Суббота, 20 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Тихон о католиках
Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в РПЦ католицизм.
Воззвание свт. Тихона от 1 июля 1923 г.

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

Митр. Иоанн об истинной любви
<Евангельская> любовь... не терпит никаких посягательств на истины веры,.. не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.
Митр. Иоанн (Снычев)

Свт. Серафим о страстях
Три главные греха, в которых лежит теперь все человечество: 1) блуд, 2) гордость, 3) жестокость. Эти грехи влекут человечество к погибели. Господь не выносит блуда.
Свт. Серафим (Соболев) о современных страстях

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Суетная вера: Путешествие по миру околоправославных суеверий


Рюмка водки, накрытая хлебушком. Мобильник и пачка сигарет, опущенные в могилу дорогого покойного. Долой вилку после причастия – чтоб благодать не проткнуть. В високосный год крёстных выбирать только из родни. Порвал батюшка во время исповеди бумажку «с грехами» – грехи простятся. Забыли при соборовании кадило – больному не встать. В мае не венчайся – маяться будешь... Краткое перечисление околоцерковных суеверий потолще Закона Божьего выйдет. А ведь большинство тех, кто идёт в храм, берут с собой в дорогу полный «рюкзак» такого багажа, который по ходу воцерковления становится всё тяжелее. Что ж, совершим путешествие по миру «православных» суеверий. 

суеверие.jpg

Суетная вера

Суеверие – суетная вера. Вера во все сразу, авось, что-то и пригодится. А православное суеверие? На первый взгляд оксюморон – сочетание несочетаемого. Но только на первый взгляд. Многие из тех, кто привык считать себя православными христианами, на деле тоже не прочь подстраховаться. Мол, если и не поможет, лишним не будет. Будет лишним! Потому что каждое суеверие – это нарушение или искажение какой-либо Божией заповеди. Подмена веры в Бога некими ритуальными действиями, не имеющими ничего общего с истиной. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6. 22). Суеверие же – как кривое стекло, искажающее наш взгляд.

И самое грустное, суеверный человек уверен, что он и верующий, и православный, и особо праведный, а это не так. За примерами суеверий далеко ходить не надо. И объяснения им найти совсем не трудно.

После соборования три дня не умывайся! «Закрепляют» таким образом люди действие елея. Но ведь сам елей – лишь видимое проявление Таинства. Грехи наши Господь прощает уже в момент помазывания и молитвы. И как долго потом пробудет на лице освященное масло, нисколько не принципиально.

суеверие2.jpg

На 40-й день отпускай на поминках душу умершего: выпили, форточку открыли – она и вылетит плавно из дому в сторону кладбища. Душа от тела отходит в момент смерти, и волен над ней по-прежнему один Господь. А совсем не тот, кто форточку открывает.


Младенца в загсе записали Анжеликой, а окрестили Анной? Про «Анну» никому не говори – сглазят! В некоторых туземных племенах вообще в курсе имени человека лишь он сам да родители. Мол, тот, кто знает имя человека, имеет над ним власть. Но мы-то с вами знаем другое: лишь Бог властен над людьми. Не волнуйтесь понапрасну, родители Анжелики!

Крещён, а жизнь не складывается – окрестись второй раз. А как же «Верую во едино крещение…»?
Бедные люди! Это сколько же опасностей их подстерегает, если вместо поклонения единому Богу изо дня в день кланяются они огромному количеству «божков» – приметам, ритуалам, предметам? Бедный батюшка! Ни кадило забыть при соборовании. Ни кольца уронить при обручении. Для суевера тут явится не просто оплошность или неосторожность человеческая – это судьба! Не встать теперь больному... Не жить в любви молодым...

Верить и молиться – огромный, постоянный, но благодатный и осмысленный труд. А руководствоваться тем, что «одна церковная баба сказала», куда проще. Вот и погрязает человек в «суетной вере». Где же Бог в этих мелочах? Забыли, как кадило...

Блин комом

Самая концентрация суеверий – вокруг тайны смерти. Стал во время отпевания между гробом и алтарем – непременно скоро умрешь. Вернулся в дом после выноса тела и до общего возвращения с кладбища – умрёшь непременно. Со лба покойного слетел венчик, а ты рядом – опять умрёшь. Посмотрел из окна на катафалк и процессию, наступил на «покойничью» ёлку – считай, что уже помер. Всё, уже забудь, что жил.

суеверие3.jpg

А вот если всё соблюл, ничего не забыл, первым беги мыть полы после выноса тела. За мытьё полов после покойного 40 грехов прощается. Никогда не видели, как бабульки наперегонки полы «за покойником» моют?
Иногда перед погребением усопшему на лицо кладут блин. После похорон на поминках блин этот подсовывают священнику. Если съест, покойнику Царствие небесное. Знаю батюшку, который на поминках ни за что блинка не съест, даже если при нём пекли. Мотивы понятны.

суеверие4.jpg

Этими нелепыми ритуалами мы хоть как-то пытаемся выразить свою любовь тем, кто ушел. Только на самом деле не надо дорогому покойному ни водки, ни цигарки, ни скатерти на гробу, ни мобильника в кармане. А нужны ему наши молитвы и добрые дела, ради Бога совершаемые. Ведь он не только позвонить «оттуда» не может – он и изменить свою «загробную» судьбу не в силах: не исправить там ему земных ошибок, не доделать несделанное. Псалтырь бы нам в руки за усопшего. Только в молитве теперь наша любовь, только так и влияем на участь души.
Благодати мне. Да побольше!

«Стяжевайте благодать Духа Святаго», – говорил преподобный Серафим Саровский. Как? Молитвой, постом, добрыми делами… Но это ж работать над собой нужно, усилия прилагать – пугаемся мы открывающимся перспективам. А нельзя ли как-то проще? «Можно», – услужливо подсказывают нам суеверия. И начинается...
Вот диакон или священник кадит – сложи ладошки в лодочку, чтоб «зачерпнуть» благодати. Благодать потом «разотри» по лицу и телу. Вон Дуданчиха больше твоего зачерпнула – а ты и тут растяпа... Постоишь перед куполом храма – зарядишься энергией. Причащают простой священник и архиерей – стой к архиерею. От него же благодати больше – на то он и архиерей! Нательный крест носи большой, да подороже – Господь всё видит, тебе «зачтётся»...

Плотно и густо рассыпана «народная мудрость», бытующая в храме. Главные носители её – церковные бабушки. Им скучно, хочется хотя бы быть замеченными, а лучше кому-то нужными и полезными. От всей души старушки для нас стараются. Вот, к примеру, лекция одной «знающей» бабушки о святой воде: «Смесь святой воды, взятой в разных храмах, сильнее, чем вода, взятая в одном храме. Если вливать крещенскую воду в обычную, она освящается, а если наоборот – оскверняется. Когда разливаешь крещенскую воду, через воронку нельзя – структура нарушается, «через руку» нельзя, и «от себя» нельзя. И в левой руке ковш держать нельзя. Вода, освящённая в навечерие Богоявления – постная, а освящённая в день праздника Богоявления – скоромная».

суеверие5.jpg

Вот и сделали из святой воды магический эликсир. Неудивительно, что на Крещение очередь вокруг храма – в два-три круга. Только помогает человеку не сама вода, а Бог, ее освятивший. Без истинной веры и покаяния хоть по пять литров крещенской в день выпивай – все без толку. А чинопоследование молебна, к слову, и в навечерие Богоявления, и в сам день одно и то же.

А что касается «знающих» бабушек… Потерпим от старушек, посмиряемся! Не надо их обижать, но и не надо таким советам слепо следовать.

Чужой крест

Задумывались ли вы, что наши суеверия – это попытки «подстраховать» Бога? Самостоятельно уберечь себя от возможных бед, забыв, что и волос с головы нашей не упадет без Его воли.

…От чужой свечи свою не зажигай – примешь на себя все грехи. Нашел на земле крестик – не поднимай! А то чужой крест на себя возьмешь. Не будем льстить себе. Нам бы свой крест понести, а свыше меры Господь не даст.
И беречь себя надо не от чужого креста – от суеверий как раз. Нередко они настолько искажают Евангелие, что аж вздрогнешь: «Для того чтоб человек получил наказание за нанесенную тебе обиду, нужно пойти в церковь и поставить свечку за его здравие». Вот такое «молитесь за ненавидящих вас»...

А разве не искажается суть, когда вместо молитвы и покаяния мы делаем ставку на свечи и иконы, низводя их до уровня амулета? Разговор в одном храме: «Вы зачем это свечки скрутили?» – «Мне муж изменяет, так чтоб не ушёл...» И скручивает-скручивает с самым благочестивым лицом. Прямо ритуальное магическое действие.

Или вот студентка юридического в церковной лавке грозится чуть ли не Роспотребнадзором: «Матушка, я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены! А с ней ещё хуже стало!» На наших глазах происходит утрата одного из суеверий... А была ли вера? Объяснения матушки не доходят – пока...

Суеверия ко всему живому липнут легко, а избавиться от них трудно. Только избавляться нужно. Потому что судьба – это суд Божий, и с предмета на человека она не переходит. Душу усопшего не мы «отпускаем». И душа эта не нуждается ни в рюмке водки, ни в скатерти на могилке. Скрученными свечками Бога «не уломать». Господь говорит с человеком на языке жизненных обстоятельств. Но даже святые отцы не часто берутся переводить этот язык: пути Господни неисповедимы. Как отвечать человеку в этом диалоге? Крестом и молитвой, чтением Евангелия и святых отцов, участием в церковных службах и Таинствах. И при всём при этом всякое мгновение своей жизни предстоять перед Господом. Православный знает, что это значит.


Источник: https://www.pravlife.org/

___________________ 
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100