ПРОПОВЕДЬ ВЛАДЫКИ ИЛАРИОНА ВЫЗЫВАЕТ НЕДОУМЕНИЕ...
В день празднования Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого глава Отдела внешних церковных связей митр. Иларион (Алфеев) произнес проповедь, где, в частности сказал:
«Святитель Василий Великий был дарован Церкви в очень трудные для нее годы. В IV веке распространилась на христианском Востоке арианская ересь, суть которой заключалась в отвержении божественной природы Христа. Святитель Василий Великий был одним из тех отцов, которые посвятили свою жизнь борьбе за церковное учение. Живя в окружении арианствующих епископов и священников, он очень тактично и спокойно, в письменной и устной форме защищал учение Церкви, защищал так, что никто не мог придраться к каким-либо его словам. Были попытки сместить святителя, лишить его церковного престола, но все эти попытки разбивались о его твердую веру, несокрушимое спокойствие и уверенность в том, что он проповедует истинное и неповрежденное учение Христа, которое Церковь хранила изначала.
Мы должны знать и любить учение нашей Церкви, читать творения святых отцов. Не надо жаловаться, что их творения малопонятны или устарели: если нам сложно их понимать, это наша вина. Значит, мы недостаточно вникли в дух святых отцов, недостаточно глубоко узнали учение нашей Церкви. Необходимо сочетать молитвенную жизнь с богословским научением, чтобы всегда и во всем, не отступая, следовать голосу Церкви». – сказал Владыка.
Известно, что в борьбе за церковное учение кроме низложения арианской ереси, святитель Василий немало посвятил своих трудов учению о Святом Духе. «Святой Василий Великий, на которого римокатолики ссылаются <в оправдание ереси filioque> ясно учит, что Дух Святой исходит от Отца, а является и познается Сыном. Только Отец - Источник и Начало Святого Духа, а Сын никак и ни в коем случае. «Не (проповедуем мы) двух богов, - пишет святой Василий, - ибо не (существует) двух Отцов. Вводящий два начала проповедует двух богов…» - пишет преп. Иустин (Попович) в статье «критике римско-католического учения о filioque».
Наверняка владыка, владея глубокими сведениями в области святоотеческого наследия, знаком и с этим учением свт. Василия, и с работами преп. Иустина. И возникает тогда вопрос: как могут сочетаться эти знания со столь братским отношением к католикам-еретикам?..
«Святитель Василий Великий был дарован Церкви в очень трудные для нее годы. В IV веке распространилась на христианском Востоке арианская ересь, суть которой заключалась в отвержении божественной природы Христа. Святитель Василий Великий был одним из тех отцов, которые посвятили свою жизнь борьбе за церковное учение. Живя в окружении арианствующих епископов и священников, он очень тактично и спокойно, в письменной и устной форме защищал учение Церкви, защищал так, что никто не мог придраться к каким-либо его словам. Были попытки сместить святителя, лишить его церковного престола, но все эти попытки разбивались о его твердую веру, несокрушимое спокойствие и уверенность в том, что он проповедует истинное и неповрежденное учение Христа, которое Церковь хранила изначала.
Мы должны знать и любить учение нашей Церкви, читать творения святых отцов. Не надо жаловаться, что их творения малопонятны или устарели: если нам сложно их понимать, это наша вина. Значит, мы недостаточно вникли в дух святых отцов, недостаточно глубоко узнали учение нашей Церкви. Необходимо сочетать молитвенную жизнь с богословским научением, чтобы всегда и во всем, не отступая, следовать голосу Церкви». – сказал Владыка.
Известно, что в борьбе за церковное учение кроме низложения арианской ереси, святитель Василий немало посвятил своих трудов учению о Святом Духе. «Святой Василий Великий, на которого римокатолики ссылаются <в оправдание ереси filioque> ясно учит, что Дух Святой исходит от Отца, а является и познается Сыном. Только Отец - Источник и Начало Святого Духа, а Сын никак и ни в коем случае. «Не (проповедуем мы) двух богов, - пишет святой Василий, - ибо не (существует) двух Отцов. Вводящий два начала проповедует двух богов…» - пишет преп. Иустин (Попович) в статье «критике римско-католического учения о filioque».
Наверняка владыка, владея глубокими сведениями в области святоотеческого наследия, знаком и с этим учением свт. Василия, и с работами преп. Иустина. И возникает тогда вопрос: как могут сочетаться эти знания со столь братским отношением к католикам-еретикам?..
<-назад в раздел