Барсуков пояснил, что оборудование школ видеонаблюдением с автоматическим распознаванием лиц, о котором ранее сообщили СМИ, никоим образом не может влиять на безопасность в школах, поскольку хулигана или террориста система пассивного наблюдения, каковой является камера видеонаблюдения, остановить не может по определению.
В то же время персонифицированное слежение за гражданами есть вторжение в частную жизнь. которое противоречит международным и российским нормам, запрещающим [произвольный сбор] информации о гражданах без их согласия, таким, как Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 17 пакта), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 5), федеральный закон РФ «О персональных данных».
Более того, считает юрист, незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, предусмотрено статьей 137 Уголовного кодекса России («Нарушение неприкосновенности частной жизни»).
А поскольку решение об установке «умных» камер принимается конкретными чиновниками — руководителями департаментов образования, — то их действия подпадают под квалифицированный состав данного преступления, который предусматривает уголовное наказание за те же деяния должностных лиц. «За подобные деяния (установку в школах систем наблюдения с распознаванием лиц) чиновники могут быть наказаны лишением свободы на срок до четырех лет и лишены права занимать определенные должности на срок до пяти лет», — пояснил адвокат.
Ранее сообщалось, что российские региональные департаменты образования заказали работы по оснащению школ камерами системой распознавания лиц. Организатором процесса установки дополнительных камер выступил Национальный центр информатизации (НЦИ), который входит в корпорацию «Ростех».
___________________
См. также:
<-назад в раздел