01.04.2011
Самолюбие не является правильной любовью, в которой мы нуждаемся, но это болезненная, эгоистичная любовь, которую имеем к себе самим. В том, чтобы мы любили самих себя, в этом есть и воля Божия: «возлюби ближнего своего как самого себя» (Мк.12, 21) Но любить болезненно и эгоистично, эгоцентрично самих себя – это самолюбие, неразумная любовь по отношению к самому себе. Преп. Максим Исповедник говорит: «Начало всех страстей есть самолюбие, а конец – гордость». Самолюбие есть безрассудная любовь к телу. Отсекший его отсек и все страсти как из него». (3-я сотница о любви, п. 57) Действительно, самолюбие избегает телесной аскезы, дабы не утомить или не удручить свое тело.
И преп. Фалласий также говорит: «Предшествует всем страстям самолюбие, после же всех следует гордость» (п.86). Когда кто-то несет подвиги и изгоняет самолюбие, все виды зла изгоняются, потому что, как мы говорим, «самолюбие является корнем всех зол». «Кто мать страстей – самолюбие - отвергнет, тот при помощи Божией удобно отложит и все другие страсти, как то гнев, печаль, злопамятство и прочие. Кто же одержим первой, тот, хотя бы и не хотел, уязвляеся и последними». (Сотница о любви 2, гл. 8 преп. Максим Исповедник.) Тот, кто одержим самолюбием, даже если и не хочет, поражается от других страстей.
Из-за самолюбия, согласно преп. Максиму, рождаются все страстные помыслы: «Самолюбие, как неоднократно говорилось, состоит причиною всех страстных помыслов, ибо от него рождаются три главнейшие помысла вожделевательной части души: чревоугодия, сребролюбия и тщеславия, потом от чревоугодия рождается блудный помысел; от сребролюбия любостяжательный; от тщеславия гордостный, прочие же следуют за каждым из сих трех, как-то: помысел гневный, печальный, злопамятный, уныния, печали, зависти, клеветы и прочие» (сотн. 3 п.56).
О помыслах злостных вожделений говорит также и преп. Фалласий, что они происходят от самолюбия: «Три главнейшие страсти греховные порождения свои имеют из страсти самолюбия. Эти три суть чревоугодие, тщеславие и сребролюбие, из которых исходят все другие страсти» (3-я статья п.87-88)
Через самолюбие поражает (атакует) человека дьявол и отъемлет его от Бога и его сородича. Преп. Максим говорит снова: «Необходимо знать, что дьявол с хитростью и злобою использует как средство самолюбие поскольку он нас обольстил. Атакует нас вожделением, разлучает нас с Богом и друг с другом». Прекрасно говорит преп. Максим: «Не будь самоугодником, не будь братоненавистником. Не будь самолюбив и будешь боголюбив» (Сотн. о любви 4. п. 37) То есть если не будешь самоугодником и не будешь ненавидеть своего брата, и не будешь самолюбивым, то будешь любить Бога.
Из того, что мы сказали, становится понятным, что самолюбие является эгоцентризмом, чтобы предпочесть свои собственные желания и мысли желаниям и мыслям Бога. Преп. Петр Дамаскин говорит: «В том и состоит начало спасения, в том чтобы человек оставлял собственные хотения и разумения, и творил Божие разумения и хотения». Когда человек оставляет собственные желания и начинает принимать и творить в своей жизни желания и мысли Бога, тогда его оставляет самолюбие. Он говорит: «Многие праведные обретались до Закона и в Законе и после Закона». И они были праведными. Почему? Потому что «предпочли познание Бога, Его волю, обитающим в них разумениям, мыслям и желаниям». Своим собственным желаниям они предпочли волю Божию.
Архимандрит Георгий, игумен Священной Обители прп. Григория, Святая Гора Афон
Источник: "Православный Апологет" (http://apologet.spb.ru/)
Поделиться новостью в соц сетях:САМОЛЮБИЕ И ЭГОЦЕНТРИЗМ
Самолюбие не является правильной любовью, в которой мы нуждаемся, но это болезненная, эгоистичная любовь, которую имеем к себе самим. В том, чтобы мы любили самих себя, в этом есть и воля Божия: «возлюби ближнего своего как самого себя» (Мк.12, 21) Но любить болезненно и эгоистично, эгоцентрично самих себя – это самолюбие, неразумная любовь по отношению к самому себе. Преп. Максим Исповедник говорит: «Начало всех страстей есть самолюбие, а конец – гордость». Самолюбие есть безрассудная любовь к телу. Отсекший его отсек и все страсти как из него». (3-я сотница о любви, п. 57) Действительно, самолюбие избегает телесной аскезы, дабы не утомить или не удручить свое тело.
И преп. Фалласий также говорит: «Предшествует всем страстям самолюбие, после же всех следует гордость» (п.86). Когда кто-то несет подвиги и изгоняет самолюбие, все виды зла изгоняются, потому что, как мы говорим, «самолюбие является корнем всех зол». «Кто мать страстей – самолюбие - отвергнет, тот при помощи Божией удобно отложит и все другие страсти, как то гнев, печаль, злопамятство и прочие. Кто же одержим первой, тот, хотя бы и не хотел, уязвляеся и последними». (Сотница о любви 2, гл. 8 преп. Максим Исповедник.) Тот, кто одержим самолюбием, даже если и не хочет, поражается от других страстей.
Из-за самолюбия, согласно преп. Максиму, рождаются все страстные помыслы: «Самолюбие, как неоднократно говорилось, состоит причиною всех страстных помыслов, ибо от него рождаются три главнейшие помысла вожделевательной части души: чревоугодия, сребролюбия и тщеславия, потом от чревоугодия рождается блудный помысел; от сребролюбия любостяжательный; от тщеславия гордостный, прочие же следуют за каждым из сих трех, как-то: помысел гневный, печальный, злопамятный, уныния, печали, зависти, клеветы и прочие» (сотн. 3 п.56).
О помыслах злостных вожделений говорит также и преп. Фалласий, что они происходят от самолюбия: «Три главнейшие страсти греховные порождения свои имеют из страсти самолюбия. Эти три суть чревоугодие, тщеславие и сребролюбие, из которых исходят все другие страсти» (3-я статья п.87-88)
Через самолюбие поражает (атакует) человека дьявол и отъемлет его от Бога и его сородича. Преп. Максим говорит снова: «Необходимо знать, что дьявол с хитростью и злобою использует как средство самолюбие поскольку он нас обольстил. Атакует нас вожделением, разлучает нас с Богом и друг с другом». Прекрасно говорит преп. Максим: «Не будь самоугодником, не будь братоненавистником. Не будь самолюбив и будешь боголюбив» (Сотн. о любви 4. п. 37) То есть если не будешь самоугодником и не будешь ненавидеть своего брата, и не будешь самолюбивым, то будешь любить Бога.
Из того, что мы сказали, становится понятным, что самолюбие является эгоцентризмом, чтобы предпочесть свои собственные желания и мысли желаниям и мыслям Бога. Преп. Петр Дамаскин говорит: «В том и состоит начало спасения, в том чтобы человек оставлял собственные хотения и разумения, и творил Божие разумения и хотения». Когда человек оставляет собственные желания и начинает принимать и творить в своей жизни желания и мысли Бога, тогда его оставляет самолюбие. Он говорит: «Многие праведные обретались до Закона и в Законе и после Закона». И они были праведными. Почему? Потому что «предпочли познание Бога, Его волю, обитающим в них разумениям, мыслям и желаниям». Своим собственным желаниям они предпочли волю Божию.
Архимандрит Георгий, игумен Священной Обители прп. Григория, Святая Гора Афон
Источник: "Православный Апологет" (http://apologet.spb.ru/)
...<-назад в раздел