Как воспитать патриота, или В чем различие понятий «Родина» и «государство»
Министерство культуры провело анализ действующей федеральной программы патриотического воспитания на 2011–2015 годы и заключило, что цели программы были определены неверно и ошибка делает программу безсмысленной и даже вредной.
Экспертиза проводилась Центром общенациональной и этнокультурной политики, исследования проблем правосознания и патриотизма Института наследия им. Д.С. Лихачева при Минкультуры.
Эксперты назвали существенным недостатком программы ориентацию в основном на военно-патриотическое воспитание, в то время как воспитание любви к Родине остается на втором плане. Крайне недостаточно, по мнению экспертов, раскрыты методы и формы работы по практической реализации программы. Обозначенные показатели, отмечается в экспертизе, совершенно недостижимы, не являются адекватными критериям реализации программы, а качественные показатели вообще отсутствуют.
Акцент сейчас сделан на специализированные структуры, целью которых является патриотическое воспитание. В их числе государственные (суворовские и нахимовские военные училища и кадетские корпуса, пансионаты воспитанниц Министерства обороны), общественно-государственные (ДОСААФ) и общественные организации (военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и скаутские организации). Как правило, они действуют под эгидой Росвоенцентра при правительстве. Таким образом, в настоящее время доминирует военно-патриотическое воспитание, что существенно ограничивает целевую аудиторию, средства и возможности.
Выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, является более активное привлечение всех заинтересованных общественных институтов, чтобы объединить и направить их усилия в формировании общекультурной, правовой, экономической основы для становления патриотических чувств у российских граждан. По мнению специалистов Института наследия, патриотизм следует рассматривать как нравственную основу для формирования активной жизненной позиции граждан, которые должны различать понятия «Родина» и «государство».
В заключении отмечается, что необходимо повышать роль семьи и школы в формировании у граждан России чувства любви к стране и гордости за нее. Это означает, что воспитание патриотизма должно пронизывать весь процесс школьного обучения, причем соответствующие установки и факты должны даваться и истолковываться не в лоб, поскольку прямое внушение, навязывание подобных установок вызывает психологическое отторжение.
В целом предлагается напрямую увязать программу патриотического воспитания cо Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. Относительно первой указывается, что в ней предусмотрено развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия народов России. «Невероятно, но в числе мероприятий по реализации государственной программы патриотического воспитания такие экскурсии не предусмотрены», — отмечают эксперты.
Предлагается рассмотреть и более современные подходы в сфере патриотического воспитания. В пример авторы приводят опыт Китая, где молодежное подразделение КПК занялось повышением патриотизма любителей онлайновых игр.
Кроме того, отмечается, что проведение мероприятий патриотического характера не всегда должно осуществляться под лозунгами именно патриотизма. Порой целесообразно использовать термины «гражданственность», «любовь к малой Родине», «ответственность за стариков», «почитание предков, родословной». А сама программа не должна быть статичной и утвержденной один раз — необходимо вносить изменения в соответствии с происходящими событиями и следить за соответствием формируемого содержания социокультурным запросам общества.
Помимо того что программа акцентирует внимание на военно-патриотической составляющей, приоритет государственного перед личным началом в понимании патриотизма постепенно увеличивается. По мнению экспертов, это может представлять угрозу, если любовь к государству увеличивается за счет любви к Родине при их противопоставлении, что может вызвать «казенный и недуховный патриотизм», который противостоит патриотизму как духовно-творческому акту самоопределения личности и нации. «Его следствием может быть принцип «Может, моя страна и неправа, но это моя страна», который ничуть не лучше антипатриотического принципа: «Где хорошо, там и Отечество». Органичное чувство патриотизма и национального достоинства должно формироваться не только благодаря формальной принадлежности к великой державе, но и из осознания сопринадлежности к той или иной малой общности, великой культуре и т.п. Гражданин — не кусок дерева, из которого «система» будет вырезать Буратино-патриота. Патриотизм — это прежде всего социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее», — добавляют авторы.
Экспертиза проводилась Центром общенациональной и этнокультурной политики, исследования проблем правосознания и патриотизма Института наследия им. Д.С. Лихачева при Минкультуры.
Эксперты назвали существенным недостатком программы ориентацию в основном на военно-патриотическое воспитание, в то время как воспитание любви к Родине остается на втором плане. Крайне недостаточно, по мнению экспертов, раскрыты методы и формы работы по практической реализации программы. Обозначенные показатели, отмечается в экспертизе, совершенно недостижимы, не являются адекватными критериям реализации программы, а качественные показатели вообще отсутствуют.
Акцент сейчас сделан на специализированные структуры, целью которых является патриотическое воспитание. В их числе государственные (суворовские и нахимовские военные училища и кадетские корпуса, пансионаты воспитанниц Министерства обороны), общественно-государственные (ДОСААФ) и общественные организации (военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и скаутские организации). Как правило, они действуют под эгидой Росвоенцентра при правительстве. Таким образом, в настоящее время доминирует военно-патриотическое воспитание, что существенно ограничивает целевую аудиторию, средства и возможности.
Выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, является более активное привлечение всех заинтересованных общественных институтов, чтобы объединить и направить их усилия в формировании общекультурной, правовой, экономической основы для становления патриотических чувств у российских граждан. По мнению специалистов Института наследия, патриотизм следует рассматривать как нравственную основу для формирования активной жизненной позиции граждан, которые должны различать понятия «Родина» и «государство».
В заключении отмечается, что необходимо повышать роль семьи и школы в формировании у граждан России чувства любви к стране и гордости за нее. Это означает, что воспитание патриотизма должно пронизывать весь процесс школьного обучения, причем соответствующие установки и факты должны даваться и истолковываться не в лоб, поскольку прямое внушение, навязывание подобных установок вызывает психологическое отторжение.
В целом предлагается напрямую увязать программу патриотического воспитания cо Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. Относительно первой указывается, что в ней предусмотрено развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия народов России. «Невероятно, но в числе мероприятий по реализации государственной программы патриотического воспитания такие экскурсии не предусмотрены», — отмечают эксперты.
Предлагается рассмотреть и более современные подходы в сфере патриотического воспитания. В пример авторы приводят опыт Китая, где молодежное подразделение КПК занялось повышением патриотизма любителей онлайновых игр.
Кроме того, отмечается, что проведение мероприятий патриотического характера не всегда должно осуществляться под лозунгами именно патриотизма. Порой целесообразно использовать термины «гражданственность», «любовь к малой Родине», «ответственность за стариков», «почитание предков, родословной». А сама программа не должна быть статичной и утвержденной один раз — необходимо вносить изменения в соответствии с происходящими событиями и следить за соответствием формируемого содержания социокультурным запросам общества.
Помимо того что программа акцентирует внимание на военно-патриотической составляющей, приоритет государственного перед личным началом в понимании патриотизма постепенно увеличивается. По мнению экспертов, это может представлять угрозу, если любовь к государству увеличивается за счет любви к Родине при их противопоставлении, что может вызвать «казенный и недуховный патриотизм», который противостоит патриотизму как духовно-творческому акту самоопределения личности и нации. «Его следствием может быть принцип «Может, моя страна и неправа, но это моя страна», который ничуть не лучше антипатриотического принципа: «Где хорошо, там и Отечество». Органичное чувство патриотизма и национального достоинства должно формироваться не только благодаря формальной принадлежности к великой державе, но и из осознания сопринадлежности к той или иной малой общности, великой культуре и т.п. Гражданин — не кусок дерева, из которого «система» будет вырезать Буратино-патриота. Патриотизм — это прежде всего социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее», — добавляют авторы.
<-назад в раздел