Хасиды намерены возвести в Москве синагоги «шаговой доступности»
17 декабря на пресс-конференции президент ФЕОР Александр Борода пожаловался: в то время как православные строят храмы в спальных районах столицы, евреям никак не удается получить разрешение на строительство хотя бы пяти синагог. Он также раскритиковал предложение ряда депутатов Госдумы включить в преамбулу Конституции упоминание об особой исторической роли православия. У президента ФЕОР, поинтересовались сколько синагог не хватает в Москве и не будут ли жители районов протестовать против их появления, как сегодня выступают против храмов.
– Сколько синагог не хватает в Москве?
– Когда строятся синагоги, люди начинают в них ходить. Люди старшего возраста, например, выросли в Советском Союзе и не получили религиозного воспитания. А мы хотим, чтобы они были более ориентированы на еврейские праздники, обычаи. В Москве много евреев, они сосредоточены по разным районам, при этом у нас есть ограничения на перемещение в Шабат, поэтому мы хотим дать им возможность ходить в синагоги в тех районах, где они живут. Есть стремление людей к религии – мы его поддерживаем.
– Как много иудеев в Москве?
– По нашим данным, около полумиллиона.
– Вы действительно предложили запустить программу «100 синагог»? Зачем так много?
– О ста синагогах я не говорил – это СМИ немного преувеличили. Я вообще не говорил о количестве, я просто говорил, что они должны быть. Я упоминал, что есть программа «100 храмов» по доступности молитвенных заведений.
– Вы говорили, что вам не выделяют земли под синагоги. На каком основании вам отказывают?
– Отказа нет, просто процесс долгий. Мы просили пять участков, нам выдвинули некоторые предложения. Сейчас мы в долгом и муторном процессе согласования.
– Жители некоторых районов протестуют против строительства храма у них под окнами. Не будет ли подобных конфликтов вокруг синагог?
– У нас, к счастью, до сегодняшнего момента не было никаких проблем с населением тех районов, где мы находимся. Мы стараемся соблюдать вопрос шума, парковки машин, мы деликатно относимся к местному населению. К тому же пытаемся выполнять и какую-то социальную функцию – сделать синагогу культурным центром района, оказывать там социальную помощь жителям. Например, дарить ветеранам продовольственные наборы или открыть благотворительную столовую.
– И все-таки, как вы будете работать с общественным мнением, если вопрос о строительстве синагоги будет обсуждаться на публичных слушаниях?
– До сегодняшнего дня никакого напряжения между синагогами и жителями не было.
– То есть бытового антисемитизма в Москве нет?
– В каком-то минимальном количестве он есть, но не в критическом.
– Вы выступали против закрепления особой роли православия в Конституции. Что изменится, если эту поправку примут?
– Эта преамбула ничего не добавит и не убавит. Православие действительно является самой большой конфессией в России. Никто не спорит о его особой исторической роли, особенно при царском режиме – в СССР ведь не было никакой религии. Русская литература очень сильно связана с православием: многие русские писатели были православными, и, конечно, это отразилось в их книгах. Но сейчас что мы хотим этим подчеркнуть? Россия – многонациональная страна, которая учитывает интересы всех. В какой карман нам положить особую роль православия? И зачем – чтобы вызвать недовольство мусульман?
– Сколько синагог не хватает в Москве?
– Когда строятся синагоги, люди начинают в них ходить. Люди старшего возраста, например, выросли в Советском Союзе и не получили религиозного воспитания. А мы хотим, чтобы они были более ориентированы на еврейские праздники, обычаи. В Москве много евреев, они сосредоточены по разным районам, при этом у нас есть ограничения на перемещение в Шабат, поэтому мы хотим дать им возможность ходить в синагоги в тех районах, где они живут. Есть стремление людей к религии – мы его поддерживаем.
– Как много иудеев в Москве?
– По нашим данным, около полумиллиона.
– Вы действительно предложили запустить программу «100 синагог»? Зачем так много?
– О ста синагогах я не говорил – это СМИ немного преувеличили. Я вообще не говорил о количестве, я просто говорил, что они должны быть. Я упоминал, что есть программа «100 храмов» по доступности молитвенных заведений.
– Вы говорили, что вам не выделяют земли под синагоги. На каком основании вам отказывают?
– Отказа нет, просто процесс долгий. Мы просили пять участков, нам выдвинули некоторые предложения. Сейчас мы в долгом и муторном процессе согласования.
– Жители некоторых районов протестуют против строительства храма у них под окнами. Не будет ли подобных конфликтов вокруг синагог?
– У нас, к счастью, до сегодняшнего момента не было никаких проблем с населением тех районов, где мы находимся. Мы стараемся соблюдать вопрос шума, парковки машин, мы деликатно относимся к местному населению. К тому же пытаемся выполнять и какую-то социальную функцию – сделать синагогу культурным центром района, оказывать там социальную помощь жителям. Например, дарить ветеранам продовольственные наборы или открыть благотворительную столовую.
– И все-таки, как вы будете работать с общественным мнением, если вопрос о строительстве синагоги будет обсуждаться на публичных слушаниях?
– До сегодняшнего дня никакого напряжения между синагогами и жителями не было.
– То есть бытового антисемитизма в Москве нет?
– В каком-то минимальном количестве он есть, но не в критическом.
– Вы выступали против закрепления особой роли православия в Конституции. Что изменится, если эту поправку примут?
– Эта преамбула ничего не добавит и не убавит. Православие действительно является самой большой конфессией в России. Никто не спорит о его особой исторической роли, особенно при царском режиме – в СССР ведь не было никакой религии. Русская литература очень сильно связана с православием: многие русские писатели были православными, и, конечно, это отразилось в их книгах. Но сейчас что мы хотим этим подчеркнуть? Россия – многонациональная страна, которая учитывает интересы всех. В какой карман нам положить особую роль православия? И зачем – чтобы вызвать недовольство мусульман?
Источник: communitarian.ru
<-назад в раздел