является закономерной. Ибо поляки понимают «диалог и согласие» по-своему. Диалог — только если говорят они, а мы лишь киваем и поддакиваем, а согласие — только если мы согласны с точкой зрения поляков. А если мы проявляем хоть малейшие признаки несогласия, то начинается визг, топтание ногами, надувание щёк, обвинение нас во всех мыслимых и немыслимых грехах – в отсутствии демократии и в защите тоталитарного прошлого. Поляки обвинили наше Российское военно-историческое общество только за то, что оно попыталось честно разобраться в проблеме.
Иными словами, Центр польско-российского диалога и согласия давно перестал соответствовать своему названию и стал лишь средством для шантажа России.
Невольно вспоминается сценка из «Бориса Годунова». Лжедимитрий спрашивает поляка: «Ты кто такой?»
Он отвечает: «Собаньский, шляхтич вольный».
Далее лжедмитрий говорит:
Хвала и честь тебе, свободы чадо!
Вперед ему треть жалованья выдать. —
Так вот «свободы чадо» алчет от нас выдачи вперед трети не только жалования, но и контрибуций, и дани. За что? Только за то, что мы русские. Только за то, что у нас была сложная и кровавая история. Только за то, что в 1939 году мы освободили наши исконные земли, которые нам полагались по решению Лиги Наций ещё в 1920 году, поскольку мы вышли на ту самую «линию Керзона». Только за то, что нам пришлось интернировать энную часть так толком и не воевавшего шляхетского воинства. Только за то, что часть офицерства этого воинства была в 1941 году не по нашей вине расстреляна немцами. Только за то, что мы – русские!
кандидат филологических наук, кандидат богословия,
профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета,
член Синодальной богослужебной комиссии
протодиакон Владимир Василик
___________________
См. также: