Четверг, 2 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт.Феофан о власти
Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.
Свт. Феофан об отношении к власти

Вл. Серафим (Соболев) о "восьмом соборе"
Мы знаем, каким злом является в Церкви модернизм с его стремлением созвать «восьмой вселенский собор» <...>, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем, монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «Всеправославном соборе»

Вл.Агафангел о сути 3
С духовной точки зрения, не существует процессов, происходящих как бы неким «естественным» образом. Признание их является скрытым атеизмом, отвержением Промысла Божия над миром и человеком, поэтому мы утверждаем, что процесс глобализации не является естественным. Этот процесс является реализацией «тайны беззакония».
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада
Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает.
Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада

В кулуарах

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

 Контроль интеллекта над людьми
В последнее время много говорят про искусственный интеллект, который осуществляет контроль за изоляцией граждан во время пандемии. Что же это за явление? Каковы плюсы и минусы его работы, и как технически он будет развиваться? На эти вопросы нам согласился ответить программист Александр Хромов.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Суетная вера: Путешествие по миру околоправославных суеверий


Рюмка водки, накрытая хлебушком. Мобильник и пачка сигарет, опущенные в могилу дорогого покойного. Долой вилку после причастия – чтоб благодать не проткнуть. В високосный год крёстных выбирать только из родни. Порвал батюшка во время исповеди бумажку «с грехами» – грехи простятся. Забыли при соборовании кадило – больному не встать. В мае не венчайся – маяться будешь... Краткое перечисление околоцерковных суеверий потолще Закона Божьего выйдет. А ведь большинство тех, кто идёт в храм, берут с собой в дорогу полный «рюкзак» такого багажа, который по ходу воцерковления становится всё тяжелее. Что ж, совершим путешествие по миру «православных» суеверий. 

суеверие.jpg

Суетная вера

Суеверие – суетная вера. Вера во все сразу, авось, что-то и пригодится. А православное суеверие? На первый взгляд оксюморон – сочетание несочетаемого. Но только на первый взгляд. Многие из тех, кто привык считать себя православными христианами, на деле тоже не прочь подстраховаться. Мол, если и не поможет, лишним не будет. Будет лишним! Потому что каждое суеверие – это нарушение или искажение какой-либо Божией заповеди. Подмена веры в Бога некими ритуальными действиями, не имеющими ничего общего с истиной. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6. 22). Суеверие же – как кривое стекло, искажающее наш взгляд.

И самое грустное, суеверный человек уверен, что он и верующий, и православный, и особо праведный, а это не так. За примерами суеверий далеко ходить не надо. И объяснения им найти совсем не трудно.

После соборования три дня не умывайся! «Закрепляют» таким образом люди действие елея. Но ведь сам елей – лишь видимое проявление Таинства. Грехи наши Господь прощает уже в момент помазывания и молитвы. И как долго потом пробудет на лице освященное масло, нисколько не принципиально.

суеверие2.jpg

На 40-й день отпускай на поминках душу умершего: выпили, форточку открыли – она и вылетит плавно из дому в сторону кладбища. Душа от тела отходит в момент смерти, и волен над ней по-прежнему один Господь. А совсем не тот, кто форточку открывает.


Младенца в загсе записали Анжеликой, а окрестили Анной? Про «Анну» никому не говори – сглазят! В некоторых туземных племенах вообще в курсе имени человека лишь он сам да родители. Мол, тот, кто знает имя человека, имеет над ним власть. Но мы-то с вами знаем другое: лишь Бог властен над людьми. Не волнуйтесь понапрасну, родители Анжелики!

Крещён, а жизнь не складывается – окрестись второй раз. А как же «Верую во едино крещение…»?
Бедные люди! Это сколько же опасностей их подстерегает, если вместо поклонения единому Богу изо дня в день кланяются они огромному количеству «божков» – приметам, ритуалам, предметам? Бедный батюшка! Ни кадило забыть при соборовании. Ни кольца уронить при обручении. Для суевера тут явится не просто оплошность или неосторожность человеческая – это судьба! Не встать теперь больному... Не жить в любви молодым...

Верить и молиться – огромный, постоянный, но благодатный и осмысленный труд. А руководствоваться тем, что «одна церковная баба сказала», куда проще. Вот и погрязает человек в «суетной вере». Где же Бог в этих мелочах? Забыли, как кадило...

Блин комом

Самая концентрация суеверий – вокруг тайны смерти. Стал во время отпевания между гробом и алтарем – непременно скоро умрешь. Вернулся в дом после выноса тела и до общего возвращения с кладбища – умрёшь непременно. Со лба покойного слетел венчик, а ты рядом – опять умрёшь. Посмотрел из окна на катафалк и процессию, наступил на «покойничью» ёлку – считай, что уже помер. Всё, уже забудь, что жил.

суеверие3.jpg

А вот если всё соблюл, ничего не забыл, первым беги мыть полы после выноса тела. За мытьё полов после покойного 40 грехов прощается. Никогда не видели, как бабульки наперегонки полы «за покойником» моют?
Иногда перед погребением усопшему на лицо кладут блин. После похорон на поминках блин этот подсовывают священнику. Если съест, покойнику Царствие небесное. Знаю батюшку, который на поминках ни за что блинка не съест, даже если при нём пекли. Мотивы понятны.

суеверие4.jpg

Этими нелепыми ритуалами мы хоть как-то пытаемся выразить свою любовь тем, кто ушел. Только на самом деле не надо дорогому покойному ни водки, ни цигарки, ни скатерти на гробу, ни мобильника в кармане. А нужны ему наши молитвы и добрые дела, ради Бога совершаемые. Ведь он не только позвонить «оттуда» не может – он и изменить свою «загробную» судьбу не в силах: не исправить там ему земных ошибок, не доделать несделанное. Псалтырь бы нам в руки за усопшего. Только в молитве теперь наша любовь, только так и влияем на участь души.
Благодати мне. Да побольше!

«Стяжевайте благодать Духа Святаго», – говорил преподобный Серафим Саровский. Как? Молитвой, постом, добрыми делами… Но это ж работать над собой нужно, усилия прилагать – пугаемся мы открывающимся перспективам. А нельзя ли как-то проще? «Можно», – услужливо подсказывают нам суеверия. И начинается...
Вот диакон или священник кадит – сложи ладошки в лодочку, чтоб «зачерпнуть» благодати. Благодать потом «разотри» по лицу и телу. Вон Дуданчиха больше твоего зачерпнула – а ты и тут растяпа... Постоишь перед куполом храма – зарядишься энергией. Причащают простой священник и архиерей – стой к архиерею. От него же благодати больше – на то он и архиерей! Нательный крест носи большой, да подороже – Господь всё видит, тебе «зачтётся»...

Плотно и густо рассыпана «народная мудрость», бытующая в храме. Главные носители её – церковные бабушки. Им скучно, хочется хотя бы быть замеченными, а лучше кому-то нужными и полезными. От всей души старушки для нас стараются. Вот, к примеру, лекция одной «знающей» бабушки о святой воде: «Смесь святой воды, взятой в разных храмах, сильнее, чем вода, взятая в одном храме. Если вливать крещенскую воду в обычную, она освящается, а если наоборот – оскверняется. Когда разливаешь крещенскую воду, через воронку нельзя – структура нарушается, «через руку» нельзя, и «от себя» нельзя. И в левой руке ковш держать нельзя. Вода, освящённая в навечерие Богоявления – постная, а освящённая в день праздника Богоявления – скоромная».

суеверие5.jpg

Вот и сделали из святой воды магический эликсир. Неудивительно, что на Крещение очередь вокруг храма – в два-три круга. Только помогает человеку не сама вода, а Бог, ее освятивший. Без истинной веры и покаяния хоть по пять литров крещенской в день выпивай – все без толку. А чинопоследование молебна, к слову, и в навечерие Богоявления, и в сам день одно и то же.

А что касается «знающих» бабушек… Потерпим от старушек, посмиряемся! Не надо их обижать, но и не надо таким советам слепо следовать.

Чужой крест

Задумывались ли вы, что наши суеверия – это попытки «подстраховать» Бога? Самостоятельно уберечь себя от возможных бед, забыв, что и волос с головы нашей не упадет без Его воли.

…От чужой свечи свою не зажигай – примешь на себя все грехи. Нашел на земле крестик – не поднимай! А то чужой крест на себя возьмешь. Не будем льстить себе. Нам бы свой крест понести, а свыше меры Господь не даст.
И беречь себя надо не от чужого креста – от суеверий как раз. Нередко они настолько искажают Евангелие, что аж вздрогнешь: «Для того чтоб человек получил наказание за нанесенную тебе обиду, нужно пойти в церковь и поставить свечку за его здравие». Вот такое «молитесь за ненавидящих вас»...

А разве не искажается суть, когда вместо молитвы и покаяния мы делаем ставку на свечи и иконы, низводя их до уровня амулета? Разговор в одном храме: «Вы зачем это свечки скрутили?» – «Мне муж изменяет, так чтоб не ушёл...» И скручивает-скручивает с самым благочестивым лицом. Прямо ритуальное магическое действие.

Или вот студентка юридического в церковной лавке грозится чуть ли не Роспотребнадзором: «Матушка, я купила у вас иконку, чтобы она мне помогла сдавать экзамены! А с ней ещё хуже стало!» На наших глазах происходит утрата одного из суеверий... А была ли вера? Объяснения матушки не доходят – пока...

Суеверия ко всему живому липнут легко, а избавиться от них трудно. Только избавляться нужно. Потому что судьба – это суд Божий, и с предмета на человека она не переходит. Душу усопшего не мы «отпускаем». И душа эта не нуждается ни в рюмке водки, ни в скатерти на могилке. Скрученными свечками Бога «не уломать». Господь говорит с человеком на языке жизненных обстоятельств. Но даже святые отцы не часто берутся переводить этот язык: пути Господни неисповедимы. Как отвечать человеку в этом диалоге? Крестом и молитвой, чтением Евангелия и святых отцов, участием в церковных службах и Таинствах. И при всём при этом всякое мгновение своей жизни предстоять перед Господом. Православный знает, что это значит.


Источник: https://www.pravlife.org/

___________________ 
См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Миротворица и светлый ангел любви

27 июня - день рождения Великой Княжны и мученицы Марии Николаевны Романовой... Третья Дочь последнего Императора России Николая II – Великая Княжна Мария – была настоящей Русской красавицей. Об этом непременно упоминают в мемуарах все близкие и современники, кто ее знал.


Храм-победитель

Здесь, где начинало свою историю древнее, тысячелетнее Берестье, в центре воинского мемориала, на территории героической Брестской Крепости, стоит многострадальный, но гордый и величественный свидетель войн и исторических перемен – Свято-Николаевский гарнизонный собор.


Самый близкий друг Императрицы

Сегодня, 10 июня, - день рождения Великой Княжны Татьяны Николаевны Романовой... Вторая дочь Государя Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны носила поэтичное имя пушкинской Татьяны. В воспоминаниях современников: родных, придворных, учителей – встает ее яркий, неповторимый образ.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100