Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

Прп. Паисий о радости
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская... Духовный человек – весь сплошная боль, т.е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением.
Прп. Паисий Святогорец о духовности

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

прп.Амвросий о католицизме
Если бы католическое учение было право, то Всеблагий Господь не благоволил бы Антонию Римлянину переплыть на камне в православную сторону, в Новгород.
Прп. Амвросий Оптинский о католицизме

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Социалистический и Откровенный взгляды на будущий строй земной жизни: Новооткрытое сочинение свт. Серафима (Соболева)

2018-05-19_011115.jpg

Публикация ранее не переиздававшегося труда святителя Серафима (Соболева) против социализма. Ценность работы, во-первых, состоит в том, что святой анализирует «материалистическое миросозерцание» в свете Божественного Откровения, с точки зрения православного учения о последних временах и кончине мира.

А во-вторых, хотя сегодня социализм в России уже не пользуется популярностью, это не значит, что он не заслуживает внимания. Размышляя о революции, историк М. Б. Смолин отмечает:
«„Смиренные" либералы и радикальные революционеры были как „начала и концы" единого революционного миросозерцания, внутри которого либералы раскачивали традиционное общество, а революционеры довершили дело его разрушения самим актом революции. <…> Большинство исследователей либеральной и социальной демократии, да и сами либералы и социалисты, считают себя противоположностями. И, как пишет Л. А. Тихомиров, „до известных пределов они правы. Лягушка очень отлична от головастика. Но, тем не менее, это все-таки дети одной матери, это различные фазы одной и той же эволюции"».

Другой историк и общественный деятель, Л. П. Решетников, констатирует: «В 1991 году все рухнуло. Казалось, Русский народ, имеющий перед глазами страшный кровавый опыт XX века, уйдет от ложного выбора – западный капитализм или очередной социализм-коммунизм. Но Русские слишком долго были под гнетом чужих идей, чужебесия. У власти оказались „новые февралисты"…»

Итак, наследовавший либерализму социализм выродился на наших глазах в неолиберализм – идеологию глобализации, продвигающую эгоистические интересы международных монополий, дурача массы либеральной риторикой. Поэтому если в публикуемом сочинении святителя Серафима «социализм» понимать как «глобализм», то оно фактически отображает современную действительность.
 

2018-05-19_011503.jpg

ПРЕДИСЛОВИЕ

Время, переживаемое ныне, можно, к сожалению, назвать временем особенно успешного распространения социализма.

Вытесняя все прежние верования и пытаясь стать даже на место самого Христианства, социализм делается своего рода религиею, новою верою, под которою надлежит-де объединиться современному человечеству. И чем дальше идет время, тем более и более социализм приобретает себе исповедников. Недалеко, быть может, то время, когда в большом числе и православный, и католик, и лютеранин, и магометанин, и еврей могут забыть свои религиозные разности и объединиться под одним знаменем социализма. Наблюдая, как пренебрегается теперь учение Христа, как меркнет и угасает Христианская вера на земле при широком и успешном распространении социализма, ужели мы должны вместе с Бебелем сказать: «Будущее принадлежит социализму»?! (Бебель А. Будущее общество. М., 1905. С. 84).

Не в нашей задаче останавливаться на выяснении причин успешного распространения социализма. Смотря на последнее как на грубое материалистическое миросозерцание, мы можем только сказать, что главная причина этого успеха лежит в плотяности и материальных стремлениях современного человечества. Современный человек слишком далек от Неба. Его интересы и надежды прикованы к земле. «Дайте нам землю, а небо оставим ангелам и воробьям», – повторяет Бебель немецкую пословицу. Не Царство Божие, а царство человеческое здесь, на земле, с его сытостью материальною и с внешнею благоустроенностию стало последнею целью для людей.

Впрочем, не будем отрицать как особого, хотя и далеко не коренного фактора в успешном распространении социализма тяжелых условий жизни низших классов общества, которым социализм лживо обещает много радостей в будущем социалистическом строе земной жизни. Показать этот строй жизни и посмотреть на него с точки зрения евангельского взгляда и составляет нашу задачу.


ГЛАВА 1: СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БУДУЩИЙ СТРОЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ

Главные основы этого строя – экспроприация частной собственности и политическая гражданская свобода. Все нестроения, всякие несчастия и преступления в современной жизни происходят, по учению социализма, вследствие отсутствия указанных основ в наличном строе общественной жизни. Вступление жизни человеческой в небывалый на земле период счастливого состояния с появлением социалистических основ в общественном строе нашей жизни. Характеристика последнего социализмом. Признаки, характеризующие этот строй как счастливый: а) облегчение труда; б) уничтожение преступлений и вообще всякого зла в людях; с) возвышение всего человечества до проникновения идеалами равенства и братской любви чрез социалистическое воспитание и образование; д) отношение будущего социалистического общества к человеку как семьянину и гражданину, полное заботы и любви, имеющее дать ему возможность до самой смерти жить без всяких страданий, забот о завтрашнем дне и предоставить ему наслаждаться только семейными радостями, всевозможными удовольствиями и полным удовлетворением всех своих потребностей.
 
2018-05-19_012048.jpgРазумеется, невозможно нарисовать в детальных и определенных красках картину будущего социалистического строя. Для этого не хватило бы наших слабых сил. Да и нельзя с точки зрения самих социалистов предвидеть: в какие именно социальные организации выльется и какие формы в отдельных случаях примет будущий строй общественной жизни. «В обществе, – говорить Бебель, – как в природе, все постепенно течет и видоизменяется; одно появляется, другое пропадает. Постоянно делаются открытия, изобретения и различного рода улучшения, значения которых нельзя предугадать, а они революционизуют и изменяют» (Там же. С. 8). Отсюда, если можно говорить о будущем социалистическом строе, то только с точки зрения принципов социальной жизни. В таком случае мы должны прежде всего остановиться на одном из оснований, предназначенном лечь во главу угла будущего социалистического общества.

Таким основанием в глазах социализма представляется экспроприация частной собственности в пользу общественной. В этом главным образом социальном явлении и полагается социалистами коренной залог всяких будущих благ и всякого добра. Равным образом отсутствие его в общественной жизни служит причиною всяких бед и всякого зла. Таким образом, все хорошее и все плохое ставится социалистами в зависимость от экономической основы, от чисто внешних материальных условий, окружающих человека.

Рассматривая под таким углом зрения общественную жизнь в данный момент, социализм находит ее полной трагизма, стоящею на краю своей гибели. И такое состояние современной жизни вполне естественно. Оно с неизбежною необходимостью выходит, по учению социализма, из несовершенной и вредной экономической основы общественной жизни, а именно – из наличного существования частной собственности при капиталистическом способе производства. Благодаря этому, блага, получаемые от производства труда, которые должны были бы дать равные и благоприятные условия существования всем, сосредоточены только в руках незначительного меньшинства. Отсюда, на стороне последнего – капитал со всеми удобствами жизни и плодами культуры, а на стороне производителей капитала – нищета со всеми ее последствиями: голодовкою, невежеством, проституцией, босячеством и массою всевозможных преступлений и бедствий.

Вот что будто бы производит частная собственность, или, точнее, капиталистический способ производства. Последний, по словам Либкнехта, основанный на системе наемного труда, приводит к двум последствиям: с одной стороны – накопление собственности в руках немногих людей и вытекающая отсюда развращенность этих немногих, с другой стороны – обнищание масс – пауперизм. «Рабочий, – говорит Либкнехт, – не может удовлетворить своим простейшим потребностям, несмотря на производимые им богатства. Лишения, нездоровые мастерские и фабричные помещения похищают у него жизненные силы, его ждет раннее увядание, преждевременная смерть. Он не знает семейной жизни, его жена и дети должны идти на фабрику, т. к. его заработка не хватает на жизнь. Его подрастающим дочерям предстоит на выбор краткое и блестящее поприще проституции или долгий, серый, лишенный света и воздуха, удел женщины-пролетария. Всякий, кто стонет под бременем этих нечеловеческих условий, подхватит наш клич: долой систему наемного труда!» (Либкнехт К.Наши цели. СПб., 1905. С. 15; см.: Каутский К. Экономическое развитие и общественный строй. СПб., 1905. С. 79, 139).

Конечно, Либкнехт не одного только фабричного рабочего желает показать в таких невыносимых условиях жизни. Нет, в таком положении, по мнению Либкнехта, оказывается всякий, кто является настоящим производителем богатства, будет ли им пахарь, или рабочий, или приказчик, или трактирный и домашний слуга и т. д.

Таково, по мнению социалистов, положение трудящихся классов общества в настоящее время.

Мы сказали выше, что на стороне последних оставлена, по взгляду социализма, только нищета со всеми ее печальными последствиями, бедствиями и преступлениями. И действительно, нет почти такого преступления, такого проявления человеческого зла, которое социализм не относил бы к частной собственности как к своему первоисточнику. Смотря на невежество, проституцию, босячество и другие подобные социальные явления как на прямое следствие, вытекающее из существования частной собственности, социализм ставит в такое же отношение к частной собственности такие пороки и страсти человеческие, как, например, гордость, тщеславие, гнев, злоба, ненависть (ревность), месть и др. (см.: Бебель А. Указ. соч. С. 94). Словом, какое бы бедствие и преступление мы ни взяли, оно будет выходить из общего и коренного виновника всех зол – частной собственности. И до тех пор человечество будет-де изнывать под бременем бедствий, пока будет существовать частная собственность. «С уничтожением частной собственности на средства труда с их превращением в собственность общественную, – говорит Бебель, – постепенно исчезнет вся та масса бедствий, которые мы видим в буржуазном обществе на каждом шагу и которые становятся все невыносимее» (Там же. С. 77).

Таким образом, для преобразования настоящего, разлагающегося общества, нужно-де превращение частной собственности в общественную. Как в частной собственности, по учению социализма, заключается начало всякого зла, так в общественной собственности лежит начало и залог будущего общечеловеческого счастья в будущем социалистическом строе.

Соболев3.jpg
Предвыборный плакат партии эсеров,1917 год

Впрочем, нельзя отказать в подобном значении для будущего социализованного общества гражданской и политической свободе. Политическая свобода является для социалистов средством победы над капитализмом. «Рабочий класс, – говорит Либкнехт, – не может вести экономическую борьбу и развивать свою экономическую организацию без политических прав. Он не может добиться перехода средств производства в общественную собственность, не получив в свои руки политической власти» (Либкнехт К. Указ. соч. С. 18).

Таким образом, без политической свободы частная собственность не будет уничтожена. Без политической свободы не водворится на земле будущий социалистический строй, а следовательно, никогда не осуществятся социалистические идеалы.

Отсюда понятно, какое важное значение имеет для социализма эта свобода. Вот почему социалисты с готовностию отдать жизнь добиваются свободы собраний, союзов, печати, всеобщего избирательного права, прямого народного законодательства, неприкосновенности личности и вообще возможно большего расширения политических прав и свобод в смысле вышеозначенных требований.

Но если политическая свобода необходима как средство победы над капитализмом, то она необходима также и для того, чтобы будущее социалистическое общество могло навсегда удержать в своих руках плоды этой победы. А это возможно только в том случае, если будущему обществу навсегда перейдет вся полнота политической власти и политических прав.

Таким образом, как общественная собственность, так и политическая свобода равно необходимы как два коренных принципа для будущего социалистического строя. Свобода, по словам одного социалиста (разумеется, политическая) так же необходима народу, как воздух и солнце всему живущему. Без нее никакое развитие невозможно.

Вот те рычаги, которыми социализм хочет поднять мир и дать людям новый, полный счастья, строй жизни.

Нетрудно теперь нам, выходя из коренных принципов социализма, представить в общих чертах этот будущий социалистический строй жизни.

Как свежий и здоровый корень дерева распространяет эту свежесть и это здоровье на каждую его ветку и листок, так новая, живительная основа экономическая – корень будущего социалистического общества – сделает здоровою и легкою жизнь каждого отдельного его члена. Частная собственность, перейдя в общественную, предоставит всем равные и счастливые условия существования. Прежде всего она облегчит труд и обстановку труда тем, которые стонут теперь под бременем его невыносимых условий. На те богатства, которые находятся в настоящее время в руках частных собственников, будущее общество так облегчит труд, так изменит его тяжелую обстановку, что положение труженика будет неузнаваемым. Его труд станет легким и приятным. Тогда не будет удушливых, грязных, полных дыма и мрака мастерских, поглощающих жизнь и здоровье человека. «Места производства, – говорит Бебель, – где бы они ни находились – над землей или под землей, будут отличаться от современных в самую выгодною сторону. Вопрос об устранении пыли, дыма, копоти, неприятного запаха уже и ныне может быть разрешен химией и техникой. В применении двигательных сил самую важную роль сыграет электричество. Уже и теперь буржуазное общество старается повсюду воспользоваться его услугами. Но вполне воспользуется этой силой и применит ее в самых широких размерах лишь социалистическое общество» (Бебель А. Указ. соч. С. 26)

Таким образом, все, что теперь облегчает труд немногим, социалистическое общество в самых широких размерах применит к труду всех и каждого отдельного человека.

Тогда и пахарь сельский вздохнет свободною грудью. Те земледельческие орудия и машины, о которых ему в настоящее время и мечтать нельзя, тогда, усовершенствованные последними изобретениями, будут предоставлены даром к его услугам.

Желая показать, как легко и приятно будет жить в будущем социалистическом обществе, Бебель ссылается на баснословные перспективы будущего, раскрытые бывшим французским министром народного просвещения профессором Бертело. Последний полагает, что к 2000 году не будет существовать более ни сельского хозяйства, ни крестьян, т. к. химия сделает ненужной нынешнюю обработку земли. Не будет больше угольных шахт. Топливо заменится химическими и физическими процессами. Будет время, по мнению проф. Бертело, когда каждый будет носить в кармане дозу химических веществ, которыми он будет удовлетворять свою пищевую потребность в белке, жире и углеводах, независимо от времени дня и года, дождей и засухи, морозов, града и вредных насекомых (см.: Там же. С. 27).

Вообще будущий социалистический строй, как мы сказали выше, облегчит труд не одних только крестьян и фабричных рабочих, а труд всех и каждого. Он освободит от тяжелого и лишнего труда всех, начиная с рабочего и крестьянина и кончая самым последним слугою, сторожем и прачкою. Беллами в своем социалистическом романе «Через сто лет» даже совсем отрицает необходимость существования прислуг в будущем социалистическом обществе. На вопрос: «Кто же у вас (в будущем социалистическом обществе) будет исполнять домашнюю работу?» – Беллами словами доктора Лита отвечает: «Стирка наша производится в общественных прачечных по необыкновенно дешевой цене, а кушанье готовится в общественных кухнях. Работа и починка всего, что мы носим, делается вне дома, в общественных мастерских. Электричество доставляет необходимое освещение и отопление» (Беллами Э. Через сто лет. СПб., 1891. С. 117).

Соболев33.jpg
Советский плакат, 1950 год

Вот какие заманчивые перспективы обещает социализм в будущем социалистическом строе. «Тогда, – говорит Бебель словами проф. Бертело, – наступит переворот, которого в настоящее время невозможно себе и представить. Хлебные поля, виноградники, пастбища исчезнут. Различие между плодородными и безплодными местностями отпадет. Ибо тогда полного развития достигнет искусство со всеми красотами человеческой жизни. А земля будет садом, в котором можно будет по желанию предоставить расти траве и цветам, кустарнику и лесу, и в котором род человеческий будет жить в избытке, в золотом веке» (Бебель А. Указ. соч. С. 29).

Спрашивается: что же будет с самим человеком; какая же в нем произойдет перемена?

Мы видели выше, что все бедствия и преступления человека связываются у социализма с существованием частной собственности.

Отсюда ясно, что с падением частной собственности у человека отпадает всякий повод к преступлениям. К такому именно последовательному и простому выводу и пришел Бебель. «В будущем обществе,– говорит он, – не будут знать ни политических, ни уголовных преступлений и проступков. Воры исчезнут, т. к. исчезнет частная собственность, и в новом обществе каждый может, работая, легко и удобно удовлетворить своим потребностям. Не будет более бродяг – этого продукта общества, основанного на частной собственности; они исчезнут вместе с его падением. Убийство? Зачем? Никто не может обогатиться на счет другого, и убийство из ненависти или мести стоит точно также в прямой или косвенной зависимости от социального состояния общества. Ложная клятва или присяга, подделка подписей, обман, укрывательство наследства, подделка монет, поджоги – все это само собою прекратится с падением собственности» (Там же. С. 80).

Что же касается сравнительно небольшого числа преступлений жестоких, не имеющих ничего общего с корыстью, то они, по мнению социализма, совершаются или в силу атавизма, или в силу невежества. Первые будут врачеваться в социалистическом обществе медицинскою помощью; вторые – просвещением.

Таким образом, в социалистическом строе жизни настанет эпоха, когда люди перестанут быть злыми. Но этого мало. С человеком произойдет небывалая еще доселе нравственная перемена. Люди станут более мягкими, добрыми и нравственными. «Я полагаю, – говорит Беллами словами мистера Бартона, – что если мы перенесемся в будущее, то будем поражены той изумительной переменой, которая произойдет в одно столетие как в материальных, так и в нравственных условиях человечества. Если мы взглянем на нравственную сторону этой разницы, мы очутимся перед явлением невиданным в истории прошлого. Пришлось бы извинить того, кто невольно воскликнул бы: „Да, это чудеса!"» (Беллами Э. Указ. соч. С. 260).

Так велик будет, по взгляду социалистов, нравственный переворот в будущем социалистическом обществе.

Тогда-то настанет время полного осуществления идеалов равенства, братства и любви на земле. И эти слова не простая фраза; они имеют под собою реальное основание. Если с переменою экономической основы общества люди перестанут быть злыми, то, чтобы иметь еще и положительные, нравственные качества, им нужно только дать лучшие условия жизни. Эти условия, в смысле наилучшего воспитания, образования и дальнейшего после школы устроения жизни человеческой и предоставит людям будущее общество.

 Н-й С-в [Николай Соболев]
Социалистический и откровенный взгляды на будущий строй земной жизни
СПб., 1907

Продолжение следует 


Источник: Газета «Православный Крест»*, № 10 (202) от 15 мая 2018 г. 
http://www.pkrest.ru


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100