Послания грядущим поколениям: В Снетогорском монастыре открылись древние царские фрески
В соборе Рождества Богородицы псковского Снетогорского монастыря "случайно" открылись фрески, которых никто не видел с XVII века. Расчищенный участок фрески иллюстрирует сцены Апокалипсиса из Откровения Иоанна Богослова о конце света.
"Фреска очень красочная и имеет черты, схожие с традициями псковской монументальной живописи. Изображения небольшие, отчасти даже миниатюрные. Как и в других псковских памятниках с фресковой росписью, изображения сопровождаются пространными надписями. Композиция большая (длина изображения около шести метров) и имеет множество сцен", - рассказала реставратор И. Мельникова.
Снетогорский монастырь основан в XIII веке. Собор Рождества Богородицы вскоре после строительства в 1313 году был расписан фресками, дошедшими до нас далеко не в полном виде. Значительные утраты образовались в результате пожаров и неоднократного беления стен.
Раскрытие фресок из-под побелки началось еще в 1909 году, после чего периодически возобновлялось в 1920-1940-е годы. По странному стечению обстоятельств образы Апокалипсиса открывались накануне социально-политических потрясений.
Следует отметить, что древние церковные фрески это не только образы для молитвенного поклонения, но и послания грядущим поколениям. Так в городе Ярославле в храме Ильи Пророка в своде северного крыльца есть загадочная роспись "Род Царствия благословится", относящаяся к 1716 году. Авторство росписей принадлежит артели ярославских мастеров во главе с Фёдором Игнатьевым.
У ярославской фрески имеется ряд прототипов — это прежде всего иконописная композиция "Древо Иессеево", "Лоза Неманичей" из Дечанского монастыря в Сербии, а наиболее близкий — гравюра "Род правых благословится" из книги Лазаря Барановича "Меч духовный", изданной в 1666 г. На гравюре, провозглашающей преемственность власти Романовых от Рюриковичей, из чресл святого равноапостольного князя Владимира произрастает древо, на котором в цветочных чашечках изображены царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и трое их сыновей.
По сторонам от лежащего князя Владимира здесь стоят святые благоверные князья Борис и Глеб. Прямо над Владимиром изображён Александр
Невский. По сторонам от Александра — Федор Иоаннович и царевич Дмитрий. Над Александром — Михаил Феодорович. По сторонам от Михаила — Алексей Михайлович и царевич Алексей Алексеевич. Правее царевича — Федор Алексеевич. Левее Алексея Михайловича — царевич Симеон Алексеевич. На самом верху и Иван V и Пётр I. Левее Феодора Иоанновича — царевич Алексей Петрович, под ним — царевич Пётр Петрович. Правее царевича Димитрия Иоанновича — царевич Александр Петрович, под ним — Пётр II. Все Государи на этой фреске изображены в лике святых.
А на одной ветви генеалогического древа пророчески написано: "Сия ветвь даст плод свой во время своё". Возможно, это и есть указание на ту часть царского родового древа, которой еще предстоит дать свои прекрасные плоды в лице грядущего православного Самодержца (см. «Зреет чаяние сокровенное… Православное Русское Царство»: О монархии и путях ее возрождения).
Наиболее качественное изображение фрески можно посмотреть по ссылке:
https://yadi.sk/i/lYceR6FKfgpWa
"Фреска очень красочная и имеет черты, схожие с традициями псковской монументальной живописи. Изображения небольшие, отчасти даже миниатюрные. Как и в других псковских памятниках с фресковой росписью, изображения сопровождаются пространными надписями. Композиция большая (длина изображения около шести метров) и имеет множество сцен", - рассказала реставратор И. Мельникова.
Снетогорский монастырь основан в XIII веке. Собор Рождества Богородицы вскоре после строительства в 1313 году был расписан фресками, дошедшими до нас далеко не в полном виде. Значительные утраты образовались в результате пожаров и неоднократного беления стен.
Раскрытие фресок из-под побелки началось еще в 1909 году, после чего периодически возобновлялось в 1920-1940-е годы. По странному стечению обстоятельств образы Апокалипсиса открывались накануне социально-политических потрясений.
Следует отметить, что древние церковные фрески это не только образы для молитвенного поклонения, но и послания грядущим поколениям. Так в городе Ярославле в храме Ильи Пророка в своде северного крыльца есть загадочная роспись "Род Царствия благословится", относящаяся к 1716 году. Авторство росписей принадлежит артели ярославских мастеров во главе с Фёдором Игнатьевым.
У ярославской фрески имеется ряд прототипов — это прежде всего иконописная композиция "Древо Иессеево", "Лоза Неманичей" из Дечанского монастыря в Сербии, а наиболее близкий — гравюра "Род правых благословится" из книги Лазаря Барановича "Меч духовный", изданной в 1666 г. На гравюре, провозглашающей преемственность власти Романовых от Рюриковичей, из чресл святого равноапостольного князя Владимира произрастает древо, на котором в цветочных чашечках изображены царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и трое их сыновей.
По сторонам от лежащего князя Владимира здесь стоят святые благоверные князья Борис и Глеб. Прямо над Владимиром изображён Александр
Невский. По сторонам от Александра — Федор Иоаннович и царевич Дмитрий. Над Александром — Михаил Феодорович. По сторонам от Михаила — Алексей Михайлович и царевич Алексей Алексеевич. Правее царевича — Федор Алексеевич. Левее Алексея Михайловича — царевич Симеон Алексеевич. На самом верху и Иван V и Пётр I. Левее Феодора Иоанновича — царевич Алексей Петрович, под ним — царевич Пётр Петрович. Правее царевича Димитрия Иоанновича — царевич Александр Петрович, под ним — Пётр II. Все Государи на этой фреске изображены в лике святых.
А на одной ветви генеалогического древа пророчески написано: "Сия ветвь даст плод свой во время своё". Возможно, это и есть указание на ту часть царского родового древа, которой еще предстоит дать свои прекрасные плоды в лице грядущего православного Самодержца (см. «Зреет чаяние сокровенное… Православное Русское Царство»: О монархии и путях ее возрождения).
Наиболее качественное изображение фрески можно посмотреть по ссылке:
https://yadi.sk/i/lYceR6FKfgpWa
<-назад в раздел