Четверг, 17 Января 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

Митр.Иоанн: экум.лжет
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественности такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

Прп.Иустин об экуменизме
Экуменизм – это общее имя для лжехристианств, для лжецерквей Западной Европы. В нем находится сердце всех европейских гуманизмов во главе с папизмом. Все эти лжехристианства, все эти лжецеркви являются ни чем иным как ересью во всех отношениях в другой ереси. Ее общее евангельское имя – всеересь.
Прп. Иустин (Попович)

Свт. Василий о ревности в вере
Умоляю вас не унывать в скорбях, но обновляться любовью к Богу и день ото дня возрастать в ревности, зная, что в вас должен сохраниться остаток благочестия, какой Господь, придя, найдёт на земле.
Свт. Василий Великий о стоянии в Православии

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

В кулуарах

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Пора сказать правду о «русском» мате: Еп. Митрофан о духовных истоках этой национальной беды
Исследование епископа Митрофана (Баданина) посвящено серьезной проблеме в современном духовном состоянии нашего народа и его вооруженных сил. Речь идет о мате, о духовных истоках этой беды, о древних языческих корнях русского мата, его магической энергетике и о необходимости возвращения к истинным духовным ценностям нашего народа… 

Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении
Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, безпрерывным. И, тем не менее...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Акафистная «контрреформа»?: Священный Синод взялся за наведение порядка в церковном гимнотворчестве

2018-06-13.4.jpg

14 мая на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято постановление об использовании акафистов в церковной богослужебной и молитвенной жизни

«Радуйся, радуйся! А чему радоваться?» — этот давний церковный анекдот, рассказ о том, как одна ворчливая старушка отреагировала на чтение в храме акафиста, вспомнился сразу после выхода постановлений Священного Синода Русской Церкви, заседание которого состоялось в мае. Одно из принятых Синодальных решений стало «контрреформой», если не самой настоящей «контрреволюцией», призванной положить конец вольному гимнотворчеству, широко распространившемуся именно в сфере составления акафистов — молитвенных текстов, содержащих многочисленные восхваления, начинающиеся со слова «радуйся».

История составления акафистов уходит корнями в византийскую древность и связана с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы. Так, самым первым из акафистов стал написанный в Константинополе в VI столетии от Рождества Христова Великий акафист, в частности, включающий такие глубокие строки, посвящённые Божией Матери: «Радуйся, честный венче царей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, Церкве непоколебимый столпе. Радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы. Радуйся, Еюже низпадают врази. Радуйся, тела моего врачевание. Радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто неневестная..

2018-06-13.1.jpg
Икона праздника Похвала Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста)

Несмотря на древность этого текста, переведённого на церковнославянский язык Святителем Феофилактом Болгарским не позднее 916 года от Рождества Христова, его смысл несложно понять и современному русскому человеку. И именно простота и доступность для восприятия неискушёнными в богословии мирянами постепенно сделала акафисты одними из любимых текстов в церковном гимнотворчестве.

К сожалению, после церковного раскола XVII века (отпадения старообрядцев от Православия – прим. ред.) подобное творчество стало предметом многочисленных профанаций, а потому, помимо целого ряда богословски и поэтически глубоких акафистных песнопений, составленных в том числе и некоторыми святыми Русской Церкви, появились бездарные, а порой и откровенно глупые акафисты (и как итог — многочисленные пародийные псевдоакафисты, составленные семинаристами-острословами).

Одним из примеров безалаберного (хотя и не откровенно кощунственного) акафистного стихоплётства стали известные в церковных кругах строки, посвящённые святому, о котором в житийной литературе сохранилось лишь то, что он жил отшельником на острове: «Радуйся, на острове живый; радуйся, рыбу ловивый; радуйся, кашу варивый, великий чудотворче...»

К сожалению, подобный пример не единичен, но и это было бы лишь полбеды, если бы такие акафисты не стали всё активнее и активнее проникать не только в келейную (домашнюю) молитвенную практику, но и в практику богослужебную, порой в нарушение церковного Устава (Типикона), заменяя уставные богослужебные фрагменты.

2018-06-13.2.jpg

В частности, акафисты стали петь во время Всенощного бдения, подменяя ими издревле установленное чтение кафизм (псалмов). Вот что об этом рассказал «Царьграду» один из ведущих церковных специалистов по этому вопросу, соавтор документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви», член Комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, священник Максим Плякин: «Это не просто нарушение церковного Устава, поскольку Священное Писание, частью которого является Псалтирь, и новонаписанные акафисты — это крайне несопоставимые тексты. И то, что их используют как равнозначащие замены, неправильно. И именно это стало одной из основных побудительных причин принятых Синодальных постановлений, призванных навести порядок в богослужебной практике».

Но постановление Священного Синода было бы половинчатым, если бы регулировало только порядок исполнения акафистов за богослужениями, а потому основные тезисы решений можно разделить на две части. Первая касается непосредственно богослужебного порядка: «... Употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации... Акафисты могут использоваться только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им... Тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга... Не рекомендовать совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы..

Вторая же относится к некоей регламентации богослужебной жизни: «Напомнить епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий о недопустимости использования текстов акафистов, не утверждённых Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий...».

Однако, известна и такая церковная практика народного прославления святых – когда еще до соборной канонизации народ и духовенство стекается на могилку подвижника благочестия и с верой обращается к нему в келейных молитвах, в том числе в форме акафиста составленных (что не воспрещается Типиконом). Поэтому хочется надеяться, что новые синодальные поправки будут распространяться с учетом и этой благочестивой традиции.

...Возвращаясь к самому началу этого текста, хочется перефразировать упомянутый анекдот: «Радуйся, радуйся! Ведь есть чему радоваться!»

____________________
См.также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Та не власть, что не от Бога: Юридическая и духовная методичка для нежелающих становиться рабами электронного концлагеря

Идеи цифрового общества всё больше получают распространение в мире. Простой обыватель воспринимает происходящее как «научно-технический прогресс». Но истинная картина современного мира от него сокрыта. Еще в начале 90-х годов МВФ и Всемирный Банк поставили перед Россией задачу установления жесткого цифрового порядка с...


Электронный контроль – инструмент антихриста: Патриарх Кирилл признал духовную опасность единой базы данных и гаджетов (+ВИДЕО)

7 января 2019 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного Рождественского интервью патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В нем Предстоятель Русской Церкви на провокационный вопрос «Как-то Вы говорили, что чрезмерное увлечение современными гаджетами ограничивает свободу. Вы что, против технического прогресса?» ответил...


Страшнее Флорентийской унии: Зачем Константинополю понадобилось введение нового календаря?

Когда и зачем Константинопольский Патриархат ввел новый календарный стиль, как это связано с нынешним церковным конфликтом на Украине? Об этом мы беседуем с кандидатом исторических наук, преподавателем Сретенской духовной семинарии Павлом Кузенковым...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы (ПОПОЛНЯЕТСЯ)

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Сегодня массированной атаке подвергается Православие, Царь, государство, народ, семья: Беседа с главредом РИА «Катюша» А.Б. Цыгановым (+ВИДЕО)

Беседа с  главным редактором православно-патриотического СМИ РИА «Катюша» а также сопредседателем Координационного совета патриотических сил Санкт-Петербурга и области, сопредседателем Гражданского комитета возрождения науки и образования, руководителем экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи, многодетным отцом Андреем Борисовичем Цыгановым...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100