Среда, 29 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Св. Фотий Великий о Единой Церкви
Существует лишь одна Церковь Христова, Апостольская и Соборная, не больше, даже не две, а прочие суть синагоги лукавнующих и сборище мятежников.
Свт. Фотий Великий о Единой Церкви

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Прп.Нил о послаблениях
Погибель есть скат, по которому всякому легко сбежать в пропасть.
Прп. Нил Мироточивый о послаблениях

В кулуарах

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ЕДИНСТВЕННОЕ ДОПУСТИМОЕ ОСУЖДЕНИЕ: О разнице между нравственными немощами и прегрешениями против веры 31.08.2010
ЕДИНСТВЕННОЕ ДОПУСТИМОЕ ОСУЖДЕНИЕ: О разнице между нравственными немощами и прегрешениями против веры
Все перевернулось в наше несчастное время материального просвещения и духовного мрака!

Осуждение ближних за их нравственные немощи уже никого не шокируют, хотя это прямо запрещено Богом (ср.: Мф. 7, 1-3, Лк. 6, 37) и провоцирует ежедневные войны между людьми. А возвысить глас вопреки прегрешениям против правильной веры считается мещанством. Ненависть к личным врагам воспринимается как нечто нормальное. А ненависть к лжеучениям на религиозной почве непонятна для многих, хотя Слово Божией ясно передает ее устами св. пророка Давида, который пишет: не ненавидящии ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во врази быша ми (Пс. 138, 21-22).

Стоит остановить внимание на этих важных псаломских словах. Кто подразумевается здесь под врагами Божиими? Св. Афанасий Великий пояснял: «Враги Божии, во-первых и в собственном смысле, - нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники» (Св. Афанасий Великий. Толкование на Псалмы, пс. 138. Творения. Ч. IV. Св.Троицкая-Сергиева лавра, 1903. С. 412).

Но как же может Божие Слово проповедовать ненависть? Необходимо особенно подчеркнуть, что здесь говорится не об обыкновенной ненависти, которую человек испытывает по отношению к своим личным врагам, поскольку речь идет не о таком виде неприятелей, а о Божиих врагах. Поэтому и ненависть, испытываемая к ним, непорочна. Она неслучайно называется «совершенной ненавистью». В ненависти к личным врагам присутствует страсть, злоба, месть – проявления человеческого несовершенства. А в ненависти к Божиим врагам, которую испытывал кроткий Давид, нет подобных несовершенств. В ней есть только одно непонятное для нас, грешных, совершенство, связанное не со страстями, а с безстрастием, которое умеет ненавидеть зло в людях, но не их самих, отвергать ересь, но щадить еретиков.

Вот что читаем в толковании на эти псаломские строки у Евфимия Зигабена (XII в.), передающего слова неизвестного автора: «Тот ненавидит мысленных врагов совершенной ненавистью, кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее безстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди» (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1883. Пс. 138, С. 365).

По словам блаженного Августина, совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло но не таит ненависти к грешному человеку (Там же).

Нечто подобное сказал и св. Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Св. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии, § 4. Творения. Т. I, кн. 2, СПб., 1895. С. 757). В другой своей проповеди он произнес: «Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе заблуждающегося. Я веду войну не с существом, потому что существо – дело Божие, но хочу исправить ум, который развращен диаволом. Как врач, леча больного, не против тела воюет, но истребляет повреждение тела, – так и я, если буду сражаться с еретиками, то сражаюсь не с самими людьми, но хочу истребить заблуждение (Св. Иоанн Златоуст. Беседа о св. священномученике Фоке. Там же Т. II, кн. 2. С. 747).

Осуждение ближних за их нравственные грехи злобно, порочно, а осуждение извратителей веры должно быть обсуждением, а не осуждением. Тот, кто осуждает, исполнен гнева против своих личных соперников, ненавистных соседей и неприятной родни. В них он видит своих зложелателей, врагов своих интересов. А тот, кто критичен по отношению к ересям, видит в еретиках врагов Божиих и потому бдительно охраняется от них. Если ты слышишь, что твои соседи совершают против тебя некие беззакония и кротко переносишь это, то таким образом упражняешься в добродетели терпения. Но если узнаешь, что они еретики и хотят увлечь тебя и твоих близких в свою ересь, и поэтому пламенеешь священным гневом, Бог не вменит тебе это во грех, если только твой чистый и богоугодный гнев не выродится в удовлетворение твоей личной страсти, называемой местью и злобой.

Спаситель не учил нас гневаться напрасно (ср. Мф. 5, 22). Что означает здесь слово «напрасно»? Это очень хорошо объясняет авва Пимен. Спрошенный неким монахом «Что означает не гневаться на брата своего напрасно?», он ответил ему мудро и духовно: «Напрасным признается гнев за всякую обиду, какою бы обидой не обидел тебя брат. Даже если он выколол тебе глаз или отсек руку и ты на него прогневался, то прогневался бы всуе (напрасно). Но на того имеешь право прогневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога (Древний патерик. Гл. 10, О рассудительности, § 65. С. 173-174).

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, пишет: «Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы» (Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник, Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 5. С. 35).

Архимандрит Серафим (Алексиев)


Продолжение следует

Перевод с болгарского Анны Самсоновой


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100