Можно ли заинтересовывать русской классикой британских жителей, подсовывая суррогат в виде сериала «Война и мир». Оказывается, можно, об этом по крайней мере пестрят заголовки европейские СМИ, сообщая, что одноименная экранизация романа Льва Толстого, которая транслируется на телеканале ВВС, нашла свою аудиторию и очень полюбилась зрителю. Перипетии, с которыми сталкиваются многочисленные герои романа, не могли не привлечь внимание британцев, и создали ажиотаж не только у экранов телевизоров, но и в книжных магазинах говорится в сообщеиях.
Западные СМИ заявляют, что с того момента, когда началась трансляция «Войны и мира» на центральном телевидении, в книжных магазинах тоже вырос спрос на кино-копии и книжные носители, так что за последнее время было распродано более 13 тысяч копий романа «Война и мир», это сделало его участником рейтинга "самих популярных книг Великобритании".
Пишут также, что кроме возросшего спроса на «Войну и мир», наблюдается интерес и к другим произведениям Льва Толстого, отмечая при этом, что хотя сам сериал и не отличается особой динамичностью, а сюжет телеистории развивается постепенно, как раз это и импонирует спокойным и не особо торопливым британцам.
Так ли это? Почему подняли такую шумиху и создали искусственно ажиотаж вокруг творчества человека, взгляды которого на его Родине неприемлемы для большей части его православных соотечественников? Кому же выгодна идеология его произведений, которая так усердно и с таким размахом стала проповедоваться людям, ведь у Льва Николаевича были серьезные религиозные заблуждения, за что он даже был отлучен от Православной Церкви?
Лев Толстой несколько раз бывал в Оптинской обителе, но искреннего покаяния в своих еретических заблуждениях так и не принес. Он спорил с преподобными старцами и доказывал своё мнение о христианстве. Батюшке Амвросию вручил "евангелие" собственного сочинения, которое было с негодованием отвергнуто. Знал и общался со старцем Иосифом, "досталось от него и старцу Варсонофию. "
"Горд очень", - отзывался о нём преподобный Амвросий. Как духовник схимонахини Марии, сестры Толстого, к которой тот неоднократно ездил в Шамордино, старец многое знал о внутреннем состоянии этого человека, о его заблуждениях, распространявшихся на близких. Приехав в Оптину в последний раз перед смертью, Толстой дважды подходил к скитским воротам, но так и не вошел в них. Умирая на станции Астапово, он просил прислать для последней беседы старца Иосифа. Но тот уже почти не вставал с постели.
Совет старшей братии благословил поехать старца Варсонофия и монастырского врача, иеромонаха Пантелеймона, которым тоже не удалось встретиться с писателем, так как от него скрыли приезд монахов, опасаясь того, что больной принесёт покаяние в своей ереси и соединится с Церковью. Так и не совершилось покаяние, о котором говорил когда-то о. Амвросий: "Как грешил на весь свет, так и каяться перед ним должен". "Хоть он и был Лев, но не смог разорвать кольца той цепи, которой сковал его сатана", - сокрушался о. Варсонофий.
Л.Н.Толстой умер без покаяния и примирения с Православной Церковью, т.е. ее врагом и хулителем, оставаясь в глубоком еретическом заблуждении, а на его могиле даже нет православного креста. Это не удивительно, он ведь сам об этом так писал: «Я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей и мертвое мое тело убрали бы поскорей, без всяких над ним заклинаний и молитв, как убирают всякую противную и ненужную вещь, чтобы она не мешала живым».
Несмотря на это находятся люди, требующие «реабилитации» Толстого: помимо тех, кто удивляется, почему на могиле писателя нет креста, есть последователи толстовской ереси, зародившей в России сектантское движение радикального пацифизма, суть которого заключается в принципиальном отказе от войны и насильственных методов решения как международных, так и внутренних и межличностных конфликтов.
Имея в своей основе религиозные корни, в XIXв. ценности пацифизма перешагнули границы немногочисленных миротворческих сект и стали постепенно превращаться в общественные, а после Первой мировой войны в Европе и Америке пацифизм становится заметной политической силой.
«Радикальность» пацифизма как общественной идеи заключается в его революционности, направленности на общественное действие, на тотальную трансформацию всего общества посредством мирного, ненасильственного изменения самого человека, его норм и ценностей, его повседневной жизни и самого характера социальной связи между людьми. Яркой иллюстрацией этого служит следующий факт:
Британская вещательная корпорация Би-би-си в январе 2015 года занималась в России съемкой шестисерийного фильм по роману Льва Толстого «Война и мир», который уже в конце того же года вышел на экраны. Автором сценария фильма выступил Эндрю Дэвис, автор адаптаций для кино- и телеэкрана романов Джейн Остин «Гордость и предубеждение», Чарльза Диккенса «Крошка Доррит», Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия», Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед», Бориса Пастернака «Доктор Живаго».
И как -то сразу почувствовалось наличие чего-то чуждого и несвойственного, духа противления и богоборчества, вседозволенность которого лукаво и незаметно проникает повсюду. Как оказалось, британская корпорация BBC, взявшаяся за экранизацию романа-эпопеи, решила не строить декорации в павильонах, а работала в православном храме в Петербурге.
Тут все было предусмотрено заранее, как сообщает городское издание Metro, продюсеры согласовали все действия с Москвой, съёмку в храме благословил патриарх Кирилл. «В назначенную ночь после вечерней службы в храме выставили свет, привезли камеры. Исполнители главных ролей собрались возле алтаря. Остальное пространство церкви заняли актёры массовки». На одну ночь на одну ночь Божий храм превратился в съёмочную площадку. Здесь венчали героев романа Льва Толстого «Война и мир» Пьера Безухова и Элен Курагину и отпевали графа Илью Ростова.
– Сначала снимали венчание Пьера и Элен, их играют Пол Дано и Таппенс Мидлон, – рассказал Metro актёр массовых сцен Дмитрий Московский. – Мы изображали гостей, пытались понять, кто из новобрачных нас пригласил. В результате решили, что представляем сторону невесты. Согласно роману «Война и мир», Безухов – байстрюк, и ему особо некого было звать...
Для венчания «гостям» выдали парадные костюмы, соответствующие моде начала XIX века.
– Мне достались жёлтая жилетка и красный сюртук, – говорит Дмитрий Московский. – Если бы я жил в ту эпоху, то именно так бы и одевался.
Молодожёнов попросили встать на подставку, чтобы они выделялись на общем фоне. Роль священника сыграл российский актёр.
В перерывах между съёмками можно было перекусить
– В церкви на протяжении всего съемочного процесса находились два священнослужителя, – вспоминает Дмитрий. – Они следили за процессом венчания, иногда делали замечания артистам массовки. Если бы съёмки периодически не прерывались, у меня бы возникло ощущение, что присутствую на реальном венчании.
Примерно через три часа актёров массовой сцены посадили в автобус и отвезли переодеваться в ДК имени Горького.
Спустя некоторое время массовку снова доставили в церковь – им предстояло сыграть в другом эпизоде.
– В помещении храма стоял гроб. Мы увидели, как исполнитель роли Ильи Ростова, британский актёр Эдриан Эдмондсон, лёг в него. Публика заволновалась: многие начали говорить о том, что русский артист ни за что бы не согласился сниматься в гробу, обязательно попросил бы дублёра. А этот ничего – лежит, ещё и улыбается. Над гробом с актёром подвесили камеру. Вот её Эдмондсон испугался: если бы агрегат упал на актёра, мало бы не показалось...
Отпевание снимали около двух часов. К гробу подходили гримёры, поправляли макияж «покойному». Ему подкрашивали губы, припудривали щеки, чтобы скрыть здоровый румянец. От софитов в церкви стало жарко: у актрис, играющих безутешных вдову и дочь, потёк макияж.
– Мне приходилось присутствовать на съёмках многих российских фильмов, – говорит Дмитрий Московский. – Наши актёры часто капризничают. А британцы вели себя идеально, ни на что не жаловались и чётко исполняли команды режиссёра.
Священник Николай Святченко, консультант во время съёмок сцен венчания и отпевания в церкви:
- Актёр, сыгравший священника, хорошо изучил таинства венчания и отпевания. Я был приятно удивлён. В сценах снимались и русские, и англичане. Некоторые, особенно иностранцы, накладывали на себя крестное знамя чисто символически, иногда даже пятернёй. Приходилось объяснять актёрам, как правильно креститься. Со стороны венчание смотрелось максимально честно. Но какие фрагменты войдут в фильм, мы пока не знаем.
Единственное, что меня смутило, это одеяние невесты: она была в кокошнике. Мы обратили на это внимание режиссёра. Насколько я помню, в начале XIX девушки венчались в фате.
Вызывает огромное удивление то, что православного священника мог смутить один единственный факт несоответствия головного убора невесты, а не само явление, содержащее провокационный подтекст. Здесь, возможно, нужно смириться и с пониманием отнестись к отцу Николаю: может он про заблуждения Льва Толстого забылили просто послушание и благословение выполнял.Ну, а вот как относиться к тому, что было дано патриаршее благословение на столь сомнительное, унизительное мероприятие, хулящее и оскверняющее Божий храм и память самих преподобных старцев Оптинских
Ведь, сам храм Успения Пресвятой Богородицы, расположенный на набережной Лейтенанта Шмидта, является подворьем монастыря Оптина пустынь, и в нем находятся частицы святых мощей преподобных старцев, так ревностно обличавших еретические воззрения писателя, но по братолюбию до конца радевших за спасение его души и надеявшихся на отречение Льва Толстого от ереси и примирение с Православной Церковью.
Почему же теперь всем известный оптинский старец схиархимандрит Илий (Ноздрин) не возвысил свой голос против такого символического осквернения памяти Преподобных Оптинских старцев? Жаль, что это батюшку не смущает, а еще жаль, что ему по духу приходится современное пацифистское миролюбие, началом которого в России было толстовское сектантство, выросшее до уровня мирового движения пацифистов, приверженцем и основоположником которого был его наставник и предшественник митрополит Никодим (Ротов), допустивший и инициировавший проникновение сродной ему экуменической ереси. А сегодня это экуменическое влияние проникло уже настолько глубоко, что привело к встрече Православного Патриарха с папой Римским и вызывает справедливые возмущения у православных верующих по поводу нововведений, обновленчества, безприпятственного отношения с католиками, чуждых духу Православия.
Преподобные и богоносные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о прощении грехов наших, об укреплении веры нашей и избавлении Православной Церкви от ереси и раскола, и ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Источник: Расколу.нет
<-назад в раздел