Пятница, 10 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

Златоуст об общении с еретиками
Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа.
Свт. Иоанн Златоуст о межрелигиозных «братаниях»

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.
Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Митр. Иоанн об экуменистах
Уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой «любви», понесет на себе великий грех вероотступника и предателя.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменистах

Свт.Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге
Еретики никогда не возвратятся в Церковь, если мы будем укреплять их в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Святые Таинства.
Сщмч. Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Взойдем на гору Господню!: Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Взойдем на гору Господню!: Слово на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19.08.2019

Приидите, взыдем на гору 
Господню и в дом Бога нашего, 
и узрим славу Преображения Его.
Из песнопения праздника

Куда это зовет нас Церковь Святая в торжественной праздничной песни? Куда ведет она верующих, чтобы с апостолами святыми, особо избранными, сделать нас участниками в святой радости – в созерцании славы Преображения Господня? «Приидите, – говорит церковная песнь, – приидите, взыдем на гору Господню...» Конечно, всякий знает, что нас не зовут ехать в Палестину, чтобы взойти на ту именно гору, где некогда свершилось в сиянии славы Божественной Преображение Господа Ииcyca, где беседовали с Ним Моисей и Илия, где глас Отца Небесного свидетельствовал о Сыне и внушал всему миpy послушание Ему, где ученики Христовы видели и слышали то, чего и пересказать невозможно. Пусть и ныне торжествует Фавор; пусть там в нынешний праздник в молитве, собравшись во множестве, ликуют христиане: однако не к этой, чувственными очами видимой, не к этой горе осязаемой зовет нас Церковь Святая.

Давно, за 700 лет до явления Христа в мир, пророки говорили о горе Господней и о том доме, месте обитания Бога с людьми, который будет поставлен во главу гор: и приидут к нему народы, и приидут народы многие и рекут: взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего; оттуда изыдет закон и слово Господа, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; и раскуют народы мечи свои на плуги и копья свои на серпы, и перестанут народы учиться самой науке брани и ратования (см.: Ис. 2, 1–4).

Так всегда слово Божие изображало место обитания Господа как место горнее: Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя (Пс. 120, 1). Господи, посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою (Там же. 42, 3). Так всегда слово Божие под образом восхождения в гору представляло нравственное возвышение духа человеческого к Богу и Его вечной правде и святости. Так всегда говорила людям и собственная их природа: на небо очи возводить, горе иметь сердца. Недаром из всех существ земных один только человек имеет разумное чело, обращенное к небу, один только он может возводить очи горе, к небу и Богу. Там – страна его родная, вечная; там – спасение.

И если нам теперь так невыносимо тяжело, если истосковалась душа наша теперь, во дни, когда исполняются видимо слова Христовы: Услышати же имате брани и слышания бранем (Мф. 24, 6); если кругом нас злоба, кровь и убийство; если тяжко нам и мы задыхаемся в этом спертом воздухе зла и преступления; если тонем мы в этом разливе ненависти и порока, – то спасение одно: «Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего». Там не только узрим славу Преображения Его, – там услышим властный глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, <…> Того послушайте (Там же. 17, 5); и если гласа этого послушаем и не ожесточим сердец наших, если послушаем учения Сына Божия воплощенного и в жизни своей его осуществим, – то воистину и сами мы преобразимся в свободу славы чад Божиих, и жизнь нашу земную преобразим из теперешней, звериной, в истинно человеческую, достойную и святую. И что бы там ни говорили современные мудрецы, как бы ни обещали они благоустроить жизнь людскую законами и порядками государственного и общественного строительства, жизнь людей будет по-прежнему животной и звериной, при всех свободах, при всех и всяких учреждениях, законах и порядках, пока все люди и каждый человек в отдельности не преобразятся по образу Христову. Тогда перекуют народы мечи свои на плуги и копья свои на серпы. И будет мир на земли и благоволение в человецех (см.: Лк. 2, 14).

Но чтобы достигнуть этого, надобно нам взойти на гору Господню. Высока эта гора, долог путь, и тяжко восхождение. Как облегчить нам труд и тем помочь Божественному восходу? Раскроем до конца этот библейский образ и его духовное значение.

Жителям русских наших равнин трудно представить себе восхождение на горы. Об этом могут рассказать нам те, кто долго жил в странах гористых. Кто и когда и зачем идет в гору? Зачем предпринимается этот путь, томительный и часто небезопасный? Идут в гору прежде всего тогда, когда этот путь необходим и неизбежен, потому что он – единственный, когда другим путем никак и никогда невозможно выбраться из той или другой местности. И не пошел бы, да надо. Это сознание дает решимость и гонит самую мысль о лености.

Знай же, христианин, что и для тебя путь в гору Господню – это путь единственный для спасения; он необходим, он неизбежен; иного пути нет и быть не может. И это сознание даст тебе сил и решимость, даст тебе уверенность, терпение и настойчивость. Ведь все равно не идя к Богу, ты погибнешь; не идя в гору Господню, к Божией воле, к Божиему закону и Церкви Господней – все равно ты умрешь навеки, и к жизни, к истинной жизни никакими иными путями не придешь.

Идут, далее, в гору люди иногда ради той несказанной красоты, которая открывается с ее вершины; ради укрепления здоровья и движением, и чистым горным воздухом. Спросите путешественников: они вам скажут, какая прелесть наверху горы. Как шум морской стихает! Какое чудное, святое уединение! Как душа чувствует себя ближе к небу и Богу! Как полна она дум высоких и чувств святых, и как хорошо видеть и чувствовать себя высоко над миром, вдали и вне его тревог и постоянной унылой сутолоки!

Христианин! Иди в гору Господню, иди и ты к Богу! Такая ждет тебя в конце дороги радость и мир души, отрада, наслаждение духа; такая красота, что око не видело, не слышало и на сердце человеку не входило; такая свобода от уз плоти, от рабства греху, – что ради этих радостей духовных забудешь ты все трудности пути, все напряжение сил, и бодрость вечная, а не усталость, исполнит твою душу. С вершин духовных ты будешь озирать весь мир и все земное, и вот что здесь случится: что на земле казалось таким огромным, важным, грозным и великим, то с выси горной покажется и малым, и ничтожным. Ты истину познаешь, и мера, истинная мера всех вещей тебе вдруг станет вполне доступна.

Как совершают восход на гору? По возможности путник облегчает себя, бросает лишнюю и ненужную тяжесть; не напрягает сразу всех сил, а соизмеряет их с трудностью и дальностью пути; не смотрит путник вниз, чтобы перед пропастями и расселинами не закружилась голова; его взоры всегда обращены кверху, чтобы видеть постоянно перед собою цель путешествия. Он не идет прямо на крутизну, а войдет на нее дорожкою доступною; он пользуется всяким удобством дороги: расспросит спутника опытного, воспользуется проторенною дорожкой. Тяжел и опасен его путь: сгибаются ноги, дрожат колена, камни летят из-под ног, скользят и делают дорогу скользкой; вот-вот близко паденье, но он удержится за кусты или за камень; а упадет – так встанет сам или воспользуется помощью другого спутника; присядет отдохнуть или на устроенном сиденье, или под деревом тенистым, или в особо приготовленном домике.

Христианин! И при восхождении в гору Господню – при возрастании нашем духовном в исполнении Христова нравственного закона – все облегченья указаны и даны путнику Господом. Но прежде всего ты сам брось лишнее – все ненужные земные заботы. Возьми лишь самое необходимое, а все прочее, все силы и способности отдай на служение Богу и Его закону. Со множеством земных удовольствий, забот, привязанностей, страстей ты и шагу не сделаешь вверх, в гору, и останешься вечно внизу, в своем духовном болоте. А бросивши земное, поднимаясь к небу и Богу, не смотри вниз, не прельщайся миpa сего красными, не дай вскружить себе голову призывам с земли: еще выше подъем, и звуки эти уже не станут явственно слышимы. Кто возложил руку на плуг и озирается назад, тот не годен для Царствия Божия (см.: Лк. 9, 62). 

И тебе заповедано опытными в духовном делании наставниками: не берись в гордой самоуверенности за подвиг чрезмерный, за подвиг выше сил твоих, не употребляй и не растрачивай этих сил сразу. Ведь дано время целой жизни, даны заповеди от легкой к труднейшей; дано покаяние, чтобы встать, если ты упадешь; даны примеры, безчисленные примеры жизни святых, как проторенные дорожки в пути; даны и спутники надежные – Евангелие, Святое Писание; даны пастыри и учители, чтобы наперед указать тебе на духовную потребу; а на пути даны нам храмы Господни, дома молитвы, собрания верующих, святые Таинства; и Крест Христов, хранитель всей вселенной – как древо тенистое, как якорь спасения... Сюда заходи, сюда устремляйся духом, здесь отдыхай и сил набирайся, берись руками за все эти пособия при восхождении вверх к Господу: близок конец пути, близка радость духа, близка вершина горы твоего преображения... И увидишь, и почувствуешь, что, чем выше будешь подниматься, чем путь опаснее, чем напряженнее труд, чем тяжелее предстоит усилие, тем яснее и ближе и ощутительнее тебе дается помощь: Кто-то Сильный, Кто-то Крепкий, Кто-то Благостный идет рядом с тобою, ведет тебя за руку, поддерживает, если ты претыкаешься, вливает силы, веру и надеждою бодрит твой дух. Это – Господь. Это – наш Пастыреначальник, Христос Иисус. Это – Дух Святый.

Христианин! Иди неустанно в гору спасения, поднимайся к Богу! Тебе навстречу пойдут под гору твои собратья, те, которые не стерпели трудность пути и решили возвратиться назад, к жизни греховной и распущенной. Начнут они обратный путь веселые и довольные, и легко им сходить вниз, и поначалу это даст им кажущееся удовольствие. Не соблазняйся их веселым видом и с ними вниз с горы не возвращайся. Веселы они в начале пути греха и порока, и легок кажется им путь, и безопасен. Но крутизна внизу, но страшные пропасти и расселины, но тяжесть собственного тела и, наконец, все более и более растущая тяжесть греха и порока, растущая, как снежная лавина в горах, – увлечет их в бездну, раздавит великою тяжестью...

Однажды мне пришлось всходить на высокую гору; нелегко мне дался этот труд и немало занял времени. Я отдыхал на вершине, вдруг вижу: кто-то снизу, увидев меня и издали знаками приветствуя, быстро, легко, плавно и свободно, словно не чувствуя ни труда, ни устали, всходит вверх по пути, который мне достался с такою трудностью. Он взошел, мы стали беседовать. Я спросил, что помогает ему так легко взбираться в гору. «Привычка, – отвечал мне мой новый случайный знакомый. – Я, – сказал он, – ежедневно всхожу на эту гору».

Да, братие, тяжел путь в гору Господню, но тяжел тому, кто начнет его и бросит, чтобы вернуться к этой попытке через продолжительное время; да и вернется только для того, чтобы снова бросить. Но если будешь ты идти непрестанно, то, поднимаясь вверх, в этом духовном восхождении приобретешь ты навык, привычку, и то, что поначалу казалось трудным, постепенно будет становиться легким. Тогда ты достигнешь полного преображения духа греховного в светлость святости; тогда святыней жить будет тебе так же легко и так необходимо, как воздухом дышать. Тогда и только тогда мы преобразим и нашу жизнь общественную и государственную из звериной в истинно человеческую и достойную.

Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем (Пс. 23, 3–4). Так отвечает слово Божие. Знаем, что руки в Святом Писании – это образ всей деятельности человека, а сердце – образ всего его духовного настроения. В сей чистоте сердца и помыслов и в этой непорочности дел приидите, братие, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего и узрим славу Преображения Его! Аминь.

Священномученик
Иоанн Восторгов

Произнесено 6 августа 1907 года 
в Нижегородском кафедральном соборе

Полное собрание сочинений
протоиерея Иоанна Восторгова.



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:






Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Как одним посланием  митрополит Петр укрепил Церковь

Море лжи и реки крови затопили в то время Землю Русскую, и немалая доля участия в том принадлежала обновленцам. Погрязнув в политических интригах, они писали доносы на архипастырей Православной Церкви, пытались натравить карательные органы новой власти на очередное «контрреволюционное гнездо», соблазняли простых верующих идеями примирения и единства Церкви. Меж тем главной целью «примирения» был захват и покорение ее своему диктату.


Новостильники против апостольских установлений

Согласно постановлениям Православной Церкви, в понедельник после Недели Всех святых начинается Апостольский пост. Он называется еще Петровым постом, так как предназначен для подготовки к празднику святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Отмечается праздник 29 июня/12 июля, когда завершается пост, а начало его зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому каждый год он имеет разную длительность: при самой ранней Пасхе – шесть недель, при самой поздней – неделя и один день.


Миротворица и светлый ангел любви

27 июня - день рождения Великой Княжны и мученицы Марии Николаевны Романовой... Третья Дочь последнего Императора России Николая II – Великая Княжна Мария – была настоящей Русской красавицей. Об этом непременно упоминают в мемуарах все близкие и современники, кто ее знал.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100