Вторник, 19 Марта 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

свт. Филарет о СМИ
Если хотя за один год взять все худое из светских журналов и соединить, то будет такой смрад, против которого трудно найти довольно ладана, чтобы заглушить оный.
Свт. Филарет (Дроздов) о либеральных СМИ

свт.Феофан о Западе
Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, — и вот целыми кораблями везут к нам оттуда вместе с добром, и полчища врагов истины: (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя… Тайными путями входят они в область нашу.
Свт. Феофан Затворник

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

В кулуарах

Спасайтесь в России: История из жизни о пагубном увлечении инородными церковными традициями
...Некоторые из наших дореволюционных старцев не советовали увлекаться Афоном. Они даже не благословляли читать книги об Афоне, чтобы не заразиться безплодными душевредными мечтаниями, а советовали спасаться в России. Почему они так поступали? Актуально ли это для нашего времени? Не так давно у нас состоялась...

Вечные уроки забытых войн – Афган, Чечня, Сербия, Грузия, Сирия,..: Беседа с С.Г. Галицким, автором книг «Из смерти в Жизнь»
Сегодня, вспоминая уже 30-летний юбилей вывода российских войск из Афганистана, предлагаем вниманию читателей интервью с писателем и журналистом, членом Союза писателей Сергеем Галицким, автором книг и фотоальбомов об афганской и современных кавказских военных кампаниях и не только. Также наш собеседник...

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
03.01.2019
Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

2019-01-04_025617.jpg

Как помнят читатели, в первом январском номере за прошлый год мы публиковали размышления своих постоянных авторов на тему осмысления столетия революции в России. Такой новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания».

В этом выпуске нашей газеты собраны ответы священнослужителей, а к следующему разу мы подготовим к прочтению слова мирян: представителей православной общественности, историков, журналистов, писателей, деятелей культуры и искусства.


ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО СТОЛЕТНЯЯ ЕПИТИМЬЯ ЗАКОНЧИЛАСЬ:

Митр. Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь)   

2019-01-04_024406.jpgС Божией помощью, по Его милосердию и долготерпению, мы прожили 2018 год третьего тысячелетия. Стоя на пороге нового, 2019 года, мы подводим итоги года минувшего.

Этот год останется в нашей памяти как Царский год. Две памятные даты были в этом году – это 150 лет со дня рождения Императора Николая II и 100 лет Царской Голгофы. Эти даты широко отмечались во всех уголках России. А покаянный Крестный ход в Екатеринбурге показал, что просыпается Россия от безбожного ига. Растет почитание Царской Семьи, и люди все яснее осознают величие их подвига и нравственную чистоту их жизни.

Вступая в грядущий 2019 год, хочется верить, что закончилась столетняя епитимья, наложенная Господом на Россию за грех отступления от Бога и Его Помазанника.

Но мы как воины Христовы не должны расслабляться. Надо помнить, что главное наше оружие – это покаяние, пост и молитва.

С Божией помощью да воскреснет Русь, воссияет в своем державном величии, славя Отца и Сына и Святаго Духа!

Поздравляю с наступающим Рождеством Христовым и Новым годом! Божие благословение будет со всеми вами!  

  
Митрополит Владивостокский и Приморский ВЕНИАМИН, 
для газеты «Православный Крест»

 

НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II:

Протоиерей Георгий Вахромеев

2019-01-04_024711.jpgРовно сто лет исполнилось в 2018 году с той страшной ночи, когда в Екатеринбурге произошло безпримерное в истории человечества злодеяние – убийство Царя, Помазанника Божия, и его святой Семьи. Сто лет было дано нам для осознания этой катастрофы. И вот теперь, пройдя долгий путь осмысления, мы можем понять, что Господь скрывал от нас подвиг Царской Семьи в череде различных событий. Чтобы увидеть его, нужно духовно потрудиться: искренне обратиться к вере, принести покаяние в содеянных грехах, – и тогда перед нашим очищенным духовным взором, как обновившаяся икона, предстанет истинный облик Царской Семьи и значение их подвига не только для России, но и для всего мира. Они по праву могут быть названы величайшими святыми Вселенской Церкви, ибо своей жизнью явили пример христианской семьи, исполнившей все евангельские заповеди, взойдя на высшую ступень святости через невинную, жертвенную, соборную мученическую кончину, во образ страдания Господа нашего Иисуса Христа.

Сейчас время благоприятное, т. к. земная Церковь в России может открыто существовать. Необходимо использовать эту возможность с максимальной эффективностью, чтобы, когда придет час испытаний, наш народ смог выдержать их. Чтобы не произошло вновь такой катастрофы, как в 1917 году, или подобной той, которая постигла ныне украинский народ. Поэтому духовное просвещение – это одна из самых главных задач, стоящих перед Россией сегодня.

В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви призвали принести перед Богом покаяние за грех цареубийства. В послании ко дню 75-летия убиения Николая II и его Семьи говорится: «…грех цареубийства, произошедшего при равнодушии граждан России, не раскаян. Будучи преступлением против Божественного и человеческого закона, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица ее чад, усопших и ныне живущих, приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи

Заметим, что Патриарх считал нужным нам, людям XXI века, каяться и за предков, и за самих себя!

В 1998 году Святейший Патриарх Алексий продолжил призывать к покаянию: «Убийство Царской Семьи – тяжелое бремя на народной совести, которое хранит сознание того, что многие наши предки, посредством прямого участия, одобрения или безгласного попустительства, в этом грехе повинны. Покаяние же в нем должно стать знамением единства наших людей, которое достигается путем не безразличного соглашательства, но вдумчивого осмысления произошедшего со страной и народом… Пусть воспоминания о содеянном преступлении подвигнут нас совершить в этот день всеобщее покаяние в грехе вероотступничества и цареубийства, сопровождаемое постом и воздержанием, чтобы Господь услышал наши молитвы и благословил Отечество наше миром и процветанием».

Это послание свидетельствует, что Патриарху Алексию II как человеку высокой духовной жизни была открыта важность действий в этом направлении, и он многое сделал. Одни только эти послания имеют огромное значение – с их помощью он призвал народ к покаянию и кратко изложил основную его суть, которая состоит в глубоком осмыслении событий прошедшего века. Это означает, что нужно дать выверенную духовную оценку этим событиям, выявить причины такого падения, провести работу над ошибками. Патриарх благословил, призвал, а люди не исполнили полноценно и первого этапа его благословения.

Необходимо дать государственную и юридическую оценку деяниям Временного правительства, переименовать названные в честь настоящих врагов народа улицы, убрать труп главного из них с Красной площади, восстановить доброе имя Государя и всей Царской Семьи в сознании всего Русского народа. Надо сделать так, чтобы подлинный облик Царя был раскрыт в учебниках по истории, в фильмах, в передачах на телевидении и радио, в проповедях священников, в выступлениях известных политиков, историков, общественных деятелей. Только тогда, когда такой взгляд на подвиг Царской Семьи станет достоянием сознания основной части людей, населяющих Россию, это можно будет назвать полноценным и деятельным покаянием.

Да, Церковь свята, но представители земной Церкви впадают в те или иные грехи, и духовенство здесь не является исключением. Сто лет назад духовенство в значительной своей массе оказалось не на высоте своего служения и не воспрепятствовало враждебным силам расшатывать державный корабль, управляемый законным Императором. От того, что современное духовенство найдет в себе силы и осознает свою взаимосвязь с духовенством дореволюционным и принесет за него и за себя покаяние, авторитет Церкви не поколеблется, а, наоборот, возрастет.

 

Еще не все потеряно, и Господь дает нам время для исправления ситуации. Безусловно, необходимо вернуть в систему общего образования Закон Божий – с младшего возраста. И, конечно, нам всем нужно активизироваться и начать действовать в духе соборности и христианской безбоязненной любви.

Избрание на Царство первого Царя из рода Романовых показало силу истинной соборности. Известно, что в этом действии приняли участие представители всех крупных городов и сословий. Результатом такой подлинной соборности явилось утверждение на Престоле рода Романовых, который верой и правдой служил России более 300 лет. Плодом их деятельности стало существенное расширение границ России и мощное укрепление государства во многих областях жизни русского общества.

Прошедший год показал, что духовное возрождение в России, хотя и малыми шагами, но все же происходит. Россия поднимается с колен. И поэтому со стороны врагов нашей Церкви все более нагло попираются принципы единства Православия. Наши братья в Малороссии ныне подвергаются огненному испытанию своей веры и верности. И мы должны откликнуться на призыв Святейшего Патриарха Кирилла и горячо со слезами молиться о них. А у нас, к сожалению, все еще слышатся от горе-богословов слова о том, что у Православной Церкви есть «церковь-сестра», – забывая о том, что эта «сестра» давным-давно стала блудницей, не желающей исправлять своей жизни и по сей день. По этой причине она не может быть принята в церковное общение, ведь если блудница оденется в монашескую одежду и продолжит свой блуд, от этого она не станет праведницей. Это, наоборот, только усугубит ее грех, – так она станет развращать чад Церкви изнутри. Здесь и кроется главная опасность безпечного отношения к этому вопросу некоторых представителей современного духовенства.

В обращении верующих к Патриарху Алексию II, составленном по благословению старца Николая Гурьянова, есть хорошие слова: «Для раскаяния человеку необходимо осознание своей вины, а для истинного осознания необходимо знание правды. Правду о Царе и Царской Семье может явить и свидетельствовать только Церковь. Пока святое имя Государя и его Августейшей Семьи не будет очищено от лжи, клеветы и неправды, пока не будем исповедовать святость Царя и Царственных Мучеников – с совести Русского народа не будет снят грех измены».

Революция – это величайший общественный грех Русского народа, требующий соборного покаяния как государственной и духовной власти, так и всего народа в целом. О необходимых мерах со стороны государственной власти еще раз повторю: это – официальное осуждение преступлений предателей февраля и братоубийц октября 1917 года, переименование улиц и устранение памятников преступникам, повинным в миллионах загубленных жизней Русских людей, очищение дореволюционной истории от сокрытий и умышленных извращений, возвращение к лучшим традициям образования, недопущение глумления над историей и Церковью в общественном информационном пространстве. Что касается наших духовных пастырей, то здесь хотелось бы напомнить слова святителя Григория Богослова: «Молчанием предается Бог».

В личности Императора Николая Александровича сто лет назад вновь пострадал Иисус Христос. Если мы не можем постоять за своего Государя, который, как отец родной, пожелал из любви к нам излить свою кровь и принести себя в жертву Господу ради спасения России, то также рано или поздно мы откажемся постоять и за Спасителя нашего, пожелавшего стать Жертвой за грехи всего человечества. Господь сказал о том, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Во многом благодаря именно молитвам и деяниям святых Царственных Страстотерпцев происходит возрождение России. Государь проявил эту любовь по отношению к нам, – теперь настало время проявить нам ответную любовь к нему.  



НУЖНО ВЕРНУТЬ В ЦЕРКОВНУЮ ПРАКТИКУ АНАФЕМАТИЗМ ПРОТИВНИКАМ МОНАРХИИ:

Протоиерей Константин Буфеев

2019-01-04_024944.jpgОглядываясь на минувший год, юбилейный год памяти убиения Царственных Страстотерпцев, мы не можем скрыть горечи и разочарования от того, что в отношении Государя как Помазанника Божия, свергнутой Монархии и искупительного подвига зверски растерзанных Екатеринбургских Мучеников голос Церкви так и не прозвучал.

Этот год ознаменовал столетие не только физического убийства последнего Русского Императора с его Семейством и верными слугами, но и столетие его духовного убийства. Оно выразилось в том, что на состоявшемся 26 февраля 1918 года заседании Поместного Собора в чине Торжества Православия был упразднен «неудобный» 11-й анафематизм: 

   «Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, Анафема».

Это ошибочное и непростительное, принятое не из духовных, а из политических соображений (страха ради иудейского) решение сыграло роковую роль. Оно, с одной стороны, оправдало тех злодеев, которые в феврале-марте 1917 года осуществили заговор по свержению Царя и его незаконный арест. А с другой стороны, отмена этого анафематизма, по сути, развязала руки цареубийцам в июле 1918 года: убивали ведь теперь не Помазанника Божия, получившего в Таинстве Миропомазания «благодать Святаго Духа к прохождению великаго сего звания», – убивали «врага народа» гражданина Романова.

Неправедное изъятие анафематизма из церковного чина Торжества Православия является грехом духовенства нашей Русской Церкви перед святым Государем Николаем Александровичем. Кроме того, это санкционированное высшей церковной властью отречение от Монархии – грех перед Богом, изволившим даровать нашему народу благословленную Им Самим Царскую власть.

Всякий содеянный грех требует осознания и исправления. Осознание вины перед Государем должно сопровождаться делами покаяния. Первым и главным таким делом должно стать возвращение 11-го анафематизма в практику повсеместного и обязательного церковного применения. Мы уже упустили этот шанс в 2017 году – в столетие свержения Удерживающего сатанинский разгул мирового зла; и, к величайшему сожалению, также упустили эту возможность исправить нашу государственную и церковную жизнь в завершемся 2018 году.

Политический и церковный кризис на Украине может служить убедительным подтверждением справедливости нашей оценки. Очевидно, что проблема определяется не киевским президентом или заморским Патриархом, но забвением всеми участниками «русского мира» (включая и Москву, и Киев…) таких органических понятий, как Российская Империя и историческая Святая Русь.

Грустно от того, что в юбилейный год екатеринбургской трагедии мы практически ничего не услышали на эту тему с высоких трибун и церковных амвонов… 
      

 

ОПЫТ РУССКОЙ ЦЕРКВИ – 200 ЛЕТ БЕЗ ПАТРИАРХА И 100 ЛЕТ БЕЗ ЦАРЯ – ЕСТЬ ЧТО ОСМЫСЛИТЬ:

Протоиерей Алексий Успенский

2019-01-04_025217.jpgЧего можно было ожидать в связи с Царским юбилеем? Наверное, более глубокого осмысления, а может быть, и переосмысления собственной истории. Употребление такого душевного усилия должно быть свойственно народу, когда 100 лет проходит с момента коренного перелома его судьбы. Насколько это удалось – покажет время. Однако, думается, уже и теперь можно кое о чем сказать.

Не являясь специалистом в нижеописанной области, я все же рискну предположить, что есть такие виды отравлений, после которых, если удается выжить, организм восстанавливается не сразу весь, а, так сказать, по частям. Вот, к примеру, тяжелый наркоман, отравленный одним видом наркотика, мучительно слезает с него и вдруг впадает в зависимость от какого-то другого зелья. У него отказывают почки, он впадает в кому, а потом, после реанимации, лежа под капельницей, он далеко не сразу сможет свободно пользоваться тем, что называется человеческим сознанием.

Вот так после смертельных революционных инъекций, кровопусканий, шоковых терапий многострадальный народ наш, истерзанный минувшим веком, не может еще прийти в себя.

Всегда спорная Царская тема последние четверть века особенно вызывала бурления в общем котле народных мнений. В настоящее время котел по большей части устоялся – инертная масса осела на дно, как это водится, а сверху образовались два несмешавшихся горизонта двух отличающихся субстанций. Мнения разделились, и, как показывает практика, содержимое котла пока лучше не перемешивать, дабы не вызвать нежелательную реакцию.

С сожалением приходится признать, что очень разные оценки событий столетней давности в связи с нашим настоящим и будущим раскалывают современное общество. В определенной степени это касается и Церкви. Казалось бы, она столько пережила в минувший век. Уставшая от «200-летнего диктата государства» в Синодальный период, она, чуть только глотнув свободы, тут же погрузилась в кровавую пучину небывалых гонений. Что же пошло не так? Как могло случиться, что Церковь вынуждена была горько разочароваться в своих светлых чаяниях? Разве независимость и самоуправляемость церковная не угодна Господу Богу? Как, наконец, Он мог попустить такое, чтобы отделение Церкви от государства обернулось уничтожением Церкви государством?

Но шли годы. Милостью Божией уничтожение не состоялось. Сосуществование двух институтов приняло некие формы. И когда атеистический колосс пал, в церковное пространство ворвался новый «ветер свободы». Изумленный мир в смятении наблюдал, как рушится государство и созидается Церковь. Пока трещала по швам самая большая в мире страна, угасала ее материальная мощь, а некогда железобетонная идеология рассыпалась в пыль, Церковь бурно росла, расцветая молодыми всходами на просторах поверженного Союза Советов. Миллионы людей принимали святое Крещение. Вот, казалось бы, основа для будущей жизни. Русская Церковь оставалась едва ли ни единственным живым организмом, который мог связывать людей на всем пространстве бывшей Империи.