Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

Архиеп.Феофан о демократии
Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут в конце концов объединены под властью антихриста.
Архиеп. Феофан Полтавский

свт.Феофан о Западе
Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, — и вот целыми кораблями везут к нам оттуда вместе с добром, и полчища врагов истины: (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя… Тайными путями входят они в область нашу.
Свт. Феофан Затворник

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Бесы тщеславия – пророки во снах: Взгляд священника на время ночного сна
Бесы тщеславия – пророки во снах: Взгляд священника на время ночного сна

«Бесы, – учит авва Евагрий, – иногда измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. Например, часто кто-нибудь видит себя во сне... либо исцеляющим телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо». Бесам свойственно предсказывать то, что не относится к душеспасительному и вечному. Суть этих мнимых предсказаний в том, чтобы христианина постигло искушение (1 Кор. 10, 13). В таком состоянии легче спровоцировать соблазн и наше падение. Когда это не удается, демоны всячески злобствуют.

Вера в сны усиливает состояние самообольщения, убеждает человека в его правоте, часто делает невозможным его духовное исцеление. Между верой в сны и прелестью существует тесная связь.

Вот один из примеров, описанный святителем Игнатием Брянчаниновым в его «Аскетических опытах»: «...В Площанской пустыни (Орловской епархии) жил старец, находившийся в прелести. Он отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь, и рассказывал всякому, что его кисть сделалась святыми мощами и с честью хранится в Московском Симонове монастыре. Он, старец, находясь в пятистах верстах от Симонова монастыря, чувствует, когда Симоновский архимандрит с братией прикладываются к руке. Со старцем делалось содрогание, причем он начинал очень громко шипеть. Он признавал это явление плодом молитвы, но всем такое извращение виделось достойным лишь сожаления и смеха. Дети, жившие в монастыре по сиротству, забавлялись этим явлением и копировали старца, который приходил в гнев, кидался на детей и трепал их за волосы. Никто из почтенных иноков обители не мог уверить прельщенного, что он находится в бедственном состоянии».

Преподобный Иоанн Лествичник, продолжая мысль аввы Евагрия, говорит, что «бесы тщеславия – пророки во снах». Далее «Лествица» открывает нам механизм многих так называемых «вещих снов»: «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное… Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает, перед теми всегда оказывается лжецом».

Важное замечание – исполнение «вещих снов» и сновидений напрямую зависит от веры в них!

Интерес представляет и случай, произошедший с президентом Соединенных Штатов Америки Авраамом Линкольном, которому во сне пришло пророчество о собственной смерти. Ровно за десять дней до смерти ему приснился гроб под государственным флагом, стоявший посреди зала в Белом доме. Это были похороны президента страны. Занимателен тот факт, что многие величайшие ученые и деятели искусства видели вещие сны и находили в них вдохновение для совершения научных открытий и творчества. Сразу же можно вспомнить случай, когда Дмитрию Ивановичу Менделееву удалось увидеть во сне таблицу химических элементов. Можно вспомнить и другие величайшие примеры: писателю Данте приснился сюжет его знаменитой «Божественной комедии», а математик Тьюринг во сне увидел схему и создал на ее основе первый компьютер... Данные примеры порождают многочисленные вопросы по теме нашей беседы. Кто же все-таки творцы подобных снов? Как правильно вести себя человеку, увидевшему такое сновидение, которое реально осуществилось в жизни?

Давайте разбираться, опираясь на святоотеческий опыт.

Если человек малодушно вверяет свою волю этим знакам, принимая их за истинные, то тем самым он загоняет себя в ловушку, ибо падшие духи приложат все свои силы и возможности, дабы воплотить эти сновидения в действие. Главная цель демонских искушений – овладеть нашим сознанием, привлечь внимание людей к их внушениям, и самое главное – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь. Обрабатывая таким образом христианина с помощью греховных помыслов, бесы более и более овладевают волей человека, поворачивая ее в сторону зла.
   
Еще одно свойство бесов, согласно преподобный Иоанну Лествичнику, – их вездесущность: «Как духи, они видят случившееся в воздушном пространстве, и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, они предсказывают это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».

Наверное, одним из первых преподобный Евагрий Понтийский указывает отличительные свойства бесовских и ангельских сновидений. Бесовские сны приводят сердце в смятение и тревогу. Иногда последствия от подобных искушений бывают очень страшные. Могут даже возникнуть мысли убить других людей, и такие помыслы приходят как через внушения, так и во время прелестных видений, в том числе и во время сна. Одна многодетная мама рассказывала мне о таких ужасных помыслах, когда кормила своих маленьких деток, а в руке у нее в тот момент был большой острый нож.

Преподобный Иоанн Лествичник добавляет свои важные наблюдения, помогающие христианину разобраться в увиденном во сне: «Бесы многократно преобразуются в Ангелов света и образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением». Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на известное изречение святого апостола Павла (см. 2 Кор. 11, 14). Самым страшным моментом в этой духовной борьбе будет посрамление такого прельщенного христианина, когда он совершит поклонение демонам, думая, что воздает его Богу. Обычным следствием подобного поступка является умопомешательство, глубокая неисцельная прелесть, а иногда и самоубийство. В таких случаях демоны полностью овладевают душой человека, которая отдается попущением Божиим в их власть за страшные ошибки духовной жизни. Требуются годы страданий и молитвы святых людей, чтобы исцелиться от такого страшного духовного недуга. У таких несчастных людей бог века сего ослепляет умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4, 4). Апостол Павел, исполненный духовной мудрости и сострадания к людям, говорил о диавольских кознях, что нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11). Но боюсь, – восклицает апостол, – чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3).

Как важно услышать эти предостережения великих мужей о кознях диавола и беспечности человека. Апостол Павел указывает главную причину падения подвижника – уклонение от простоты во Христе. Такая простота – то же самое, что смирение, которое оберегает от всевозможных искушений и ошибок. Христианин должен постоянно повторять слова апостола Павла: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10).

Бог только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), лишая ее гордых и надменных сердцем. Подвижник без благодати как рыба, вынутая из воды. Его состояние в духовном смысле смертельно опасное. Он уязвим для каждого греховного помысла и бесовского внушения. Само сопротивление искушению в нем ничтожно слабо и бесплодно, ибо совершается без помощи Божией.

Призывая нас к внутренней бдительности, «Лествица» дает важное наставление: «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами». В подтверждение этих слов приведем пример из «Патерика», когда вера снам погубила подвижника.

«На горе Синайской жил старец-затворник, великий молитвенник и подвижник. Многие верили, что он угодник Божий, и никто не думал, что он погибнет. К несчастью, именно это с ним и случилось, ибо старец безрассудно верил снам. Диавол, узнав эту немощь, сначала стал являть ему сны, которые на самом деле сбывались, а затем уже и такие, которые изобретены были его диавольским коварством для погибели людей. Однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев – озаряемых светом и исполненных радости. Бедный монах, проснувшись, нисколько не рассуждая, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял жидовскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был съеден червями и умер лютой смертью».

В отличие от демонских сновидений, «Ангелы, – согласно “Лествице”, – показывают нам вечные муки и Страшный Суд...» Вместо радости и возношения, что, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является знаком бесовской прелести, ангелы «пробудившихся исполняют страха и сетования». Кроме названных признаков, «Лествица» указывает еще один, по которому определяется демонское сновидение: «если оно приводит в отчаяние», ибо «согрешить – дело человеческое, – говорит преподобный Нил Синайский, – а отчаиваться – дело сатанинское».

Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры. Такого «Лествица» называет любомудрым, а «кто верит снам, тот вовсе не искусен».

   
Наш современник, афонский старец Паисий Святогорец говорил, что не надо предавать значение снам. По его мнению, можно впасть в прелесть, если начать верить не только плохим, но и хорошим сновидениям. «Девяносто пять процентов снов – ложь, – учил афонский подвижник, – поэтому святые отцы говорят, что на сны не надо обращать внимания. Снов, приходящих от Бога, бывает очень мало, но для того, чтобы истолковать даже их, нужно иметь душевную чистоту и другие необходимые качества – подобно пророку Даниилу и праведному Иосифу, которые имели благодать от Бога».

В духовном поучении, посвященном праведному Иосифу Прекрасному, святитель Игнатий Брянчанинов, обобщая святоотеческий опыт, говорит, что во всех явлениях из мира духовного нужно проявлять «благоразумную холодность и спасительную осторожность». Действительно, бывают сновидения от Бога, чему служат примером и доказательством сны Иосифа, но «состояние видящего сны и видения опасно, очень близко к самообольщению». «Зрение нашего падения и искупления, – делает вывод святитель Игнатий, – вот нужнейшее видение».

В заключение следует сказать, что в новозаветное время сны и их роль в открытии Промысла Божьего людям существенно меняется. В Новом Завете, в отличие от Ветхого, сновидения как средства откровения воли Божией теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупреждения об опасности или угрозе; одним словом, в редких случаях. Дух Божий теперь говорит и действует через Церковь, открывая людям Истину и помогая воплощать Ее в повседневной жизни.

Протоиерей Андрей Овчинников

Источник: http://www.pravoslavie.ru

___________________
См. по теме:
Можно ли верить сновидениям?: Взгляд священника на время ночного сна. Часть I


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100