Понедельник, 16 Сентября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

Свт. Серафим о еретиках
Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на Самого Бога.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и еретиках

Архиепископ Серафим (Соболев) об апостасии
На Стокгольмской экуменической конференции, бывшей в 1945 году, и Лозаннской экуменической конференции в 1927 г. 80% участников были членами масонской организации ИМКИ. Отсюда понятно, кто стоит за экуменическим движением исконные враги Православной Церкви – масоны.
Архиепископ Серафим (Соболев) об апостасии

прп.Амвросий католичке
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим.
Из письма прп. Амвросия Оптинского католичке

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
25.03.2019
Какое покаяние – такими будут дети: Беседа о воспитании и Иисусовой молитве в семье

2019-03-23_222902.jpg

В наступившее спасительное время Великого Поста предлагаем к прочтению беседу с протоиерееем Петром Просековым на неизменно актуальную для всех православных родителей тему воспитания. Однако затронутые вопросы – о взаимосвязи духовной жизни и отношений человека с окружающими (не только детьми), о необходимости благодатной помощи и важности Иисусовой молитвы для мирян и др. – будут интересны всем верующим без исключения. 
  
  
– Батюшка, Вы по образованию педагог, много лет отдали этой профессии; обладаете богатым пастырским опытом. Объясните, пожалуйста: что есть воспитание детей в духовном смысле? 

– Господь наш Иисус Христос сказал: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей... Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей. Сие заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15, 9–10, 17). Сердце человека, любящего Бога, стремится исполнить эту заповедь и не находит, что было бы выше или хотя бы равным ей. 

Без любви ко Христу все земное не имеет смысла. И апостол Павел пишет: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13, 2). Поэтому, если без любви все напрасно, то задача родителей состоит прежде всего в том, чтобы научить детей любить Бога и людей. В этом – истинная педагогика, наука об образовании и воспитании, здесь – ее корень. 
  
Но, приступая к практической стороне, мы обнаруживаем, что учителям и воспитателям нужно самим любить Бога. Самой большой сложностью в деле воспитания детей оказывается преодоление родителями своих страстей! Только тем из них, кто восстал на свои страсти, начал осознанную борьбу с ними, споспешествует благодать. Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему (Ин. 14, 26). Вот Кто наставляет родителей, как учить детей, а сердца детей располагает к тому, чтобы учиться. Дальше духовно здоровый ребенок легко освоит любые светские науки и будет употреблять полученные знания во славу Божию. 
  
– Вы отметили важную взаимосвязь воспитания с духовным состоянием родителей. Но даже верующие люди порой недоумевают, почему Господь наказывает детей за грехи отцов и матерей.

– Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5). Т. е. дети, хотя и не отвечают за конкретные грехи родителей, но наследуют целый комплекс их нераскаянных страстей. 

Крещение же не делает человека безстрастным. В Крещении прощаются первородный грех и все прежде соделанные грехи, но человек не избавляется автоматически от страстей, хотя их влияние и ослабевает по благодати Таинства. И он вполне может повторить свои грехи и сделать новые. С этим грузом он зачинает детей, которые идут по стопам родителей. Во гресех роди мя мати моя… (Пс. 50, 7). Спасение же от власти греха – только в Церкви, а не в каких-то педагогических методиках. 

Но надо и правильно понимать слово «наказывающий». Цель наказания Богом детей – в обличении грехов родителей, призыве их к покаянию. К сожалению, обычно люди обращаются к Богу только в страданиях, особенно – в страданиях  близких. Вот только несколько примеров.

Мария приезжает на каждую Литургию и привозит обоих своих детей – Сергея (2,5 года) и Олю (4 года). Дети всегда причащаются. Так продолжается уже два года. И вот, несмотря на такое усердие, младенец Сергей дома постоянно дерется с сестрой, со старшим братом и даже на маму поднимает руку. В чем дело? Неужели Божия благодать, преподаваемая ему в Таинстве приобщения Плоти и Крови Христовых, безсильна уврачевать его? Нет, не безсильна, но на данном этапе таковому быть благоволит Господь. Зачем? Затем, чтобы покаялся отец Сергея. Младенец дерется потому, что отец его гневлив и много обижал других людей. Поэтому Господь оставляет Сергею быть драчливым, чтобы папа, видя это, наконец раскаялся бы в своих грехах. Сергей – обличение своему родителю и вместе с тем врачевание ему. 

Другой случай. В одной семье мальчик Илья имел недостаток: после того как его ругали, начинал ныть – долго и однообразно. Никто не мог его успокоить, даже наказание не помогало. Через некоторое время все выяснилось: оказывается, мама Ильи тоже имела склонность часто огорчаться, обижаться, унывать. И тогда стало понятно, почему Илья такой нытик, – у него мамина слезливость от рождения. И если мы сейчас говорим о воспитании, то в данном случае Илью не надо наказывать. Ведь это Господь попускает ему ныть, чтобы мама увидела в нем себя и покаялась. Богу не угодно ее уныние, и вот Он попускает Илье быть таким же, как она, чтобы стать ее обличением и в то же время врачеванием.
 
 беседа2.jpg

Вот что значит Божие наказание! Подобные примеры – на каждом шагу, их надо только научиться видеть. Ребенок – прибор, показывающий духовное состояние родителей. Они сами свои грехи зачастую не замечают, а ребенок им их открывает. Это по любви Своей Господь тайное в родителях делает явным через детей.

«И если, видевши то, родители не исправятся, – разъясняет блаженный Нифонт, епископ Кипрский, – но пребудут в прежнем нечестии, то подвергнутся еще большей страшной муке, потому что наказаны были и не уразумели. Детям же, здесь пострадавшим и мученным ради обращения к покаянию родителей, воздадутся Господом венцы и почести в веке безконечной жизни». Это ли не милость праведного Бога Отца?
  
– Отец Петр, сейчас такое непростое время, как надо воспитывать детей? На что обращать особое внимание?

– Что десять лет назад, что сто лет назад, что сейчас – Христос и Его Законы те же. Только общий уровень нравственности, благочестия у современных людей, по-моему, все-таки падает. Дети сегодня рождаются уже с большим комплексом страстей. И когда подрастают, у них все это начинает проявляться. Поэтому воспитывать детей, тем более сейчас, невозможно без покаяния родителей. Можно сказать: какое покаяние – такой и будет семья, малая Церковь. Какое покаяние – такими будут и наши дети. Причем, исповедуя грехи, следует решительно взяться за совершение противоположных им дел, иначе часто получается, что страсть, в которой родители раскаялись, все равно проявляется в ребенке – по причине недостаточности (количественной или качественной) плодов покаяния. 

А против всего того, что сейчас происходит в мире, одно средство – приучить ребенка ходить в храм. Чтобы он полюбил молиться и причащаться. Первое дело в жизни – святое Причастие. 

В наше время, чтобы облегчить задачу воспитания детей, семьи часто объединяются в крепкую духовную общину, вокруг храма или монастыря, где у них есть опытный духовный отец. Родителям самим нужно возделывать в себе добродетель послушания, чтобы дух в семье был такой. Ведь теперь и духовных отцов почти ни у кого нет. Православные люди не хотят довериться Богу через послушание батюшке, боятся, что батюшка скажет, а им не понравится благословение или они его исполнят и в чем-то «проиграют». Т. е. проблема не столько в недостатке руководителей, сколько в самих людях. В старину как учили? – Слушаться духовного отца как Самого Христа. Потому что благодать проистекает не от священника, а от Бога – за безпрекословное послушание. Вот что ценно! Мы ради Бога, Его благодати, слушаемся. 
  
– Какие еще практические советы Вы можете дать, исходя из своего опыта?

– Главное – понять, что ребенок в семье живет и действует по духу родителей. Не по их словам и объяснениям, а именно по духу! Часто родители хотят, чтобы ребенок слушался, а сами никого не слушают – ни духовного отца, ни начальника на работе. Живут своим умом, а детей заставляют слушаться. Это же нереально. И ребенок, конечно, никого не будет слушаться – ни родителей, ни учителей в школе, никого. А родители настаивают. 

Начинают применять наказания – «палочное» воспитание, практически дрессировку. Так ребенок будет слушаться только до тех пор, пока «палка» действует, лет до 16–18. 

Родители зачастую рассчитывают на слова. Но, бывает, ни слова, ни даже пример не помогают. Без Духа Святаго никакая существующая педагогическая школа не может избавить детей ни от одной пагубной страсти.

беседа.jpg 

Вот, приходит человек и жалуется: «Только что внуку объяснил, как надо поступать. Прошел час, а он опять делает по-своему. Батюшка, что это такое?» Говорю ему: «Ребенок-то услышал, что Вы ему сказали. Но исполнить не может, потому что у него на это нет благодати. Если хотите, чтобы он исполнил – помолитесь за него горячо. Низведите с Неба на него благодать. А то говорить-то говорят, а молиться не хотят. Молиться надо очень крепко – больше туда, «наверх», говорить. «Технология» именно такова: говори Богу, а Бог Сам вразумит твое чадо. И здесь ничего больше не сделаешь. 

Не злитесь на детей. Злиться – это ведь зло. Злоба, раздражительность – плоды гнева. Дети это особенно чувствуют – недостаток любви – и начинают закрываться, замыкаться. Поэтому вы говорите, конечно, объясняйте ребенку, ставьте его в угол, что-нибудь еще придумывайте, но только не злитесь никогда. Пройдет лет 30, и ребенок будет с радостью и благодарностью вспоминать, что родители на него не злились. 

И не ссорьтесь друг с другом. Это очень отрицательно действует на детей. У меня родители были нецерковные, но они никогда друг с другом не ругались, и я вспоминаю сейчас это с умилением и любовью. Отец, бывало, берет ремень – пороть меня или брата, а мама ему тихонько: «Миш, Миш, может, не надо?» – «Нет, – отвечает. – Надо». И она отходила. Отец командовал. Вкладывал нам ума.

При этом он очень любил маму. Был старше на десять лет. Когда ушел на пенсию, она еще работала – далеко, больше часа идти. Так он каждый день ходил ее встречать. Брал меня или брата, или нас обоих, и мы шли до станции, потом за станцию до леса. Заходили в этот лес и там ждали, пока мама появится. Каждый день! Это редкое явление, чтобы муж так любил свою супругу. Я сам уже до 80-ти лет дожил и до сих пор с радостью вспоминаю, какие они были дружные. Такими примерами и нужно воспитывать. 

Учите детей молиться. А как чему-то учить, если сам не умеешь? И если смирения нет – как ты научишь ребенка смиряться?.. 
  
– А как родителям молиться о детях? Какое покаяние приносить?

– Этому сейчас толком никто не учит, тем более на приходах. Молиться надо Иисусовой молитвой. Больше вы никак молиться не научитесь, ни из теории, ни на канонах. Иисусову молитву не любят, нигде практически ею не молятся. Даже духовенство о ней не говорит, потому что ее не понимает. А надо и самому ее творить, и ребенка учить. 

Часто в сложных семейных ситуациях предлагаю: «Читай сотню Иисусовой молитвы вместе с ребенком перед сном». Кто это делает – тому помогает. Хотя сотня – это мало, конечно. В книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» как человек навык молитве? Тысяча, две тысячи, три… Ему сначала не нравилось, сопротивлялся. А стал говорить-говорить – и научился молиться. Старец Михаил Труханов (1916–2006), мой духовный отец, всегда говорил: «Если любишь – то молишься. А если не молишься – то и не любишь». 

беседа4.jpg 
  
О покаянии Господь открыл следующее: добрые дела отцов отзываются добром их детям до тысячи родов (ср.: Втор. 5, 10). Что это за добро, за которое награждаются потомки до тысячи родов? В Евангелии говорится о том, как иудеи спрашивали Иисуса Христа: Что сотворим, да делаем дела Божии? На это Господь отвечает им так: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, кого Он послал (Ин. 6, 29). И еще: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38; ср.: Ис. 12, 3; Иоил. 3, 18). Здесь Господь очень ясно указывает, что для спасения прежде всего нужна вера в Иисуса Христа, Бога во плоти. Поэтому если мы хотим сделать доброе нашим детям и детям детей, то нужно стяжать сильную веру. А из нее, как из источника, проистекут потоки добрых дел. 

Одним из основных показателей веры, наряду с молитвой, являются добродетели смирения и милосердия. Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью (Тов. 12, 8), – говорит Архангел Рафаил. 

Так что надо настроить себя на стремление к исполнению заповедей Божиих, нужно учиться смиряться, любить молитву и Причащение Святых Христовых Таин. А чтобы не сворачивать с этого пути, полезно помнить слова Божии: Как ты забыл закон Бога твоего, то и Я забуду детей твоих (Ос. 4, 6), и Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши будут в милости (2 Пар. 30, 9).

Беседовала Анастасия Державина

2019-03-23_224152.jpg
2019-03-23_224232.jpg
2019-03-23_224326.jpg
2019-03-23_224412.jpg



___________________ 
*
 Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также: 






Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Митрополит Агафангел Одесский: Миссия России в предантихристово время

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100