– Петр Владимирович, расскажите, пожалуйста, что такое казачество? Когда, где и как оно возникло? Я знаю, что существуют две точки зрения: что казаки – это особая национальность, отличная от русских и других народов, и вторая – что это не национальность, а сословие…
– Я думаю, что точек зрения на этот вопрос гораздо больше. Одна из них выражена в знаменитом произведении Шолохова «Тихий Дон». Если помните, там есть такой момент, когда казаки подрались с хохлами за право первыми молоть муку, а рядом оказался ссыльный большевик Штокман, который начал их успокаивать и говорить, что они все одного роду-племени, что якобы издревле бежали крепостные крестьяне и из Руси, и с Украины, оседали на Дону, и так появились казаки. На что один из казаков ему возразил: «Казаки от казаков ведутся». И в этом, на мой взгляд, есть своя правда, потому что, если люди куда-то бежали – они не могли бежать в никуда, они бежали только в населенные места, к тем людям, которые бы их приняли. Поэтому я считаю, что точка зрения, высказанная Штокманом, несостоятельна: эти побеги не были массовыми, они не могли образовать такую массу народа, войска.
– То есть Вы считаете, что казаки – это национальность?
– Есть люди, которые заявляют, что казаки – это национальность, отличная от русских, отличная от украинцев, отличная вообще от славян. Кто-то ее производит от хазар, кто-то – от ост-готов, от германцев – от кого угодно, лишь бы не от русских, не от славян. Якобы там никогда не было «москалей», и Церковь у них другая, и подчиняться они должны Вселенскому Патриарху, а не Московскому… То есть такое чисто сепаратистское движение, которое появилось в конце XIX – начале XX века, одновременно с возникновением такого же сепаратистского движения на Украине. За всем этим, как показывают документы, стояли спецслужбы Германии и Австро-Венгрии. Тогда уже были разночинцы, демократы, национально-освободительные движения… И сейчас пытаются сделать то же самое – разделить, расщепить нас.
Вспомним историю, тот факт, что город Ставрополь – самые что ни на есть казачьи места – был основан принявшей Православие казачьей атаманшей – единственная в истории атаманша, – вдовой калмыцкого князя, калмычкой.
– Так какая же точка зрения правильная?
– Где исторически проживали казаки?
Казаков различали несколько видов. Были казаки городовые, или полковые – при городах создавались казачьи полки для обороны. В Москве было два казачьих полка. Откуда они там взялись? Говорят, что Иван Грозный привозил казаков в наши края с Дона. Но Дон-то начинается в Новомосковске, у Иван-озера – это Тульская область. Поэтому в народных преданиях Волгу называют «матушкой», а Дон – «Ивановичем». Казачий городок Епифань – тоже в Тульской области; Епифанская казачья ярмарка была известна задолго до Нижегородской. А откуда взялись казаки на Куликовом поле? Это тоже Дон, верховье Дона. Были также казаки станичные, или сторожевые, располагавшиеся по окраинам Московского Царства подвижными сторожевыми отрядами – «станицами». Т.е. изначально «станица» – это не населенный пункт, а воинское подразделение. Были казаки речные и морские, были и казаки разбойные... Понятие «казак» включало в себя любого свободного вооруженного человека, в отличие от «крестьянина» – человека работавшего на земле и сельскохозяйственным трудом добывавшего хлеб свой насущный, от «купца» – торговца, от «мещанина» – городского ремесленника.
– Кто мог стать казаком в Российской Империи?
– Что Вы можете сказать о взаимодействии казаков с русскими Царями? Ведь существует мнение, что Цари угнетали казаков…
Возьмем восстание Кондратия Булавина, 1707–1709 годы. Булавин – донской казак. Изначально это восстание было не против Царя. Произошел междоусобный спор луганских казаков (станицы Луганской) с казаками изюмского полка (слободская Украина) за право владеть соляными промыслами, которые прежде были у изюмцев. Донцы их захватили, изюмцы возмутились и призвали Царя восстановить справедливость, Царь прислал туда воеводу князя Ю.В. Долгорукого навести порядок. Князь, не очень-то разбираясь, сразу стал крушить все направо и налево, вот и заварилась буза…
– А кто сегодня может вступить в ряды казачьих войск?
Представленный ниже перечень положений дает возможность логически реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «Казак без Веры – не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности. Принимая Присягу на Святом Евангелии, перед Святым Распятием Спасителя, казак не может не знать Веры своих предков, которая всегда составляла основу его личной жизни и его общественного служения. Являясь главой своего рода, казак обязан прививать православные традиции в своем семейном кругу – «малой церкви», тем самым приобщая молодое поколение к традиционной отечественной культуре, чтобы впоследствии он мог с честью произнести девиз благочестивого российского казачества: «Слава Богу, что мы – казаки!»
1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресным и праздничным дням.
2. В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой – «каждый казак призван жить в венчанном браке».
3. Каждый ребенок в казачьей семье не может не быть крещеным.
4. Как минимум четыре раза в год казак обязан участвовать в Таинстве Исповеди и Таинстве Святого Причащения.
5. В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам Православной Веры»…
Я не представляю, как люди других вероисповеданий могли бы это исполнять. Тогда это уже не казачье общество. Это может быть какой-то военно-исторический клуб, по типу того, когда русские ребята наряжаются в мундиры Французской армии, не более.
Повторюсь: среди казаков были калмыки, были якуты. В качестве вспомогательных частей они могли сопутствовать казакам и язычниками, но они не могли до Крещения быть казаками. Как только они принимали Православие – все менялось. В Царской России главными различиями были вероисповедание и подданство – какому Государю человек служит.
Далее, если казак православный, он не может не быть монархистом, это однозначно. Потому что Православие – это четкая иерархия, Глава Церкви – Сам Господь Иисус Христос. Точно также в государстве – Монарх, у казаков – атаман. Хотя это допускает самую широкую демократию на низовом уровне в обсуждении вопросов, которая сопровождается жесткой подчиненностью в исполнении уже принятых решений, за что отвечает атаман.
– Расскажите, пожалуйста, о положении казачества в советский период.
– Почему политика государства в советский период была направлена на уничтожение казаков, расказачивание? Потому что понимали, что они – православные, монархисты, боялись их как военной силы?
– Что Вы можете сказать о нынешнем положении казачьих войск вообще и в государстве, их численности, организации, взаимодействии?
Сейчас этот период, по-моему, уже понемногу преодолевается, и в казачество начали приходить более здоровые силы, которые меньше внимания обращают на внешний антураж. Да, конечно, при работе с молодежью это важно, им это интересно – нагайки, шашки и т.д. Но дело в том, что уже во время Второй мировой войны казачьи части задействовались больше как мотопехота, только вместо бронетранспортеров они использовали лошадей. Быстро перебросились с места на место, лошадей отвели, а сами залегли с автоматами, с пулеметами…
Что касается численности на сегодняшний день – она декларируется очень большая. Например, В.И. Налимов, войсковой атаман Центрального казачьего войска, называет цифру в 60 тысяч человек. Я думаю – дай Бог, чтобы было шесть тысяч. Может быть номинально, по докладам нижестоящих атаманов, у них там много народу. Но обычно бывает так, что из тех, кто состоит в организации, работает одна треть.
Организация: сейчас есть 11 войсковых казачьих обществ, существующих на территории одного или нескольких Федеральных округов. Самое молодое, но, безспорно, самое массовое – это Центральное казачье войско. Почему самое массовое? Потому что самые густонаселенные районы России – это центр, одна Москва с областью – больше 30-ти миллионов человек, а именно туда сейчас устремился народ на заработки. Но и до того – всякие оргнаборы, стройки пятилеток: куда народ уходил? Сюда, в центр. Поэтому, если в самых казачьих по проценту населения местах на казаков оказывалось давление, многие были вынуждены переселяться в другое место, даже менять фамилии…
Следом за Центральным идет одно из самых древних казачьих войск – это Всевеликое Войско Донское. Дальше – Кубанское войско, Терского осталось очень мало из-за новейшего геноцида во время Чеченских войн. Уральское казачье войско – южный Урал. Есть Сибирское казачье войско. Отдельно – Енисейский казачий округ, Забайкальское казачье войско, Уссурийское казачье войско. Это те, которые существуют на территории России. Кроме этого, казачьи войска объединяют те казачьи организации, которые берут на себя обязательства по государственной службе и входят в реестр. Есть казачьи общества, которые принципиально не входят в реестр, например – Союз Казаков России. Они просто не хотят взаимодействовать с современной властью в нашем государстве и считают, что вхождение в реестр и любое сотрудничество – предательство интересов казаков.
– Как Вы думаете, это правильная позиция?
– Чем сегодня занимаются казаки? Они себя где-то проявляют как военная сила?
– Да. Я не буду подробно рассказывать про участие казаков в военных действиях в различных горячих точках после развала СССР – это уже всем известно. Воевали и в Приднестровье, и в Абхазии, в Сербии… Во время Чеченских войн были казачьи части, которые воевали в составе Федеральных войск. Это было что-то вроде ополчения.
На прошедшем этим летом Крестном ходу из Вышгорода в Боголюбово я встретил казачьего старшину, подхорунжего, командовавшего минометной батареей во время первой Чеченской кампании именно в составе казачьего батальона. Это были добровольцы, нерегулярные части, терские казаки. Они защищали свою землю.
Сейчас казаков стараются привлечь и к службе в регулярной армии. Во-первых, путем призыва казачьей молодежи для прохождения службы в специально выделенных для этого воинских соединениях. У нас всего 11 воинских соединений на 11 войсковых казачьих обществ, которые должны комплектоваться по преимуществу воспитанниками этих обществ. Это, к примеру, 4-я Отдельная гвардейская танковая Кантемировская бригада имени Ю.В. Андропова, 7-я гвардейская Краснознаменная ордена Кутузова III степени Десантно-Штурмовая Дивизия (горная), 33-я отдельная разведывательная бригада (горная) и другие.
Второе: государство предлагает казакам службу по контракту в этих же самых частях и подразделениях. Третье: государство предлагает казачьим обществам направлять своих воспитанников в военные училища с тем, чтобы по получении диплома они приходили в эти подразделения офицерами. Следующее: сейчас рассматривается законопроект о резерве Вооруженных Сил. Резерв отличается от запаса тем, что запас – это люди, которые привлекаются только на случай войны и на принудительной основе. Резерв же – это те, кто добровольно берут на себя обязательства в случае необходимости по тревоге получить оружие и выступить на защиту. За это они получают некоторые льготы или даже оплату от государства, но при этом должны регулярно определенное время посвящать военной подготовке и собираться на месячные сборы в полевые лагеря. И из казаков планируют формировать резерв Вооруженных Сил, они будут при необходимости призываться для развертывания новых соединений – мотострелковых бригад, в каждом военном округе должно быть по две таких бригады, а также военизированных подразделений для местной обороны, – это в каждой области, в каждом субъекте Федерации будет по несколько батальонов. Они привлекаются к охране баз хранения оружия и боевой техники, откуда будут вооружаться вот эти мобилизуемые части, ну и, собственно, к мероприятиям по развертыванию, воинскому учету, оповещению, охране…
– То есть государство пытается…
Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ
Окончание следует
...<-назад в раздел