Среда, 29 Января 2020 г.
Духовная мудрость

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

Прп. Лаврентий о зарубежниках
Берегитесь так называемой зарубежной церкви и знайте, что она не стоит в диптихе Православных Церквей. Многострадальная Церковь наша выстояла в безбожном государстве. Ей честь и слава и вечная похвала! Наша страна не зарубежная и наша Церковь не зарубежная! Наша страна постоянная! У нас нет зарубежных церквей.
Прп. Лаврентий Черниговский про РПЦЗ

Прп. Паисий о печати

Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, то есть составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати. С помощью разнообразных ухищрений людей станут принуждать принимать печать на лоб или руку. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать.

Прп. Паисий Святогорец

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ПЕРЕПИСЬ – НАЧАЛО ГОНЕНИЙ? О переписи в 2002-м, 2010-м и 1939-м годах (с приложением материалов из рассекреченных архивов). 25.08.2010
ПЕРЕПИСЬ – НАЧАЛО ГОНЕНИЙ? О переписи в 2002-м, 2010-м и 1939-м годах (с приложением материалов из рассекреченных архивов).
Вопрос о переписи с каждым днем становится все актуальнее.  Уже отказались от переписи монахи православного монастыря в Карелии, возникли проблемы и в Валаамской обители.

Еще при прошлой переписи, в 2002 году, насельниц Серафимо-Дивеевского монастыря поставили перед жестоким выбором: либо переписаться, либо покинуть монастырь: «Патриарх благословил и я благословляю, а кто не хочет – уходите». Более того, позже игумения заявила, что «если Патриарх благословит брать электронные карточки, то мы и карточки возьмем».
Тогда из 100 монахинь 80 покаялись в «неразумии». Из оставшихся 20 трое подвергнуты прещению – лишены права ношения монашеских клобуков. На Валааме тогда от участия в переписи отказались более 50% насельников. Теперь их переводят из монастыря и скитов на «черные» работы.

Что ждет монахов обители в Карелии? Что ждет тех, кто из религиозных побуждений откажется от переписи?

Ответы на эти вопросы в некоторой степени дают материалы из рассекреченных архивов переписи населения 1939 года. Материалы показывают обстановку, в какой проходила "правильная" перепись населения 1939 года, проводившаяся взамен "неправильной" переписи 1937 года. 

Ниже приводятся два секретные донесения, направленные тому же адресату, что и материалы по Смоленской области, - зам. начальника ЦУНХУ при Госплане СССР Бозину. Должность лица, подписавшего оба донесения, не указана, возможно, это был представитель НКВД, а может быть - представитель ЦУНХУ или УНХУ РСФСР из Москвы. Сообщая о случаях "агитации против переписи" со стороны "враждебных элементов", он не упускает случая попенять и на местные партийные и советские власти: "райком ВКП/б/ никаких выводов из этого не сделал и пытался дело замять"; "горсоветы и Райсполкомы считали перепись законченной и занялись вредным самоуспокоением" и т.п. Кое-что мы узнаем и о методах воздействия на несознательных: "граждане, отказавшиеся пройти перепись, были переписаны заочно. Дело о них передано в НКВД"; "сначала отказался пройти перепись, но после вызова в НКВД перепись прошел".

В то же время в донесении присутствует и обязательная парадная сторона, "положительные" примеры. "Всесоюзная перепись в Мордовии началась с большим подъемом. Город Саранск был украшен флагами, транспарантами. Население встретило перепись радостно, как большое всенародное дело"; "Население очень хорошо относилось к переписи и возмущалось, почему не принимают никаких мер к лицам, отказывающимся от переписи".


«Надо строже судить этих противников»

Не подлежит разглашению

ЗАМЕСТИТЕЛЮ НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА при ГОСПЛАНЕ СССР тов. БОЗИНУ
Копия Начальнику УНХУ РСФСР тов. Филиппову

В первые дни переписи в УНХУ Мордовской АССР начали поступать сведения, что в районах имеются случаи отказа некоторых граждан от прохождения переписи.

Иногда эти отказы ничем не мотивировались, в других случаях нежелание пройти перепись объясняли несовместимостью переписи с религиозными убеждениями. Монашки, бывшие лишенцы, раскулаченные, недавно вернувшиеся из ссылки, частично единоличники вели агитацию, что за переписью скрывается какое-то мероприятие Советской власти, направленное против верующих и других граждан.

Агитация шла по линии отказа от переписи, уклонение от ответа на 10 вопрос переписного листа "Гражданин какого государства?", при чем в тех случаях, когда эти граждане все же отвечали, они говорили: "Христианин, православный, гр. Российской империи".

Наконец, агитация была по линии обязательной записи в переписном листе отношения к религии, т.е. чтобы в переписном листе было указано, что данный гр-н является верующим.
По совпадению ответов на 10 вопрос переписного листа в разных районах можно предполагать, что эта агитация кем-то направлялась.

В Ромодановском районе был случай, когда перед ответом на 10 вопрос гр. Логанов М.А., член колхоза, достал книгу и зачитал заготовленный на бумажке ответ на 10 вопрос переписного листа, причем этот ответ абсолютно совпадал с ответами в других районах.

Наибольшее число случаев отказов от переписи было в Ичалковском районе. Перед переписью в селах Ичалковского района ходили всевозможные слухи и толки, распространявшиеся враждебными элементами. Накануне переписи в деревне Лобаски была допущена политическая ошибка, заключавшаяся в том, что счетчикам и агитаторам Зам. Пре. РИК"а Кручинников дал указание с 12-16 января собирать подписи на закрытие церкви в деревне Лобаски. Делалось это с ведома Райкома ВКП/б и Райсполкома. Церковники подхватили это и начали говорить, что перепись направлена против верующих.

Всего отказалось от переписи по Ичалковскому району 24 человека из них 21 женщина. Шесть человек после разъяснительной работы были переписаны, остальные переписаны по данным сельсовета и отданы под суд. Некоторые гр-не в Ичалках находились в бегах, т.е. скрылись от переписи и были тоже переписаны заочно.

Приведу некоторые факты по Ичалкам: гр-ка Андронова Анна, 58 лет, выходец из зажиточной семьи, бывшая монашка, отец раскулачен, сама Андронова арестовывалась за антисоветскую агитацию, на мой вопрос, почему она отказывается пройти перепись заявила: "Дать о себе сведения не могу, боюсь Бога, в переписи верующих смешиваете с безбожниками".
"Перепись Вы проходили в 1897 г., тогда тоже были верующие, люди различных вероисповеданий, почему теперь не желаете пройти перепись".
Андронова: "Тогда было правительство православное".

В конце моей почти двухчасовой беседы с ней она заявила. "Вы закрыли церковь, отняли у нас все имущество и посадили жить в землянку"… Андронова пройти перепись отказалась.
Косенкова Анна, глава семьи, 40-45 лет, единоличница, бывшая монашка, в разговоре заявила: "Перепись не пройду. Вы закрыли церковь, откроете церковь - пройдем перепись".

Остальные граждане, не прошедшие перепись, были единоличниками, многие из них облагались твердым заданием.

Был один случай в с. Лобаски, когда от переписи отказалась религиозно-настроенная колхозница, но после беседы с ней она прошла перепись.
Почти все лица, отказавшиеся от прохождения переписи, уклонились от участия в выборах в Верховные Советы СССР и МАССР.

Политическое настроение этих людей из этих фактов обрисовывается более четко.

По приезде в г. Саранск, я информировал члена Бюро Обкома, Пред. СНК МАССР тов. Верендякина, о имевших место в Ичалковском районе ошибках в связи с переписью населения. Райком ВКП/б/ никаких выводов из этого не сделал и пытался дело замять.
Массово-политическая работа среди населения, как в период подготовительных работ, так и момент переписи в Ичалковском районе проводилась слабо. В деревне Лобаски после вскрытия выше указанного факта районные организации ограничились созывом актива.

В Ичалках был случай, когда бывший единоличник, ныне работающий на лесозаводе, отказывался пройти перепись. Партийная организация прошла мимо этого факта.
Население очень хорошо относилось к переписи и возмущалось, почему не принимают никаких мер к лицам, отказывающимся от переписи.
Когда был объявлен приговор суда, в котором одних присудили к 3 месяцам заключения, другим 300 руб. штрафа, то присутствовавшие крестьяне встретили приговор аплодисментами, а из залы многие кричали "Мало, мало. Надо строже судить этих противников".

При заполнении переписных листов счетчиками наибольше путаницы было в 14* и 16* вопросах; некоторые счетчики в Ичалках, единоличников, работающих длительное время в колхозе и получающих трудодни, относили к колхозникам, хотя эти граждане и не состояли членами колхоза. Членов колхоза, на момент переписи, занимающихся промыслом /плотник, сапожник, валяльщики валенок и др./, - относили к некооперированным кустарям /члены колхоза/. Кстати, это была установка Бюро переписи УНХУ МАССР, которая была дана многим районам. Позже эта установка была отменена.
Работники переписи жаловались, что с УНХУ иногда поступают указания, которые позже отменялись, а на многие вопросы с мест ответы долго задерживаются.
Было также не мало путаницы с определением общественной группы единоличников, в настоящее время работающих по найму.
При проверке хода переписи в Ладском районе я встретился с теми же неправильностями, которые были обнаружены в Ичалковском районе.
Хранение материалов переписи до последнего времени в этих районах было неудовлетворительно. Как правило, заполненные листы хранились у счетчиков, охрана переписных отделов установлена не была. Установленное дежурство в инструкторских участках производилась формально.
Партийно-советские организации в этих районах в последние дни переписи самоустранились от работы по переписи.
В гор. Саранске, районах Ладском, Ширингушском были трудности с транспортом, горсоветы и Райсполкомы считали перепись законченной и занялись вредным самоуспокоением. По приезде в г. Саранск, по линии Обкома ВКП/б/ и СНК МАССР были спущены телеграммы, которые били по этим настроениям.

В Ладском районе были зарегистрированы два случая отказа от переписи. Граждане, отказавшиеся пройти перепись, были переписаны заочно. Дело о них передано в НКВД.

Гр-н села Курничк… (вписано неразборчиво) Сазаев П.С. начал распространять среди населения такой слух: "Кто пройдет перепись, тому в 40 г. будет конец, а кто не пройдет, тот останется жив". Этот гражданин известный в районе по распространению различных антисоветских небылиц. Сам Сазаев сначала отказался пройти перепись, но после вызова в НКВД он перепись прошел.
Был случай, когда в с. Большая Пестровка ходила монашка из Горьковской области, скрывшаяся оттуда на момент переписи. В городе Саранске под видом счетчика по переписи ходил неизвестный гражданин, а во время контрольного обхода появился другой неизвестный инструктор-контролер, который обошел три дома по Красноармейской улице. При встрече в одном доме со … (написано неразборчиво от руки) … сбежал.

После окончания переписи в городах были созваны совещания счетчиков и инструкторов-контролеров, где были даны указания, как нужно проводить контрольный обход.
По линии Обкома ВКП/б/ была послана телеграмма в районы о постановке задач контрольного обхода на собраниях общественных организаций, дабы более тщательно при помощи населения выявить пропуски населения при переписи.

Были случаи, когда граждане, сомневающиеся в прохождении переписи, звонили в Бюро переписи и каждый такой случай подробно выяснялся с выездом на место жительства.
В гор. Саранске гр-ка Кузнецова, глава семьи /5 человек детей/, телефонистка, переехавшая на другую квартиру и переписанная заочно по месту своего прежнего местожительства, - позвонила, что она не прошла перепись. Мы выехали с инструктором-контролером и установили, что она прошла перепись.
Эти примеры высокой сознательности граждан, болеющих за дело переписи, были и в других городах.

По городу Саранску 23 января в переписном отделе счетчиком Голосовой было установлено, что в бараке №12 числившимся за НКВД, проживает население в количестве 24 человека, которое не прошло переписи. Пропуск этот был обнаружен случайно. Заведующий переписным отделом тов. Поляков, предупрежденный, что в период переписи в бараке №12 возможно будет смешанное население, отнесся к своему делу халатно. Лица эти были переписаны 24 января утром и учтены в сводке населения прошедшего перепись в дни переписи, т.е. 23/I, а не в дни контрольного обхода. Самый факт выявления этих граждан от меня скрыли.

УНХУ МАССР считало это правильным, поскольку эти лица выявлены самим счетчиком, а не инструктором-контролером, притом 23/I - вечером, когда перепись еще не была закончена, и уверяло меня, что они переписаны 23/I. При личной проверке установлено, что эти гр-не переписаны 24/I.
После этого во все города было послано указание о вторичной проверке совместно с соответствующими организациями правильности отнесения поселений к учреждениям и организациям закрытого типа.

Холодный 
28/I 39 года
РГАЭ, ф.1562, оп.329, д.285.

* * *

«Во время переписи прикидывайтесь немыми»

Секретно

Заместителю начальника народно-хозяйственного учета при Госплане СССР
тов. БОЗИНУ

(Последовательные выдержки из документа)

"В Лямбирском районе, населенном преимущественно татарами, в деревне Алатырь был пущен слух, что перепись производится с целью нового обложения налогами. При переписи 1937 г., в том же районе, в деревне Шувалово и Малая Елховка некоторые граждане притворялись немыми, а позже, когда было установлено, что они люди вполне здоровые, эти граждане на вопрос о гражданстве заявляли: "Мы не советские граждане, а люди империи".

"В Игнатовском районе, в деревне Андреевка присутствовавшие на похоронах монашки, якобы из Горьковского края, говорили: "во время переписи прикидывайтесь немыми, после переписи прошлого года многих посадили, теперь будет то же". В этой местности притворство немыми, глухонемыми или не знающими ни одного языка, на котором разговаривают живущее здесь население (эрьзя, мокша, татарский, русский и т.д.) есть одна из излюбленных форм сокрытия отношения".

"В Ичалковском районе, в селениях Ичалки, Рождественское и Троицкое бывшие монашки в количестве пяти человек отказались отвечать счетчику на вопросы переписного листа".
"В Зуб. Полянском р-не, в селе Каргашино гр. Панкратов, при предварительном обходе не допустил в дом счетчика. То же самое произошло в с. Потьма".

"В Ромодановском р-не, в Уришенском сельсовете гр-ка Данилина П.Д., единоличница, глава семьи (муж арестован органами НКВД) отказалась счетчику назвать свою фамилию. При разъяснении вопросов переписного листа по вопросу о гражданстве эта гражданка ответила: "Государства я не советского, а православного". …В семье Ионовых (единоличники) гр-ка Ионова А.Б. и ее муж Ионов А.Д. заявили: "Мы не дадим о себе никаких сведений. Мы знаем, с какой целью проводится перепись. Нам нужна не перепись, а поп и церковь".

"В Мордовской республике за последнее время зарегистрировано около ста случаев заболевания сыпным тифом. Очаги этой болезни раскиданы по всей территории республики". "В силу укоренившихся предрассудков, иногда население скрывает заболевших тифом, боясь, что по выявлению болезни, заболевшего положат в изолятор, что в их сознании связывается с плохим исходом болезни". "Нарком Здравоохранения МАССР, имея сведения о распространении сыпного тифа, не поставил об этом в известность органы Нархозучета. В УНХУ Республики до настоящего времени не знали о существовании этой болезни, хотя об этом могли узнать в СНК МАССР. Недопустимая неосведомленность могла привести к плохим последствиям для работников переписи". "После получения Вашего ответа, за подписью Пред.СНК МАССР тов. ВЕРЕНДЯКИНА, было спущено… распоряжение о привлечении медицинских работников к проведению переписи в зонах поражения сыпным тифом".

"В некоторых районах имелись случаи, когда агитаторы, выделенные для ведения массово-разъяснительной работы, и работники Нархозучета при разъяснении значения переписи допускали политические ошибки".

"В гор. Саранске агитатор необходимость переписи объяснял следующим образом: "Перепись нужна для того, чтобы выяснить, где много населения, в местах большого скопления населения будет произведено переселение".

"Горинспектор гор. Саранска Наскин инструкторам-контролерам дал указание о том, чтобы иностранцев, принявших советское гражданство, не писать советскими гражданами, а записывать их иностранцами того государства, откуда они приехали. Установка Наскина механически увеличивала число иностранцев, проживающих в СССР". "Наскин с работы был снят, и в гор. Саранск для проведения переписи послан нач. Спец. Сектора УНХУ т. Обухов, и в помощь ему зам. Нач. УНХУ т. Стенников, которые положение выправили".

"В Рузаевском районе, в деревне Сузгарье агитатор Кузянова - член ВЛКСМ - при беседе о переписи на вопрос "будут ли писать верующих" ответила: "Да, будут"  (Вопрос об отношении к религии был в переписи населения 1937 г. В переписи 1939 г. этот вопрос отсутствовал. Агитаторы, указанные в докладной записке, видимо, участвовали в переписи, проведенной два года назад, но не успели адаптироваться к измененной программе внеочередной переписи 1939 г. – Примеч. ред.)
"В гор. Саранске агитатор Андриянов при беседе в числе вопросов переписного листа, указал и отношение к религии. Когда присутствовавшие попросили т. Андриянова прочесть вопросы переписного листа, то к стыду т. Андриянова, вопроса об отношении к религии не было в переписном листе".

"Всесоюзная перепись в Мордовии началась с большим подъемом. Город Саранск был украшен флагами, транспарантами. Население встретило перепись радостно, как большое всенародное дело".
"Счетчиков население встречало приветливо и охотно отвечало на вопросы переписного листа. Большую помощь в проведении переписи оказали партийные организации, которые в последние дни жили вопросами переписи. Газеты, радио, вся массовая работа была направлена на проведение переписи населения. Огромное значение имело обращение ЦК ВКП/б/ и СНК СССР о проведении переписи населения 1939 года".

"В ночь с 16 на 17 января я присутствовал при проведении переписи на узловой станции Рузаевка.
Перед началом переписи был проведен краткий митинг, после чего счетчики организованно приступили к переписи на вокзале. До начала переписи Политотдел организовал групповые беседы по местам расположения пассажиров. Перепись была хорошо организована, однако отдельные счетчики при заполнении переписного листа допускали ошибки. В вопросе об образовании спрашивали что окончил, но не спрашивали, учится ли данный гр-н. В вопросе о языке писали - мордовский, тогда как мордовского языка как такового нет, а есть эрзянский, мокшанский. Были неправильности в отношении записи общественной группы. В гор. Саранске в первый день проверки переписи мною обнаружено, что в общежитиях счетчики, записав ответы в переписной лист, зачитывали вслух все ответы, чем нарушалось постановление СНК СССР о неразглашении данных переписи. Были случаи нетактичного обращения счетчика с населением. В г. Саранске один счетчик заочно заполнял переписной лист. Последнего пришлось отстранить от проведения переписи и заменить счетчиком из резерва".

"Как правило, все счетчики в прошедшие два дня переписи являлись своевременно и аккуратно. Был один случай в Ельниковском районе, когда счетчик Сарычев 17 января напился пьяным и не приступил к переписи. Сарычев заменен счетчиком из резерва и привлекается к ответственности".

Холодный
19/I 39 года
РГАЭ, ф.1562, оп.329, д.285.

Кандидат экономических наук
Заведующий Лабораторией анализа и прогнозирования воспроизводства населения Центра демографии и экологии человека ИНП РАН
Сергей Захаров

Материалы из рассекреченных архивов взяты с сайта «Демоскоп»

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100