Суббота, 17 Августа 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан о монархии
Когда Царская власть падет и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно... Некому будет сказать «вето» властное. Смиренное же заявление веры и слушать не станут.
Свт. Феофан Затворник об Удерживающем

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп.Паисий об экуменистах
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия», – говорят они и всё ставят на одну доску.
Прп. Паисий Святогорец

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

В кулуарах

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать некоторые храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
От мнимой автокефалии к реальной унии: Исторические параллели с «незалежностью» белорусских земель

2018-10-02.jpg
«Патриархи Московские и всея Руси».
Худ. С. Осипов

АВТОКЕФАЛИЯ

Вопрос настолько серьезен, что его рассмотрение следует начать с уяснения соответствующей терминологии. Справочные издания так определяют формальную сторону интересующего нас явления: Автокефальная Церковь – это «самостоятельная Церковь, административно независимая от других Церквей» (БСЭ. Изд. 3-е. Т. 1. М., 1969; Христианство: Словарь. М., 1994. С. 8).

В прямом переводе с греческого языка «автокефал» означает «сам себе голова», «самоглавный»; он же и «кафоликос», «соборный». «Это название придается епископу, который не подчинен митрополиту, но зависит от единого Патриарха и в своей области или стране начальствует над всеми архиереями». Сперва, до учреждения Патриаршества, каждый митрополит именовался автокефалом, т. е. самоглавным (см.: Полный церковно-славянский словарь. Репринт. М., 1993. С. 4, 571).

Отраслевые и богословские словари содержат некоторые положения, касающиеся правил образования и сущности автокефалии: Автокефальная Церковь образуется с согласия государственной власти и канонически устанавливается со стороны той Церкви, из которой она выделилась. Являясь частями Вселенской Церкви, Автокефальные Церкви пребывают в общении друг с другом, как по единству верований, так и по основным началам устройства и управления (см.: Христианство: Энцикл. словарь: в 3 т. М., 1993. Т. 1. С. 33). «Автокефальность их или основывалась на том, что они были основаны Апостолами, как, например, Церковь Кипрская, или определялась правами кафедрального города, бывшего столицею Императора...» (Полный церковно-славянский словарь. Прибавление. С. 866).

Идея учреждения Патриаршества в Русской Православной Церкви, например, органически выросла из всей предшествовавшей истории Московской митрополии, – явилась итогом осознания действительного положения Русской Церкви и ее иерархии среди других Православных Церквей, растущего могущества Московского Царства, его Государей как покровителей Вселенского Православия (см.: Под Патриаршим омофором. К 400-летию установления Патриаршества на Руси. М., 1989).

На Русь первые митрополиты не только избирались, но и посвящались в Константинополе. «Последним греческим митрополитом, посвященным в Константинополе, был Исидор, активный участник Флорентийского собора 1438–1439 годов. Митрополит Исидор признал унию с Римом и как униат прибыл в Москву, где был заключен под стражу по приказанию Великого Князя Василия II. В 1441 году Исидор был осужден Собором Русских епископов, но бежал из-под стражи в Рим» (Бендин А. Ю. Об учреждении Патриаршества в Русской Православной Церкви // Царкоўнае слова. 1998. № 10. С. 2–3). И тогда в 1448 году Собор Русских епископов в Москве посвятил в митрополиты рязанского епископа Иону.

После падения Константинополя в 1453 году весь православный восток постепенно оказался под властью мусульман. Московская Русь оставалась единственным независимым православным государством. Московский Патриархат был провозглашен через самих восточных Патриархов в соответствии с каноническими и экклезиологическими основаниями. 26 января 1589 года Патриарх Константинопольский Иеремия с собором архиереев совершил интронизацию первого Русского Патриарха – Иова. На Соборах 1590 и 1593 годов в Константинополе восточные Патриархи признали за Русским Патриархом все права предстоятеля Автокефальной Церкви (см.:  Под Патриаршим омофором; Бендин А. Ю. Об учреждении Патриаршества в Русской Православной Церкви).

ПЕРВЫЕ УРОКИ

Характерно, что главным инициатором поставления отдельных от Москвы митрополитов на белорусских землях была исключительно государственная (всегда неправославная) власть: князья Литовские и короли Польские. Так они показывали свою прямую заинтересованность в изоляции своих православных подданных в Белоруссии от единоверной Московии. Начиная с Кревской династической унии 1386 года, эта же государственная власть проводит политику целенаправленного окатоличивания русинов и литовцев. Стоит в этой связи упомянуть Городельский сейм 1413 года и его постановление: «З вышэй пералічаных свабодаў, прывілегіяў і ласкаў могуць карыстацца і цешыцца імі толькі паны і шляхта Літоўскай зямлі, якія прызналі гербы і скарбы шляхты Польскага каралеўства і якія з'яўляюцца вернікамі хрысціанскай рэлігіі рымскага касьцела, а не схізматыкі або няверныя» («Из перечисленных выше свобод, привилегий и благ пользоваться в свое удовольствие ими могут только паны и шляхта Литовской земли, которые признали гербы и имущество шляхты Польского королевства и которые исповедуют христианскую религию Римской церкви, а не схизматики или неверные». – Здесь и далее перевод «ПК») (Весялкоўскі Ю. Дарога рымскіх папаў на ўсход. Лондан, 1992. С. 47).

А вот и первые плоды такой политики. Если Флорентийская уния 1438 года не была принята на Православной Руси, то в Великом Княжестве Литовском православные епископы под давлением короля подчинились митрополиту Григорию Болгарину (униату). Преемники Григория – православные митрополиты Мисаил и Спиридон – также подверглись аналогичному давлению. И цель та же – принятие унии. Постепенно выкристаллизовывается и т. н. «право патроната». В 1498 году митрополит Иосиф I Болгаринович единолично поставлен Великим Князем Литовским Александром, который был ревностным католиком и долго искал подходящего кандидата, согласного на унию. Со временем на митрополичью кафедру в награду за военные и гражданские заслуги начинают выдвигаться люди, даже не имеющие духовного сана: митрополиты Сильвестр (Белькевич), Илья (Куча), Онисифор (Девочка) (бывший двоеженцем). Как логическое завершение этого списка – поставление печально известного митрополита Михаила (Рогозы), одного из главных вдохновителей Брестской унии 1596 года. Вот путь – от мнимой автокефалии к реальной унии.

УРОКИ ХХ ВЕКА 

Следующий характерный для рассматриваемой темы период начинается с 1922 года и завершается годом 1944-м. Провозглашение в Минске самостоятельной Белорусской митрополии 23 июня 1922 года было прямым следствием ареста Патриарха Русской Православной Церкви Тихона 9 мая того же года и разразившейся одновременно обновленческой смуты. Митрополия эта просуществовала весьма недолго, будучи разгромленной большевиками.
 2018-10-02.1.jpg
История Православной Церкви, оставшейся на территории Западной Белоруссии и Украины в границах Польской республики, весьма поучительна. И здесь реализуется знакомый сценарий: инициатором автокефалии, объявленной в 1922 году, является не Польская Православная Церковь, а польское правительство. Возрождается и пресловутое «право патроната». Все епископы – противники автокефалии – лишаются своих кафедр и высылаются за пределы страны. Это архиепископ Елевферий (Богоявленский), епископ Сергий (Королев), епископ Владимир (Тихоницкий). На их место ставятся люди более чем лояльные к замыслам польских гражданских властей, за которыми стоял Ватикан. Вот колоритнейший пример «автокефалиста»: в бытность настоятелем Свято-Успенского Жировицкого монастыря архимандрит Поликарп (Сикорский) «не отмечал память великих российских святых, не чтил каждением Казанскую икону („це кацапска“), запрещал на отпусте поминать имена Русских святых и считал для себя великим оскорблением, если кто обращался к нему на Русском языке» (Антоний (Мельников), архим. Жировицкий монастырь в истории западно-русских епархий: дисс. магистра богосл.: в 3 ч. Одесса, 1964. Ч. 2. С. 223–224.).

Эта автокефалия нисколько не улучшила положение православных в Польше. Разрушается и отбирается в пользу католиков множество православных храмов, конфискуются церковные земли и другое имущество. Фактами всевозможных гонений переполнен соответствующий раздел книги И. Касяка «З гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу» (см.: Касяк I. 3 гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. С. 42–72). Одновременно разворачивается деятельность все того же откровенного униатства (биритуализм и т. д.) и более изощренного «восточного обряда».

Да и сама Православная Церковь оказалась в русле правительственной политики, направленной на полонизацию белорусов. В церковный обиход принудительно вводится католический григорианский календарь, богослужебная и другая церковная литература постепенно переводится на польский язык и рассылается по приходам безплатно. За отказ участвовать в полонизации священники попадали в запрет, подвергались штрафам и даже депортировались в концлагерь (Береза Картузская).

О том, к какому финалу шло дело, можно прочитать у того же И. Касяка: «Калі дэлегацыя беларускіх культурна-прасветных арганізацыяў паехала ў Варшаву да центральных уладаў з жалямі на зачыненне ўрадам беларускіх школаў, адзін з польскіх міністраў заявіў дэлегацыі: «Запэўняю вас, што праз дзесяць гадоў у Польшчы нават са свечкай ня знойдзеце ні аднаго беларуса» («Когда делегация белорусских культурно-просветительских организаций поехала в Варшаву к центральным властям с жалобами на закрытие правительством белорусских школ, один из польских министров заявил делегации: „Уверяю вас, что через десять лет в Польше вы даже со свечой не найдете ни одного белоруса“»).

Очевидно, так оно и было бы, если б не разразилась Вторая мировая война. Об этом же читаем у Ю. Веселковского: «Каб Польшча праіснавала яшчэ другія дваццаць гадоў, будучыня праваслаўных беларусаў і ўкраінцаў была б няяснай. Польская Праваслаўная Аўтакефалія была для праваслаўных беларусаў і ўкраінцаў горкай пігулкай, каб яе праглынуць. 1939 год палажыў канец гэтаму надужыцьццю» («Если бы Польша просуществовала еще следующие двадцать лет, будущее православных белорусов и украинцев было бы неясным. Польская Православная Автокефалия стала бы для православных белорусов и украинцев горькой пилюлей, если бы ее проглотили. 1939 год положил конец этому заболеванию») (Весялкоўскі Ю. Дарога рымскіх папаў на ўсход. С. 68).

2018-10-02.2.jpg
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Витебске. 
По преданию построен на месте деревянной церкви, 
возведенной в 974 году св. княгиней Ольгой

С приходом немцев церковная жизнь в Белоруссии начала восстанавливаться. Митрополит Пантелеймон (Рожновский) получил возможность возглавить Православную Церковь и учредить свою кафедру в Минске. При этом Церковь находилась под строгим контролем немецких оккупационных властей. Последним обстоятельством не преминули воспользоваться белорусские националисты, которые имели «свои взгляды на Церковь и на церковные дела, чисто политические, которые они хотели проводить в Церкви. Церковные интересы или религиозно-богослужебная сторона их не интересовали. <...> Состоя на немецкой службе в Минске, пользуясь некоторым доверием немецкой власти, они вмешивались в дела церковного управления и навязывали свою волю белорусской православной иерархии. Не имея власти воздействовать на епископат самим, они писали доклады или меморандумы в генеральный комиссариат, излагая в них свои требования по церковным делам и настаивая, чтобы немецкая власть приказала митрополиту исполнить изложенное в их меморандумах» (Афанасий (Мартос), архиеп. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Мн., 1990. С. 273, 287).

О том, что содержали подобные меморандумы, можно вновь прочитать у И. Касяка (бывшего активным пособником немецких оккупационных властей): «...неадкладна замяніць усіх благачынных з вялікарасейскай ідэалегіяй святарамі-беларусамі... вызначыць 6-месячны тэрмін усім духоўным, якія павінны здаць экзамен з беларускай мовы вусна і пісьмова перад адумысловай камісіей...» («...немедленно заменить всех благочинных с великорусской идеологией священниками-белорусами..., поставить 6-месячный срок всем духовным лицам, которые должны сдать экзамен белорусского языка, устный и письменный, перед специальной комиссией...» (Касяк I. 3 гісторыі Праваслаўнай Царквы беларускага народу. C. 96). Для большей убедительности такие и им подобные ультиматумы передавались митрополиту через начальника городской полиции Ю. Саковича.

Эти «белорусские активисты» добились отстранения митрополита Пантелеймона от власти и его ссылки в Ляды. По их требованию немцы передали управление Церковью архиепископу Филофею (Нарко), а когда и тот, в свою очередь, не исполнил их требований, начали интриговать и против него.

В такой нездоровой обстановке и собрался т. н. Всебелорусский собор (30 августа – 2 сентября 1942 г.), объявивший о формальной автокефалии Православной Церкви на Беларуси, что соответствовало планам как немецких властей, так и белорусских националистов. Тем не менее, осуществиться этим планам не удалось. Вместе с отступающими немецкими войсками все белорусские иерархи в июле 1944 года были вынуждены покинуть пределы Белоруссии.

ВЫВОД

Такова история попыток устроения мнимой автокефалии Православной Церкви на белорусских землях. При этом нет оснований подвергать сомнению само понятие автокефалии. На сегодняшний день Вселенское Православие насчитывает 15 Автокефальных Церквей, среди них на пятом месте по чести стоит и Русская Православная Церковь, в составе которой находится Белорусский Экзархат. В соответствии с церковной традицией, учитывающей время получения автокефалии, перечень Автокефальных Церквей предстает в следующем виде: Константинопольская, Александрийская (охватывает Египет и некоторые страны Африки), Антиохийская (Сирия, Ливан), Иерусалимская (Палестина), Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чешская, Польская, Американская (см.: Христианство: Словарь).

Как видно из предыдущего изложения, история Православия на белорусских землях с достаточным постоянством подтверждает, что изоляция от Матери Русской Православной Церкви всегда приводила здесь к плачевным результатам. Но, может быть, опасность вовлечения православных белорусов в унию или католичество ушла в прошлое?

Действительность говорит об обратном. Ю. Веселковский, изучивший эту проблему, утверждает: «Ватыкан не спыніў свае акцыі на Беларусь, яго платныя агенты мяняюць свае маскі. Гэтым разам яны надзелі маску беларускіх патрыетаў і хочуць адурманіць людзей сваею нацверай – вуніяй, якая быццам была верай беларускага народу. Беларускі народ пасля 70-ці гадоў атэізму ня знае гісторыі каталіцкай веры, гісторыі рымскіх папаў і не разбіраецца ў рэлігійных справах. Трэба, аднак, каб нехта растлумачыў народу, дзеля чаго едуць на Беларусь польскія ксяндзы і што робяць іхнія кампаньены – вуніяты» («Ватикан не прекращает свои акции в Беларуси, его проплаченные агенты лишь меняют маски. На этот раз они надели маску белорусских патриотов и хотят одурманить людей своей нацверой – унией, которая будто была верой белорусского народа. Белорусский народ после 70-ти лет атеизма не знает истории католической веры, истории римских пап и не разбирается в религиозных вопросах. Нужно, однако, чтобы кто-то объяснил народу, зачем едут в Беларусь польские ксендзы и что здесь делают их компаньоны – униаты») (Весялкоўскі Ю. Дарога рымскіх папаў на ўсход. С. 72–73).

А вот и весьма характерный пример из газеты «Літаратура і мастацтва»: «Самае слушнае і разумнае на сеннешні дзень было б тое, каб Беларуская Праваслаўная Царква стала сапраўды аўтакефальнай, а наша каталіцкае духавенства мела стасункі з Рымам, а не з духавенствам суседней дзяржавы. Вось тады толькі ўзнікнуць перадумовы, каб дзве Царквы загаварылі па-беларуску. I самае галоўнае. Калі кіраўніцтва Беларусі будзе зацікаўлена ў адзінстве і цэласнасці дзяржавы, то яго палітыка будзе скіраванай у рэчашча беларускасці. I яно будзе тады зацікаўлена, каб у межах дзяржавы была адзіная рэлігія. Вось толькі тады могуць быць створаны ўмовы для новага аб'яднання дзвюх канфесій» («Самым верным и разумным на сегодняшней день было бы, если бы Белорусская Православная Церковь стала действительно автокефальной, а наше католическое духовенство имело отношения с Римом, а не с духовенством соседнего государства. Вот тогда только и возникнут предпосылки, чтобы две Церкви заговорили по-белорусски. И самое главное. Если руководство Беларуси будет заинтересовано в единстве и целостности государства, то его политика должна быть направлена в русло белорусскости. И тогда оно будет заинтересовано, чтобы в рамках государства была единая религия. Вот только тогда могут быть созданы условия для нового объединения двух конфессий») («Літататура і мастацтва». 1994. 2 снежня. С. 4). Тут налицо все те же рецепты, перечень всех уже не раз отмеченных выше стадий: белорусская автокефалия, прямое указание государственной власти на необходимость конфессиональной консолидации общества и, как результат, новая уния. Так уже было...

От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда увидите все сие, знайте, что близко, при дверях (Мф. 24, 32–33).

СНЯТ ЛИ ВОПРОС? 

Идею мнимой автокефалии с целью раскола Православной Церкви в Беларуси по украинскому образцу (см.: Анафема. История и XX век. М., 1998 г.; Минские епархиальные ведомости. 1997. № 1. С. 11–12; акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко) (http://patriarchia.ru/db/text/417804.html): «Дерзнул наименовать себя „патриархом Киевским и всея Руси – Украины“, в то время как древнюю Киевскую кафедру правомерно занимает канонический Предстоятель Украинской Православной Церкви в сане митрополита») продолжали настойчиво муссировать в ультранационалистических (и одновременно антиправославных) кругах. Подтверждением тому явилась обширная публикация Л. Лыча (см.: «Літататура і мастацтва». 1997. 7–14 сак. С. 14–15), изобилующая всевозможными натяжками, умышленными искажениями и фактическими ошибками. Ее достаточно подробный разбор проведен священником Феодором Кривоносом в газете «Царкоўнае слова» (см.: «Царкоўнае слова». 1997. № 6. С. 4–5). Более того, недруги Православия попытались перейти к практическим мероприятиям непосредственно на территории Беларуси, в связи с чем митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет был вынужден тогда обратиться к настоятелям приходов Минской епархии с особым письмом от 27 октября 1997 года. Однако и эти потуги заграничных «автокефалов» завершились закономерным крахом.

Минули годы. И вот на собрании духовенства Минской епархии 16 декабря 2014 года «большинством голосов» и с каким-то явно организованным энтузиазмом (автор при этом присутствовал) в итоговом документе был принят следующий пункт: «Просить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, ходатайствовать перед Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Священным Синодом о предоставлении Белорусской Православной Церкви статуса самоуправляемой Церкви в составе Московского Патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии».

В завершение было сказано, что данный вопрос поднят в связи с озабоченностью «очень многих людей: и священников, и мирян, и руководителей государственных структур» (выделено мной, – прот. П. Б.).

Но очень скоро выяснилось, что рядовые православные верующие Беларуси расценили это действие как «гром среди ясного неба», как попытку раскола, и встретили не просто с озабоченностью, а «бурей негодования».

Как пишет Анатолий Шлыков (Витебск), «православные христиане принимают решение покупать дома на российской территории, стоящие вдоль границы. Обсуждается возможность приобретения пустующих российских деревень и строительство там православных храмов, которым уже не будет угрожать самоуправление и автокефалия».

В результате был предпринят единственный разумный шаг: «этот вопрос снять с повестки дня». «Думаю, в ближайшие 25, а может, 50 лет возвращаться к нему, наверное, не будем», – заявил митрополит Павел в январе 2015 года. А спустя два года, посещая минский Свято-Духов кафедральный собор, тему продолжил глава государства: «Знаете, жизнь все расставит на свои места. Никогда не надо бежать впереди паровоза. Никогда не надо ставить для решения те вопросы, которых сегодня не существует».

И, тем не менее, никаких оснований для самоуспокоения нет и быть не может – наша история, в том числе и новейшая, служит тому свидетельством.

Будьте же бдительны (1 Езд. 8, 29); трезвитесь, бодрствуйте (1 Петр. 5, 8).

Протоиерей Павел Боянков

http://www.pkrest.ru        

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Последние времена: Для чего живем, куда идем, кому служим?

Мы говорим: последние времена, и только слепой этого не видит. Но почему же большинство из нас слепые? Надо открыто всем решить вопрос: для чего мы живем, куда идем, кому служим? Мы говорим о последних временах, но умалчиваем причины: что их приближает? Боимся сильных мира сего и забываем о вечном. «Кругом...


Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев о выходе из кризиса в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100