Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

сщмч. Иннокентий (Просвирнин) о патриотизме
Вернуться на стезю отцов, идти по стопам отцов – это главная задача нашего времени. Так мы понимаем патриотизм…
Архим. Иннокентий (Просвирнин) о спасении и России

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Вл.Агафангел о сути
Только основываясь на православном мировоззрении и миропонимании, можно дать истинную оценку процессу глобализации, посмотреть на него «сверху», выйдя из плоскости политико-экономических и товарно-денежных отношений между странами.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Свт. Игнатий о последних временах
В попущении Своем Бог правосуден... Пришествие антихриста предварится общим отступлением в большинстве человеков от христианской веры... Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о последних временах

Прп. Амвросий об экуменистах
Весьма ошибочно рассуждают к католикам благосклонные, которые думают во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом – основанием на Севере Православной Церкви Русской.
Оптинский старец Амвросий об экуменистах

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
01.08.2011
ЕСЛИ У НАС ЕСТЬ ВЕРА, МЫ НЕ ОТСТУПИМ ОТ ЗАВЕТОВ ОТЦОВ

3.jpgГотовясь к беседе с отцом Георгием Правдолюбовым, клириком Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии, я долго не могла остановиться на какой-то одной теме, чтобы определиться с вопросами для батюшки. Идей было множество, разнообразие актуальных проблем, которые хочется затронуть на страницах газеты, чрезвычайно велико: это и социальные вопросы, и церковные, и духовные… В итоге выбрала несколько, как мне казалось, наиболее интересных вариантов. Но разговор пошел не по сценарию – с первых минут батюшка сам обозначил тему. От избытка сердца глаголют уста (Мф. 12, 34), и сердце, болеющее о происходящем в нашей Церкви, подвигло отца Георгия на разговор о ее судьбе, о том, что должно быть самым главным и самым дорогим в жизни каждого христианина и, конечно, пастыря, – чистоте Православной веры.
Порой меня поражала простота и безкомпромиссная убежденность ответов батюшки. Так, рассуждая о том, что с введением в церковную жизнь различных новшеств мы потеряем благодать Святаго Духа, он заключил: «Зачем тогда все? Зачем тогда жить, я не понимаю?!» Действительно, как все просто, и как порой не хватает всем нам этого небесного, евангельского максимализма: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Там же. 16, 26)...

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о себе. Как и почему Вы стали священником?

– Я не стремился к священству, это произошло по Промыслу Божию. Старцы говорили мне: «Будешь священником». А я не хотел священства. Жил на Украине, имел хорошую работу, занимался большим бизнесом. Помогал батюшкам: кому крышу покрыть на храме, кому что-то купить, кому помочь в каких-то бытовых делах… И я увидел их «закулисную» жизнь и сказал: «Нет! Я никогда не буду священником!» Но как говорится, никогда не говори «никогда».
Потом ездил к старцам, был у отца Зосимы – схиархимандрита Зосимы Донецкого, старца Ксенофонта в его же монастыре. Они мне говорили: «Ты – батюшка, будешь священником». А я боялся. Читал святых Отцов, которые пишут, что священник должен не любить этот мир. А у меня тогда были работа, машина, телефоны, счета в банках… Я понимал, что если становиться священником, то надо этого не любить, а внутри еще все противилось: «Как я могу быть священником, если я все это люблю?» Но я просто ежедневно молился вечером, исполняя правило: «Господи, кем я должен быть, – не знаю. Хочу Тебе послужить, но не знаю, как. Помоги мне, управь Сам». И Господь все управил. Я оставил все, приехал в Россию, чтобы только служить Господу.

– Батюшка, сегодня в нашей стране после десятилетий безбожия и гонений на веру восстанавливается и строится много храмов. Внешняя жизнь Церкви заметно активизируется с каждым годом. Но ведь помимо внешнего нужно восстанавливать и внутреннее – духовность народа. Что такое духовность, духовная жизнь? Как мы должны ее возрождать, возгревать, поддерживать? Какая роль здесь принадлежит пастырям?

– Духовная жизнь пастыря – возьмем пастыря – это что? Это жить в заповедях Христовых, по канонам святых Отцов, быть грамотным в догматических вопросах, соблюдать Устав Церковный – служить так, как положено служить по Уставу. Это должно быть правилом для каждого священника, потому что если он будет жить как-то по-другому, он не может иметь Духа Святаго.
Священник должен читать Евангелие. Это первое. Послания Апостолов, Деяния Апостолов, Апокалипсис, Ветхий Завет… Должен обязательно читать Псалтирь. Порой мне батюшки говорят: «Ну, отец Георгий, эта книга вообще-то богослужебная». Подождите, так все святые Отцы читали Псалтирь каждый день: кто – кафизму, кто – две, кто – три, кто – пять. Преподобный наш Леонтий Ивановский, Михайловский, прочитывал за день всю Псалтирь – двадцать кафизм. Священник должен следить за собой, смотреть за своим сердечком, чтобы там не было гнева, раздражения, злобы, корысти, сребролюбия… И когда так потихоньку батюшка будет жить и служить, служить как положено, то Господь даст ему Духа Святаго, и потом он и народ научит.
В наше время людей спрашиваешь, не своих прихожан, а других, с кем беседуешь: «Вы Евангелие читаете?» – «Нет, не читаю, батюшка». – «Почему?» – «Как-то некогда…» – «А Псалтирь?» – «Да нет, не читаем…» Но ведь на этих книгах – Евангелии и Псалтири – воспитывались наши Святые. Вот мы совершаем службу св. Александру Невскому, прочитываем его житие и видим: он воспитывался на чем? – На Евангелии и на Псалтири, и имел такой дух, понимаете? А сейчас люди читают современных богословов, например, «Флавиана» – первый том, второй, третий... Кураева, Осипова… И они заражаются этой ересью, заражаются духом неправославным, в их умы и сердца входит нечистота, и люди начинают воспринимать духовность неправильно, в извращенном виде. Поэтому наряду с возрождением храмов нужно возрождать и сохранять духовность. Тогда все будет в гармонии.

– Батюшка, еще есть такая проблема: сегодня поколение старых священников, которые рукополагались еще при советской власти, уходит, на их место приходят молодые, порой даже совсем юные пастыри…

– Молодежь, которая рукоположена сегодня, стала на духовный путь. Но им надо перерождаться – из душевного состояния в духовное. А некоторые остаются душевными, у них нет ревности по Бозе. Они делают большие уступки народу. Получается, не народ идет за Церковью, как должно быть, а Церковь идет за народом. «Это можно, это тоже можно». – «Батюшка, а можно это?» – «И это можно». Но нельзя же так – нарушать все.
Я думаю, что если священник сам любит Бога – а как Бога любить? В исполнении заповедей, канонов, – то люди это все равно почувствуют, поймут, что за пастырь, как он служит. Бывает, что вечерняя служба совершается полтора-два часа – все, и батюшка уходит. А если разобраться: вечерняя и утренняя служба – это минимум три с половиной часа, бывает и больше.
Батюшки должны понимать, что мы – служители Божии. Бог живой, Он все видит и слышит. Раньше я читал Евангелие о том, что когда Господь придет, обрящет ли Он веру на земле, и думал: как это? Как это, когда Господь придет, веры не будет? А теперь вижу, как все это сбывается.

– Как Вы относитесь к инициативе Межсобороного присутствия Русской Православной Церкви относительно нового перевода богослужебных книг?

– Наш церковно-славянский богослужебный язык – это жемчужина, это драгоценность, его ни в коем случае нельзя терять. Вот мы говорим: «Вонмем, премудрость, вонмем». А если переводить, будет примерно так: «Внимание, слушаем Бога, внимание».
Даже мои прихожане говорят: «Как же так, батюшка? Ведь тысячу лет понимали церковно-славянский язык, а теперь перестали понимать? Как такое может быть? Батюшка, так они (реформаторы. – Примеч. А.С.), получается, неверующие». Простые люди об этом говорят. Действительно, если бы человек был верующий, он никогда не захотел бы перевести службу на русский язык, перевести Церковь на новый стиль, упразднить посты… В Великом Посту будем кушать рыбу кроме среды и пятницы. Как это возможно? Верующий человек не допустит такого, потому что у него начало премудрости – страх Господень, страх Божий, и он не может преступить то, что святые Отцы нам заповедовали.
Поэтому хочется сказать нашим пастырям, батюшкам, Божиим слугам и народу православному: не слушайте тех, кто будет заявлять: «Мы вводим русский язык, вводим новый стиль, мы решили упразднить посты, что-то переиначить…» Нельзя этого делать. Пускай даже ангел с неба это скажет – нельзя слушать. Говорят: «Нам сказал Предстоятель». Подождите, но он не может такого сказать, потому что он сам в таком случае попадает под анафему.
Сейчас нам – верующим архиереям, священству, мирянам – приходит время исповедничества. Этого не надо бояться. Мы будем служить, как и служили. Если скажут: «Вон из храмов, убирайтесь!», тогда уйдем, будем служить по домам. И Господь будет с нами, Господь нас никогда не оставит. Мы должны проявлять верность Богу и любовь к Богу. Если у нас есть вера, мы не отойдем от заветов святых Отцов. Менять ничего не надо, ничего нельзя убирать, ни на йоту. Как есть, так мы должны служить. Это будет залог нашего спасения и спасения наших прихожан. И тогда благодать Божия не отступит.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, что Вы думаете об экуменизме? Как нужно решать эту проблему?

– Дело в том, что сегодня эту проблему уже никак не решишь. Все идет своим чередом, Господь все это попускает. Как говорит св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро (Откр. 22, 11–12). Господь дает нам время. У экуменистов свои планы. Мы не должны об этом молчать, конечно. Я и сам говорю и прихожанам своим, и людям, с которыми сводит Господь, и священникам.
Экуменизм – это предательство Господа. Я думал раньше: как же так? Ведь они же заканчивали академии, они же преподавали догматику в академиях, как же они этого не знают? Нет, это все делается специально, осознанно, отлажено. А тех, кто еще понимает, – священство, народ, – они стараются представить ненормальными, необразованными, показать, что у них нет академического образования, семинарского. А народ-то все равно чувствует сердцем, что этот батюшка говорит правильно, а тот – неправильно, хоть он и образованный. Дело здесь не в образованности, а в том, имеет ли священник Духа Святаго или не имеет. А если имеет он Духа Святаго, Духа ревности, он никогда не пойдет молиться с католиками, с папуасами, еще с кем-то…
Я знаю одно: наша жизнь скоротечна. И скоро нам придется предстать пред Богом, хотим мы этого или не хотим, и дать ответ. А какой дадим ответ? Не знаю. Вот когда читаешь Псалтирь, после каждой кафизмы есть тропари, 40 раз «Господи, помилуй» и молитва. Если бы наше священство, народ Божий вникали в эту молитву – там все сказано. Евангелие и Псалтирь – это великие книги. Только их надо для себя открыть, не просто так вычитывать, а духом проникать. Тогда и получит человек от чтения, например, Псалтири и смирение, и терпение, и вразумление, и мудрость. А это очень важно в наше время, этого так не хватает порой. Потому слава Богу, что Господь нам дает еще это время – время хорошее, время укрепления. Пусть они делают свое, вынашивают свои планы, как разрушить Церковь. Ну а мы имеем возможность помолиться, послужить Литургию, служить не спеша. А то бывает все бегом, бегом, бегом… Батюшки, да куда вы бежите? Вы вникните в службу, что там сказано в тайных молитвах… И ты поймешь, где ты стоишь, перед Кем ты стоишь и что сейчас будет происходить здесь, на Престоле. Поймешь, что Господь дает Себя, нам дает по любви Своей. А мы что, будем Бога предавать?! Нет, этого не должно быть, не будет этого! Это страшно. Если мы приходим на Литургию как на работу – это уже преступление пред Богом.

– Батюшка, а что Вы думаете по поводу проповеди так называемого сверхчастого причащения? Некоторые священники сегодня убеждены, что миряне имеют право причащаться за каждой Божественной Литургией, на которой они присутствуют. При этом предлагается разделить Таинства Исповеди и Причастия, т.е. разрешить людям причащаться без исповеди, ослабить посты… Допустимо ли это, на Ваш взгляд?


– Нет, это ни в коем случае недопустимо. Почему? Потому что если человек приступает ко святому Причащению – мирской человек, – и он не помолился положенными канонами: канон покаянный, канон Божией Матери, канон Ангелу Хранителю, Последование ко святому Причащению, если он не постился, то его душа не готова к принятию Таинства, благодать не войдет в человека. Такой человек будет причащаться без страха Божия. Это будет такая веселая Литургия, веселая-веселая, как у католиков – у них там уже клоуны причащаются… Это будет извращение. Ведь каноны дают душе покаянный настрой. Говорят: «Мне батюшка так благословил». Простите, нам святые Отцы все это оставили, а не сегодняшние батюшки. Наверное, просто такие батюшки сами уже не читают канонов.
А покаяние – это очищение души. Господь невидимо стоит, приемля исповедание. Если человек идет на Причастие без исповеди – это преступление. Батюшка, который ему это разрешает, сам толкает человека на грех. Потом он теряет благодать, теряет сокрушение, умиление, страх Божий... Как один архиерей однажды высказался: «Наша вера – веселая вера». А священномученик Сергей Мечев говорил: «Наша вера – покаянная». Этого нам нельзя забывать. Пусть у нас даже нет смертных грехов, но мы все равно грешим: гневом, гордостью, раздражением, тщеславием… Кто от этого свободен? Да никто. Понятно, что мы готовы к принятию Святых Тайн никогда не будем. Но после исповеди ты примиряешься с Богом, ты чувствуешь, что ты недостоин, ты понимаешь, что ты – грешник. И ты причащаешься не в осуждение. Это очень важно.
Одна моя прихожанка была в Иерусалиме и рассказывала: «Мы не постились, не исповедовались, общую исповедь прошли – и на Причастие». – «Как?» – «А нам сказали, что ничего читать не надо, Господь есть Любовь, и все». Так она приехала и каялась в этом, потому что сама почувствовала – дух ведь не тот, мирская такая, душевная радость, а духовной радости нет.

– Батюшка, а каково Ваше отношение к различным так называемым новым формам миссионерства: проповедям на рок-концертах, выставке «современного искусства» в притворе православного храма и т.п.?


– В этом не будет успеха. Когда человек приходит в храм просто на радостях: «Пойду в храм, поставлю свечку», такие люди обычно надолго не задерживаются. А вот когда человек пришел от какой-то скорби, печали, болезни… Я сам человек-практик, я вижу, как такие люди приходят в храм и остаются в Церкви. Они начинают слушать Бога, у них сердце открыто через покаяние, покаяние искреннее.
А если ходить по дискотекам – в этом не будет толку, а вот священство – наш брат – повредится, это я могу сказать точно. Святые Отцы уходили в пустыни от мира, еще в те времена – третий, четвертый век. А что говорить про нас и про наше время? Мы настолько слабые, знаю по себе, настолько немощные, нас одолевают страсти, но мы крепимся, боремся. А если молодой священник пошел на такое гульбище… Нет, ничего из этого не получится. Просто священство само распояшется, потеряет страх Божий, будет угождать этой молодежи, будет их причащать со смертными грехами – «потом кто-нибудь вроде бы исправится когда-нибудь…» Но это все будет то же самое, даже еще хуже и хуже.

– Возвращаясь к началу разговора, хочу задать еще такой вопрос: к сожалению, несколько раз приходилось быть свидетельницей неприятной картины – православный храм строят или восстанавливают нерусские люди, узбеки, таджики – мусульмане. Работают даже в большие православные праздники. Проходишь мимо и слышишь грубый мат на ломаном русском. Почему так происходит? Как к этому относиться православному человеку?

– Наш приснопамятный Патриарх Алексий II, даруй ему, Господи, Царство Небесное… Я очень любил Патриарха Алексия. Это был искренний человек, молитвенник, духовный человек. Он говорил еще в начале 2000-х годов: «Хватит строить, давайте будем молиться». А преподобный Лаврентий Черниговский пророчествовал, что храмы у нас заберут, храмы строятся уже для времен антихриста. Если разобраться, храмы на Руси строились с молитвой, с благоговением, с постом. Такие храмы были благодатными, у них начало уже благодатно. А эти храмы – в них и будет процветать экуменизм, глобализм, и Богу они уже не угодны, поверьте.

– Спаси Господи, батюшка. А что бы Вы хотели сказать или пожелать нашим читателям в завершение этой беседы?

– За все слава Богу! Русь пока еще жива. И еще есть священство, которое не заражено экуменизмом, глобализмом, есть священство, которое любит Бога. Есть и такой православный народ, который слушает это священство. Это очень важно, потому что мы можем завести народ и в пагубу, и в Царство Небесное. И страшно, когда ведешь в пагубу, а думаешь, что ведешь в Царство Небесное, потому что кто-то «благословил». Нет, такого не должно быть. Если что-то совершается не по заповедям, не по канонам Церкви, то это не может быть благословлено Богом, такое человеческое «благословение» не имеет никакой силы. Бояться ничего не надо, с нами Господь, с нами Бог, вот и все. Как мне говорит мой духовный отец: «Живи, батюшка, в истине, в правде Божией, и Господь никогда не оставит».
Нам нельзя сдаваться: мы на духовной войне. Эта война страшнее и труднее простой видимой войны. Здесь враг невидимый. На войне врага видишь и побеждаешь. Сам стреляешь, где-то ранили, ну, если убили – значит, на то есть воля Божия, пошел Домой. А тут все вроде свои, а потом страшно, когда свои оказываются чужими, прячутся под рясами. Как апостол Иоанн говорил: Они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19). Была бы вера, они бы никогда ничего такого не сделали, а нет веры – это беда. Поэтому не теряйте веру сами, укрепляйтесь в Православии. Помоги всем нам, Господи!

Беседовала Анна Самсонова
Источник: «Православный Крест», № 39



Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100