Сказав это, он вошел в гробницу свою, и священный ковчег затворился, а беседовавшие с ним Ангелы сделались невидимы. О таком явлении помянутый Иллустрий возвестил солунским гражданам, а они, выслушав его, со слезами просили милости у Бога и призывали на помощь святого Димитрия, который и оказал им ее: ибо враги, окружавшие Солунь, вскоре отступили от стен его со стыдом, не могши взять сего города, хранимого великим угодником Божиим.
Так св. Димитрий Солунский любил и защищал отечественный свой город!
Впрочем, не один этот страстотерпец, но и все святые искренно любили свое отечество и усердно содействовали благосостоянию его в том или другом отношении, по мере их средств.
Одни ревностно старались о гражданском благоустройстве и духовном просвещении его, как святые Цари и пастыри Христовой Церкви; другие храбро защищали его от врагов и в бранях за него полагали свои души, как многие благоверные князи и христолюбивые воины; иные содействовали его благу своими познаниями, достоянием и трудами, как святые философы, песнопевцы, купцы и художники; а все — искреннею преданностью ему и горячими молитвами о благоденствии его и спасении от бедствий.
Примерами такой любви к отечеству наполнены жития святых; поэтому я не буду теперь перечислять их для краткости нашей беседы, а скажу только словами Премудрого, что любовь святых к отечеству была крепка, как смерть (Песн. 8, 6) и часто доходила до самоотвержения. Так апостол Павел говорит, что он желал бы отлучен быть от Христа, – лишиться блаженного общения с Ним, чтобы только родные ему по плоти, соотечественники его Израильтяне, получили спасение во Христе (Рим. 9, 1-4; 10, 1). Сам Иисус Христос, приближаясь к Иерусалиму, главному городу земного отечества Его, Иудеи, и предвидя те страшные бедствия, каким подвергнется сей город, горько заплакал о нем (Лук. 19, 41-44). Так Он любил земное свое отечество, хотя принадлежал ему только в половину – одною человеческою своею природою!
Да и как не любить нам отечества? В нем мы в первый раз увидели свет Божий, получили бытие и духовное возрождение. В нем мы впервые испытали родительские ласки и детские невинные игры. В нем мы получили образование, необходимые для нас познания и все, что имеем теперь. Оно с самого рождения нашего питало и призревало нас чрез наших родителей; в юности нашей учило нас чрез наставников всему доброму, старалось сделать нас людьми умными и честными; затем открыло нам поприще для деятельности, с любовью взирает на труды наши и поощряет к ним разным образом. Вместе с сим оно печется о том, чтобы жизнь наша была покойна и счастлива, охраняет нас от внешних и внутренних врагов нашей безопасности, доставляет нам способы удовлетворять житейским нашим потребностям и делает все, что может служить к общему благу нашему.
Как же нам не любить отечества своего, когда оно от пелен наших до гроба окружает нас таким попечением, так благотворит нам? Долг благодарности и христианская обязанность требуют (Гал. 6, 10; 1 Тим. 5, 8), чтобы мы, братия, за любовь и благотворения, оказываемые нам отечеством, сами любили его искренно, как подобает детям его, и по мере сил наших содействовали его благосостоянию, а поэтому делали то, чего оно требует от нас и что может служить к его благу.
Так мы должны поступать всегда, а в особенности это необходимо в настоящее время.
Ныне наше отечество ведет священную брань с неверными турками не за свои интересы, а для пользы Христианства и преимущественно ко благу соплеменных и единоверных нам восточных христиан, которые около пяти веков страдают под тяжким мусульманским игом. Эта брань трудна и требует от России больших усилий; поэтому все верные сыны отечества должны принять и действительно принимают в ней живое участие.
Сам Царь наш давно оставил дворец свой и живет теперь среди Русского воинства в утлой хижине, терпя разные невзгоды и житейские лишения. Почти все Августейшие Дети и Братья Его Величества находятся ныне на поле брани и наряду с простыми воинами исполняют трудные воинские обязанности; а один доблестный Племянник Его положил недавно и живот свой за веру и отечество... да и те царские Особы, которые по своему положению и полу не могут лично участвовать в ратных подвигах, — и те, начиная с Государыни Императрицы до последней Великой Княжны, разделяют их сердцем, живо сочувствуют нашим воинам, с любовью пекутся уврачевать их раны, облегчить страдания.
А воины наши? Они геройски сражаются на поле брани, охотно проливают кровь свою в борьбе с супостатом, и получив облегчение от ран и недугов, опять бросаются в бой с ним. А православный народ наш? Он чутко прислушивается к вестям о войне и за успех её готов отдать не только последнюю копейку, но и душу свою!..
Что же мы, братия, сделаем при таких обстоятельствах? Ужели мы будем равнодушны к нынешнему положению нашего отечества и не пожелаем принять участия в священной брани его с неверными? Нет, это было бы постыдно и грешно для нас; нет, каждый из нас пусть сделает ныне то, что может служить ко благу отечества и успешному окончанию войны его с врагами Христианства. Кто умеет владеть оружием и чувствует в себе воинский дух, тот пусть идет на поле брани сражаться с сими врагами; кто имеет достояние, тот пусть жертвует им отечеству на военные потребности; а кто не может сделать ни того, ни другого, тот пусть усердно молится Богу и празднуемому ныне великомученику Димитрию, мощному заступнику христиан, да помогут они Благочестивейшему Государю нашему сокрушить супостатов к славе Божией, ко благу христианства и к чести нашего отечества. Вот что должен делать теперь каждый из нас! Аминь.
1877 г.
Митрополит Платон Городецкий
Слово сказано в г. Херсоне,
в домовой церкви Викариатского дома
Источник: https://pravoslavie.ru/
___________________
См.также: