«Мы не мудрее Святых Отцов»
О безрассудном послушании
Насколько верным, настолько же и недостаточным, ущербным является слово Вселенского Патриарха, в котором он отметил важность послушания монахов без рассуждения, однако для него существует и некое необходимое условие, которого он не коснулся: правильность веры (ἡ ὀρθότητα τῆς Πίστεως)
Когда игумен или пастырь Церкви не правит слово истины, то монах или простой верующий не просто имеет право, но и крайне важно, чтобы воспротивиться, утверждая истину.
Преподобный Симеон Новый Богослов дает характерное наставление в своем духовном завещании: «В действительности же, в вопросах, где не замечается нарушения заповеди Божией, или апостольских правил, или постановлений, вам необходимо проявлять послушание во всем, и вы должны повиноваться ему (игумену) как Господу. Однако когда существует опасность преступления против Евангелия Христа и законов Его Церкви, вам не только не следует ему повиноваться, когда он вас станет убеждать и отдавать приказание, ни даже и ангелу, если бы внезапно сошел он с неба, благовествуя вам не то, что благовествовали самовидцы Слова».
Святой Иоанн Лествичник, слова которого г-н Варфоломей использовал для подкрепления самого себя — в противовес нашего непослушания, говорит: «В том, кто совокупляется со смирением, не бывает следа ненависти, не вида прекословия, ни вони непокорства, разве только где дело идет о вере».
Это и есть ответ монашества — Константинополя и иного — на вопрос о послушании без рассуждения (τῆς ἀδιακρίτου ὑπακοῆς), которое представил в одномерном и выборочном варианте Вселенский Патриарх.
Существуют, конечно же, как плохое, так и святое послушание и непослушание, как это вытекает из святоотеческих свидетельств протопресвитера о. Феодора Зисиса, почетный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета, приведенных им в соответствующей работе.
Даже послушание, согласно Священному Писанию, цитату из которого представил г-н Варфоломей, «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 17), и что — поскольку апостол Павел и, что - как апостол Павел замечает в другом месте - вы достойны того, чтобы подражать нам вере вашей, «поскольку они неусыпно пекутся о душах ваших» (Евр. 13, 7). К сожалению, если мы станем подражать нашим современным предстоятелям и лидерам, за исключением нескольких случаев, то это приведет нас к пренебрежению и презрению божественных и святых канонов и священных догматов. Тем не менее, в отношении священных канонов истинное соборное суждение высказано такое, что они имеют одинаковую силу и достоинство как и Святое Евангелие, и Священное Писание, поскольку в них выражено согласие - среди многих других свидетельств — как послание Восточных Патриархов 1716-1725 гг.
К сожалению, г-н Варфоломей, следует своим новоявленным мнениям, которые он изложил в своей докторской диссертации о священных канонах, попирает священные каноны Православной Веры, и как это оказалось, делает это уверенно в совместных молитвах и в документах по диалогу. Как могут требовать послушания от других те, которые первыми противятся Главе Церкви?«Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?».
О согласии и мире
Вселенский Патриарх в особенности подчеркнул важность согласия и мира в монашеском братстве. Мы не понимаем, кто дал повод или кто подстрекал специально говорить и специально делать по этому поводу замечание в пребывающей в мире священной обители Великой Лавре. Неужели потому, что там есть монахи, которые неся послушание указаниям Святых, выражают свое недовольство отпадениям церковных лидеров от Православной веры, в то время как в остальном их поведение находится в рамках подобающего проведения и послушания? Однако вековое мышление, сознание Церкви состоит в том, что церковный мир и согласие разрушаются ораторами - «новыми демонами», а не защищающими Предание, как об этом говорит апостол Павел: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» и «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение».
Преподобный Феодор Студит говорит в словах, которые настолько соответствуют тем, которые смущают Церковь: «Мы, почтенный, не отщепенцы от Церкви Божьей; да не случится этого с нами никогда!...Производить смятения и отделяться от той, которая поистине не имеет никакой скверны или порока (Еф.5:27), как в предметах веры, так и в отношении к постановленным правилам от начала века и до сих пор, свойственно тем, вера которых извращена и жизнь проводится вопреки канонам и законам... Поэтому знай, что у нас не отделение от Церкви, но защита Истины, оправдание божественных законов; а иное, как сказала честность твоя, было бы нарушением истины и извращением правил...»
Но и преподобный Афанасий Афонский также был использован Патриархом в качестве свидетельства, но кроме призывов к послушанию, он очень выразительно подчеркивает, что монахам-лавриотам не следует делать различие между собой и приходящими монахами как«чуждепостриженными» (т. е. в ином месте), делает разъяснение, что для этого предполагается соответствие в вере. Так, отличие монахов заключается не в монастырях, но в добродетели: «Разве может считаться чужим (монах), неинославный,.. пребывающий в тех же здравых догматах, также разве не может соединяться с нами тот, который в своем месте принял обет и принял схиму?... как же тогда мы повсюду суть являющиеся от единого Христа, разве мы не имеем эту же благодать и единую матерь Святую Божию Церковь, ее веру и один обет, не имейте ссоры и брани у себя, и не называйте чужим такого монаха, живущего, и только предпочитайте добродетель».
Следовательно прп. Афанасий знает из Священного Предания о твердой экклесиологической позиции, что прежде послушания и согласия требуется заверение и убежденность в Православии братства и предстоятелей, предмет, который самым ясным образом разъяснен и конечно же общеизвестен в монашестве царствовавшего града Константинополя.
Об осуждении предстоятелей
О том, что осуждение является страшным грехом, нам говорит все церковное Предание. Однако, поскольку добродетель является средством и ведет к частным и детальным сторонам равновесия, существуют в главной добродетели исключения во избежание осуждения. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в вопросах веры дозволяется и критика, и осуждение предстоятелей, несмотря на то, что это запрещается в вопросах нравственности: «Итак, почему Павел говорит «Повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся? Потому что, поскольку несколько ранее он сказал «их же изирающе на скончание жительства, подражайте вере»; а потом и говорит«повинуйтесь наставникам вашим и покаряйтеся». Что же скажешь, когда (начальник) нехорош, - тогда не нужно повиноваться ему? Нехорошо, - в каком смысле? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба... Но недостатки касательно веры неявны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить других. Также слова «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), относятся к жизни, а не к вере»
.
Преподобный Анастасий Синайский, когда он пишет против осуждения, в особенности пастырей, делает замечание касательно вопросов веры: «Одно это исследование и изучение сокрытого. Необходимо познать самого себя, понять, что всякий выше тебя и предоставит суд праведному Судии. Во всяком случае, священник должен не ошибаться в догматах в отношении Бога, однако в остальном тебе не надо быть судией» Св. Мелетий Галисиот также в своем послании Алфавитарионе, собрав все церковное учение, пишет и касательно осуждения догматических ошибок клириков: «Однако же, друг мой, в отношении священников, хотя их и видишь что-то делающих беззаконно, однако, кроме разве ереси, поклонись им и почти их как служителей Христовых с тем, чтобы те, смягчаемые ради благодати обрели бы у Творца скорое услышание их собственных молений».
Сказано на собрании клириков и мирян
перевод «Православного Апологета», декабрь 2011г.
...<-назад в раздел