Четверг, 22 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

ст.Кирилл (Павлов) об "общих ценностях"
Помните: где нет Христа, там нет и нравственности. Не зная, Кем и для чего создан человек, к чему он призван, какие задачи перед ним поставлены, невозможно думать и поступать нравственно, т.е. согласно воле Божией.
Старец Кирилл (Павлов) о мифе про «общие религиозные ценности»

Свт. Серафим о Церкви и лжецерквах
Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и лжецерквах

Митр. Иоанн об экуменистах
Уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой «любви», понесет на себе великий грех вероотступника и предателя.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменистах

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Ответ прот. Константина Буфеева о патриаршем рождественском Указе
Ответ прот. Константина Буфеева о патриаршем рождественском Указе
Аще изволит настоятель, творим беззаконие
(старинная семинарская шутка)

Поводом для написания данной статьи послужило следующее: 4 января с удивлением обнаружил в своей электронной почте послание от члена Патриаршего совета по культуре прот. Леонида Калинина, в котором он поздравляет «всех с Наступающим Рождеством Христовым», а священников (и меня, недостойного) «с отверстыми Царскими Вратами».

Послание начинается с оценки Указа Святейшего Патриарха Кирилла № У-01/209 от 31.12.2014 о благословении на Рождество Христово «ежегодно совершать Божественную литургию с отверстыми царскими вратами», причём автор с первой фразы поспешил заверить, что он ничего «странного» и «обновленческого» в этом Указе «не видит».

Я не имел намерения давать оценку Патриаршим Указам, тем более я не имел намерения вступать в предложенную о. Леонидом дискуссию. Его позиция понятна. Это именно «позиция», поэтому пытаться её опровергнуть, равно как выражать ей горячую поддержку, думаю, не имеет никакого смысла.

Итак, автор письма ставит два вопроса: является ли Указ «странным», и является ли он «обновленческим»?

Слово «странный» имеет широчайший спектр значений. Недаром оно вошло в лексикон Эллочки-людоедки. Лично я думаю, что содержание обсуждаемого Указа не более и не менее «странно», чем неоднократные распоряжения столичного чиноначалия московским священникам являться на некоторые общественные мероприятия «без крестов». В одном случае клирика «повышают» до права служить по-архиерейски (с отверстием до «Отче наш»), в другом случае – «понижают» до дьяконского сословия.

Если провести аналогию с военнослужащими, это можно сравнить с приказом по армии всем офицерам (от лейтенанта до полковника) иногда появляться в форме рядовых, а иногда – в генеральских погонах и с лампасами. «Странно» это или «не странно»? Повышает ли это дисциплину и обороноспособность армии?

Определим теперь, что обычно подразумевают под словом церковное «обновленчество». Этот термин может употребляться в широком и в конкретно-историческом смыслах.

В широком смысле – это любая новизна, незнакомая православной традиции. Так, вполне «обновленческими» можно считать нововведения, установленные в некоторых храмах, где мигает иллюминация или в свободное от богослужений время вместо благоговейной тишины звучит тихая музыка (органчик).

Такие нововведения могут противоречить, а могут никак не противоречить церковным догматическим и каноническим установлениям.

В конкретно-историческом смысле обновленчество связано с расколом и церковно-модернистской деятельностью известных церковных реформаторов 1920-х годов (на самом деле, начавшейся ещё прежде 1917-го года и не завершившейся поныне).

Тот факт, что в нашей Русской Церкви обновленцы есть, и современные реформаторы являются духовными преемниками обновленцев 1920-х годов, подтвердил Святейший Патриарх Алексий II, когда на Московском Епархиальном собрании 20 декабря 1993 года назвал «неообновленчеством», разрушающим богослужебные традиции, деятельность известных московских реформаторов.

Какие же нововведения, противоречащие сложившейся православной традиции, осуществляли обновленческие лидеры в 1920-е и 1990-е годы? Не претендуя на полноту перечня, отметим их наиболее характерные искажения традиционного богослужения:
1. Служение без иконостаса, царских врат и катапетасмы.

Вместо этих «досадных помех» некоторые обновленцы использовали одну большую занавеску, откидывавшуюся перед началом проскомидии и задёргивающуюся после завершения Литургии. Другие оставляли Престол открытым всегда (как в католических храмах). Третьи (как Антонин Грановский) выносили Престол из алтаря в центр храма.

Приведём выписку из Указа Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) от 14 сентября 1925 г.:

«C некоторого времени во многих храмах гор. Москвы и Московской епархии замечается введение различных, часто смущающих совесть верующих новшеств при совершении богослужения и отступление от церковного Устава вообще. Как на пример этого можно указать:

 1) Совершение литургии при открытых царских вратах с устройством торжественной встречи и облачениями среди храма...

Я решительно заявляю о недопустимости этих и подобных явлений в церковно-богослужебной практике и возлагаю на обязанность о.о. благочинных неослабленное наблюдение в подведомственных им храмах за уставным совершением богослужений без всяких отступлений от богослужебного чина. Напоминаю, что в свое время, не так давно, московское епархиальное начальство в целях введения единообразия и уставности распубликовало «Единообразный чин богослужения для приходских храмов». Предлагаю этот чин к неуклонному исполнению и предупреждаю, что упорствующие новаторы будут подвергнуты мною взысканиям» [ЦИАМ, ф.2303, оп. 1, № 232, л. 1-3. Машинопись // Сергий Голубцов, протодиакон. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.95].
2. Чтение во всеуслышание молитв из Служебника.

Один священник-обновленец на вечерне вместо «Блажен муж» читал во всеуслышание вечерние светильничные молитвы. Подобным образом, он горлопанил все священнические молитвы во время совершения Божественной литургии. Если сопровождающие песнопения – такие как «Достойно есть» или задостойники – мешали ему произносить громко и театрально текст евхаристического канона, он требовал от регента их упразднения из литургического чина (мотивируя тем, что «в древней Церкви задостойников не было»).
3. Активная русификация всех текстов.

Чтение по-русски Шестопсалмия, паремий, Апостола и Евангелия. Грубое вторжение (с малограмотными «исправлениями») в содержание канонов, стихир и даже прокименов. Искажение священнических возгласов и прошений на ектеньях. Наконец, грубое коверкание текста тайных молитв, читаемых вслух по Служебнику.
4. Установка на «общенародное» пение.

Вопрос о целесообразности и допустимости общенародного пения является не бесспорным и активно обсуждается в последнее время. Поскольку не все православные христиане имеют музыкальные способности, общенародное исполнение, очевидно, не может быть (за редким исключением) ни умилительным, ни изящным, ни искусным.

Традиционно церковное пение исполнялось «по клиросам», то есть в нём принимали участие «клирики». Это означает, что к церковному пению должны допускаться не все подряд «желающие», но лишь специально посвящённые и обученные церковнослужители. Между прочим, существует особый чин посвящения в певца! 15-е Правило Лаодикийского Собора указывает, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в Церкви».

Если указанная каноническая норма трудна для исполнения, это не означает, что дозволительно подменять её профанным самодеятельным «общенародным» пением. Во всяком случае, идеалом церковного пения является слаженное монашеское ангелоподобное (в частности, антифонное) пение, а вовсе не любительское «козлогласование», запрещённое Типиконом в главе 28: «Безчинный вопль поющих в церкви, не прияти того к церковному пению. Такоже и прилагаяй к церковному пению, не приятен есть: да извергутся сана своего, и паки в церкви не поют».

5. Причащение без исповеди «за каждой Литургией».

Об этом обновленческом перекосе я писал подробнее в статье «Порядки старые не новы» (http://www.blagogon.ru/digest/457/).
6. Ослабление аскетической дисциплины постов.

Речь идёт как о литургическом посте перед Причастием, так и о говении в уставные посты и постные дни.
7. Неоправданное сокращение уставного богослужения.

Упразднение кафисм (и вообще многих псалмов), исключение из суточного круга часов (полностью или частично). Сокращение канона на утрени: и тропарей, и катавасии. Отметим, что 17-я глава Типикона называется «О кафисмах во все лето», а 19-я – «О катавасии во весь год».
8. Отказ от служения «всенощного бдения», взамен – служение только вечерни.

Типичными для обновленцев являются рассуждения о «неправильности» чтения утренних молитв и прошений вечером. При этом воскресная утреня (с полиелеем и Евангелием) банально опускается – поскольку утром служится Литургия.

Во многих перечисленных пунктах этой программы проявляется характерное для обновленцев искажение апостольского учения о «царственном священстве» всего народа Божьего (воспринятое по-протестантски гипертрофированно), умаляющее значение Богом установленной церковной иерархии.

Я мог бы продолжить этот перечень указанием на отношение к календарному вопросу, к акцентам в пастырско-духовнической практике, «женской» проблеме и ряду других тем, имеющих различное решение у священников-традиционалистов и священников-модернистов. Но сказанного вполне достаточно для того, чтобы поставить вопрос: вправе ли мы применять к этим нововведениям эпитет «обновленческий»?

Если кто-то считает, что все эти новшества являются не проявлениями «обновленчества», а своеобразной «нормой» православного благочестия, очевидно, что такой человек ничего «странного» и «обновленческого» не увидит и в Указе, о котором написал прот. Леонид Калинин.

Вопрос остаётся лишь один: действительно ли каждое из этих нововведений противоречит сложившийся православной богослужебной традиции?

Как бы отец Леонид Калинин и любой другой участник начатой им дискуссии не ответил на этот вопрос, надеюсь, он согласится со мною в одном: современные обновленцы непременно постараются использовать Указ № У-01/209 в своих целях. И они это сделают как для реабилитации своей прежней (никем не благословлённой и вполне беззаконной!) практики, так и для оправдания будущих модернистских богослужебных экспериментов: «Нас Патриарх благословил!»

Приведём мнение Святейшего Патриарха Тихона, написанное им в  Обращении № 1575 от 4/17 ноября 1921 года к архипастырям и пастырям Православной Российской Церкви:

«Ведомо нам по городу Москве и из других мест епархиальные преосвященные сообщают, что в некоторых храмах допускается искажение богослужебных чинопоследований отступлениями от церковного устава и разными нововведениями, не предусмотренными этим уставом. Допускаются самовольные сокращения в чинопоследованиях и даже в чине Божественной литургии. В службах праздникам выпускается почти все, что составляет назидательные особенности праздничного богослужения, с обращением, вместо того, внимания на концертное исполнение обычных песнопений, не положенных по уставу, открываются царские врата во время, когда не следует, молитвы, которые положено читать тайно, читаются вслух, произносятся возгласы, не указанные в Служебнике; шестопсалмие и другие богослужебные части из слова Божия читаются не на церковнославянском языке, а по-русски; в молитве отдельные слова заменяются русскими и произносятся вперемежку с первыми; вводятся новые во время богослужения действия, не находящиеся в числе узаконенных уставом священнодействий, допускаются неблагоговейные или лицемерные жесты, не соответствующие требуемой существом церковной службы глубине чувства смиренной, трепещущей Божия присутствия, души священнослужителя.

Все это делается под предлогом приспособить богослужебный строй к новым требованиям времени, внести в богослужение требуемое временем оживление и таким путём более привлекать верующих в храм.

На такие нарушения церковного устава и своеволие отдельных лиц в отправлении богослужения нет и не может быть нашего благословения...» [ГАРФ, ф. 550, оп. 1, номер 152, л. 3–4].

Перейдём, наконец, к рассмотрению аргументации о. Леонида в оправдание служения Литургии на Рождество с открытыми царскими вратами до «Отче наш». Скажем прямо, она слабовата.

Я внимательно перечитал страницы Типикона (ИС РПЦ 2002 г.), регламентирующие службу на Рождество Христово и не встретил там цитируемых слов: «и три дня Пасха».

Но даже если «древлехранитель епархии города Москвы протоиерей Леонид Калинин» (так он подписался в своём новогоднем письме) эти слова найдёт в каком-нибудь другом Типиконе, что это изменит?

Неужели дозволительно будет не закрывать на Святках царские врата, как на Пасху? Неужели можно будет заменить обычные часы «пасхальными»? Почему одну службу суточного круга (Литургию) дозволительно служить «по-пасхальному», а другую службу – нет?

А ведь прот. Леонид именно так и пишет: «Если в Пасху мы целую Седмицу служим не только Литургию, но и Вечерню и Утреню и часы с отверстыми Царскими Вратами и не боимся впасть в “обновленчество”, то вполне логично в Рождество Христово с отверстыми Царскими Вратами служить хотя бы только Литургию».

Вот здесь о. Леонид сильно неправ. Вовсе не «логично» служить по-пасхальному всего лишь одну «хотя бы только» Литургию.

На Пасху мы служим с открытыми царскими вратами, соблюдая требование Типикона, и именно поэтому «не боимся впасть в обновленчество». Кто не будет служить с открытыми царскими вратами на Пасху, тот окажется нарушителем Устава (даже если будет делать это из соображений «особого миссионерского значения» богослужения). Этот вопрос не подлежит обсуждению, но обязывает к неукоснительному исполнению.

На Рождество (и другие праздники) церковный Устав запрещает нам служить по собственному произволу с открытыми вратами. Это регламентировано 23-й главой Типикона «О завесе святаго олтаря, и о отверзении дверей» и ясным указанием Служебника, которыми необходимо руководствоваться всем священнослужителям.

Иначе совершается служба архиерейская, но она проводится не по Служебнику, а по Чиновнику, и при этом имеет множество других существенных особенностей (использование дикирия и трикирия, орлецов, рипид и др.) и отличий от Литургии иерейской. Известные отличия есть и в облачении (митра, омофор) епископов от пресвитеров, и в некоторых дополнительных возгласах, и в местоположении предстоятеля. Если предстоятелем является архиерей, то он начинает служение Литургии не в алтаре возле Престола (как священник), а на кафедре посреди храма, что делает невозможным закрытие царских врат, поскольку они отделили бы предстоятеля (олицетворяющего Христа!) от Престола..

Тот факт, что некоторые протоиереи и игумены заслуживают право носить митру и даже служить «с отверстием», является исключением, подтверждающим правило. Это право воспринимается церковным сознанием как личная награда и не распространяется на других (не заслуживших данной награды) клириков. Так, из офицеров только полковники имеют право носить генеральскую папаху.

Особенностью такого рода наград является то, что они выдаются последовательно. Невозможно себе представить, чтобы священнослужитель, получивший более высокую награду, не имел бы права носить награду более низкую. Так, всякий батюшка, получивший право служить «с отверстием», непременно является «митрофорным». И иначе никогда не было и быть не могло.

Странность заключается в том, что теперь священник, удостоенный служить «с отверстием», не имеет при этом права ни на ношение палицы, ни на митру.

Другой особенностью наград является то, что они даются не на время, а навсегда. Выдача палицы, митры или права служения «с отверстием» на один день (к примеру, на Рождество) представляет собой нонсенс.

Аналогичное рассуждение можно отнести к тем соборам (а не лицам), которые имеют привилегию служения Литургии с открытыми вратами. Это право даётся храму не на один раз, а навсегда.

Наконец, церковные награды, подобно воинским званиям, свидетельствуют о различии клириков по их достоинству и духовному опыту, связанному с «выслугой лет». В случае провинности награда может быть снята, при особых заслугах священника представляют к внеочередной награде. Странно было бы уравнять всех клириков, выдав им в один день всем поголовно одинаковую награду – например, митру – вне зависимости от духовного опыта и заслуг перед церковью.

Прот. Леонид Калинин прав, когда пишет, что это «дело не богословское, а дело церковной традиции». Именно в церковной традиции мы не можем найти ни одного аналога обсуждаемому нововведению.

Заметим, кстати, что церковная традиция, пользуясь символическим богослужебным языком, содержит вероучительные истины православного литургического богословия. Символическое отверзание царских врат и завесы в разные моменты богослужения отражает богатство православной литургики. Отмена же этих выразительных средств неизбежно приводит к обеднению богослужения и его ущербности.
Это имеет непосредственное отношение к вопросу о миссионерском значении богослужения.

По моему убеждению, наше православное богослужение (как в архиерейском, так и в иерейском видах его проведения) содержит в себе огромный миссионерский потенциал. Этот потенциал тем выше, чем изящнее и ближе к уставной норме проводится литургическое богослужение. От послов князя Владимира-крестителя до искателя истины американца Юджина Роуза, ставшего православным богословом – иеромонахом Серафимом, именно красота и божественная высота церковной молитвы приносила истинный миссионерский плод – делала людей причастниками спасительной благодати Христовой.

Однако следует удержаться от одного логически порочного вывода. Недопустимо рассматривать Литургию как «миссионерское средство», нацеленное на восприятие её нецерковными людьми. Более извращённого отношения к наследию евангельской Тайной Вечери трудно себе представить. Евхаристическая молитва всегда проводится для верных («Оглашеннии, изыдите!»), и её нельзя путать с богословским диспутом, который проводится в миссионерских целях для внешних. В противном случае Церковь верных понесет непоправимый ущерб, а внешние вместо свидетельства об Истине получат фальшивку, подстроенную под вкусы и запросы века сего.

Сказанное в полной мере относится и к рождественскому богослужению. Ярким и запоминающимся его моментом является пение тропаря и кондака Рождества Христова, сопровождающееся раскрытием царских врат во время служения великого повечерия. Если бы врата были всё время раскрыты (или всё время закрыты), очевидно, это лишило бы службу элемента праздничности и особой духовной выразительности. Символика евхаристическая ещё более значима в догматическом отношении, если воспринимать Литургию как церковное воспоминание о земной жизни Спасителя.

Протоиерей Леонид Калинин отмечает, что проведение Литургии с открытыми царскими вратами «по внешнему виду служения приближает торжественность Рождественской службы к Пасхальной».
Но оправдано ли такое «приближение торжественности»?

Святитель Григорий Богослов в Слове на Святую Пасху пишет: «Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные но, даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Чинопоследование Рождества Христова (и сходное с ним чинопоследование Богоявления, которое некоторые богословы не без оснований считают праздником, бóльшим, чем Рождество) отличается от остальных двунадесятых праздников сугубой торжественностью. Особенности касаются и наличия царских часов, и умилительного чина навечéрия с Литургией свт. Василия Великого, и количества паремий, и ряда других. Но из этого никак не вытекает, что торжественность службы Рождества нужно «приближать» к пасхальной. Это частное мнение о. Леонида Калинина, похоже, является заблуждением.

Не лишним будет вспомнить, что в течение всего церковного года на утрени поётся либо «Аллилуйа» (в постовые и заупокойные дни), либо «Бог Господь», причём второе песнопение свойственно более торжественным дням. Торжественность же пасхального богослужения выше, чем праздников с «Бог Господь». Может быть на Рождество не петь «Бог Господь»?..

Во все великие праздники поётся полиелей. Но торжественность Пасхи выше, чем любого праздника с полиелеем – в том числе выше, чем торжественность Рождества. Может быть на Рождество отменить полиелей?.. Отметим любопытную особенность: торжественность Рождества можно сравнить не с Пасхой, а с Антипасхой, когда поётся полиелей и величание… Пасхе: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собою вся воскресившаго!»

Между прочим, если признать канонически допустимым служение Литургии с открытыми вратами на Рождество, придётся с неизбежностью допустить служение подобным образом и на все остальные двунадесятые праздники… А если вспомнить, что всякое Воскресенье есть «малая Пасха», то многие прихожане вообще никогда не увидят, кто изображён на царских вратах в их храме.

В завершении своего ответа на новогоднее письмо о. Леонида Калинина, хочу объяснить уважаемому отцу протоиерею, почему я против необоснованных нововведений, которые противоречат сложившийся уставной традиции Православия. На Руси 1000 лет служили Пасху с открытыми вратами, а Рождество – с закрытыми. Если Вам, батюшка, кажется, что эта традиция недостаточно хороша и требует улучшения – я не буду с Вами спорить и готов предоставить Вам свободу думать, как Вам нравится. Но только не надо исправлять то, что принадлежит соборной полноте исторического Православия, включая мнение и духовный опыт многих поколений святых, патриархов, митрополитов, монашествующих и всех верных чад нашей Матери-Церкви.
 
Прот. Константин Буфеев
Источник: Благодатный Огонь

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100