20.09.2010
Поделиться новостью в соц сетях:ГЛАС СО СВЯТОЙ ГОРЫ О НАМЕРИВАЕМОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ (окончание)
Начало см. здесь.
Затем старец Даниил дает свои предложения для программы Вселенского Собора. Прежде всего, он удивлен вынесением вопроса о Евхаристии и отклоняет его, так как Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, с верою принимает Честные Дары, освященные молитвой о призвании Святаго Духа и благословением священнослужителя. Не внесен ли этот вопрос ради угождения римо-католикам? – вопрошает Вселенского Патриарха старец Даниил.
Следующим пунктом старец Даниил отклоняет пересмотр литургических церковных книг, Типика и остальных. Такой пересмотр недопустим, так как по этим книгам Церковь совершала богослужения, жила и живет до сих пор. Книги эти признаны святыми Отцами, которые отличались высокой образованностью и необычайным благочестием, подтверждены Священным Писанием и Вселенскими, а также Поместными соборами и освящены благодатью Святаго Духа, который грешить не может.
Старец Даниил также исключил из программы вопросы о времени богослужения, о праздновании Пасхи и других дней, о посте и его длительности. Ревизия этих установлений означала бы, что мы пошли широким противоевангельским путем, чем бы приблизились к еретикам. То, что предлагаемая ревизия не отвечает Святому Духу Церкви и святым канонам и учению Церкви, ясно показывают следующие основания.
Заповедь о посте есть Богом данный закон, так как пост является главным средством для достижения чистой молитвы и упражнения в целомудренной и богобоязненной жизни, что подтверждается житиями святых Отцов как Ветхого, так и Нового Заветов. Пророк Даниил и три Отрока, боговидец Моисей и Илия, остальные Пророки и многие другие, постом побеждали страсти, и поэтому были прославлены от Бога. А что сказать о Самом Спасителе, Который постился 40 дней, и о Его Святых последователях! Рай потерян из-за невоздержания, возвращается же постом. Православная Церковь узаконила спасительный пост как средство, которым уклоняются и уничтожаются телесные желания, как средство нашего очищения и подражания Спасителю Христу. Это узкий путь, который ведет в жизнь вечную (Мф. 7, 14). Четыредесятницу и остальные посты богоносные Отцы узаконили не напрасно, но ради исполнения заповеди. Того ради сначала Святые Апостолы установили пост в среду и пятницу и остальные посты, отчего их святой Савва и святой Иоанн Дамаскин в Иерусалимском Типике исповедуют как законные решения Церкви. Ревизия этих постов значила бы не исправление, а низвержение Апостольских и Соборных решений.
Излагая заповедь о посте, святой Златоуст говорит: «Пост есть корона подвига, достойного награды, он есть путь спасения; пост лечит душевные раны; пост омолаживает душу, прогнившую в грехах, проясняет ум, приводит страх Божий, порабощает страсти, смиряет помыслы. В дни поста страсти гаснут, добродетели расцветают, появляется дивная красота здравомыслия, и тело переходит в душу, становясь духовным и надприродным». Кроме этого, во всех житиях Святых видим, что постом и молитвой и иными подвигами побеждались страсти душевные и телесные, и так достигалось христианское совершенство, появлялись святые угодники Божии. Если бы посты, молитвы, бдения, богослужения и остальные священные обряды были только простой незначительной формальностью, а не скорбным узким избавительным и исцеляющим путем, зачем бы их придерживались все святые Отцы?
Далее рассматривая предлагаемую программу Вселенского собора, включающую вопросы о монастырях и монашестве, об одежде клира в храме и вне храма, о браке священников, о музыке, житиях Святых, старец Даниил особо обращает свое внимание на желание провести ревизию по вопросу монастырей и монашества.
Спасительность монашеской жизни проявилась и показала себя через многочисленных Святителей, которые с помощью сверхъестественной борьбы, то есть подвига, победили не только страсти и грехи, но и многие ереси, и оставили безсмертные труды и писания, поэтому жизнь монашеская не может подлежать изменению. Под влиянием протестантских воззрений на монашество и у неких «православных» явилось желание пересмотреть монашеский обет – жизнь. Но монашеская жизнь имеет самую возвышенную миссию и является одним из главных средств, которым Церковь Христова сохраняла себя и стадо Христово от всякой ереси и погибли, поэтому здесь ревизия не допустима.
По вопросу календаря старец Даниил говорит, все уже решено на Первом Вселенском Соборе. Постановлено четыре неизменных решения: 1) Пасха никогда не празднуется вместе с еврейской Пасхой; 2) Празднуется после весеннего равноденствия; 3) Празднуется после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием; 4) Пасха празднуется сразу после первой недели от весеннего равноденствия.
Из всего этого следует, что предложение о ревизии календаря не означает ничего другого как упразднение решений Первого Святого Вселенского Собора. Кроме того, принимая изменения, предложенные сторонниками нового стиля, невозможно не столкнуться их противоречием правилам Святых Апостолов, законам и канонам Святых Вселенских Соборов, особенно Первого.
В программу, наконец, внесено было экуменическое объединение «Церквей», которое старец Даниил также отклоняет: будто бы наша Православная Церковь должна принять все отхождения от Истины ради тех, кто хочет к ней присоединиться. Но это неприемлемо для Святой Церкви Христовой.
В завершении своей книжечки старый монах Даниил с полным убеждением повторяет мысль уважаемого профессора Афинского Университета Е. Меслоре: «Правосланая Церковь не имеет потребностей в реформации». Старец Даниил, в завершении своих мыслей, предлагает вместо ревизии провести Вселенский или Поместный Собор для уничтожения злых явлений коммунизма, социализма, хилиазма, униатства и материализма.
Когда бледная южная ночь прикасается к вершинам Святой Горы, тогда шестикрылый Серафим и многоокие Херувимы неслышно относят в горние миры молитвенные воздыхания старца Даниила за Русский народ, разносят во все сердца его полуночные молитвы о «благосостоянии святых Божиих церквей». Пока ночь мирно упокоевает многие людские души, разбуженный заботой о всей Церкви, Христолюбивый старец бдит и молится Господу, чтобы Он зародил веру в сердцах неверных, чтобы умножил веру в сердцах маловерных и чтобы усовершенствовал веру в сердцах верных. Он может это, ведь в одном Его персте больше души, чем во всем моем теле. И душа возвеличивается, умножается молитвой, постом, бдением и остальными святыми подвигами. У кого душа пребывает еще в духовном детстве, как он может возрастить ее иначе? Душа особенно растет верой, так что отзвуки ее молитв долетают до сияющего вечной славой подножия Престола Божиего.
Но когда придет Господь – найдет ли Он веру на земле?
Преподобный Иустин Челийский, 1927 год
Перевод с сербского Екатерины Антоновой
Фото: старец Даниил Катунакский (Димитриадис) (1846-1929)
Затем старец Даниил дает свои предложения для программы Вселенского Собора. Прежде всего, он удивлен вынесением вопроса о Евхаристии и отклоняет его, так как Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, с верою принимает Честные Дары, освященные молитвой о призвании Святаго Духа и благословением священнослужителя. Не внесен ли этот вопрос ради угождения римо-католикам? – вопрошает Вселенского Патриарха старец Даниил.
Следующим пунктом старец Даниил отклоняет пересмотр литургических церковных книг, Типика и остальных. Такой пересмотр недопустим, так как по этим книгам Церковь совершала богослужения, жила и живет до сих пор. Книги эти признаны святыми Отцами, которые отличались высокой образованностью и необычайным благочестием, подтверждены Священным Писанием и Вселенскими, а также Поместными соборами и освящены благодатью Святаго Духа, который грешить не может.
Старец Даниил также исключил из программы вопросы о времени богослужения, о праздновании Пасхи и других дней, о посте и его длительности. Ревизия этих установлений означала бы, что мы пошли широким противоевангельским путем, чем бы приблизились к еретикам. То, что предлагаемая ревизия не отвечает Святому Духу Церкви и святым канонам и учению Церкви, ясно показывают следующие основания.
Заповедь о посте есть Богом данный закон, так как пост является главным средством для достижения чистой молитвы и упражнения в целомудренной и богобоязненной жизни, что подтверждается житиями святых Отцов как Ветхого, так и Нового Заветов. Пророк Даниил и три Отрока, боговидец Моисей и Илия, остальные Пророки и многие другие, постом побеждали страсти, и поэтому были прославлены от Бога. А что сказать о Самом Спасителе, Который постился 40 дней, и о Его Святых последователях! Рай потерян из-за невоздержания, возвращается же постом. Православная Церковь узаконила спасительный пост как средство, которым уклоняются и уничтожаются телесные желания, как средство нашего очищения и подражания Спасителю Христу. Это узкий путь, который ведет в жизнь вечную (Мф. 7, 14). Четыредесятницу и остальные посты богоносные Отцы узаконили не напрасно, но ради исполнения заповеди. Того ради сначала Святые Апостолы установили пост в среду и пятницу и остальные посты, отчего их святой Савва и святой Иоанн Дамаскин в Иерусалимском Типике исповедуют как законные решения Церкви. Ревизия этих постов значила бы не исправление, а низвержение Апостольских и Соборных решений.
Излагая заповедь о посте, святой Златоуст говорит: «Пост есть корона подвига, достойного награды, он есть путь спасения; пост лечит душевные раны; пост омолаживает душу, прогнившую в грехах, проясняет ум, приводит страх Божий, порабощает страсти, смиряет помыслы. В дни поста страсти гаснут, добродетели расцветают, появляется дивная красота здравомыслия, и тело переходит в душу, становясь духовным и надприродным». Кроме этого, во всех житиях Святых видим, что постом и молитвой и иными подвигами побеждались страсти душевные и телесные, и так достигалось христианское совершенство, появлялись святые угодники Божии. Если бы посты, молитвы, бдения, богослужения и остальные священные обряды были только простой незначительной формальностью, а не скорбным узким избавительным и исцеляющим путем, зачем бы их придерживались все святые Отцы?
Далее рассматривая предлагаемую программу Вселенского собора, включающую вопросы о монастырях и монашестве, об одежде клира в храме и вне храма, о браке священников, о музыке, житиях Святых, старец Даниил особо обращает свое внимание на желание провести ревизию по вопросу монастырей и монашества.
Спасительность монашеской жизни проявилась и показала себя через многочисленных Святителей, которые с помощью сверхъестественной борьбы, то есть подвига, победили не только страсти и грехи, но и многие ереси, и оставили безсмертные труды и писания, поэтому жизнь монашеская не может подлежать изменению. Под влиянием протестантских воззрений на монашество и у неких «православных» явилось желание пересмотреть монашеский обет – жизнь. Но монашеская жизнь имеет самую возвышенную миссию и является одним из главных средств, которым Церковь Христова сохраняла себя и стадо Христово от всякой ереси и погибли, поэтому здесь ревизия не допустима.
По вопросу календаря старец Даниил говорит, все уже решено на Первом Вселенском Соборе. Постановлено четыре неизменных решения: 1) Пасха никогда не празднуется вместе с еврейской Пасхой; 2) Празднуется после весеннего равноденствия; 3) Празднуется после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием; 4) Пасха празднуется сразу после первой недели от весеннего равноденствия.
Из всего этого следует, что предложение о ревизии календаря не означает ничего другого как упразднение решений Первого Святого Вселенского Собора. Кроме того, принимая изменения, предложенные сторонниками нового стиля, невозможно не столкнуться их противоречием правилам Святых Апостолов, законам и канонам Святых Вселенских Соборов, особенно Первого.
В программу, наконец, внесено было экуменическое объединение «Церквей», которое старец Даниил также отклоняет: будто бы наша Православная Церковь должна принять все отхождения от Истины ради тех, кто хочет к ней присоединиться. Но это неприемлемо для Святой Церкви Христовой.
В завершении своей книжечки старый монах Даниил с полным убеждением повторяет мысль уважаемого профессора Афинского Университета Е. Меслоре: «Правосланая Церковь не имеет потребностей в реформации». Старец Даниил, в завершении своих мыслей, предлагает вместо ревизии провести Вселенский или Поместный Собор для уничтожения злых явлений коммунизма, социализма, хилиазма, униатства и материализма.
* * *
Когда бледная южная ночь прикасается к вершинам Святой Горы, тогда шестикрылый Серафим и многоокие Херувимы неслышно относят в горние миры молитвенные воздыхания старца Даниила за Русский народ, разносят во все сердца его полуночные молитвы о «благосостоянии святых Божиих церквей». Пока ночь мирно упокоевает многие людские души, разбуженный заботой о всей Церкви, Христолюбивый старец бдит и молится Господу, чтобы Он зародил веру в сердцах неверных, чтобы умножил веру в сердцах маловерных и чтобы усовершенствовал веру в сердцах верных. Он может это, ведь в одном Его персте больше души, чем во всем моем теле. И душа возвеличивается, умножается молитвой, постом, бдением и остальными святыми подвигами. У кого душа пребывает еще в духовном детстве, как он может возрастить ее иначе? Душа особенно растет верой, так что отзвуки ее молитв долетают до сияющего вечной славой подножия Престола Божиего.
Но когда придет Господь – найдет ли Он веру на земле?
Преподобный Иустин Челийский, 1927 год
Перевод с сербского Екатерины Антоновой
Фото: старец Даниил Катунакский (Димитриадис) (1846-1929)
...<-назад в раздел