Понедельник, 19 Февраля 2018 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о Западе
Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, — и вот целыми кораблями везут к нам оттуда вместе с добром, и полчища врагов истины: (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя… Тайными путями входят они в область нашу.
Свт. Феофан Затворник

Свт. Серафим о предках
Вера предков сияла Православной, Апостольской чистотой. Они тщательно хранили ее от всяких еретических искажений и настолько, что старались избегать даже чисто житейского общения с иностранцами, почему все ереси, бывшие в России в течение первых семи веков после крещения Русского народа, не могли в ней укорениться и скоро исчезали.
Свт. Серафим (Соболев) о ревнителях Православия

Прп. Паисий об отречениях
Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом,.. чтобы не бояться ни бесов, ни мучений.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

Прп.Паисий об инославных
В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия.
Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Семья – ценность абсолютная или относительная?: Интересный взгляд на актуальную проблему в контексте глобализации
...Цель наших «либеральных оппонентов» в этой войне – вовсе не уничтожить семью. Нет! Напротив. Сделать ее абсолютной. Главное – вырвать ее из поля Традиции с его иерархией других ценностей, в которой семья вовсе не является высшей. Не о семье надо кричать, а о государстве и Церкви...

Самореализация – через самопожертвование: Беседа с известным писателем В.Н. Крупиным о жизни, творчестве и счастье
...Что нам до многих? И когда истина была у многих? Она всегда у малого стада. В него бы попасть, да из него бы не выпасть. Есть корабль спасения в море житейском? – Есть. И с него все время спасательные круги летят. Хватайся за них. Но, чтоб схватиться, надо руки освободить от всего, за что в мире ухватился....

На том нас и ловят враги: Из разговора с попом на Мерседесе о семи смертных грехах России
С батюшкой Евгением я познакомился прошлым летом. Все произошло совершенно случайно. Поезд пришел на станцию с опозданием, и очумевшие от жары и вагонной тряски дачники с шумом и воплями стремительно вывернулись наружу из вагонов и мгновенно оккупировали все маршрутки и места в автомобилях у «бомбил»....

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



БОЛЬНАЯ И ЗДОРОВАЯ МИСТИКА: продолжение 27.02.2011
БОЛЬНАЯ И ЗДОРОВАЯ МИСТИКА: продолжение

Продолжение. Предыдущую часть см. здесь


СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ  МИСТИКА


Кроме естественной, молитвенно-этичной мистики существует, как уже упоминалось, и мистика сверхъестественная. Она есть редкий дар Божий для совершенных. Мы называем ее сверхъестественной, поскольку она проявляется в наивысших мистических переживаниях: в молитвенном восхищении, озарении свыше, прозорливости, созерцании скрытых от физического взгляда духовных тайн, пророческом вдохновении, благодатном исступлении, слышании небесных гласов, видении ангелов, святых, Пресвятой Богородицы и даже Самого Иисуса Христа и в различных видах чудотворений.

Жития святых – эти прекрасные биографии совершеннейших последователей Христа – полны примерами здоровой сверхъестественной мистики. Из этих житий известно, что в древних монастырях были десятки тысяч монахов, но среди них только отдельные богоизбранные подвижники удостаивались сверхъестественных видений и дара чудотворений. Из житий также знаем, что чудотворные и высокомистические сверхъестественные дары давались тем немногим не по некоему произволу Неба, но всегда с особыми промыслительными намерениями, с глубокой спасительной целью.

Правильная вера в Бога и чистая нравственная жизнь были при этом необходимыми предпосылками для переживания чудесного и сверхъестественного в области духовного опыта. Немногочисленные исключения в этом отношении только подтверждают правило и показывают, что Бог, как верховный Распорядитель всяческих, может нарушать естественный порядок вещей, когда захочет. Сверхъестественные мистические переживания обыкновенно проявлялись не на заре жизни по Бозе. Они приходили как последствия долговременного правильного духовного подвига, основание которого – все большее углубление в смирение, а венец – все большее проявление любви к ближним и врагам.

В редких случаях еще в начале духовной жизни Бог давал некоторым Своим будущим подвижникам видения, чтобы наставить их на добрый путь и подвигнуть их стать Его служителями. Классический пример в этом отношении – чудесное обращение св. апостола Павла перед вратами Дамаска (см.: Деян. 9). Также тут можно вспомнить о житиях св. Петра Афонского (память 12 июня), св. Досифея (память 19 февраля) и др. Но при таких благодатных видениях еще в начале духовной жизни, которые, впрочем, являются не законом, а исключением, цель их всегда была настолько высока, что покрывала недостаток духовной подготовленности, которая в обыкновенных случаях есть непременное условие для великих Божиих посещений.

Но жития раскрывают нам и то, что не раз темные силы дерзали являться в виде светлых ангелов подвижникам, внушали им якобы благие помыслы, учили мнимому благочестию, чтобы погубить. Поэтому некоторые Божии угодники из великой осторожности, чтобы не погрешить и не лишиться спасения, относились с большим недоверием даже к божественным явлениям, и это была с их стороны похвальная духовная мудрость. Так, например, преп. Максим Капсокаливит, преп. Афанасий Афонский (память 5 июля) и другие с недоверием и духовным бдением встречали явления Божией Матери, Которая видимо посещала их, чтобы укрепить в трудах и подвигах. А св. Амфилохий (память 23 ноября) не спешил верить своим благодатным сновидениям из страха попасть в хитросплетенные сети лукавого.

БОЛЬНАЯ МИСТИКА

Это полная противоположность мистики здоровой, поскольку противоположен ее источник: здоровая мистика исходит от Бога, больная – от диавола. Однако, несмотря на это существенное отличие, чрезвычайно трудно бывает различить, какая мистика божественная и какая – демоническая. Потому что сатана очень хитер: чтобы обмануть, ввести в заблуждение, он является не в своем страшном, отвратительном обличии, но в привлекательном, благообразном виде: как светлый ангел, призывающий душу к добру, как благожелатель, как посланник Божий. Св. апостол Павел, муж духовной жизни, ясно свидетельствовал, что сам бо сатана преобразуется во Ангела светла (2 Кор. 11, 14).

Когда кто-то имеет видения, то у него должна быть и большая духовно-благодатная опытность, и совершенная чистота сердца, чтобы познать происхождение своих сверхъестественных мистических переживаний – божественные они или сатанинские.

Моление перед иконами, крестное знамение, слышание через «небесные» гласы советов о нравственной жизни, о молитвенном подвиге и т. п. – все это еще не гарантия, что человек общается с добрыми духами. Многие явные сатанисты использовали и используют такие благочестивые формы, чтобы прикрыть свое нечестие. Особенно трагично в духовном состоянии легкомысленных духообщителей то, что даже когда  те думают, что служат Богу, они находятся в плену у диавола.

Легко можно было бы отличить благодатное посещение от сатанинского, если бы первое научало добру и было исполнено радостью, а второе явно направляло бы нас ко злу и причиняло скорбь. Но это, к сожалению, вовсе не всегда так. Демоны возмутительно хитры! Они умеют так имитировать божественные явления, что даже и опытные отшельники, преисполненные благодатью, принимали иногда бесовские наваждения за откровения Божии.
Какой капкан не замаскирован ветками и листьями? Какой крючок не прикрыт червяком или другой приманкой? Демоны, эти лукавые ловцы человеческих душ, знают, как замаскировать свои ловушки. Являясь озаренными светом, как ангелы, они внушают обыкновенно своей жертве лишь благие повеления: «Молись! Постись! Ходи в церковь!» и проч. Ведь если они скажут: «Блудодействуй! Воруй! Пьянствуй!» – кто им тогда последует? Диавол отлично знает, что и его служители, пока они полностью не осатанели, воодушевлялись добрыми побуждениями. Он использует эту предрасположенность душ для достижения своих адских целей.

Типичный случай диавольского лукавства встречаем в описании Апостольских Деяний (см.: Деян. 16, 16–18). Там повествуется, как святой апостол Павел пошел проповедовать в Македонию, призванный благодатным видением. Он со своими учениками остановился в городе Филиппах. Однажды в сопровождении своих верных спутников он шел в молитвенный дом. По пути их встретила одна служанка, имевшая пророческий дух и доставлявшая предсказаниями большие прибыли своим господам. Следуя за апостолом с учениками, она стала кричать: «Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения!» Это она делала много дней. Св. апостол Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу, обитающему в ней: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее». И дух вышел в тот же час.

На первый взгляд может показаться, что св. апостол Павел поступил неправильно. Вместо того чтобы радоваться, что дух в служанке представил его и его учеников «рабами Бога Всевышнего» и сделал им среди незнакомых жителей того города прекрасную рекламу, он его изгоняет!

Но посмотрим глубже и увидим, что апостол Христов поступил правильно, поскольку знал темные замыслы лукавого (см.: 2 Кор. 2, 11). Под этой кажущейся добронамеренной услугой демон, скорее всего, скрывал такой коварный план: привлечь к себе внимание следовавших за ап. Павлом, чтобы разделить верующих: взять тех, которые бы поверили ему, побудить их последовать за ним и так погубить. Свт. Иоанн Златоуст очень правильно замечал: «Диавол всегда прибавляет к истине какую-нибудь ложь».

Вот один характерный пример бесовского обмана.

Некий молодой монах жил безмолвно в своей келье. Демоны, приняв внешний вид ангелов, хотели его соблазнить: они пришли к нему, разбудили, показали ему свет и позвали его на божественную службу. Монах пошел к одному старцу и сказал ему: «Отче, ко мне приходят ангелы и зовут меня на божественную службу». Старец ответил ему: «Не слушай их, чадо! Это демоны. Когда они придут к тебе и разбудят, скажи им: „Когда захочу, тогда и встану!“». Получив такое наставление, монах возвратился к себе.

На следующую ночь демоны, по своему обычаю, пришли и снова стали его будить. Но он им ответил: «Когда захочу, тогда и встану, а вас слушать не буду!» Те ему ответили: «Этот старец, лицимер, все испортил, потому что ты не хочешь слушать нас, но ты должен знать, что к нему приходил один брат и хотел занять денег. Старец имел средства, но солгал брату, сказав, что не имеет, и не дал ему ничего. Из этого можешь убедиться, что он лицемер».
Монах встал рано утром, пошел к старцу и рассказал ему все, что слышал от бесов. Старец отвечал: «То, что имею средства, – это правда. А что не дал их брату, который у меня просил, – это потому, что хорошо знаю, что это повредит его душе, если я ему дам. По этой причине я предпочел нарушить одну заповедь, вместо того чтобы через исполнение ее нарушить десять заповедей. От этого нарушения могло бы произойти большое смущение, причиной которого были бы деньги, которые бы я ему дал. А ты не слушай демонов, которые хотят тебя обмануть».

Исполнив советы старца, монах спасся. Но что бы стало с этим послушником, если бы он поддался бесовским внушениям? Они бы сказали ему сначала: «Вставай на божественную службу!», потом: «Сегодня хватит молиться, потому что ты достиг уже совершенства!», и наконец научили бы его совершать с их помощью и «чудеса». Так они с легкостью подчинили бы его себе и внушили такую сатанинскую гордость, которая бы и сгубила его.

Архимандрит Серафим (Алексиев)

Перевод с болгарского Анны (Самсоновой)

Продолжение следует

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Духовенство и народ против электронного концлагеря: В Общественной палате единодушно осудили глобалистские законы (+ВИДЕО)

В Общественной палате России 13 февраля 2018 года состоялся круглый стол на тему «Сквозная идентификация и информационная безопасность общества». Правительство и Банк России разрабатывают предложения по внедрению так называемого «сквозного идентификатора», объединяющего все данные о физических лицах....


От Екатерины Великой до Instagram: П.В. Мультатули об истории масонства в России

В начале февраля 2018 года издание «Афиша Daily» обратило внимание, что масонская Великая ложа России представлена в Instagram. Ведет аккаунт «великий магистр» Андрей Богданов, кандидат в президенты на выборах 2008 года. Он пытается представить масонство невинным филантропическим клубом. Но так ли это?..


Единоверие – это та же уния: У старообрядцев, обновленцев и экуменистов одна цель

Единоверие ведет в определенном смысле к единению. Но к единению отнюдь не с полнотой Православной Церкви Христовой, а с раскольническими самочинными сообществами на основе их общих заблуждений. Ни одна уния не может устоять в Истине. Как могут чада одной Церкви держаться разных Символов Веры?..


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

«Пепел Царя стучит в мое сердце»: Прот. Алексий Успенский о необходимости возвращения к идеалу «Русской симфонии»

...Во время оно иудейский народ криком «распни!» – предал на казнь своего Мессию. До сей поры народ этот не готов осознать содеянное. В подобном положении находится сегодня и народ Русский в отношении своего убиенного Самодержца. Оба эти преступления отмечены участием архиереев...


Мы снова призываем к соборному покаянию: Известный пастырь о главной духовной задаче 2018 года

...Покаяние должно быть соборным, всеобщим. По всем монастырям и приходам. Чтобы за каждой Литургией каялись и молились, просили Господа вернуть нам Государя. Чтобы уже сейчас каждый осознал, что никакие выборы и демократия нас не спасут. Наш путь – только соборное покаяние и соборная молитва. И начаться...


Наша победа – в единстве: Беседа с молодым художником Владимиром Киреевым, автором исторических картин

Посещая художественные музеи и приобщаясь к нашему великому культурному наследию, зрители порой размышляют: «Почему же сегодня, никто не создает таких гениальных картин, не пишет шедевров? Может, перевелись таланты на Руси, или система обучения совсем развалилась?..» Но, наверное, каждый человек, имеющий...



Rambler's Top100