Четверг, 27 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий о растлении
Всеобщий разврат, вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием, будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

Ст.Кирилл(Павлов)
Здесь явно Дух Святый, открывший о печати (антихриста) и карточках (электронных), не делает различия в сопротивлении между печатью и карточкой, т.к. то и другое – дело сатаны.
Старец Кирилл (Павлов)

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

Ст. Николай Гурьянов о возрождении
«Батюшка, что мешает возрождению истинного Православия в России?» – «Потеря веры внутри Церкви».
Старец Николай Гурьянов об апостасии

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Пасха красная или Испытание веры: К 195-летию мученической кончины Афонских святых-покровителей Русика
Пасха красная или Испытание веры: К 195-летию мученической кончины Афонских святых-покровителей Русика
В год 1000-летия русского монашества на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе отмечает еще одну важную дату в истории обители – 195-летие мученической кончины покровителей Русика священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского, и князя Скарлата Каллимаха, убиенных турками в преддверии Пасхи Господней 10 / 23 апреля 1821 года.

Пасху Господню, Светлое Христово Воскресение мы воспринимаем исключительно с чувствами радости и хвалы, что и подобает величайшему Празднику нашей веры. Но иногда, по промыслительному Божию попущению, Пасха Господня приносит величайшую скорбь, подвиг и испытание. При правильном перенесении этого испытания, конец его приводит к величайшей пользе для многих и прославлению имени Господня.

Так случилось 195 лет назад. Пасха 1821 года унесла жизни трех самых дорогих для афонской Свято-Пантелеимоновой обители людей.

Скарлат Каллимах, Святитель Григорий, Игумен Савва Святогорец и Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне

В Великую Субботу, в самое преддверии Пасхи Господней, в Дарданельской крепости по указанию турецкого султана был перехвачен драгоман Великой Порты князь Скарлат Каллимах, спешивший к Пасхе в Пантелеимонову обитель, куда вез церковную богослужебную утварь и пожертвования. Князь Скарлат был извещен о своей безвременной смерти самим великомучеником Пантелеимоном, хотя и не знал точно, когда это произойдет. Святой Пантелеимон явился ему во сне и сказал: "Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время". Князь Скарлат все свое состояние отдал на строительство Нового Прибрежного Руссика, который стоит по сей день. В светозарную ночь, когда восставал из гроба Господь, князь Скарлат был удушен турками, а пожертвования, предназначенные для Руссика, были присвоены турецким пашой.

В эту же ночь, 10 / 23 апреля, во время Светлой заутрени, прямо за богослужением в церкви был схвачен турками другой покровитель и благодетель Русской святогорской обители – Святейший Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V. Во всем святительском облачении он был повешен турками прямо на вратах патриархии в Константинополе.

Казнь Патриарха Григория Константинопольского

Оба страдальца были заподозрены в измене и в соучастии в восстании, начавшимся незадолго перед этим в марте месяце во владениях Турции в Валахии. Султан подозревал в организации восстания правительство Российской Империи. Князь Скарлат и Патриарх Григорий не скрывали своей связи с Русской обителью на Афоне и своего покровительства ей, хотя в то время русских насельников там не было. Эти трагические события были только началом испытаний Свято-Пантелеимонова монастыря.

На светлой неделе, спустя четыре дня после мученической кончины двух благодетелей, отошел ко Господу 3-й ктитор Нового Руссика – Игумен монастыря старец Схи-Архимандрит Савва. Преставился отец Игумен кончиной праведника, мирно и тихо, в светлом уме и памяти, простившись с братией, благословив всех и оставив по себе преемника, будущего Игумена Схи-Архимандрита Герасима.

Вскоре турки начали террор против христианского населения; посыпались угрозы и в сторону Русской святогорской обители, как «оплота заговорщиков» и «сепаратистов». Вся братия монастыря, во главе с новым Игуменом Схи-Архимандритом Герасимом была вынуждена оставить не только монастырь, но и Афон, и скрываться в Морее (Пелопоннес) несколько лет. По возвращении на Святую Гору в свою обитель, Игумен Герасим убедил греков, смирившихся испытаниями и скорбями, примириться с русскими собратьями и пригласить их в монастырь для сожительства.

Князь Скарлат Каллимах и священномученик Григорий V занимают особые главы в истории Афонской Свято-Пантелеимоновой обители.

Скарлат Каллимах

Помощь, оказанная князем Скарлатом Обители святого Пантелеимона, была, в некотором роде, наследственным призванием: дед князя, Молдавский Господарь Иоанн Каллимах, (занимал престол с 1758 г. по 1761 г.), спас Русский святогорский монастырь от полного разрушения в предыдущем столетии, оказав ему значительную помощь. Отец Скарлата, – Александр Каллимах, также помогал Пантелеимоновой обители.

Скарлат Каллимах занимал должность драгомана (переводчика) при дворе султана Махмуда II (1785-1839). Именно у него остановился старец Савва во время посещения столичного града для сбора милостыни. По молитвам старца князь исцеляется от поразившего его неизлечимого земными средствами смертного недуга, и дает обет быть пожизненным ктитором Пантелеимонова монастыря. Игумен Савва отслужил водосвятный молебен, окропил и напоил болящего святою водою, а вместе с ней дал ему вместо врачевства испить отвар из Афонских трав. На другой день князь был совершенно здоров. Он свято исполнил свой обет, став щедрым ктитором и покровителем Обители, особенно когда был возведен султаном в 1809 году на престол Молдавских Господарей (занимал до 1819 г., после чего вернулся в Константинополь).

Скарлат Каллимах, Святой Пантелеимон Целитель, Игумен Савва Святогорец и Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне

Вскоре после назначения во сне ему явился святой великомученик Пантелеимон, напомнив о его исцелении, и сказал: "Имение твое великое, а смерть твоя – близка, Монастырь же мой – до конца разоряется; помоги ему, пока есть время". Наследник прежних Каллимахов не забыл своего целителя – великомученика Пантелеимона, – и начинает финансировать строительство нового Прибрежного Монастыря. Прежде всего он выкупил святую главу великомученика Пантелеимона, принадлежащую Руссику с XIV века, и находившуюся в то время в чужих руках. Затем он присылает в Русскую Обитель главного инженера турецкого султана, православного христианина по вероисповеданию, который проектирует все новые сооружения. Благородный фанариот прилагает все усилиям и многие средства, благодаря чему в короткое время, всего 4 года, строятся много зданий: братские корпуса, пекарня, трапезная, архондарик, библиотека, ризница, и, в первую очередь, – Соборный храм, который освящает в 1815 году сам Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V (в этом году исполняется 200 лет со дня этого события).

Зимой 1821 года Скарлат Каллимах был назначен Господарем Валахии. Однако, в марте того же года началось вторжение в Валахию этеристов во главе с Ипсиланти, которому последовало греческое восстание в Морее. Скарлат Каллимах, живший в это время в Константинополе, был умерщвлен турками в 1821 году, перед самой Пасхой, почти в одно время со Святейшим Патриархом Григорием V, по подозрению в связи с организаторами греческого восстания. Каллимах знал о своей скорой кончине из предсказания святого Пантелеимона, а потому – старался как можно скорее завершить строительство Прибрежной Русской Обители на Афоне. Собрав значительное пожертвование для Пантелеимонова Монастыря, он направлялся к Святой Горе, однако был схвачен в Дарданелльской крепости и удавлен. А пожертвование, предназначенное для украшения Руссика, как уже было сказано, присвоил турецкий паша.

Священномученик Патриарх Григорий Константинопольский

Священномученик Григорий V трижды восходил на Патриарший престол и трижды был с него изгоняем произволом турецкого султана. Первое его патриаршествование продолжалось всего 19 месяцев. Будучи изгнан, он направился от треволнения мира сего в духовную гавань – Святую Гору Афон. Первая ссылка продолжалась с 1798 до 1806 гг. Именно он, проживая на Афоне во время первого своего изгнания, по поручению действующего Патриарха Каллиника V уговаривает старца Савву, которого знал лично, принять на себя бремя игуменства и ктиторства над Пантелеимоновой обителью. Он порекомендует Игумену Савве в помощники по восстановлению Русского монастыря молодого князя Скарлата.

Служение в сане Патриарха во второй раз было двухгодичным. В 1808 году он был вновь отправлен в 10-летнее изгнание. Святогорцы с искренней радостью приняли вновь в свою среду своего отца и святителя. На Святой Горе святой Григорий жил в Великой Лавре, а также подвизался в Ильинском скиту Иверской обители. В бытность свою в Лавре, он оказал духовную помощь своему племяннику Елевферию, будущему преподобномученику Евфимию (святая глава его хранится в Русской обители), принявшему ислам. С глубокой скорбью открыл юноша святителю о своем падении. Патриарх удержал Елевферия при себе, повелев ему ежедневно ходить на исповедь к Лаврскому духовнику Мелетию, для слушания умилостивительных молитв, положенных Церковью для отпавших от Христа. Через 40 дней Елевферий был помазан миром и воссоединен со Христом. Впоследствии он принял монашеский постриг и принял мученическую кончину за Христа.

Ильинский скит Иверской обители, где так же проживал святитель, в эпоху Григория V, когда умножились гонения на христиан в Турецкой Империи, стал одним из центров реабилитации для тех православных, которые из-за страха мучений или по корыстным побуждениям отверглись от Христа и приняли ислам, но потом осознали свой грех отступничества. Многие из них, уязвленные любовию Христовою и мученическою ревностью, не удовлетворились покаянием в принятии ангельского образа, и в последствии добровольно приняли мученичество за исповедание Христа.

Через этот скит прошли известные новомученики Игнатий и Акакий, чьи святые главы в настоящее время хранятся в Русской святогорской обители. А также новомученики Онуфрий, Агафангел Эсфигменский, Константин с острова Идра, Константин из агарян, Илларион Агиоанитис, Павел из Ароании Калавритской и другие. Ильинский скит посещали выдающиеся друзья и сподвижники Григория V: преподобный Никодим Святогорец, святой Макарий Коринфский. В конце XX века в скиту был построен первый храм в честь святителя. В Иверском монастыре хранятся его мантия, два посоха и Евангелие, а также – частицы его святых мощей.

Священномученик Патриарх Григорий Константинопольский

В 1819 году Святой Григорий вновь, уже в 3-й раз, был избран Священным Синодом на Патриаршество.

С началом восстания в Морее в 1821 году, Патриарх был заподозрен в его организации и лишен кафедры. Последнее изгнание закончилось для святителя мученическим венцом. 10 апреля 1821, в день Святой Пасхи, во время пасхального богослужения, он был схвачен турками в алтаре и в полном святительском облачении повешен на воротах Патриархии.

Священномученик Патриарх Григорий Константинопольский

Его тело три дня не позволяли снимать, после чего оно было продано за 800 пиастров евреям, которые тащили его по улицам Константинополя, и с камнем бросили в море. Но, по милости Божией, мощи были спасены и подобраны капитаном греческого судна Марином Склавосом, который переправил их в единоверную Россию для того, чтобы спасти от уничтожения и поругания. Вселенский Патриарх-мученик был погребен в храме Святой Троицы города Одессы с великими почестями.

Спустя 50 лет произошло перенесение его мощей на родину, где они были положены в гробницу в Афинском митрополичьем соборе, однако лишь спустя 100 лет, в 1921 году, он был причислен Элладской Церковью к лику святых. В память о трагической гибели святителя главные ворота Константинопольской Патриархии были заклепаны, а вход осуществляется и поныне через боковые ворота.

Игумен Савва Святогорец

Оба покровителя Русской святогорской обители, священномученик Григорий V и князь Скарлат Каллимах, окончили свою жизнь мученическим венцом в одно и то же время – 10 / 23 апреля 1821 года. Промыслом Божиим было суждено всего через несколько дней, 14 / 27 апреля, отойти в вечный покой и старцу-игумену Пантелеимоновой обители Схи-Архимандриту Савве.

Престол Соборного храма Свято-Пантелеимоновой обители, на котором приносится безкровная жертва Христова – лучший памятник, который оставили после себя эти люди, думавшие, впрочем, не о своей, но о Божией славе: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему подобает слава (Пс. 113, 9)"!


Источник: Русский Афон

Источник: РИсточник: http://afonit.info/biblioteka/istoriya-russkogo-monastyrya/paskha-krasnaya-ili-ispytanie-very-iz-istorii-russkogo-na-afone-panteleimonova-monastyrya


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100