Среда, 18 Сентября 2019 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий о глобализации

За «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста.

Прп. Паисий Святогорец о глобализации

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

Прп. Паисий о радости
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская... Духовный человек – весь сплошная боль, т.е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением.
Прп. Паисий Святогорец о духовности

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Христианство здешнего края получило крещение в крови этого святого мученика»
«Христианство здешнего края получило крещение в крови этого святого мученика»
В последнее время в Татарстане активно возрождается почитание православного святого Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца, принявшего мученическую смерть за Христа в Волжской Булгарии (Болгарии) 1 апреля 1229 г. Память мученика принято совершать (по юлианскому календарю): 1 апреля - в день его кончины, 9 марта - в день первого перенесения мощей, в четвёртую неделю по Пасхе («Неделю о расслабленном») - в день второго перенесения мощей, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Казанских святых.

Особым почитанием Авраамий Болгарский пользуется у представителей православных тюркоязычных народов - кряшен и чуваш, многие из которых, в силу происхождения святого из волжских (камских) булгар, обстоятельств и места его гибели, считают Авраамия Болгарского своим первым «национальным» святым (Почитание святого мученика Авраамия (Аврамия) Болгарского в Казанской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.)

В настоящее время в городе Болгар действует Свято-Авраамиевская церковь с крепким приходом, которую возглавляет протоиерей Владимир Головин (http://www.bolgar-hram.info/ ). Совсем недавно - в середине марта 2014 г. - частицы мощей святого Авраамия Болгарского пребывали в Казани, где на непродолжительное время выставлялись для поклонения в Крестовоздвиженском соборе Казанского Богородицкого монастыря.

К 785-й годовщине мученической смерти святого предлагаем вашему вниманию выдержки из двух документальных свидетельств о почитании святого мученика Авраамия Болгарского в Казанской епархии в конце XIX - начале XX вв. и совершавшихся им чудесах, подготовленные к публикации казанским историком Игорем Алексеевым.

Первое из них представляет собой отрывки из объёмного рукописного исследования диакона села Болгары (Успенское) Спасского уезда Казанской губернии Ивана (Иоанна) Савосина, законченного в январе 1906 г., с первоначальным названием «Столица древне-болгарского царства село Болгары - Успенское тож», хранящегося в Научной библиотеке имени Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. При этом, как явствует из резолюции на его обложке, с этим исследованием был ознакомлен тогдашний архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Д.И.Самбикин) (1839 - 1908), а само оно подвергалось частичной правке (возможно, для подготовки к печати). Второе свидетельство - сообщение о посещении тем же архиереем 10 июля 1905 г. села Болгары (Успенское) в рамках обозрения им Казанской епархии, опубликованное в разделе «Епархиальная хроника» в N 31 от 15 августа 1905 г. «Известий по Казанской Епархии».

Помимо уникального в своём роде фактического материала, в них содержатся весьма важные наблюдения и оценки, касающиеся развития православия в условиях иноконфессионального и инонационального окружения.
1.jpeg

Выдержки из исследования дикона Иоанна Савосина «Село Болгары - Успенское» («Столица древне-болгарского царства село Болгары - Успенское тож») (1905 - 1906 г г.)// Отдел редких рукописей и книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (ОРРК НБ К/П/ФУ). - Ед. хр. 3830. - С.с. 23 - 34, 62 - 73, 101.

А) Из описания храма Во имя Успения Божией Матери.

У южной стены храма, за правым Клиросом, в особом иконостасе, помещается икона св[ятого] мученика Аврамия(1) Болгарского. Икона эта в вышину имеет 6 четв[ертей], а в ширину 1 ар[шин]. В 1904 году на неё положена медная посеребрён[н]ая риза, построенная на церковные деньги. Мученик изображён в рост, взор его устремлён к небу, на облаках которого изображён Спаситель, рукой благословляющий мученика. У подножия мученика написан тропарь: «Днесь благовернии людие сошедшеся воспоим и восхвалим добраго сего мученика и страдальца Авраамия, Болгарскаго и Владимирскаго Чудотворца. Сей бо пострада за Христа и за веру Его от безбожных болгар и кровию мучения от Господа венец восприят и ныне предстоит Ему Невечернему свету и молит за Императора и за вся люди спастися душам нашим».

Эта икона принесена в село Болгары из г[орода] Владимира Губернского в 1860-х(2) годах. Случилось это так: крестьяне села Болгары Егор Романов Марев и Андрей Иванов Терёхин, люди, отличавшиеся благочестивою жизнию и набожностию, возымели желание тайно уйти из своих домов на поклонение Киевским святыням. Путь свой они направили через г[ород] Владимир. Во Владимире они посетили Успенский женский монастырь. Отстояв утреннее Богослужение, они услыхали, что священник, на отпусте, помянул св[ятого] мученика Аврамия Болгарского и Владимирского чудотворца. Это их заинтересовало, и они решились спросить батюшку о помянутом им святом. С этою целию, подойдя к выходным дверям храма, они выждали того времени, когда священник, служивший в этот день, стал выходить из храма. Подойдя к нему под благословение, и тут же обратились к нему,(3) с такими словами: «батюшка! Какого мученика Авраамия упомянули Вы сегодня на отпусте»? На эти слова священник ответил так: «есть Болгары на Волге, там прежде была столица Болгарского царства, а теперь на том месте стоит село Болгары. Там был св[ятой] мученик Аврамий, родом булгарин, по занятию - купец. Он исповедовал религию Мухам[м]едданскую, как и его соотечественники - Камские Булгаре. Этот св[ятой] мученик Авраамий, услыхав от Христианских проповедников о Христовой спасительной вере, без колебаний принял Христианскую веру и не только сам свято исполнял её, но, подвигнувшись апостольскою ревностию, стал проповедовать Христианскую веру среди своих соотечественников Булгар. Булгаре, услыша от него проповедь о вере Христовой, не только перестали слушать его, но даже стали его уговаривать оставить Христианскую веру, но св[ятой] мученик Авраамий был непреклонен. Видя его непреклонность, булгаре стали его пытать различными мучениями: ему отсекли руки и ноги, но, видя непоколебимость его верою, они отсекли ему и главу. Это было 1 Апреля 1229 года, а 1230 года(4), Князь Георгий Всеволодович, мощи св[ятого] мученика Авраамия перенёс из Булгар во вновь устроенную свою столицу - сей Богоспасаемый город Владимир и поставил в этом храме». Притаив дыхание, со слезами на глазах, они слушали словоохотливого батюшку, и душой и сердцем благодарили Бога, что так всё это дивно сотворилось.

Когда священник смолк и хотел выйти из храма, то эти мужички объявили ему, что они жители села Болгар, в удостоверение чего показали ему свои паспорты. Попросили батюшку показать им мощи св[ятого] мученика, что он (конечно) охотно исполнил. Оставшись во Владимире ещё на два дня, они посещали каждое Богослужение и усердно молились св[ятому] мученику Авраамию. Во время молитвы Господь просветил их, и у них родилась мысль: «а что если попросить у Батюшки чего-нибудь на память о св[ятом] мученике»? Увидав того же батюшку, они высказали ему свою просьбу. Священник, выслушав их, решился передать их просьбу игумении монастыря и похлопотать об удовлетворении их просьбы, а сам(5) подарил крестьянину Андрею Ивановичу Терёхину(6) книжку «Сведения о Владимирском Успенском женском монастыре, в котором почивают мощи св[ятого] мученика Авраамия, и два слова, произнесённые в день памяти сего св[ятого] мученика, при чудотворных мощах его. Сочинение священника, Магистра Николая Флоринского. (Владимир. 1859 г.)».* (* Эту книжку Терёхин передал Архиепископу Казанскому Антонию /Амфитеатрову/, который подарил её Священнику Богоявленской церкви города Казани Евфимию Малову, у коего она хранится до сих пор. На 4-ой странице этой книжки имеется следующая надпись: «в память и на пользу, от священника Владимирского Девического монастыря Павла Прудентова, крестьянину села Болгар Андрею Иванову». Октября 15-го дня, 1864 года. Г.г. Владимир(7).) Когда священник передал их просьбу игумении монастыря, то последняя пожелала видеть их лично. Явившись к игумении, они высказали ей свою просьбу. Игумения о многом спросила их и о многом сама рассказала, но в конце этой беседы добрая матушка пожертвовала им икону св[ятого] мученика Авраамия. Поблагодарив матушку за дорогой подарок, эти благочестивые люди решились отложить поклонение Киевским святыням до другого времени, а теперь возвратиться в родное село. Получив такое сокровище, они, не теряя времени, отправились домой.

С какой радостию возвращались эти благочестивые люди - описать невозможно, а только чувствовать сердцем. По приезде их домой, жителей села Болгар облетела весть, что тайно ушедшие их односельчане возвратились и принесли с собой икону св[ятого] мученика Авраамия Болгарского. Считаем нелишним сказать и о том, что до сего времени (около [18]60-х годов) жители села Болгар, не исключая и духовенства, совершенно не знали о существовании мощей св[ятого] мученика Авраамия и не были осведомлены о самом мученике. Собравшись во множестве к дому одного из этих мужичков, именно к дому Андрея Ивановича Терёхина,(8) где находилась икона св[ятого] мученика, с редким вниманием и умилением слушали рассказ этих мужичков. Сердца всех исполнились радости духовной, ликовали все - и старые, и малые. Вскоре икону перенесли в церковь, таким образом и Успенский храм разделил эту радость, приютив под своими сводами того, чья кровь, пролитая в этой неверной стране, возрастила Христианство.(9)

Время принесения этой иконы, в настоящее время можно указать с точностию, именно это было 1-го Ноября 1864 г. С этого времени начинаются ходатайства(10) жителей села Болгар о(11) получении частицы мощей св[ятого] мученика Авраамия из г[орода] Владимира в село Болгары. Все их ходатайства не имели, впрочем, никаких последствий, и они решились ждать какого-либо удобного для сего случая. Случай этот представился им через двадцать лет после начала ходатайства. Он следующий: в 1885 году село Болгары посетил Высокопреосвященнейший Палладий, Архиепископ Казанский, которого обыватели села Болгар стали усердно просить помочь им в этом деле. Владыка обещался, и на сей раз дело имело успех, так что в Апреле месяце 1887 года Высокопреосвященнейший Феогност, Архиепископ Владимирский прислал в село Болгары икону мученика Авраамия с частицею мощей его. Частица эта вложена в серебряный ковчежец и залита воско-мастикой. Ковчежец этот помещается на иконе по правую сторону мученика в рукояти серебряного креста. На обороте этой иконы, на медном листе имеется надпись чёрной краской следующего содержания:(12) В 1902 году на эту икону положена серебряная позолочен[н]ая риза изящной работы - дар землевладельца Александра Петровича г[осподина] Косых. Икона(13) вделана в киот со стеклом и положена над верхнею частью гробницы св[ятого] мученика Авраамия.

О гробнице св. мученика Авраамия

У окна южной стены храма помещается старая резная деревянная рака св[ятого] мученика Авраамия, в которой с 11 мая 1712 года по 1805 г. почивали мощи мученика в городе Владимире в Успенском женском монастыре. Она принесена в село Болгары 30 мая 1892 года вследствие ходатайства православных обывателей села Болгар. Виновниками этого ходатайства были те же паломники Марев и Терёхин, которые сказали своим односельчанам, что в Успенском монастыре г[орода] Владимира есть старая деревянная рака, и что хорошо было бы, если бы её получить(14) в наш храм.

В 1891 году в село Болгары прибыл Государственный Контролёр Тертий Иванович г[осподин] Филиппов с семейством. Крестьяне села Болгар устроили ему торжественную встречу. На подъёме горы в селе поднесли ему хлеб и соль, а от церкви до въезжей квартиры путь устлали травой, а по обеим сторонам дороги расставлены были мальчики и девочки, у каждого из них в руках были венки из древесных ветвей. Карета ехала тихо и, когда равнялась с каждым из стоявших, то последний бросал свой венок под карету. Такая радушная встреча глубоко тронула сердце высокого(15) сановника. Придя в восторг, он охотно стал разговаривать с крестьянами. Воспользовавшись таким благодушным настроением сановника, народ избрал из среды своей одного крестьянина, именно Фому Петровича Кувшинова, для передачи просьбы г[осподину] Филиппову от крестьян села Болгар. Означенный крестьянин для выполнения возложенного на него поручения избрал момент, когда г[осподин] Филиппов выходил из древней церкви святителя Николая. Отделившись от тысячной толпы, человек этот, имеющий приятное лицо, высокий рост и стройную осанку, облечённый в поддёвку, низким поклоном остановил на себе взор сановника и тем самым дал знать последнему, что он чего-то хочет говорить. Г[осподин] Филиппов, остановившись, обратился к нему с вопросом: «что скажешь»? На этот вопрос, мужичок, с волнением в голосе, ответил так: «Ваше Высокопревосходительство! В городе Владимире, в Успенском монастыре есть старая деревянная рака св[ятого] мученика Авраамия Болгарского, в которой до 1805 года почивали мощи этого угодника Божия, в 1805 году они переложены в новую раку, а старая, как уже свободная, стоит в приделе тамошнего храма. Поэтому мы осмеливаемся просить Вас, не найдёте ли возможным похлопотать о возвращении это гробницы из г[орода] Владимира в наш храм»?

На это г[осподин] Филиппов ответил: «Я не по этому делу», но, подумав немного, сказал: «а впрочем, может быть, и помогу». На въезжей квартире он оставил свой адрес и сказал: «если будете хлопотать, то напишите в Святейший Синод прошение и выберите доверенного от общества и пусть он явится в Петербург ко мне вот по этому адресу».

В начале зимы 1891 года крестьяне села Болгар написали прошение в Св[ятейший] Синод и выбрали в доверенного одножителя своего крестьянина Филиппа Мордвишина, который и отправился в Петербург. Прибыв в Петербург и явившись к г[осподину] Филиппову, который послал его в Синод для подачи прошения, Мордвишин лично подал(16) прошение Обер-Прокурору Свят[ейшего] Синода(17). Прочитавши прошение, г[осподин] Прокурор возвратил его обратно подателю, при этом сказал: «невозможное просите» и ушёл. Возвратившись опять к г[осподину] Филиппову, доверенный этот передал результат просьбы. Услыша это, г[осподин] Филиппов опечалился, но скоро придумал новый план действий. Он вручил доверенному две визитных карточки: одну Высокопреосвященнейшему Палладию, а другую Высокопреосвященнейшему Владимиру, Архиепископу Нижегородскому, обоим в то время присутствовавшим в Св[ятейшем] Синоде, и велел передать по принадлежности. Этот новый план обрадовал доверенного тем, что Владыка Палладий, будучи Архиепископом Казанским, был в Болгарах и по просьбе прихожан выхлопотал им икону св[ятого] мученика Авраамия. Передав, лично обоим, карточки, Мордвишин(18) попросил Владыку Палладия оказать помощь, что Владыка и обещался.

В следующий приёмный день доверенный Мордвишин снова явился в Св[ященный] Синод и подал прошение; на сей раз оно было принято. Чрез несколько часов вышел секретарь и объявил просителю, что «Св[ятейший] Синод просьбу эту удовлетворил». 14 января 1892 года Св[ятейший] Синод, по ходатайству доверенного православных обывателей села Болгар Спасского уезда Филиппа Мордвишина, разрешил* (* См. Указ Казанской Духовной Консистории, от 27 января 1892 г. за N 844. Благочинному, священнику села Бездны Сергию Студенцову.), для удовлетворения благочестивого желания прихожан церкви села Болгар, перенести из города Владимира деревянную раку, в которой почивали мощи св[ятого] мученика Авраамия до 1805 года, и поставить оную в церкви села Болгар в приделе, посвящённом имени св[ятого] мученика Авраамия, с тем, чтобы над верхнею частию сей раки была положена икона св[ятого] мученика Авраамия.

Епархиальное начальство г[орода] Владимира изъявило своё согласие на передачу упомянутой деревянной раки в село Болгары.* (* «Св[ятой] мученик Авраамий Болгарский». Изд[ание] Агента Парох[одного] Общества А.А.Зевеке, Александра Петровича Косых. Казань. 1898 года. стр. 19-я.)

В том же 1892 году, мая 30 дня, гробница св[ятого] мученика Авраамия была торжественно перенесена от пристани на Волге «Спасский Затон» с крестным ходом в церковь села Болгар.

Не могу пройти молчанием того, что два случайных совпадения были в селе Болгарах во время принесения Гробницы: 1) Когда церковная процессия, с многочисленной толпой народа, собравшегося сюда на это редкое торжество, шла улицей села Болгары, то в этой толпе послышался крик ребёнка. Оказалось, что неизвестно кем был подкинут ребёнок мужеского пола с запиской «ребёнок не крещён». «Хранит Господь младенцы в нынешней жизни». Это есть скорее чудо, а не простая случайность. Как слабый младенец не был задавлен этой тесной толпой? Скоро нашлись добрые люди, желающие быть восприемниками от св[ятой] купели этого младенца. Восприемником был крестьянин села Ерзовки Самарской губернии, Ставропольского уезда, Григорий Феодоров Каргин, а восприемницей - Новгородской губернии г[орода] Череповца мещанская жена Александра Феодоровна Софонова. Ребёнок того же числа (30) мая был окрещён и назван Авраамием. 2) Крестьянин села Болгар Андрей Тимофеев Суходов незадолго до принесения гробницы св[ятого] мученика Авраамия, отправился продать воз извести (он торговал ею), которая обжигалась (и до сих пор обжигается) в 6 вер[стах] - от села Болгар на месте, называемом «Ага Базар». Родственники и соседи уговаривали его отложить эту поездку до другого времени, говоря, что не успеешь ты наложить на воз известь, как гробницу принесут в церковь. Андрей не послушался и поехал; и поездка эта была в высшей степени неблагополучная, окончившаяся смертию для непослушного Андрея, слезами для его семьи и печалью его родных. Смерть последовала от того, что он, спустившись в яму с известью (последняя берётся снизу, а не сверху), стал выгребать её из топок, он неосторожно задел камни сводов, на которых держалась известь, последняя всей массой обрушилась на него и обожгла его до смерти. Бывший с ним его товарищ с трудом извлёк тело Андрея из горячей извести, положил на телегу и привёз его в село в тот момент, когда гробницу подносили к церкви. Это печальное совпадение поразило всех благочестивых Богомольцев и жителей села Болгары.* (* См. записи этих треб в метрических книгах церкви села Болгары за 1892 г. под 30 числом мая, NN 50-й и 25-й.)

[...]

Местность «святой колодец»

2.jpeg

В 4 верстах от села Болгар, на юго-западе, на опушке казённого леса, нахрдится колодец, в который, по народному преданию, было брошено изрубленное тело св[ятого] мученика Авраамия, по этому случаю он носит название «колодец св[ятого] мученика Авраамия». Кроме этого названия он имеет ещё название «гранной». «Гранным» он называется потому, что находится на границе (меже) Казённого леса с обывательским Болгарским. Колодец этот открыт лет 40 тому назад по следующей причине: по рассказам Болгарских мужиков здесь прежде была топкая болотина, и следов колодца не было заметно, но вот явилась в село Болгары женщина из Рыбной Слободы, одержимая какой-то болезнею, и сказала священнику Полиновскому (ныне умершему): «Я видела во сне св[ятого] мученика Авраамия, и он сказал мне, чтобы я шла в Болгары и попросила отрыть колодец в лесу, мученик говорил мне, что я буду только тогда здорова, когда испью этой воды». О. Полиновский не придал значения словам этой женщины, приписав всё это её больному воображению. На следующий (после сего) год женщина опять пришла в Болгары и заявилась к тому же священнику, прося его принять меры к открытию колодца, но снова получила отказ. Тогда женщина эта явилась к попечителю церкви, крестьянину села Болгары Михаилу Григорьеву Крайнову (ныне здравствующему) и повторила свою просьбу. Крайнов(19) вместе с другими отправился в лес; они нашли эту трясину, раскопавши которую, увидели деревянный дубовый сруб колодца. Женщина, несказанно обрадовавшись этому, испила(20) воды и, действительно, выздоровела, и каждый год после ходила в Болгары молиться за своё исцеление. Сруб колодца от времени сильно испортился, и его заменили новым. Слух о целительном свойстве этой воды скоро распространился повсюду, и с этого времени стали являться больные и здоровые испить этой воды и помолиться св[ятому] мученику Авраамию. Саженях в 10 от колодца, на юг, на ровной площадке построили деревянную часовню и уставили её святыми иконами. С 1893 года, по разрешению Казанского Архиепископа Владимира, стали совершать на этот колодец крестный ход, в 4-ю неделю по св[ятой] Пасхе, или в неделю «Расслабленного», по примеру города Владимира, где почивают св[ятые] мощи этого мученика. Усердные Богомольцы собираются сюда во множестве из разных сёл и деревень. Приходят накануне и после малой вечерни, по просьбе их, служатся молебны св[ятому] мученику Авраамию. В воскресенье по окончании литургии совершается крестный ход. Умильно смотреть на эту восхитительную картину: многочисленная толпа народа, объятая священным восторгом, чинно шествует улицами села и полями на место служения св[ятого] мученика Авраамия. Впереди плавно идут 6 хоругвей, которые победоносно развеваются в воздухе. Шествие замыкают священнослужители и хор певчих. Воздух оглашается звучным пением всех любителей пения. Пройдя около пяти вёрст пути, крестный ход вступает в сосновый лес и размещается вокруг часовни в тени дубов, берёз и сосен. Служится молебен св[ятому] мученику Авраамию и совершается водоосвящение, по окончании которого крестный ход отправляется обратно, а странние богомольцы черпают воду из колодца, наливают её в бураки, кувшины и бутылки, и уносят домой. Вера в целительную силу этой воды и в получаемое исцеление всем, кто усердно призывает в молитвах св[ятого] мученика Авраамия, распространена повсюду. Здесь не лишним считаем привести несколько чудотворений, совершившихся над больными, упомянутых в рукописи, находящейся в библиотеке С[анкт-]П[етербургской] Д[уховной] Академии.(21)

«Чудо а.(22)

Жена некая именем Дария стужительною главныя болезни тяжестию люте отягощаема, и темномрачною очесныя слепоты мглою осененна, яже снесумненною верою кчюдотворней краце и кцелебоносным чюдотворца Аврамия кстрастотерпческим мощем притекши и досточестно поклонение им воздавши, усердне моляшеся мученику, и его молитвами яко чистаго уда Христова, церковней главе Христу воплощенну Богу соединившеся страданием вечне, и умысли очесы зряще преблагословенна Бога. Отболезни главныя устрабися слепоты стужительныя лишися и очесу исцеление приемшю, светом прозрения блистася. Сего ради со утешением отъиде блажащи мученика славнаго Аврамия, славящи Бога всесильнаго, [и величающи] пречистую Богородицу, всепетую Деву.

Чудо в.

Нетокмо же сия, но иныя многия благоговейныя жены, молящияся велию угоднику, исцеления слепоты получиша.

Чудо г.

Кто убо девице именем Иустина леваго ока слепотою стужаемей при чудотворней раце молящейся, даде желаемое прозрение.

Кто(23) жене именем Марии обою зеницу лишение, люте страждущей Честным его Страстотерпческим мощем покланяющейся обе исцеле зенице.

Кто(24) жене именем Евфимии, слепотствующей, ко страстотерпческому гробу притекшей и предчестными его мощми молитву пролиявшей, уврачева слепоту очесную.

Кто прочее женам таяжде страждущим, угоднику Божию и страстотерпцу Аврамию молящимся и Честную его раку лобызающим, досточестным его мощем достойно поклонение воздавающим и отбоготочныя премногих чудес его струи току исцеления почерпти. Желающим, дарова слепоты исцеления.

Воистину Богомудрый страстотерпец сей Аврамий, безмездный врач и чудотворец. О велия и предивна чудеса, всяк образ действа естественнаго превосходяще. Кто бо может силою естественне девствующею очеса слепаго человека просветити. Кий врач может от чувственных и тленных вещей устроенных врачевствы слепоту исцелити. Кая польза и хитрость врачевская может слепому прозренье дати [еже дати] словесным живым несть по естеству возможно; неким безсловесным по естеству: ластовица бо, естественною врачебною силою ослепленныя птенцы своя исцеляет, есть возможно, яко же бо естественная ластовица естественне действует. [сия мысленная ластовица,] на гнезде церковнем возгнездшаяся, доброгласными славославии, песньми лик ангельский увеселившая, прекрасная добродетелей птенца порождшая [и] Богорасленными исправлений крилы на небесную Господню [вечнаго блаженства], гору возлетевшая. Страстотерпец и чудотворец Аврамий преестественне чудотворною отвсеблагаго Бога Богоданною силою действоваше не токмо же сия, но и ина многа. Не токмо бо слепым прозрение даваше, но и кровоточивым кровотечение исцеляше. Яко бо древле жена кровоточива снесумненною верою юже сам Христос сын Божий похваляя рече: дерзай дщи вера твоя спасе тя! Ко небесному врачу вся недуги душевныя и телесныя уврачевающу Христу Богу притекши и воскрилию ризы Его прикоснувшися, исцелися тако. И(25) жена некая в кровотечении многое время лето изждившая кчюдотворным и страстотерпческим его мощем снесумненною верою притекши и благонадежне Чудоточней его рице коснувшися, его теплыми и многоможными у Вседетеля Бога молитвами, кровотечения исцеление прияти сподобися и за сим рцем к нему сице глаголюще: Радуйся и веселися мучениче и страдальче Аврамие! яко сотворися благоверна ветвь, радуйся, яко оттмы всвет пришел еси и сподобися быти небесный гражданин и воин вышняго Царя непобедим. Радуйся, яко прелести безбожных не последовал еси. Радуйся, яко истиннаго Христа Бога нашего познал еси, и от всего сердца своего возлюбил еси и радуйся, яко кротких землю наследовал еси. Радуйся, яко [ныне] человек пребываеши у Христа воцарствии небесным. Радуйся, с мученическими лики наслаждаяся от Него божественнаго Его светосияния. Радуйся, всем безбожным болгаром удивление. Радуйся, граду Владимиру похвала же и просвещение и всей рустей земли удобрение. Радуйся, Благоверному Царю нашему и великому Князю (имрк) победу на враги его и сопостаты. Радуйся, яко пресветлая звезда возсиял еси во граде Владимире - многотворными чудесы своими и просветил еси весь народ Христианской истине. [и ныне] всех удивляеши и просвещаеши и исцеляеши всех же болящих и сверою краце мощей твоих приходящих. Радуйся, церкви Господня имущи в себе, аки некое многоценное положение, и аки цвети благоуханны, мощи мученика Аврамия, изпущающия добровоние всем правоверным. Радуйтеся и веселитеся вси православнии народи о сицевых дарованиих Господних. [яко подарова нам сицевого] великомученика и Чудотворца Аврамия, иже предстоит Ему - Христу Богу нашему и молит и занас, якода избавимся отвсяких бед и скорбей, и сподобимся от него царствия небеснаго и наслаждения вечных благ. Ему же слава и держава со Отцем и со Святым Духом во веки. Аминь.* (* Л. 41 - 45. Рукопись библиотеки С.-Петербургской Дух[овной] Академии N 424-й. Выписку эту доставил мне кандидат Богословия Казанской Духовной Академии Сергей Е[фимович] Малов.)

Как в древние времена люди в скорбях и болезнях молитвою призывали на помощь св[ятого] мученика Авраамия и получали исцеления, так и в настоящие годы мы видим множество приходящих богомольцев, чающих по молитвам мученика Авраамия получить исцеления. Большое число из приходящих богомольцев - женщины с больными младенцами. Некоторые из них идут пешком, с младенцем на руках, около 30 вёрст. Все они идут с надеждою получить, по молитвам мученика, облегчение в болезнях, скорбях и печалях.

В 1901 году(26) вместо деревянного сруба колодца(27) выложен колодец волжским диким камнем, сверху почвы, на аршин выложен кирпичом наподобие вазы. Рядом с каменным колодцем, на восток, построена каменная часовня о пяти главах, на каждой главе осмиконечный крест из дерева и обитый белым железом. В пяти шагах на западе от этого колодца был другой колодец, который признали за свою святыню татары. В полусажени от татарского колодца на нём росла четырёхствольная берёза. Эта берёза замечательна тем, что от одного корня росли четыре берёзы и все равные. Берёза у татар считалась священной по следующей причине: «в царствование Хана Айдара, имевшего дочь Туй-бикэ, которая была разбита параличём* (* Летописец(28) Хусам-Эу-дин, сын Шереф-Эд-дина говорит об этом в своей «Болгарской Хронике», изд[анной] в Казани [в] 1887 году, стр. 16). Знахари приговорили её к смерти, но один из придворных посоветовал нарвать берёзовый веник и попарить им царевну в бане. Совет этот был принят, и, когда его исполнили, то царевна выздоровела и вышла замуж за племянника Мухаммеда, по имени Зубейры-бен-Джаде* (* Там же, стр. 15.). По татарскому преданию этот веник был поломан именно с этой берёзы. Почитая эту берёзу за священную, татары и колодец возле неё стали считать святым, так как он выбивался из-под корней этой берёзы. Вот почему татары, приезжая в Болгары на поклонение своим святыням, считают непременной обязанностью посетить колодец и берёзу. Из колодца они берут воду, наливая в свои кувшины, а иногда в бочонки; с берёзы рвут ветки, листья и самую кору, и всё это увозят с собой, как средство для избавления себя от некоторых болезней* (* В.С.Иванов. «Казанский Телеграф» 1895 года N 827, от 14 Октября.)

Ф.Сурин, в книге «По замечательным местам Поволжья» говорит: «Мой проводник сказал мне: не желаете ли свернуть налево к татарскому и Христианскому ключу, так как народ очень почитает это место»...

«Мы пошли в указанном направлении и здесь увидели удивительную жанровую картину.

Две толпы - мусульман и Христиан расположились каждая у своего колодца. - Мусульмане и Христиане мирно молились своему невидимому Богу! Два неглубокие колодца вырыты шагах в пяти один от другого, на роднике под густою тенью берёз, дубов и сосен»* (* «По замечательным местам Поволжья», изд[атель] Ф.Сурин, стр. 90 и 91, под заглавием: «Св[ятой] Ключ Христианский и Татарский»).

В 1901 году при постройке каменной часовни и каменного колодца, татарский колодец уничтожен, и священная берёза сражена губительной секирой. Таким образом мусульмане, в означенном году, лишились предметов, столь ими почитаемых. Татары, посещая Болгары, с религиозной целию, однако не перестают ездить и ходить на свой св[ятой] Колодец, но здесь, не видя его, они берут уже воду из Христианского колодца и на обряды омовения (тут же совершая их), и для питья.(29)

[...]

 К описанию иконы святого мученика Авраамия с частицею его мощей.

На обороте иконы имеется следующая надпись: «Сия икона св[ятого] Мученика Авраамия Владимирского Чудотворца с частию мощей, нетленно почивающих во Владимирском Успенском женском монастыре, пожертвована Преосвящен[ным] Феогностом, Влад[имирским] Архиепископом и означенным монастырём в церковь села Болгар, Казанской Епархии. 1887 года Апреля».

            [Сообщение о посещении 10 июля 1905 г. архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Д.И.Самбикиным) села Болгары - Успенское Спасского уезда Казанской губернии в рамках архипастырского «обозрения епархии»]//Епархиальная хроника/ Известия по Казанской Епархии (неофициальный отдел). - 1905. - N 31 (15 августа). - С.с. 934 - 939.

Архипастырь прибыл в село Болгары в 10 часов утра 10 июля. Встречу Архипастырю прихожане села Болгар оказали весьма сочувственную: встретили его с хлебом-солью и мёдом, которым издавна булгары славились, - одни при въезде в село, другие - около церкви. В ограде церковной Владыка встречен был местным о. благочинным Зефировым и настоятелем местной церкви - о. Нечаевым с крестом и иконами, при многолюдном стечении народа. В храме архипастырь по обычном молении и многолетии обратился к прихожанам со следующими приблизительно словами:

«Православные прихожане! Я давно слышал о вашей веси и желал побывать здесь и взглянуть на уцелевшую старину когда-то славного и великого города Булгара, стоявшего на месте вашего села; желание это моё осуществилось сегодня, благодаря неожиданно представившемуся мне случаю - освящению храма в селе Пичкасах, которое отстоит от вас недалеко. Не скрою также от вас: главным образом меня к вам сюда влекло то, что здесь в давнее время невинно пролита кровь мученика Авраамия за твёрдое исповедывание им веры Христовой. Я весьма рад помолиться с вами этому угоднику Божию, претерпевшему мучения и смерть от своих сородичей-фанатиков мухаммедан, исконных врагов христианства. Этот мученик за Христа, прославленный Господом, есть по преимуществу ваш небесный покровитель. Вам поэтому должно особенно почитать этого страстотерпца и с особенным усердием молиться ему. Но чтите ли вы Его? Что вами сделано в память этого угодника Божия? Вот я не вижу, чтоб в вашем храме был престол во имя Его. Расширьте церковь свою и постарайтесь устроить придел во имя Св[ятого] Авраамия Болгарского и тогда вы окажете этому святому достойную память. Да благословит Господь вас на это святое дело и да поможет вам в нём небесный покровитель ваш св[ятой] мученик Авраамий». Архипастырь подробно осмотрел храм и принадлежащие ему церковные древности, - сосуды и иконы; особенное внимание обращено было архипастырем на древнюю икону греческой работы, на икону храмовую - Кирилла Белозерского, на раку Св[ятого] Авраамия. Высокопреосвященный Димитрий, как учёный археолог, интересующийся не только церковными древностями, но и бытовою народною стариною, с особенным интересом и любознательностию осматривал по выходе из храма памятники древнебулгарские - развалины большой мечети, башню-церковь Св[ятого] Николая Чудотворца, где обратил внимание на древние иконы, каменные плиты с надписями и другие археологические вещи; осмотрел бывший монастырский погреб, чёрную или судную палату и в ней хранившуюся коллекцию человеческих черепов, найденных при раскопках; предметом особенного внимания его были - малый минарет и близ него мухаммеданское древнее кладбище; при кладбище Архипастырь встретил двух слепцов из татар-мухаммедан, пришедших на кладбище помолиться; предложив им несколько вопросов, относившихся к кладбищу и похороненных на нём телам усопших мухаммедан, Владыка одарил этих бедных пилигримов. При обозрении булгарских древних строений Архипастырем было обращено внимание на характерные черты арабской архитектуры, на кладку каменных стен и материал, из которого строились здания.

Воспоминание о древнем городе Булгар дорого для православного жителя Казанской страны потому, что здесь совершилась мученическая кончина Св[ятого] Авраамия. Жители села Булгар показывают и место страдания этого мученика вне села, в пятивёрстном расстоянии от него, на юго-запад. Архипастырь, несмотря на своё утомление, неизбежное при продолжительном осмотре им Булгарских памятников, с чувством особенной радости выразил желание отправиться туда. Место на окраине сельского поля, засеянного хлебом; расположено оно по скату возвышенности, покрытой лесом. Здесь находится большая каменная часовня четыреугольная о пяти главах. К сожалению, построена она крайне неудобно: в ней нет внутреннего помещения для желающих помолиться, нет ни входа, ни окон. На внешних стенах её имеются изображения святых; на западной стороне её изображен Св[ятой] мученик Авраамий. Близ часовни - колодез, который внутри обложен белым камнем, а на поверхности земли обнесён деревянным забором; вода в нём чистая и на вкус весьма приятная. Этот источник почитается священным: сюда приходят часто помолиться многие православные; нередко можно встретить здесь и молящихся мухаммедан.

По прибытии сюда Архипастырь помолился пред изображением св[ятого] мученика Авраамия Болгарского на часовне и выпил воды из источника; при этом им высказано было, что часовню следовало бы устроить с помещением внутри её, где можно было бы и помолиться, и что целесообразнее было бы поставить часовню над источником.

Красивая местность, покрытая богатою растительностию и при водном источнике, невольно привлекает к себе путника; Владыка пожелал здесь отдохнуть. Разостлан был под тению деревьев ковёр. Архипастырь пригласил сесть вместе с собою и сопутствующих ему лиц. Незаметно было проведено тут около двух часов в простой задушевной беседе, какую вёл Владыка с своими спутниками. В этой беседе, между прочим, была высказана высоко симпатичная мысль о том, что хорошо было бы восстановить древний Болгарский монастырь, поставив его на этом месте, орошённом кровию мученика Авраамия. Св[ятой] Авраамий был первым проповедником слова Божия в Казанской стране. Пролитая им здесь кровь за Христа была предвестием распространения и утверждения веры Христовой в этой тогда мухаммеданской стране, была предвестием победы, одержанной здесь крестом Христовым над полумесяцем Мухаммеда. Поэтому православное население Казанской страны должно особенно свято чтить память этого прославленного Богом мученика! Но паства Казанская мало знает о Св[ятом] мученике Авраамии: даже жители с[ела] Болгар, как заметил Архипастырь в своём слове, не имеют храма в память этого угодника Божия. Казанские Архипастыри время от времени напоминали своей пастве о достойном почитании этого Казанского страстотерпца. В Бозе почивший Архипастырь Казанский, Высокопреосвященный Антоний, ревнуя о том, чтоб память Св[ятого] мученика Авраамия особенно чтилась в Казанской епархии и трудящиеся здесь в деле просвещения светом Христианской веры инородцев, ещё блуждающих во тьме неверия, имели себе нового пособника и поборника в сём святом деле, обратился 4-го мая 1873 г. к Преосвященнейшему Владимирскому Антонию с просьбою уделить частицу Св[ятых] мощей мученика Авраамия Болгарского в Казанскую Епархию и прислать оную с его иконою. По распоряжению Архипастыря Владимирского в монастыре, где почивают мощи св[ятого] Авраамия, была изготовлена икона сего мученика - точный список с древнего изображения, только в уменьшенном виде; частица мощей св[ятого] мученика, довольно значительного размера, издавна хранившаяся в особом кресте, была вложена в особо приготовленный сребропозлащённый ковчежец, врезанный в оную икону. Эту святыню Архипастырь Владимирский препроводил в футляре за своею печатию к Высокопреосвященному Казанскому Антонию, при этом прислана была служба Св[ятому] Авраамию, которая совершается во Владимире. Икона сия внесена в кафедральный собор 30 сентября, и под 2-е октября совершено было здесь всенощное бдение св[ятому] мученику Авраамию, и икона была выставлена для общего чествования. Высокопреосвященный Антоний, Архиепископ Казанский, по сему обстоятельству вменил Казанской духовной консистории в обязанность предписать кафедральному собору, чтобы: 1) икона была поставлена в соборе на видном месте, удобном и доступном для желающих прикладываться к ней; 2) употребляема была в обычных крестных ходах из Кафедрального собора в определённые дни вместе с другими иконами; 3) имя Св[ятого] мученика Авраамия Болгарского, последовавшего за веру Христову в пределах Казанской паствы, как покровителя и заступника её, поминалось всегда в отпустах церковных служб и при других случаях после имён Св[ятителей] Гурия, Варсонофия и Германа; 4) нарочитая служба со всенощным бдением Св[ятому] мученику Авраамию Болгарскому, по примеру города Владимира, где почивают целые мощи его, отправляема была в 4-ю неделю по Пасхе, так как сие более удобно для всеобщего народного чествования памяти сего угодника Божия, чем 1-е апреля, день страдальческой кончины мученика, и 9-е марта - день перенесения честных мощей его из Булгар во Владимир, каковые дни всегда почти бывают в великий пост (указ Каз[анской] дух[овной] консистории 8 окт[ября] 1873 г.). Распоряжением Высокопреосвященного Арсения, бывшего Архиепископа Казанского, было вменено в обязанность духовенству всех церквей Казанской епархии исполнение двух последних пунктов означенного предписания Высокопреосвященного Антония о чествовании Св[ятого] мученика Авраамия.

Пожелаем, чтобы жители Казанской епархии содействием ныне здравствующего Казанского Архипастыря, Высокопреосвященного Димитрия, ещё недавно вступившего на Казанскую кафедру, весьма ревнующего о распространении Славы Божией в Казанской иноязычной и иноверной стране, поставили на месте кончины этого угодника Божия достойный ему памятник - обитель или храм с именем Св[ятого] мученика Авраамия.

Обитель в этой местности весьма желательна и в интересах церковно-просветительных. Спасский уезд, в котором находится село Болгары, не имеет ни одного монастыря - этого важного церковно-просветительного учреждения. Между тем, население этой округи, а равно и соседнего с ним Чистопольского уезда, по своему племенному составу разнообразно; кроме русских живут здесь чуваши, татары, мордва. Большинство из инородцев коснеет в лжеверии мухаммеданства, а есть, к нашему стыду, такие, которые блуждают ещё во тьме язычества; что касается до крещёных инородцев, то они далеко не все ещё окрепли в христианской вере; некоторые крещёные из татар, увлекаемые их сородичами-мухаммеданами, наклонны к отпадению. Среди русского населения многие, упорно охраняя мнимую старину и следуя ей, живут вне ограды церкви Божией. В виду всего этого каким благотворным светочем христианским могла бы служить для всей этой окраины обитель во имя Св[ятого] Авраамия!

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук, г. Казань

 

Сноски:

(1) В оригинале, в разных местах, имя «Авраамий» прописано как с одной, так и с двумя буквами «а». - И.А.

(2) В оригинале в этом месте наличествует зачёркнутое слово «шестидесятых». - И.А.

(3) Так в оригинале. - И.А.

(4) Так в оригинале. - И.А.

(5) В оригинале далее наличествует зачёркнутый фрагмент текста «в память и на пользу». - И.А.

(6) В оригинале далее наличествует зачёркнутое слово «книжку». - И.А.

(7) В данном случае - «Г[убернский] г[ород] Владимир». - И.А.

(8) В оригинале далее наличествует зачёркнутый фрагмент текста «в котором». - И.А.

(9) В оригинале далее наличествует зачёркнутое предложение: «Христианство здешнего края получило крещение в крови этого святого мученика». - И.А.

(10) В оригинале в этом месте наличествуют зачёркнутые фрагменты текста «точно... не возможно, как за смертию крестьян Марева и Терёхина, так и тех духовных лиц, при которых было это принесение... предполагать, что... в 60-х гг. так как с того времени начались хо... обыва...». - И.А.

(11) В оригинале далее наличествует зачёркнутое слово «возвращении». - И.А.

(12) Так в оригинале. - И.А.

(13) В оригинале далее наличествует зачёркнутое слово «Она». - И.А.

(14) В оригинале далее наличествует зачёркнутое слово «возвратить». - И.А.

(15) В оригинале в этом месте наличествует зачёркнутый фрагмент текста «приятно польстила самолюбию». - И.А.

(16) В оригинале далее наличествует зачёркнутое слово «он». - И.А.

(17) В оригинале далее наличествует зачёркнутое слово «который». - И.А.

(18) В оригинале далее наличествует зачёркнутое слово «он». - И.А.

(19) В оригинале в этом месте наличествует зачёркнутый фрагмент текста «кр[естьяни]н этот». - И.А.

(20) В оригинале далее наличествует зачёркнутое слово «этой». - И.А.

(21) Имелась в виду «выпись» под названием «Потомже ещё о чюдесех Страстотерпца Аврамиа Слово предлежит к нам в дховное напоение любезне, празднующих его страстотерпческую память», включённая в исследование Е.А.Малова «Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах». (См.: Малов Е.А. Святый мученик Аврамий Болгарский и сказание об его чудесах// Известия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском Университете. - Т. XXIII. - Вып. 6. - Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1908. - С.с. 414 - 418.)

(22) Данный текст в виде «выписки» был предоставлен диакону И.Савосину кандидатом богословия С.Е.Маловым (1880 - 1957) - сыном Е.А.Малова. При этом он содержит ряд отличий от «выписи» «Потомже ещё о чюдесех Страстотерпца Аврамиа Слово предлежит к нам в дховное напоение любезне, празднующих его страстотерпческую память», которые, по большей части, могут быть объяснены случайными пропусками и описками как И.Савосина, так и С.Е.Малова, а также частичной «расшифровкой» слов из оригинала рукописи из Санкт-Петербургской Духовной Академии и «выписки» из таковой. В целях минимизации ошибок, текст, приведённый И.Савосиным, соотнесён мною с текстом «выписи» «Потомже ещё о чюдесех Страстотерпца Аврамиа...», с сохранением ряда особенностей оригинала рукописи И.Савосина. - И.А.

 

(23) В оригинале рукописи И.Савосина - «Что». - И.А.

(24) В оригинале рукописи И.Савосина - «Что». - И.А.

(25) В оригинале рукописи И.Савосина - «А». - И.А.

(26) В оригинале в этом месте наличествует зачёркнутый фрагмент текста «вме[сто] колодец этот построен новый»«. - И.А.

(27) В оригинале в этом месте наличествует зачёркнутый фрагмент текста «он сплошь». - И.А.

(28) В оригинале в этом месте наличествует зачёркнутое слово «Татарский». - И.А.

(29) В оригинале далее наличествует зачёркнутый фрагмент текста: «Всё это совершается при часовне, уставленной св[ятыми] иконами. Может быть, при отсутствии русских, татары, как враждебные Христианской религии, производят и глумление, как над колодцем, так и над иконами. По нашему мнению, уничтожать этот колодец не следовало». - И.А.

 

Иллюстрации:

1.   Святой мученик Авраамий Болгарский (современная икона).

2.   «Святой колодец» в Болгаре (современный вид).

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Миссия России в предантихристово время: Из доклала митр. Агафангела Одесского на ВРНС

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100