Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

Свт. Игнатий о Православии
Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о православной вере

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

прп.Амвросий о католицизме
Если бы католическое учение было право, то Всеблагий Господь не благоволил бы Антонию Римлянину переплыть на камне в православную сторону, в Новгород.
Прп. Амвросий Оптинский о католицизме

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Должен ли монах «заниматься политикой»?: Пример богоугодной ревности в миру преп. Леонтия (Карповича)
Должен ли монах «заниматься политикой»?: Пример богоугодной ревности в миру преп. Леонтия (Карповича)

В наши дни весьма распространено убеждение, что верующий человек, будучи, по завету Спасителя, не от мира сего (см.: Ин. 15, 19), не длжен «заниматься политикой», активно бороться с теми или иными негативными явлениями общественной и церковной жизни. Особенно часто это замечание относят к монашествующим, которым подобает, как полагают многие, только молиться, деятельно не вмешиваясь в происходящие вокруг апостасийные события. Однако такое представление не соответствует евангельскому учению, и ошибочность его обличается многочисленными примерами противостояния злу угодников Божиих, в житиях которых мы можем почерпнуть назидательнейшие уроки спасения.
   
Мы расскажем о святом, чей подвиг исповедничества и утверждения в вере ближних должен если не послужить образцом для подражания, то по крайней мере преподать нам правильные понятия о православной духовности, пробудить ревность по истине и подвигнуть к самоукорению.

О жизни преподобного Леонтия (Карповича), особенно о его детских и юношеских годах, сохранились весьма скудные сведения. Согласно исследованиям современных белорусских историков, святой происходил из рода киевских служивых дворян и появился на свет в 1580 году в Пинске. В то время город этот относился к Речи Посполитой, объединявшей территории нынешних Литвы, Латвии и Эстонии (Великого княжества Литовского), а также Польши (Королевства Польского). Документально мирское имя избранника Божия установить не удалось, однако по некоторым данным до пострига его звали Лонгином Феодоровичем. По одной из версий отцом преподобного был священник Феодор, служивший в Пинской замковой Свято-Димитриевской церкви.


В Литовском княжестве в ту эпоху господствовал католицизм, и православные верующие находились в весьма затруднительном положении, претерпевая от папистов гонения. Несмотря на произошедший в середине XVI века в католичестве раскол, известный как Реформация Лютера, папские притеснения на Западной Руси не только не ослабевали, но принимали все более жестокие формы. К концу XVI века иезуиты задумали уничтожить Православие с помощью унии, которую их стараниями представители Ватикана и западнорусской иерархии подписали в Бресте в 1596 году. После заключения унии Речь Посполитая начала обращать свое исконно православное русское население в папизм уже откровенно насильственными методами. Преподобному Леонтию выпало жить именно в тот тяжелый период гонений на истинную веру и подъять подвиг борьбы и страданий за святое Православие.

По предположению историков, около 1600 года Лонгин Карпович осиротел и переместился в Вильну (современный Вильнюс), где поступил в Виленскую братскую школу-академию (начальное образование он, вероятно, получил в Острожской духовной школе); братство стало для одинокого юноши родным домом.

Что представляли собой такие объединения на Западной Руси? В соответствии с Магдебургским правом городские ремесленники могли создавать группы, союзы по профессиональному признаку. На их основе и возникли православные братства, сближавшие верующих различных сословий, главной целью которых была защита и сохранение Православия в условиях агрессивного натиска католицизма. И это исповедническое противостояние продолжалось десятилетиями и велось одновременно в нескольких направлениях: правовая сеймовая борьба, литературно-апологетическая деятельность по обличению иезуитских лжеучений, а подчас и вооруженное сопротивление карательным операциям католиков. И все эти задачи члены братства решали сообща и достаточно успешно. Особое внимание они уделяли обучению и подготовке нового поколения. В селениях, принадлежавших православным помещикам, создавались школы или училища – прообразы современных духовных учебных заведений. Их выпускники становились священнослужителями и проповедниками, но многие уходили за пороги Днепра – вливались в Запорожскую казачью вольницу и там защищали Православие уже не только словом, но и силой оружия.

Между тем братство преподобного Леонтия оказалось в стеснительных обстоятельствах. Ректор Виленской академии Стефан Зизаний выступил с обличением принявшего унию Киевского митрополита Михаила (Рогозы). В ответ архиерей-униат запретил священников Виленского братства в служении, стал всячески притеснять своего обличителя, и к тому же король отобрал у ревнителей Православия их храм. Но вскоре  на землях князей Воловичей, на месте страдальческой кончины Виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, была возведена и освящена новая, Свято-Духовская церковь, в строительстве которой Лонгин, очевидно, принимал активное участие. Историки высказывают предположение, что при Виленском Свято-Духовском храме сразу же началось образовываться монашеское братство и его первыми насельниками стали иноки, изгнанные из своих обителей униатами.

Достигнув совершеннолетия, Лонгин Феодорович, как шляхтич по происхождению, на правах представителя братства активно включился в посольско-депутатскую деятельность. Талантливый юноша сделался церковным строителем, а также главным типографом – отвечал за содержание выпускавшихся братским издательством книг. Этот момент стал отправной точкой подвига служения преподобного Церкви письменным словом, который не прекращался до самой его блаженной кончины.

События развивались не в пользу верных: в 1599 году место митрополита Киевского и Галицкого занял еще более фанатичный униат – Ипатий (Поцей), получивший от короля власть над братствами и подвергший их участников жестоким преследованиям. В 1604–1609 годах Поцей, находясь в Вильне, пытался уничтожить братство при Свято-Троицком храме, собрав вместо него и наделив соответствующими правами униатскую общину. Кроме того, он вел борьбу за подчинение себе всех православных храмов и за контроль над их доходами. А король запретил верующим посещать Свято-Духовскую церковь под страхом крупного штрафа. Общение же с Константинопольским Патриархом, в то время твердо стоявшим в истине, под омофором которого находилась Западно-Русская митрополия, грозило смертной казнью. «1609 год был роковым для православных виленцев, – пишет один из историков, – <…> братство ослабело: оно уже не располагало необходимыми средствами для той цели, какую оно преследовало, – оно не в состоянии было побороть унию. Из наступательного положения или, по крайней мере, из положения равносильного противника братство переходит в положение оборонительное…» Ко всему прочему, «студенты» находившейся по соседству иезуитской академии постоянно нападали на православных монахов, священнослужителей и учеников, глумясь над ними, грабя их, забрасывая камнями – иногда до смерти, стреляя по окнам... Но несмотря на преследования еретиков, наиболее мужественные члены братства, и в их числе Лонгин Карпович, не изменили вере. В том же 1609 году, вместе с другими послами, Карпович едет на Варшавский сейм для защиты прав братства. Примерно тогда же, после возвращения из Варшавы, Лонгин Феодорович был пострижен в монашество с именем Леонтий и рукоположен в священный сан с возведением в чин архимандрита Свято-Духова монастыря.

Вскоре начались сугубые испытания. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в братской типографии прошел обыск, а 6 мая за издание одной из антикатолических книг архимандрита Леонтия арестовали и посадили в земляную яму. В это время ему было около 30 лет от роду. Многократно его водили на допросы к королю и вельможам, и несчетные насмешки, безчестия, суды и издевательства претерпел он за правую веру. В яме преподобный перенес искушения от злого духа, который являлся ему и запугивал предстоящими пытками и мучительной смертью, суля освобождение в случае, если святой согласится поклониться ему. Но ни наглые бесы, ни жестокие их служители – еретики, – не поколебали верности мужественного воина Христова. И Господь сотворил отмщение за Своего избранника: 1 июля в Вильне разразился пожар, уничтоживший половину города, в том числе шесть деревянных и пять каменных церквей, отнятых папистами у православных. А православные храмы и постройки братства не пострадали.

Около двух лет продолжалось заключение исповедника: он был освобожден только в 1612 году – вероятно, в связи с крайним ухудшением состояния здоровья. В течение года архимандрит Леонтий восстанавливался, а затем снова включился в активную деятельность, приняв на себя управление монастырем, братством и ректорство в братской школе-академии.

Заслуживает внимания тот факт, что хозяйственно-попечительские обязанности и множественные труды и скорби не мешали подвижнику преуспевать в духовной жизни и молитвенном делании – он ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Некоторым казалось, что угодник Божий служит слишком часто и может утратить благоговение перед святыней.
   
Таковым отец Леонтий отвечал: «Как приближаясь к солнечному свету, видишь на себе пятна грязи, даже если они и очень малы, – так и причащаясь часто Божественным Тайнам, видишь на себе свои согрешения». (Здесь стоит отметить, что в Таинстве Священства иерей получает особую благодать Святаго Духа, укрепляющую его и позволяющую приступать ко Причащению при каждом служении. Кроме того, преподобный принимал Святые Тайны с должной подготовкой. Поэтому его пример отнюдь не оправдывает сторонников частого или постоянного Причащения без обязательных говения и Исповеди, которые насаждают в Церкви откровенно модернистские взгляды и практики).

По словам автора «Казанья на погреб Леонтия Карповича» архиепископа Мелетия (Смотрицкого), этот примерный муж был образцом «не только для иноков, но и для каждого христианина, независимо от высоты его положения <…>, поскольку кто на исполнение им иноческого устава смотрел – тот видел его равным отцам-пустынникам. А кто к общечеловеческим добродетелям присматривался – видел его более всех добродетель стяжавшим». По свидетельству того же писателя, «все свое время отдавал он либо чтению, где Бог с ним разговаривал, либо молитве, где он с Богом разговор вел <…>. Часто нужно было либо окликнуть его, или по имени позвать, или даже толкнуть, чтобы он в себя пришел, потому что частое собеседование с Богом делало отца Леонтия как бы вне себя находящимся». 

2017-12-20.jpg

Ученик святого игумен Исаия (Трофимович) вспоминает такой случай. Однажды к преподобному пришел ктитор братства магнат Богдан Огинский. В это время архимандрит Леонтий упражнялся в молитве. Но не смея отказать человеку, от которого во многом зависело благоденствие братства, он был вынужден отвлечься, однако при этом заплакал навзрыд – так сильно подвижник вожделел общения с Единым Богом. Известно также, что, выходя из кельи, он всегда брал с собой песочные часы для напоминания, что ни одной минуты нельзя тратить даром.

Много внимания отец Леонтий уделял упорядочению строя монашеской жизни. «Архимандритское служение <…> богобоязненно, ревниво и осторожно исполнял, – пишет Смотрицкий, – поскольку был муж духовный, примерный, учительный, целомудренный, братолюбивый, снисходительный». В монастыре святым был введен общежительный устав.

При преподобном Леонтии Свято-Духова обитель процвела как оплот православного подвижничества всего Литовского княжества, став центром антиуниатского сопротивления. Под ее покровительством устраивались новые православные монастыри и укреплялись уже существовавшие. Также и Виленское братство приобрело сторонников во всем Литовском княжестве.

Своих учеников угодник Божий наставлял: «Подвизаемся убо, братие, выну в лучшее преуспевающе, и благочестия нашего достойными плоды иноверных обличающе и исправляюще; а вся веры ради бывающая нам от супостаты веры Христовой в терпении и благодарении приемлем, на Начальника и Совершителя веры нашей Иисуса взирающе (иже нам жития образ оставляя, досажден, поруган, изгнан, биен и убиен, претерпев, не воздаде)…»

Благодаря трудам, подвигам и молитвам святого в Литве наступило время возрождения Православия. По словам Смотрицкого, «Церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, [он] сотворил благодатью Христовой способной на прежнюю, привычную для благочестивых христиан плодовитость, соделал урожайной и многоплодной, орошая ее частым дождем вод евангельских, возродив в ней святые обычаи первозажженной Церкви, <…> падшую из-за проклятого отступления [в унию] святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился».

Таких замечательных успехов преподобный достиг не политическими ухищрениями или военной силой: он «воевал духом спасающим, побеждал ненависть любовью, а гнев – кротостью». Поэтому и люди иных убеждений не могли противостоять обаянию его проповеди. Автор «Казанья…» замечает: «Не только православным его слушателям, но даже и иноверцам не неведомо, как ревностно выполнял он – устно и письменно – служение учительское <…>. Возносил голос свой, как трубу <…>, проповедовал Слово, наставлял благовременно и безвременно, обличал, громил, просил со всяческим терпением <…>, выводил из народов преступных, из земель еретических и халуг (закоулков, – примеч. ред.) схизматических (раскольничьих, – примеч. ред.), приводил же в землю обетованную, в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Примечательно, что даже некоторые униаты уважали и почитали отца архимандрита за праведность, мудрость, смирение, кротость, милосердие и безкомпромиссное стояние в Православии.

Под влиянием апологетики виленского архипастыря многие еретики обращались в истинную веру, а отступники приносили покаяние. Поэтому иезуиты, скупая его книги едва ли не как золото, уничтожали их в огне. Однако, несмотря на это, два слова преподобного все-таки дошли до наших дней.

Воин Христов не только сам обличал ересь и раскол, но и других призывал ратовать за истину словом и исповедническим стоянием в ней. Известно его послание к иеросхимонаху Кириллу, ранее служившему во львовском монастыре святого Онуфрия и в Свято-Троицкой обители, а затем удалившемуся на Афон. «Покинутая и оставленная нами Матерь наша [Церковь] судит нас и осуждает, – пишет святой. – Что же мы за воины, если все время – на отдыхе, а на страже – никогда?.. Что мне за прибыль от уединенного жития, если без любви оно проведено будет? И если Матери кто не любит, то кого ж такой любить может? А Матери своей всеконечно тот не любит, кто не хочет ее, настигнутую бедами и опасностью, спасать и помогать ей, не хочет – в то время как должен душу свою по примеру Учителя [Христа] положить, ради чего святые мужи из пустынь, не говоря уже о городских монастырях, всегда на оборону ее выходили в часы преследований. И теперь не отрекайся от бедной Матери твоей, со слезами зовущей тебя, сына своего и присягнувшего ей воина, и о помощи просящей, – не отрекайся, поди, поспеши служить ей!»

В последние годы жизни преподобный Леонтий перевел и издал замечательный святоотеческий сборник афонского инока Фикары «Вертоград душевный». В наше время брошюрой под названием «Плач кающегося грешника инока Фикары» выпускаются, очевидно, отдельные выдержки из «Вертограда», содержащие покаянные размышления преподобного Ефрема Сирина, изложенные на каждый день недели, – хорошее пособие для желающих стяжать сокрушение и видение своих грехов.

Почил архимандрит Леонтий 24 сентября 1620 года, не дожив даже до сорока лет. Почитание угодника Божия началось почти сразу же по преставлении, и современникам было известно о нетленности его останков. А уже в наши дни, 4 апреля 2011 года Синод Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата принял решение о прославлении подвижника в лике местночтимых святых в чине преподобных.

Итак, святой Леонтий не бежал от искушений и гонений, а спасался в самом их водовороте, мужественно претерпевая страдания за Христа и призывая к сему подвигу ближних.

Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Когда воля наша водится самолюбием и земною мудростью, то загадывает держать некую достойную всякого осуждения средину между сими двумя стремлениями (жить по плоти или по духу, – А.М.), располагаясь так воздерживаться от плотских страстей, чтобы при этом нисколько не терпеть прискорбностей, неизбежных при исполнении требований духа, – без казнения плоти желая достигнуть телесной чистоты, без труда бдений стяжать чистоту сердечную, с упокоением плоти обиловать духовными добродетелями, без ожесточенных злословий получить благодать терпения, являть смирение Христово без ущерба в чести мирской, следовать простоте благочестия с высокомерием века сего, служить Христу с людской славою и благоволением, говорить решительную правду, не встречая никакого, даже малого оскорбления, – вообще достигнуть благ будущих, не теряя настоящих. Такая воля не ведет к истинному совершенству, но, поставляя в состояние противной теплоты, делает такими, каковы те, о коих с укором говорит Господь в Апокалипсисе: „Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл <…>, то извергну тебя из уст Моих“ (Откр. 3, 15–16)».

Молитвами преподобного Леонтия поревнуем шествовать по истинному богозаповеданному тесному христианскому пути, отвергая ложный покой, человекоугодие и теплохладность!

ТРОПАРЬ 
ПРЕПОДОБНОМУ ЛЕОНТИЮ, 
АРХИМАНДРИТУ ВИЛЕНСКОМУ, 
ИСПОВЕДНИКУ, ГЛАС 8:

Земли Пинския прозябение, края Виленскаго процветение, Церкве Православныя защитниче, ереси латинския златоустый обличителю, пастырю добрый и благочестия учителю, веры истинныя доблий исповедниче, преподобне отче Леонтие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

КОНДАК
ГЛАС 8:

Православия рачителя и ереси латинския обличителя, златословеснаго витию, научающа ясно вере истинней, и образ дающа терпения в скорбех и напастех,  сего, вернии, в песнех достойных почтим, взывающе: радуйся, Православия поборниче и твердый исповедниче.



___________________
См.также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100