Зреет чаяние сокровенное –
Православное Русское Царство.
Протоиерей Андрей Логвинов
Православная Монархия – это особая форма политического устройства страны, когда Церковь и государство связаны не юридическими отношениями и не «распределением обязанностей», но составляют единый живой организм, как душа и тело. В современном мире не существует такого государства, где вопросы душевного спасения и воспитания граждан в духе Православия стояли бы на первом месте. Более того, его построению (и даже стремлению как-то приблизиться к такому идеалу) активно препятствуют наши недруги – от рядовых почитателей «мира сего» до могущественных закулисных кукловодов. Политики, указывающие Церкви «правильный путь» – заниматься не земным, а исключительно небесным, чем-то отстраненным, обычно и есть ее самые яростные враги.
Православное Царство в мире сем – это эталон, но он – не мечтательный, а деятельный. К его достижению прилагал все силы души своей Государь-Мученик Николай II. И сегодня, несмотря на всплеск активности противников веры Христовой и России, каждый православный личным посильным трудом и верой обязан стараться достичь этого идеала. Мы должны сделать все для того, чтобы наша Родина стала истинным Православным Царством во главе с Помазанником Божиим и с народом, воспринимающим свою жизнь на земле как служение Господу и Его Евангелию. Тогда только Россия процветет и соделается образцом для всех прочих стран и наций.
Ниже мы публикуем актуальные рассуждения на данную тему известного общественного деятеля, православного патриота, есаула Донского казачьего войска, члена Союза писателей России и действительного члена Академии русской словесности Санкт-Петербурга Сергея Александровича Матвеева.
Говоря о личности Николая II, его жертвенности и святости, необходимо понимать, что целью всей его жизни было построение Православного Царства. И, как строитель его и раб Христов, Царь стремился во всем подражать Господу. Поэтому многие, даже близкие и любившие его люди, упрекали Государя в безволии, ошибочно принимая его необычайную твердость в следовании христианским добродетелям и его смирение за слабость.
Построение Православного Царства по всем хронологическим и смысловым меркам не сопоставимо с периодом царствования одного человека, даже такого деятельного, как Государь Николай II. Оно действительно возводится в умах и сердцах огромного количества людей, не одного поколения. В Библии написано: «Прежде чем изменится Царство, должны измениться люди». Это – емкое и необходимое условие для глубоких духовных преобразований.
Только теперь, из сегодняшнего дня, мы можем взглянуть на события ретроспективно. Сто лет – достаточно короткий период. В течение столетия наша страна прошла несколько этапов: большевизм, пропитанный тиранией, военный коммунизм, сталинизм и прочие варианты государственности. Все это выпало на долю одной страны с определенными границами, населением и менталитетом. Однако вполне очевидно, что все эти этапы и варианты, зачастую замешанные на безчеловечной идеологии, никак нельзя назвать Православным Царством всепрощения и любви. А Николай II, в отличие от пришедших ему на смену, своим служением и подвигом преподносил в качестве примера именно такую форму правления. В основе сей формы – жертвенность и духовная мудрость, крайняя богобоязненность и полнейшее растворение в духе Христовом. Полнейшее – т. е. без злобы, без мести, а со всем тем, что соответствует величию христианского духа.
В сегодняшнем мире мы наблюдаем за кропотливым возведением демократических, либеральных, толерантных, экуменических государств. Ибо диавол – многолик. Только Лик Христа един и прекрасен. Николай II осознавал, что его смерть станет примером высочайшего самопожертвования, хотя имел достаточно сил остановить революционеров. Среди этих людей было огромное количество попросту заблудших, искренне запутавшихся, но встречались и те, кто отчетливо понимал – чтобы разрушить Россию, необходимо прежде надломить православный дух внутри великой Империи.
На Украине сегодня происходит то же самое. Разброд и шатание множества заблудших и обольщенных душ. И в то же время ничуть не меньше вдумчивых людей, трезво оценивающих все темные стороны этого процесса, для которых формулировка «Запад воюет против России» имеет совершенно конкретные смыслы и рамки. Ко всему прочему, на том же Западе есть немало верных служителей Христа, относящихся к России с большим уважением.
В основе всего происходящего заложено глубокое мистическое содержание, познать суть которого можно исключительно через духовную близость к Господу Иисусу Христу. Лишь она позволяет уяснить многие явления, помогает понять, какими путями двигаться и как освободиться от иноплеменного ига, рьяно и неистово разрывающего Украину как часть Святой Руси.
Для начала необходимо расставить приоритеты. На первый взгляд, правительства полагают в основу созидательные принципы: равенство, поощрение индивидуальности, толерантность. Но когда закрываются глаза на истину, она размывается или попросту растворяется в этих современных «позитивных» посылах. При Государе тоже относились с уважением к другим культурам, но Православие было на первом месте! Ибо русский государствообразующий народ – суть православный. Сегодня же иноверцы – мусульмане, иудеи и буддисты – как будто даже не противятся православному слову. Мол, говори, но, будь добр, не навязывай своих однозначных позиций, дай другим высказать мнение на тот или иной счет. Вот она – зыбкая почва, а на ней – хрупкий мир, новый Вавилон, наполненный «гуманными» идеями экуменизма.
Но радует, что диапазон влияния христианского духа на происходящее в мире безграничен. Он охватывает буквально все стороны жизни людей – общественную, бытовую, межнациональную. Каждый кубический сантиметр Вселенной пронизан христианским духом. Что уж говорить о государственном устройстве!
Очень важно не подменять христианское смирение пресловутой толерантностью. Это абсолютно разные и противоположные вещи. Смирение свидетельствует о покорности перед Божией волей и сосредотачивает в себе качества благородного всепрощения. Значит, все, что против Христа, – обязательно подлежит порицанию. Однако нынче – в эпоху толерантности – этого не происходит. Все потому, что такого рода терпимость является особой формой подавления воли к сопротивлению. Причем совершенно конкретному злу. И мы, к несчастью, все глубже вязнем в этих хитросплетениях, призванных затушевать истинное направление духовного преображения человека и общества.
Эти подмены разрушительны. Ведь человек часто начинает теряться, не понимая сути того или иного явления. Когда осознание действительно христианских ценностей все же приходит, он скорее хватается за уже знакомое и почти привычное либерально-толерантное «успокоительное», тем самым закрывая себе путь к качественным изменениям, к жизни по христианскому образцу. А тот единый и крепкий стержень, из которого проистекают целостные убеждения и четкие точки зрения, теряется в словоблудии о равноправии мнений и терпимости. Что ж, самое время – в преддверии «толерантной» встречи с антихристом! И похоже, что эти самые терпимые и без стержня – готовы принять его целиком и полностью, с рогами и с копытами!
Но, Слава Богу, есть и такие, кто с радостным трепетом пойдет на все ради Христа – люди православного духа, осознающие свой Путь, не жалеющие своей жизни и преисполненные истинного мужества. Такими были во все времена настоящие воины и мученики. Перед лицом смерти они прекрасно осознавали происходившее, и их последние слова отличались благородством, смирением и кротостью; в них звучало понимание и принятие смерти – без ярости и злобы, в мирной тишине чистого любвеобильного сердца! Тихая, незримая победа. Без суеты и «доказательств»...
Нам всем необходимо положить в сердце мысль святого праведного Иоанна Кронштадтского, проходящую через всю его жизнь, его убеждения и поучения – что без Царя не может быть России. Что пока жив Царь, жива будет и Россия. Именно в такой форме, и ни в какой иной. Мистическое влияние этой мысли святого мы наблюдаем сегодня. Государь был прославлен в августе 2000 года. Он как бы «ожил» во святых. И вот – страна стала потихоньку подниматься с колен с того же самого года. Совпадение ли? Что бы ни говорили о действующей власти, но милостью Божией все изменяется в лучшую сторону. Хотя бы в сравнении с тем, что было прежде...
Казалось бы, не связанные между собой явления имеют духовную закономерность. Так много происходит незаметного для наших глаз и слуха, что только с высоты времени понимаешь, насколько ткань времен, создавшая столь благородный узор, была светла, прозрачна и точна в своих сплетениях!
Источник: Газета «Православный Крест» № 18 (138) (от 15 сентября 2015 г.)
Явная воля Божья о Царе в текстах Богослужения
Молитвенные тексты Императорского времени не запрещены Церковным священноначалием. Они являются частью нашего Церковного Предания.
Понятно, что с февральской революции Богослужебные тексты подверглись сокращению и вырезанию в тех местах, где было хотя бы малейшее напоминание о Царской Богоустановленной Власти.
Потому сейчас особенно важно вернуть их первоначальное содержание и его доходчиво и со смирением объяснять людям.
Вот, например, когда почитаешь евхаристическую молитву на Божественной Литургии Святого Василия Великого, то вдруг понимаешь, что в ней присутствует глубинный богословский смысл.
В нем содержится четкое указание на Волю Божью, что на Российской Земле должен быть Царь.
Святая Матерь наша Церковь молит о Нем Господа: «Помяни, Господи, Благоверного и Христолюбивого Государя нашего (имя Его и отчество), Императора и Самодержца Всероссийского, Его же оправдал еси царствовати на земли,..» (Служебник, Синодальная Типография, 1890 г., с.238).
Всё здесь чётко и понятно изложено. Мысль очень ясная: Сам Господь желает и оправдывает, чтобы царствовал Государь над нами. Это явная Воля Божья о Православном Царе. Он должен быть как непреложная данность, как спасительная необходимость.
Почему же не возобновить подобное моление в православных храмах, ведь Господь того желает? Неужели мы, православные христиане, будем игнорировать то, чего хочет Сам Бог?
Да, и вся наша Российская история показывает нам, что нельзя идти против Всевышнего. Предали Богопомазанника в феврале 1917 года и ЧТО потом получили?
От революции мы получили одно разрушение и реки пролитой крови. Надо над всем этим спокойно поразмыслить…
Ведь молитва – это связь с Творцом Неба и Земли. От того как мы молимся, мы так и получаем. Господь слышит нас и решает достойны ли мы получить то, о чем просим. А иногда Он по милости Своей неизреченной дает нам то, чего мы уж точно не достойны. Например, Святое Причастие.
Когда же речь заводишь о Царском молитвенном чине, то иногда встречаешь полное непонимание. Некоторые из духовенства сразу указывают, что мол Царя то сейчас нет, так зачем за Него и молиться? Вот будет Царь, тогда и служебники поправят. Тогда и надо будет в церквях возглашать многолетие Ему.
Как можно возразить на подобное отношение к этому вопросу?
Мне бы хотелось только сказать, прежде чем как-либо возражать, что моление по Царским молитвенным текстам является добровольным выбором.
Царя пока временно нет на Престоле – это так. Но, почему бы, не помолиться Богу, чтобы Царь был? Разве плохо было бы жить в Российской Империи? Или разве плохо было бы находиться в сильном Государстве, нежели в слабом?
Думаю, что для многих, особенно после событий на Украине, ответ очевиден.
И потом, дорогие отцы, братья и сестры, потому мы и изучаем Богословие, так как всему основа Божественное Слово. Это напрямую касается и молитвенных Богослужебных текстов. В них изначально такие слова как «Царь», «Император», «Государь» присутствуют. Это значит, что Православный Царь реально всегда есть в Божественном Логосе. Он есть в молитве как уже заданная реальность.
На языке программистов можно сделать такое заключение, что Он (Царь) уже заложен в Божественную программу. И эта программа угодна Богу, Он её осуществляет, напоминая иногда о ней через пророчества святых или же через Царские молитвенные тексты, о которых я сейчас и веду речь.
Отсюда вытекает необходимость молиться о Царе, исходя из того, что тем самым мы будем угождать Вседержителю. А это как раз то, чему учили нас и святые отцы.
Разве у нас пропала ревность в угождении Богу? Может быть, в нас угасло это благочестивое стремление? Думаю, что нет, просто потому, что верю в людей. Верю, что добрых людей больше.
Сейчас приближается время Российской Империи. Происходит изменение в сознании многих русских людей. Сейчас всё больше и больше звучат разные патриотические речи, связанные с укреплением Российской Державы. Много разных советов даётся по поводу того, что нам свершить прежде всего и как добиться самого наилучшего результата.
Но, ведь без Бога, не до порога. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15, 5) – говорит нам Господь.
Потому, считаю, что прежде надо начинать с исправления молитвы. Вернее, исправления тех молитвенных текстов, откуда были вычеркнуты целые прошения о Царе и Царствующем Доме Романовых.
Господь, видя наше радение о молитве, дарует нам то, что нам всем сейчас нужно – семейный покой вместе с Царем в могучей Российской Державе.
Оружием Истины, оружием благоволения венчает Самодержца Всероссийского, как написано в молитве на Литургии Святого Василия Великого: «осени над главою Его в день брани, укрепи Его мышцу, возвыси Его десницу, удержави Его Царство, покори Ему вся варварские языки брани хотящыя: даруй Ему глубокий и неотъемлемый мир, возглаголи в сердце Его благая о Церкви Твоей и всех людех Твоих, да в тишине Его тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».
Отсюда и проблемы на Украине канут в прошлое: перестанет зло входить в дома малороссиян.
Обратите внимание на содержание данного молитвенного текста: дарует Господь нашему Царю оружие Истины и оружием благоволения венчает Его. А дальше следует, что покорятся Ему все народы (языки), хотящие войны.
Как же проявляют себя сейчас эти языки? Они как громадная стихия надвигаются на нас, окутывая дымом и зловеще подступая языками пламени к Российской границе.
Такое мировое зло победить без помощи свыше просто невозможно, так как оно как сильнейший вирус охватило сейчас множество людей.
В этом хаосе бесовских замыслов вновь зародился фашизм, который, как громадная воронка посреди человеческого океана, начинает свое разрушительное движение в опасном для всех направлении.
Думаю, что когда в океане бушует громадной силы тайфун, то за штурвал Российского Корабля должен встать ТОТ человек, про которого можно сказать словами из Божественной Литургии: «Его же оправдал еси царствовати на земли».
И такой человек существует как логос в Божественной программе мироустройства и всякого разумного человеческого бытия.
Ведь Государства не может быть в полноте без Государя, а Отечества нет в полном смысле без Отца народа.
Мы все стоим перед свободным выбором, отцы, братья и сестры: либо жить в Третьем Риме, либо нет. И этот выбор проходит и через нашу молитву к Богу.
Источник: Живая летопись Оптиной пустыни
– Отец Петр, будучи председателем попечительского совета при мироточивой иконе Государя-Мученика Николая II, Вы много путешествовали с этой святыней, даже на самолете облетели с ней по границам России. Выступая на «Православном радио Санкт-Петербурга» в начале 2000-х годов, Вы рассказывали о чудесах, сопровождавших шествие мироточивого образа, и примерах народного покаяния и глубокого почитания убиенного Государя и его Семьи… Скажите, а что изменилось спустя более десяти лет с момента прославления Царственных Страдальцев в лике святых? Как сегодня обстоит дело с покаянным движением?
– Если говорить об обстановке в целом, то можно отметить даже в среде верующих людей разделение. Я помню то время, когда шла широкая дискуссия в Церкви: прославлять Царственных Мучеников или нет, святые они или нет. Даже из уст высокообразованных священников приходилось слышать крайне резкие слова в адрес Царской Семьи. Эти высказывания по сути совпадали с позицией тех, кто в начале XX века ставил своей задачей опорочить монархию, найти любые факты, свидетельствовавшие о необходимости изменения существовавшей на тот момент формы правления. Это было, конечно, печально, потому что те священнослужители находились и остались под воздействием пропаганды, глубоко не рассуждая о происходящем в нашей истории тогда, в начале XX века, не делая выводов и из последующих десятилетий. Не было с их стороны и попыток проанализировать явления чудотворных икон, через которые Господь прославляет Царственных Мучеников. И сегодня, судя по их поступкам и высказываниям, они не изменили своей позиции.
Но это негативная сторона, а позитивная – в том, что среди простого народа, рядовых членов Церкви и даже людей невоцерковленных наблюдается действительно положительная тенденция в отношении осмысления подвига Царственных Мучеников. Часто приходится встречаться с людьми, которые, допустим, лет 15 назад еще отстаивали те позиции, о которых я сказал выше, т.е. отличались резким непринятием царской власти, осуждением. Но проходит какое-то время, и у них, можно сказать, открываются духовные глаза, духовное зрение. Они начинают молиться Царственным Мученикам. И таких примеров очень много. Я думаю, что это все-таки действие благодати, поскольку Господь не оставляет Свой народ без знамений, без чудес, а это – явления благодати в нашем мире. Оно и понятно, потому что святые прославляются, во-первых, на Небе, а затем уже в земной Церкви. В Священном Писании говорится: «Изолью на всякую плоть Духа Святаго» (ср.: Деян. 2, 17) и: «Земля даст плод свой» (ср.: Пс. 84, 13).
Сегодня идет борьба, духовная борьба, и ее признаки мы наблюдаем как среди духовенства, так и в простом народе.
– Известны пророчества о восстановлении самодержавия в России, и мы верим в них и уповаем на их исполнение. Однако есть и оговорки, что сроки исполнения пророчеств могут быть отодвинуты или вообще изменены. То есть судьбы наши, получается, еще складываются, как Вы сказали: еще идет борьба, да?
– Да, и это очень хорошо заметно. Можно даже сказать, что все находит свое объяснение в Священном Писании. В любом временном отрезке Священного Писания, даже в Ветхом Завете, мы находим объяснение происходящим ныне событиям, поскольку Дух дышит, где хочет, границы временные и пространственные для Него не имеют значения. О нашем времени можно сказать так же, как о жизни древних евреев: если будет у нас покаяние – будет и возрождение страны, и возрождение монархии.
Посмотрите вокруг: мы видим духовное умирание народа и физическое вымирание нашей страны. Не надо себя обманывать, тешить иллюзиями, что каким-то чудесным образом все может возродиться и Господь нам даст Свой дар в лице последнего Русского Царя. Нет, для этого нужно работать, нужно призывать к покаянию, нужно каяться, нужно говорить ближним своим, говорить и церковноначалию о необходимости покаяния, от которого зависит судьба России и русского народа, судьба каждого из нас.
Все беды и несчастья русского народа начались, когда он стал отступать от чистоты Православия, от веры в Божественное установление Царской власти. Именно с этого момента пошло активное саморазрушение русского государства и народного миросознания, что привело к революции. Чтобы вернуться на тот изначально предопределенный Творцом путь, мы должны каяться. Должны стремиться именно к монархической форме правления, потому что все иные формы Богом попускаются, но не благословляются. Благословение Божие есть только на самодержавную монархию.
– Батюшка, Вы говорите о необходимости встать на путь восстановления православного Царства, но ведь о важности этого решения знают и противоборствующие нам силы, один из принципов которых – «если не можешь остановить, то нужно возглавить». И вот сейчас мы наблюдаем такую тенденцию, что людей верующих, воцерковленных, уже осознающих необходимость восстановления самодержавия, уводят не в ту сторону, в еретическое, соблазнительное русло. Мы знаем об уклонениях в почитании Царя, о целом ряде самозванцев, в том числе о последнем «Георгии-Михаиле Романове», «помазанном» раскольничьим «епископом» Корнилием… Что Вы можете сказать обо всех этих провокациях?
– Обнадежу всех патриотов и монархистов: раз нас так активно пытаются сбить с пути покаяния, постоянно предлагая различных самозванцев на место православного Царя, Божиего Помазанника, значит, они боятся исполнения пророчеств. Значит, сила Божия в этих пророчествах есть, они действенны, и нам нельзя отчаиваться и опускать руки, терять надежду на возрождение православного Царства. Мы должны взбодриться: чем сильнее сопротивление с их стороны, тем больше должно быть у нас уверенности, что Господь с нами и помощь Его близка.
Недавно из Петербурга мне тоже сообщили, что в Царском селе явился какой-то очередной «царь» и к нему уже идут записываться в «верноподданные», и спросили, как к этому относиться. Я ответил, что относиться надо также, как к так называемому «Николаю III» Дальскому и ко всем прежде бывшим самозванцам. Спокойно. Такому явлению надлежит быть.
– А как отличить самозванцев, как не прельститься их ложью?
– Если Вы услышите, что кто-то пришел и заявил о себе, что он истинный Царь, не верьте ему. Сразу же творите молитву Иисусову и просите Господа Бога, чтобы Он Вас вразумил. Когда люди свидетельствуют сами о себе, это их и разоблачает. Если Государь придет, то это будет стечение необыкновенных обстоятельств, он придет в полноте благодати, и русские люди это почувствуют своим сердцем.
Когда была явлена мироточивая икона Государя Николая II, куда бы она ни приходила, везде наблюдалось необыкновенное воздействие благодати на русских людей. Были случаи, когда мы приезжали с иконой в глухие деревни, ночью, и что мы видели? К возложенной на аналой иконе подходили простые русские женщины, становились на колени, плакали и просили прощения у Царя за предательство со стороны своих предков, за то, что они сами поддались антимонархической пропаганде, хулили этого святого и его Семью. Настоящую благодать человек чувствует сердцем, и когда она снисходит и творит свое действие, у него уже не остается сомнений в истинности происходящего.
И по сей день мироточивая икона Государя совершает шествие по нашей земле; сейчас она пребывает в Белоруссии. Ежедневно тысячи людей приходят приложиться к ней, и она мироточит, очень обильно. Происходит великое множество чудес: исполняются молитвенные просьбы, верующие исцеляются от физических и духовных болезней.
Шествие этого святого образа есть своего рода предзнаменование явления Государя в те последние времена, когда русский человек уже измучается и ему больше неоткуда будет ждать помощи, останется только уповать на Господа Бога. Он взмолится, и Господь даст ему утешение в лице последнего Царя. И его явление будет таким же благодатным и необыкновенным, как явление этой мироточивой иконы. Оно возымеет вселенское значение. Мы же знаем из Священного Писания и творений Святых Отцов, что Русский Царь есть тот самый «удерживающий» антихриста.
Представьте себе картину противоборства двух сторон – сил добра и зла. Если мы сердцем чувствуем, глазами своими видим и разумом понимаем, насколько укрепилось зло в современном мире, насколько оно поразило все сферы жизни человечества, то можем сделать вывод, что и явление Государя должно быть равнозначным этому. Ведь если Государь противостоит этому «человеку погибели», то он должен быть в полноте благодати, иначе силы зла будут побеждать. Это самая настоящая война добра и зла. Если пророчества говорят о том, что придет на Русскую землю Царь, то он действительно будет противостоять, не уступать, а противостоять и побеждать то, что мы называем «тайной беззакония».
Никто из этих очередных самозванцев не может явить ту ощутимую благодать, которую мы наблюдаем в мироточивом образе нашего Государя. По всей видимости, когда Царь придет, то преобразится и внутренняя, и внешняя жизнь нашего государства, поскольку он – Помазанник Божий и Господь даст ему особую благодать, которая будет свидетельствовать о нем как о самодержце. Самодержце, который реально обладает властью изменить жизнь русского народа.
– Есть еще и другая тенденция: определенные круги проповедуют, что у нас сейчас уже все хорошо, мы уже живем почти как при Царе, осталось только кого-нибудь возвести в царское достоинство. Может быть, это даже наш современный правитель, просто нужно все подготовить для этого…
– Самообольщение и самообман. Тот, кто так утверждает, глубоко заблуждается. Как можно подводить идею спокойной, безболезненной перемены власти к тому, что сейчас все хорошо, только достаточно посадить очередного кандидата в православные президенты и объявить его Царем? Простите, но Цари – это Помазанники Божии и они управляли православным народом. Что мы можем сказать о современном русском народе? Этот народ в основной своей массе вполне православный, воцерковленный и может быть верноподданным? Нет. Потому что народ разъединен, большинство живет не по-христиански, заповеди Божии не исполняет и исполнять не желает. И если сейчас посадить на престол Царя, то, простите, кем он будет управлять?
Чтобы иметь православного Царя, нужно быть его верноподданным. Выйдите на улицу и задайте три вопроса: о необходимости восстановления монархии, о верноподданничестве и о том, считает ли человек себя вполне верующим, воцерковленным, православным. Вы получите три отрицательных ответа. Поэтому предложения о механической смене правителей, о возведении на монарший трон кого-либо из современных политиков, – либо откровенная провокация, либо просто глупость, не разумеющая ни сути Православия, ни идеи Удерживающего.
Поэтому нельзя легковерно следовать мнениям отдельных людей. Ведь даже среди православных есть такие тенденции. И это разделение и разномыслие показывает, что многие из наших верующих, исповедующих восстановление монархии, к сожалению, далеки от правильного понимания этой формы правления. У них книжное понятие о самодержавии, искусственное. В лучшем случае они представляют какую-то лубочную монархию, не понимая этого грандиозного Божиего создания и меры должного ему соответствия.
Надо трезвиться, быть внимательными, твердо стоять на позициях Православия, воцерковления своей жизни и не обольщаться – не будет легкого пути возрождения монархии. Тесными вратами входят в Царство Небесное. Также и в земной жизни – восстановление монархии просто, легко и безболезненно не произойдет.
– Видимо, нам еще предстоит что-то пережить, чтобы вот этот тесный путь стал осознанным. Какая-то встряска нужна, наверное?
– Когда была явлена мироточивая икона Государя Николая II, в конце 90-х годов прошлого века, нам предлагался, может быть, менее болезненный путь – через всенародное церковное покаяние. Но мы не отозвались на него должным образом, церковная власть не посчитала необходимым проведение всецерковного покаянного акта, не возглавила покаянное движение, и этот вариант развития событий был отвергнут. Таким образом покаяние было отвергнуто, и теперь можно ожидать любого другого развития событий, как у нас в стране, так и в мире. Если народ не желает каяться, Господь начинает Сам его вразумлять и приводить в чувства.
Вспомните Великую Отечественную войну; она началась через одно поколение после революции. Господь долготерпел, но покаяния не произошло ни в кругах зарубежных священников и эмиграции, ни в Советском Союзе. Россия была ввергнута в пучину братоубийственной гражданской войны, затем начались ужасающие репрессии против Церкви, против лучшей части русского народа, они коснулись практически каждой семьи. Тогда многие осознавали, как хорошо жилось с Царем и как горько стали жить сейчас. Неужели совесть не подсказывала, что мы виноваты в том, что произошло?
Ведь мы страдаем за грехи, а не из-за каких-то абстрактных причин, не зависящих от нас. В духовном мире действует причинно-следственная связь. Если мы совершили грех, Господь ждет покаяния. Если его нет, Господь начинает вразумлять, сначала слегка, и, если человек, народ не приходит в чувство покаяния, Господь посылает большие бедствия. Если опять не отвечает душа покаянием, то посылаются еще большие скорби.
Но это не значит, что положение наше совершенно безнадежное. Сейчас многое зависит от простого русского человека. Среди интеллигенции, писателей, кинематографистов, художников, военных, ученых я все чаще вижу проблески осознания необходимости покаяния и его плоды: выходят хорошие фильмы о подвиге Царской Семьи, пишутся картины – это отрадно. Одно дело, когда священник произнесет проповедь среди сотни, двухсот, тысячи человек, другое дело – если кинорежиссер создаст правильный, подчеркиваю, правильный и качественный фильм о значении подвига Царской Семьи для нас, ныне живущих, о том, что они совершили для той эпохи, и о значении царской голгофы для мировых судеб. Действие таких фильмов, картин благоприятно и для людей невоцерковленных. Это приводит к позитивному изменению, развитию уважения и почитания нашего Государя и к осознанию его подвига.
Вспомните житие Илии пророка: он молил Господа послать ему смерть, потому что думал, что остался в еврейском народе единственным человеком, почитающим истинного Бога. Но Господь сказал ему: «Я сохранил семь тысяч истинных Своих почитателей, не скорби». Это были прикровенные молитвенники за израильский народ. Наша страна сейчас живет иными законами, не теми, что были в древние времена, но история повторяется, нет ничего нового под солнцем. Наблюдая тенденцию к изменению среди интеллигенции, среди простого люда, могу с уверенностью сказать, что правильное осознание подвига Царской Семьи крепнет. И через это осознание происходит возрождение духовное, то самое желанное возрождение русского народа, не поверхностное, а осмысленное, глубоко прочувствованное.
– То есть мы не должны забывать о необходимости покаяния внутреннего, деятельного, должны приносить Господу свои плоды, ждать и надеяться на воскресение нашей страны, русского самодержавия?
– Да, и нужно знать, не забывать, что в святом Православии всегда исповедуется покаяние. Совершая личные грехи, мы прибегаем к Таинству Исповеди, Таинству святого Причастия, и так обновляемся благодатью Божией для будущей жизни. Также и проповедуя идею возрождения Русского Царства в полноте и благодати, как было завещано нам Господом Богом и нашими святыми предками, мы должны приносить это покаяние и трудиться каждый на своем месте, по мере своих сил, чтобы и пророчества исполнились. Я верю, что наступит этот день, когда мы увидим нашего любимого долгожданного Государя и возблагодарим Бога за такую великую милость. Мы должны готовить себя к верноподданничеству, то есть к послушанию нашему Царю. Пока этот день не наступил, мы своей жизнью и, конечно же, покаянием должны его приближать и каждодневно трезвиться, чтобы не впасть в соблазны и искушения, которых предвидится на этом трудном пути великое множество.
Источник: Газета «Православный Крест» №14 (86) от 15 июля 2013 г.
Пророчества православных старцев о Святой Руси (ВИДЕО)
Беседа о смысле и путях возрождения монархии
– Игорь Михайлович, что для Вас монархический государственный строй, самодержавие?
– Этот строй, этот православный порядок является для меня идеалом. Только при нем все государство, всех верноподданных Царя, от крестьянина до боярина, пронизывает высший смысл. Это – хранение и распространение нашей истинной веры Христианской. Это – государство-семья, в котором Царь – отец своих подданных, изо всех сил заботящийся об их благочестии, чистоте, благосостоянии. Россия, как Катехон, удерживающий мир от падения в антихристову пропасть, – это тоже Царская Россия. Считаю, что и сейчас наша страна остается Катехоном, но это, скорее, по инерции, заложенной в царскую эпоху. И если наша духовная деградация продолжится, то и Россию, и весь мир ждет тьма апокалипсиса. Мы должны «вернуться домой», встать на свой исторический путь – тогда и всему человечеству будет лучше.
– Но противники восстановления монархии любят указывать, что многие Цари в своем правлении зачастую не следовали евангельским идеалам, и у них случались различные перекосы, причем немалые…
– Конечно, в нашей истории неоднократно бывали искажения идеала симфонии церковной и царской властей (см. Думайте, русские люди, думайте! Наша история и наш путь глазами нашей веры в книге «Русская симфония»). Но это неизбежно в сем падшем мире, где невозможно построить идеальное государство – земной рай. Надо отметить и то, что эти искажения, как правило, происходили под влиянием западных идеологий и исправлялись по мере оздоровления нравов и после преодоления правовых и канонических ошибок.
Таким искажением было, например, крепостное право, которое во всем своем негативе раскрылось после «Манифеста о вольности дворянства» – указа Государя Петра III от 18 февраля / 1 марта 1762 года. К сожалению, этот Монарх слишком увлекался европейскими, особенно немецкими порядками и предоставил дворянам право владеть крепостными и не проходить государственную службу. Хотя изначально помещики были воинами, военачальниками, царевыми слугами, которые за свои привилегии несли намного более тяжкие и опасные труды во благо России, чем их крестьяне. Ведь война и путешествия в те времена были рискованными делами. Даже легкие ранения и болезни приводили к быстрой смерти. А крестьяне, хотя и усердно, с утра до ночи трудились, но почти не покидали родных мест, не участвовали в военных походах и в целом жили куда безопаснее, чем дворяне. Классическая православная монархия – это вовсе не «хруст французских булок» во дворцах и не беззаботная жизнь высших классов, как это пытаются ложно представить нам последователи Кургиняна (одиозный политолог и телеведущий, –примеч. ред.) и других леваков. Нет, это самоотверженная работа всех слоев общества, снизу и доверху. И дворяне были почитаемы и любимы своим народом за нелегкий, но почетный их жребий – службу во имя Царя и Отечества.
А с крепостным правом ситуация со временем, при Государе Александре II, который даровал волю крестьянам, нормализовалась. И эта воля была, кстати, отобрана впоследствии большевиками, которые ввели еще худшие порядки, чем те, которые существовали при крепостном праве, поработив крестьян в колхозах, лишив их паспортов и свободы передвижения, не говоря уже о реальном заработке (расплачивались вместо денег «трудоднями») и возможности прокормить семью собственным трудом. Причем миллионы крестьян вообще были уничтожены или высланы в Сибирь во время коллективизации. А либералы окончательно добили село экономически, прямо способствуя его растлению – водкой, наркотиками и блудом.
Так что искажения монархического строя не имели таких страшных последствий, как господство безбожных революционных идеологий при тоталитарных диктаторах и нынешних либеральных олигархах.
– Еще часто обсуждают разные подробности личной жизни Государей...
– Все познается в сравнении. Обратите внимание, например, что ни один русский Царь не воровал деньги, не вывозил их за рубеж, как это делают республиканские лидеры. Сейчас, глядя на современных политиков, даже трудно представить, что в прежнее время самопожертвование, героизм, верность идеалам были нормой для правителя, для вельможи, для простого человека. Даже те Государи, которые в чем-то ошибались, полагали своим долгом жертвовать собой ради подданных. Например, Государь Петр I, к которому есть много вопросов по поводу введения в русскую жизнь излишнего количества западных новшеств, сам лично вел в атаку воинов в Полтавской битве. В музее Полтавы хранился его большой нательный крест, в который попала тогда вражеская пуля, не причинив вреда самому Царю. А умер он после того, как простудился при спасении в шторм матросов с тонущего корабля, которых выносил на себе. До смерти он успел дважды причаститься.
Я уж не беру судьбу святой Царской Семьи, ритуально убитой в 1918 году. Ведь святой Царь Николай II легко мог бы бежать с деньгами за границу, как обычно поступают нынешние политиканы. Но он этого не сделал. Известно, и тому есть много свидетельств, что он знал пророчества о своей гибели и был готов, как сам говорил, «стать искупительной жертвой для спасения России».
Вообще замечу, что большая часть наших оппонентов – это люди невежественные, взращенные на советском материализме и буржуазном разврате, которые вообще не понимают сути дела. Таковых, увы, немало даже в церковной среде, не говоря о светском обществе (см. Надо просить Царя, чтобы не было войны: О цареборцах и монархистах, заклейменных «царебожниками»). Помню, у меня состоялась дискуссия в интернете со священником-обновленцем из УПЦ МП Богданом Огульчанским. Будучи приверженцем национал-либеральных взглядов, он к сожалению, «скакал» на обоих «майданах» и вел революционную пропаганду в СМИ, резко ругал и монархию. Причем самодержавие сравнивал с диктатурой, тогда как, напротив, оно есть суверенитет. И термин этот – «самодержавие» – возник исторически во время свержения татарского ярма, когда русские Государи стали наконец независимыми ни от кого самодержцами, а не данниками и вассалами ханов.
– Спаси Господи, Игорь Михайлович! А как Вы считаете, реально ли восстановление царской власти в наше время?
– Все святые, высказывавшиеся на эту тему, были согласны в том, что монархия – богоустановленный и оттого наилучший государственный строй; и это убеждение – часть нашего вероучения. Конечно, есть и еще более высокий с духовной точки зрения строй – теократия, но она была характерна только для периода Ветхого Завета, когда Бог постоянно говорил со Своим народом через пророков. Сейчас это недостижимо. Монархия тоже, правда, порой кажется в наши дни недостижимой, но будем помнить, что многие угодники Божии ясно предрекали ее возрождение. Например, архиепископ Феофан Полтавский писал: «До пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предызбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого».
Конечно же, и я тоже верю, что Россия возродится после того, как русский народ наш покается и придет к пониманию и принятию монархии. Да, это очень непросто и, очевидно, требует определенного времени.
Сейчас, на мой взгляд, нужно приложить все усилия для оживления народного сознания и выработки законных и постепенных путей движения к этой цели. Предпосылки к возрождению самодержавия однозначно есть, несмотря на весь наш упадок. Монархическая идея жива, она все более утверждается в народе и, что особенно важно, в официальных кругах. Приведу пример. Общеизвестно, что либералы разных мастей оказывали и оказывают значительное давление на священноначалие нашей Церкви, добиваясь выхолащивания православного вероучения из официальных церковных документов. Однако даже и при таком нажиме в «Основах социальной концепции РПЦ» отмечено превосходство монархии над демократией и выражена надежда на ее возвращение: «При монархии власть остается богоданной <…>. Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти. Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов. <…> Однако нельзя вовсе исключить возможность такого духовного возрождения общества, когда религиозно более высокая форма государственного устроения станет естественной».
Да что и говорить – даже самые «вестернизированные», погрязшие в революционных идеях люди нередко в какой-то момент осознавали величие и святость монархического уклада и то, как счастлива при нем может быть Россия. Например – совершенно неоднозначный, с моей точки зрения, философ Василий Розанов (1856–1919). В юности он был настоящим революционером, прямо-таки западником. Но все же к зрелому возрасту избавился от многих заблуждений (хотя и не от всех), в том числе – от преклонения перед жалким идолом демократии.
Розанов стал искренним воспевателем монархии: «Русский Царь, о котором я сказал все слова, какие сказал, – он склоняется перед одною Церковью как вечным источником жизни всех, – и так же страшится и испуган ее огорчить, как каждый из нас страшится и испуган огорчить его. И эти два, в слиянии, образуют свод над мужиком и Русью, над каждым и всеми. Какого не имели ни Рим, ни Афины. <…> Государь есть в точности лучший человек в России, т. е. наиболее о ней думающий, наиболее за нее терпевший, <…> наиболее для нее работавший (сколько проработал Александр II!) и вместе – пока что наиболее могущественный что-нибудь для нее сделать.
<…> Царская власть есть чудо. <…> В царской власти и через ее таинственный институт побеждено чуть не главное зло мира, которого никто не умел победить и никто его не умел избежать: злая воля, злое желание, – злая, злобная страсть. <…> Весь парламент есть, в сущности, бодливость безрогих коров и „критика на быка" раздувающейся лягушки…»
Сто с лишним лет прошло с момента написания этих слов, и их истинность еще более очевидна, чем прежде! Вы только посмотрите на нашу Думу или, еще лучше, на Верховную Раду! Кунсткамеры какие-то. Нет, конечно же, и в этих структурах встречаются приличные люди. Но сама система парламентаризма такова, что она нередко становится очагом революции (как украинская Верховная Рада в 2014 г.) и источником крайне вредных законов.
Не могу не упомянуть последний случай – принятый Госдумой антисемейный, по сути ювенальный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности». «Благодаря» этому закону появилась иная редакция статьи 116 УК РФ. В ней, в частности, сказано, что «нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц<…> наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет». И это при том, что оставленная без изменения и действующая сейчас часть 1-я статьи 115 УК РФ предусматривает даже за умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшее кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (т. е. за более тяжкие последствия, чем в статье 116 УК РФ), в качестве максимального наказания лишь арест на срок до четырех месяцев. Т. е. теперь если кто-либо ткнул своего родственника, не причинив вреда его здоровью, – получи два года лишения свободы; сделал то же самое постороннему, повредив его здоровью – максимум арест на четыре месяца! Закон реально направлен на нагнетание ненависти между членами семьи, на разрушение ее как института. Ведь любая ссора и стычка грозит страшными последствиями, может стать причиной необратимого несчастья! Еще и сама формулировка – «причинивших физическую боль» – крайне расплывчата. Что она означает? Выходит, с силой, резко оттащил своего малыша от горячей электропечки, к которой тот тянулся, у него заболела ручка; сосед увидел, донес, и – получи реальный тюремный срок…
Я понимаю, конечно, что этот вредоносный закон оплачен западными спонсорами, пролоббирован ими и политически. Но ведь большинство парламентариев «подмахнуло» его не глядя, не за деньги и даже не из партийной дисциплины (обычно в Думе главы фракций не так уж сильно давят на своих депутатов в отношении подобных законов, не касающихся «святая святых» современного мира – распределения бюджета, газа и нефти)…
А при классическом самодержавии внедрение таких норм просто немыслимо. Не могло бы существовать при Царе и столь сильного западного лобби, и такого попрания священного института семьи, и такой системы «коллективной безответственности», которые наблюдаются в нынешних политических реалиях.
– Хочется подробнее остановиться на мысли о взаимосвязи семьи и монархии...
– Приведу выдержки из своей давней статьи о том, как разрушался институт семьи после свержения в России царской власти, при которой заботу о нем проявляла поддерживаемая государством Церковь: «Главным способом укрепления семьи, повышения рождаемости на Руси может стать только воцерковление населения. Факт легко доказуем даже статистически. В частности, такое исследование провел известный социолог Питирим Сорокин. Причем, что особенно ценно, его-то уж никак не заподозришь в „православном фанатизме". Ведь он сам в молодости был революционером, масоном, секретарем Керенского. Однако в конце концов он во многом пересмотрел свои либеральные взгляды, оценил роль веры и морали в обществе, за что, как водится, был подвергнут травле в США, где преподавал.
Питирим Сорокин четко доказал статистически значительную зависимость здоровья нации от христианских норм. Он описал „социологию революции", где показал обвальное падение нравов не от „технического прогресса", как об этом любят рассказывать „научные материалисты" (в годы революции как раз происходит упадок и архаизация техники), или „развития общества", или от других „объективных факторов", а именно от падения идеалов.
В качестве одного из главных социологических индикаторов деформации половых рефлексов П.А. Сорокин выделяет соотношение браков и разводов. Итак, в 1885 году в Царской России, где Православие было государственной религией, на 470 заключенных браков приходился всего один (!) развод. А спустя всего лишь в два с половиной десятилетия, в 1921 и 1922 годах, один развод приходился: в Полтаве на каждые 4,9 заключенных браков, в Николаеве – на 3,9, в городах Запорожской, Екатеринославской, Кременчугской и Подольской губерний – на 3,8.
Причем подобная ситуация характерна и для других стран. Так, иным важным индикатором половой распущенности Сорокин считает число рожденных внебрачных детей на 100 новорожденных. Он приводит „статистику внебрачных рождений во Франции": 1870–1872 годы были, как известно, годами наступления антимонархической, атеистической революции, посему они закономерно дали повышение внебрачных рождений, что и подтвердила статистика. На 100 рожденных детей было внебрачных: в 1871 году – 7,15; в 1872 – 7,21; в 1873 – 7,46».
Конечно, в тогдашней Франции монархия была уже не совсем легитимной, «суррогатной», можно сказать. Но и она все же несопоставима с демократическим республиканским безобразием…
– Вы заострили внимание на благом влиянии царской власти на нравственность и демографию, но, наверное, подобные данные можно привести и относительно прочих сфер жизни, в том числе экономики и политики?
– Безусловно! Коммунисты и либералы любят уверять, что их кровавые революции – двигатель технического прогресса; что жизнь при «темном царизме» якобы была темнее ночи, и без «лампочки Ильича» (которую, вообще-то, изобрел не Ильич, а Эдисон, а внедрил в России Царь) пресловутое «светлое будущее» наступить никак не могло. Между тем в этой «ночи» царские инженеры при лучине, так сказать, спроектировали, например, основные линии Московского метро. Поэтому все такие утверждения об «устаревшем царизме» и «строителях светлого будущего» не просто неверны, но безчеловечны. Ведь вопрос – в цене полученных благ. Да, при большевиках были возведены гидроэлектростанции, электрифицирована страна, в крупнейших городах запущено метро. Но не нужно иметь опыт политика или экономиста, чтобы понять: ко всему этому мы бы со временем пришли и без неисчислимых кровавых жертв. Для того чтобы электрифицировать страну и проложить метро вовсе не обязательно было совершать государственный переворот, убивать священников, разрушать храмы. Не требовалось устраивать и голод, «военный коммунизм» и гражданскую войну с ее 12-ю миллионами жертв. Не являлись обязательными условиями ни разрушение экономики, ни коллективизация, нацеленная на уничтожение крестьянства и казачества... Но на первый план у коммунистов и нынешних псевдонародных радетелей выставляется самовосхваление и любование достигнутым «прогрессом», а про море пролитой за это русской крови и искалеченные человеческие судьбы они уже забыли.
Мы видим, что основные открытия прошлого столетия, прорывы в инженерной мысли принадлежат русским ученым, воспитанным и получившим образование при монархической России. Не завари большевики эту кровавую кашу, те же гидроэлектростанции и то же метро появились бы в Российской Империи как минимум на десятилетие раньше.
Спросим себя: если даже сегодня, при полном пренебрежении властей и остаточном, нищем финансировании наша наука выживает, то неужели она не разовьется и не расцветет еще стократно при благоприятствующем всему доброму попечении православного Царя?!
– Остается ответить на ключевой вопрос: каков путь возрождения монархии в нашей стране?
– Россию, как всегда, может спасти только чудо. Вот на чудо Господне я и надеюсь. Значит ли это, что мы должны сидеть, сложа руки? Разумеется, нет. Думаю, что сейчас актуальны два делания: молитва о даровании нам православного Царя и информационно-просветительская работа, которая поможет нашим соотечественникам уразуметь смысл и красоту монархии.
Конечно, всякого рода политические актеры пытаются убедить людей, что царская власть – это такая особо изощренная «форма эксплуатации», а сторонники монархии – непременно ретрограды и «наследники темных времен», чуть ли не желающие владеть крепостными рабами. Хотя вообще-то, повторюсь, русские Цари более всего обычно «эксплуатировали» самих себя, неустанно пребывая в заботах о государстве и подданных, причем нередко с риском для жизни. Что же касается образа современного монархиста, то мне вспоминается наш соратник из «Народного собора» снайпер «Ромашка» (Сергей Журиков). Он, киевлянин, после победы «евромайдана», бросив все, уехал безвозмездно защищать Крым, а потом – Славянск, где и погиб. И в Новороссии положили свои жизни еще множество таких же православных героев, как он… А «хрустеть французскими булками» и торговать людьми более всего чают сами пропагандисты безбожных идеологий, гуру антимонархических политических сект и партий, которых без финансовой подпитки на такую службу палкой не загонишь.
Сегодня Россия, к сожалению, находится в удручающем состоянии – и в первую очередь в духовном смысле. Порой кажется, что это предел и выхода уже нет. Но так казалось и в Смутное время, и в период Великой Отечественной войны. Безусловно, сейчас ситуация во многих отношениях хуже, чем тогда, и задача возрождения исторической России видится нечеловечески сложной. Но: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Ныне весь мир, и наша страна в том числе, судя по всему, вступают в период больших потрясений, и вполне возможно, что Святую Русь придется защищать уже от прямой атаки врагов. Но эти страшные угрозы несут в себе и новую надежду на покаяние народа... И на последующее за ним духовное возрождение нашего Отечества.
Источник: Газета «Православный Крест», № 15 (159) (от 1 августа с. г.)
Свидетельство украинского схиархиепископа Алипия (ВИДЕО)
Пророчество, данное прп. Иоанном (Стрельцовым) схиархиепископу (с 2014 г.) Алипию (Погребняку) о будущем России, о воссоединении всех разорванных славянских земель воедино, о восстановлении монархии на Руси и о грядущем Царе.
Об опасностях на пути к возрождению России и монархии
Какие же выводы мы сделали за истекший век, что еще препятствует покаянию и возвращению русского народа на спасительный исторический путь, какие опасности нас на нем подстерегают? Об этом мы побеседовали с давним читателем и автором «ПК» протоиереем Владиславом Озеровым.
– Отец Владислав, приближается скорбная дата – столетие захвата власти в России большевиками, положившими конец еще существовавшим тогда надеждам на восстановление монархии, казнившими Царскую Семью. Насколько, на Ваш взгляд, наш народ осознал случившееся и, может быть, не просто увидел преимущества самодержавия, а пришел к насущной потребности его воссоздания?
– Начну с того, что сам я – убежденный сторонник возрождения Царской власти. Причем это мое убеждение – не просто личностное, но основано на пророчествах наших старцев, блаженных, которые говорили о том, что Господь нам дарует в последние времена Царя, избранника Божия, такого особого человека. И мне хотелось бы подкрепить свои слова, обратившись к нашим духовным авторитетам.
Попытки осмысления этого вопроса в Церкви в последнее время предпринимались, но, к сожалению, не получили должного развития. Духовенство либерального, модернистского, экуменического духа воспрепятствовало глубокому пониманию царской темы, не пошло этим путем само и не повело за собой народ, хотя предпосылки имелись.
Вот, приведу цитату из речи Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1993 году он произнес: «Грех цареубийства, произошедший при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тягчайшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы от лица всей Церкви, от лица всех ее чад, усопших и ныне живущих, приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!»
Можно вспомнить слова и всеми любимого старца Николая Гурьянова, который много говорил, просвещал людей о монархии в проповедях и личных беседах. У него есть такое пророчество: «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш русский Царь Николай. Без истинного покаяния нет истинного прославления Царя. Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренне за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью. Должно быть духовное осознание. Господь дарует России Царя».
Также процитирую Оптинского старца Анатолия (Потапова) младшего, причисленного к лику святых, который говорил о том, что нет греха большего, чем убиение Помазанника Божия. Он утверждал: «Судьба Царя – судьба России: радоваться будет Царь – радоваться будет и Россия, заплачет Царь – заплачет и Россия».
Из приведенных слов рождаются вполне конкретные выводы.
Во-первых, нам надо осознать реальную вину русского народа в том, что случилось, общую вину. Покаяться в этих событиях. И молить Бога о Царе. Ибо что происходит сейчас? Посмотрите, сколь великое множество людей в наши дни преисполнено гордыней, тщеславием, самомнением, самолюбием. Причем даже люди единомысленные, единодушные постоянно вступают в какие-то разногласия, у них возникают противоречия, разделения, противостояния... И в этой ситуации фигурой, которая объединит и консолидирует здоровые, живые силы русского народа, может стать только Царь. Потому что православный Царь – Божий Помазанник.
На этом нужно сделать акцент – что во главе угла стоит не самодержавная власть как таковая, которая дается Царю, а тот факт, что Царь – фигура мистическая, сакральная. Это – Божий избранник, который Самим Богом благословляется на Царство и Его властью и силой будет править. Поэтому лишь православный Царь сумеет по-настоящему объединить русский народ. И сплотить именно через личный духовный авторитет, через осознание народом того, что монарх есть проводник воли Божией, что через него Господь Сам будет управлять Русской землей. И потому все его поступки, действия будут иметь духовный, мистический смысл. Только объединившись под властью Царя, мы сможем противостоять силам зла. А иначе – нас ждет окончательный развал страны и погибель, полное уничтожение духовное и физическое.
– Но, к сожалению, даже в православной среде многие до сих не видят необходимости возвращаться к монархии, считают этот вопрос «спорным», «несущественным», «нецерковным»…
– Да, иногда приходится сталкиваться с верующими, не понимающими эту тему. Они говорят: «А почему я должен каяться? Я же не убивал Царя, и мои родственники в этом не участвовали». Но нужно осознать целостность, единство русского народа. Ощутить себя его частью, т. е. что я – по духу и крови наследник своих предков. Что их добрые дела или их преступления напрямую имеют отношение и ко мне, и я – в этой общности русского народа – тоже несу за них свою долю ответственности. Так же в случае греха цареубийства – речь идет не о личном беззаконии отдельного человека, а о признании себя частью единого целого под названием «русский народ», который на самом деле допустил этот грех на своей собственной земле. И этот грех действительно лег тяжким грузом на самосознание нашего народа. В этом смысле после убийства Царя святейший Патриарх Тихон и говорил: «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его». Такое понимание должно побудить людей к уразумению произошедшего и к осознанию необходимости покаяния в тех событиях, в том числе – попустительстве русским народом убийства своего Царя и пролития крови всей Царской Семьи.
Во-вторых, говорят: «Зачем – лично тебе – Царь, ты что, без Царя не можешь спастись?» Но здесь нужно четко разделять понятия. Индивидуальное спасение человека верующего действительно зависит только от усвоения им искупительной жертвы Христа. Человек может последовать за Христом, быть Ему верным, исполнять Его заповеди – и в этом заключается его спасение. Но когда мы имеем в виду заботу о ближних, народ в целом – то разве может быть вопрос о Царе безразличным для меня как части русского народа?! Как человека, который болезнует о нем, о том духовном состоянии, в котором он сейчас пребывает, намеренно ослабляемый врагами с целью довести его до полной деградации?! Как можно быть безразличным к тому, какая у нас власть?! Неужели у кого-то повернется язык сказать, что мне разницы нет – или православный русский Царь, Богом данный, или «демократическая» власть какой-то олигархии непонятной, ведущей к погибели русский народ?! Разве может быть все равно, кто встанет во главе страны – или православный Царь, который все силы свои приложит для спасения русского народа в целом, для создания соответствующих условий жизни и развития, в том числе и духовного, – или будет некто, вводящий ювенальную юстицию, поддерживающий глобализацию, поголовное присвоение людям электронных номеров с целью загнать нас в электронное рабство и духовное подчинение?! Меня, если честно, удивляет такая постановка вопроса, подобные недоразумения. Здесь речь не о моем личном спасении, а о спасении русского народа. Если будет у нас православный Царь – то станет реальным и возрождение Святой Руси и русского народа, и сама возможность личного спасения русских людей многократно увеличится. В противном случае наш народ и народы всего мира будут загнаны в электронное рабство, под этот тотальный электронный контроль, и в конце концов нас, потерявших все берега и ориентиры, заставят поклониться антихристу – вот и все, чем все это закончится.
Поэтому нам необходимо вымаливать православного Царя. А надежда на дарование России Помазанника Божия есть, ибо многие старцы, преподобные, Христа ради юродивые, современные духовные светочи говорили и говорят о возможности восстановления у нас монархии. И я лично в это твердо верю и не сомневаюсь, что Царь на Руси будет. Но и мы со своей стороны должны, конечно, приложить для этого усилия – духовные, молитвенные, приближать его возвращение делами и помыслами, явить деятельное покаяние.
– Батюшка, а Вы знаете, что недавно вопрос о чине всенародного покаяния поднял известный священник-модернист Георгий Кочетков? В частности, в комментарии к статье-исповеди некоего Владимира Яковлева, внука чекиста-убийцы, он написал: «Нужно говорить о покаянии. Даже о некотором Акте Национального Покаяния! Нужно к этому призывать и к этому идти». Что Вы думаете о таком неожиданном с его стороны высказывании?
– Когда подобные призывы исходят от модернистски и либерально мыслящих деятелей, то, возможно, цель этого – дискредитировать тему как таковую. И акцент у либералов делается на осуждение коммунизма, осуждение Сталина. А у нас задача – в первую очередь осознать, что силы, совершившие т. н. революцию, – антихристианские; что убийство Царя было ритуальным преступлением и остается безнаказанным; что это силы духовные, противостоящие Христу, Его Церкви и Его Помазаннику, православному Самодержцу, на протяжении веков.
– И еще одно событие вызывает недоумение – в конце октября Патриарх Кирилл подарил музейно-выставочному комплексу «Новый Иерусалим» икону «Императорский Дом Романовых – 400 лет служения России». Особое место на ней занимают портреты «Кирилла I, Императора в изгнании» – Великого Князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата Царя-Мученика Николая II, и т.н. Кирилловичей – его современных потомков. Но, как известно, Князь Кирилл, поддержавший февральскую революцию, имеет недобрую славу либерала-предателя. «Всероссийским Императором» он объявил себя сам в 1924 году, в эмиграции – несмотря на то, что из-за аморального кровосмесительного брака с двоюродной сестрой ранее был лишен Николаем II права престолонаследия (лишение распространялось и на его потомство). Как Вы полагаете, отец Владислав, в связи с таким неоднозначным подарком Святейшего, насколько серьезна опасность навязывания России «государей»-самозванцев?
– Действительно, существует угроза, что темные силы могут подсунуть нам своего «царя». Чтобы этого не произошло, нужно, еще раз подчеркну, понять суть явления того Царя последнего, которого мы чаем. Она – не в абсолютизации власти, а именно в духовном ее содержании – в том, что это будет Богом данный правитель, обещанный Помазанник Божий, фигура мистическая, которую Сам Господь наделит духовными дарами, духовными полномочиями через Таинство Миропомазания.
А сейчас многие, к сожалению, акцентируют внимание только на необходимости сильной единоличной власти. И это, конечно, важный момент в царском правлении, но он второстепенный. В понимании же тех, кто ставит его во главу угла, Царь не отличается от любого диктатора, от того же Сталина или Гитлера, – и еще можно привести примеры личностей в мировой истории, которые обладали абсолютными властными правами. Но как земля отстоит от неба, так разнится власть, допустим, генерального секретаря, вождя от власти русского православного Царя. В одном случае это власть узурпированная, в другом – данная Богом. И поэтому «царь», которого силы зла будут покушаться нам навязать, не получит духовных полномочий от Бога, он может стать лишь очередным неким узурпатором, которого просто назовут «царем». Поэтому я все-таки надеюсь, что Господь сего не попустит. Но если такие попытки начнутся, мы эту подмену должны четко уловить.
И знаете, в чем, на мой взгляд, она сразу проявится? Наш православный истинный Царь будет человеком глубокой веры, а значит – исполнителем канонов и правил церковных, он не будет экуменистом. А их «царь» никогда не сможет действовать в подобном ключе, он так или иначе окажется вынужденным и кипу надевать у стены плача, и присутствовать на каких-то экуменических собраниях. Он все равно не сможет духа антихристова скрыть, свой хвост, образно говоря…
– А Вы слышали о высказываниях депутата Госдумы Наталии Поклонской против кощунственного фильма «Матильда» и «извергов ХХ столетия (Ленина, Троцкого, Гитлера…)» – как раз таких вот властителей-тиранов?
– Вы знаете, позиция Натальи Поклонской вызывает только уважение. Мы молимся за нее, конечно, понимая, что в обществе, в котором она находится, эти идеи непопулярны. Как человеку православному, искреннему почитателю нашего русского Царя-Мученика Николая II, думаю, ей очень трудно там придется. И можно сказать, что через ее уста прозвучал крик души народной, причем именно православной части русского народа. Повторюсь, что она вызывает глубокое уважение и некоторое удивление: как вообще там мог появиться такой человек?! За нее даже немного страшно: дай Бог ей сил, крепости и милости Божией, покрова Божией Матери, чтобы устоять, потому что убрать ее сейчас однозначно попытаются. Такой человек там не нужен, я так понимаю (см.: Каждому православному необходимо выступить в ее защиту: О. Владимир Романов об истинной сути травли Н.В. Поклонской).
– А нам, наверное, напротив, желательно, чтобы таких людей было как можно больше в России? Как же самим к этому прийти, как научиться безбоязненно исповедовать Христа, говорить и отстаивать правду Божию в своей личной и общественной жизни?
– Господь от нас не требует прямо великих подвигов, но каждый в своей ситуации, на своем месте должен делать то, что может. Повторюсь, это: покаяние во грехах, молитва о даровании Царя и какие-то поступки личные – например, можно направить обращение против ювенальной юстиции, цифровой идентификации и т. п., поговорить с близкими людьми, объяснить им суть происходящего, баннерный щит или растяжку с изображением Царских Мучеников, цитатами, раскрывающими суть событий, разместить у себя в городе. Вот у нас повесили такой баннер со словами Патриарха Алексия о покаянии перед Царем и с изречением самого Государя: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой» (см.: От ложного «отречения» к ложным «останкам»: Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Царь).
– А главное все-таки – глубокое воцерковление народа, верно?
– Да, мы просим, чтобы Господь даровал Царя, но для этого нужны будут и соответствующие условия. Очень важный момент, кстати. Когда я говорю: «Нужно молиться о Царе», – то такая молитва подразумевает прошение, чтобы Господь создал предпосылки для его пришествия. Я же, извините, не о том молюсь, чтобы с неба плюхнулся посреди Красной площади человек, которого через пару дней уберут, убьют, – не об этом же речь. А о том, чтобы Господь вразумил и направил русский народ к осмыслению, осознанию происходящего, к принятию этого грядущего, Богом данного Государя. То, что он даруется от Бога – это несомненно. Это не будет какой-то избранный или присланный кем-то правитель. И явится он в таких обстоятельствах и при таких условиях, что его богоданность для всех станет очевидной.
С другой стороны, это будут условия, к которым мы должны уже сейчас готовиться. Потому что, по слову всех старцев, блаженных и людей духовных, которые говорили о Царе, он придет в результате войны и страданий народа. Господь опять поведет нас через испытания – голодом, лишениями, катаклизмами. Вот, посредством этих потрясений тяжелейших Господь, очевидно, и направит русских людей к искреннему покаянию и пониманию того, что нам нужен Богом дарованный православный Царь.
– Т. е. вот еще что нам надо иметь в виду и к чему готовиться?
– Однозначно, надо быть готовыми. Другого пути просто нет.
– И этот грядущий 2017-й год, столетняя веха, как раз и напоминает нам о приближающихся искушениях...
– Да, именно. Мы должны сейчас укрепляться в вере, в доверии Богу, в терпении и готовиться к событиям, которые, безусловно, Господь попустит для вразумления русского народа. Лично я абсолютно четко это осознаю и понимаю, что мы стоим буквально на их пороге. 17-й или 18-й год, может быть, станут уже активной фазой потрясений, которые ожидают нашу Россию и весь мир...
___________________
На фото: Президент В. Путин с копией императорской короны, подаренной ему артистом-евреем Г. Хазановым в ответ на награждение сатирика (см. его монолог «Антисемит», высмеивающий национальные и православные настроения в обществе) орденом I степени «За заслуги перед Отечеством», 1 декабря 2015 г.
Источник: Газета «Православный Крест» №23(167) от 1 декабря 2016 г.
Поделиться новостью в соц сетях:
<-назад в раздел