Среда, 26 Сентября 2018 г.
Духовная мудрость

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Сщмч. Андроник Пермский о последних временах
Масонство <...> открыто гонит Христианство из жизни <...> и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних «свобод»: цель их – погибель Православия на Руси.
Сщмч. Андроник Пермский о последних временах

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

В кулуарах

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Православие – это не игры в благочестие, а жесточайшая, смертельная борьба: «Мучение Любви» архим. Лазаря (Абашидзе)
В книге отца Лазаря «Мучение Любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ПОСЛУШАНИЕ — ПУТЬ К СТЯЖАНИЮ СМИРЕНИЯ 09.01.2012
ПОСЛУШАНИЕ — ПУТЬ К СТЯЖАНИЮ СМИРЕНИЯ

Окончание. начало см. здесь

Отец Виктор, что такое послушание? Насколько важна эта добродетель для монашествующих? Что Вы думаете об опасности ложного послушания вышестоящим – по человекоугодию, из страха за место, из желания получить какие-либо блага?

– Послушание – это один из обетов монаха, его долг. В то же время послушание – это путь к стяжанию смирения. Если новоначальный отдает себя в послушание старцу, достигшему духовного совершенства и стяжавшему благодать Святаго Духа, то он обязан его слушаться как Бога, без рассуждения. Тогда Господь через старца управит его ко спасению. Через нерассуждающее послушание он усвоит себе благодатный дух своего наставника и его духовные дарования.

Но таких старцев сейчас единицы, и они скрывают себя. Если же отдать себя в нерассуждающее послушание лжестарцу, одержимому различными страстями и лукавством, то и усвоишь себе эти страсти и лукавство. Чтобы не случилось такого духовного падения, желающему идти по монашескому пути в современной России нужна большая осторожность и терпение. Не стоит сразу доверяться первому встретившемуся иеромонаху, игумену, схиигумену или даже схиархимандриту. Не всегда высокий сан есть признак духовной опытности, особенно в наше время. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал выбирать себе духовного руководителя следующим образом: не искать чудотворцев и прозорливцев, а читать писания Святых Отцов и смотреть, как учит пастырь. Если он учит согласно святоотеческому учению и сам старается ему следовать, то этого пастыря можно избрать своим наставником. Если же он, даже обладая высоким саном, дерзает учить противному Святым Отцам, тогда не следует его слушаться, но надо держаться от него подальше. Даже проявляя послушание своему духовному руководителю, следует сверять его советы с учением святоотеческим. И если увидишь разногласия, то у тебя есть право последовать совету богомудрых Отцов. Если же духовник твой не советует ничего плохого и несогласного со Словом Божиим и с учением Святых Отцов, то необходимо слушаться его. Иначе не будет духовного преуспеяния.

 

– В каких случаях монах может ослушаться настоятеля? Как быть, если монаха принуждают поступать против совести, например, идти на выборы, брать новые документы, молиться вместе с инославными?

– Во внешних делах, если они не противны заповедям Божиим и законодательству Церкви, необходимо проявлять послушание. Если же настоятель проповедует ересь или заставляет участвовать в процессе глобализации, в иных делах тьмы, то у монаха есть духовная свобода не исполнять этого. В первом случае он может даже покинуть монастырь: Святые Отцы предоставляют ему такое право. Если же ереси нет, а монаха лишь принуждают к чему-то греховному, то Господь не осудит его, если он не последует этому. Только у такого монаха будет много скорбей. Но, как говорит Спаситель, многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное.

– Какими качествами должен обладать настоятель или настоятельница православного монастыря? Насколько зависит жизнь обители от духа, характера, способностей настоятеля?

– Настоятель или настоятельница в первую очередь сами должны вести правильную духовную жизнь. Они должны быть опытны в духовной брани, а также в житейских делах – уметь организовать строительные и сельскохозяйственные работы. Это касается настоятелей общежительных монастырей. А для настоятелей пустынных общин, в первую очередь, конечно же, необходимо преуспеяние в молитвенном делании и многая опытность в преодолении искушений от бесов и людей. Для тех и других важна добродетель любви и снисходительности к ближним, но при этом нужны и благоразумная строгость и требовательность.

В жизнеописании великого грузинского старца блаженного архимандрита Гавриила (Ургебазде) есть такой интересный момент, который тоже послужит ответом на Ваш вопрос. Однажды блаженный взял таз и велел сестрам помыть в нем руки. В тазу образовалась грязная вода, и старец приказал выпить эту воду одной монахине, что та безпрекословно исполнила. Тогда все поняли, что она будет настоятельницей монастыря. Эта притча старца Гавриила образно показывает, насколько тяжел крест настоятельский – настоятель несет на себе все немощи подчиненных, подчас пьет от них воду поруганий, бывает, подвергается очернению от клеветников. Вот почему преподобный Амвросий, Старец Оптинский, говаривал: «Монаху нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз».

Если же настоятель необходимыми качествами не обладает, и в обители нет ни одного духовно опытного наставника, имеет ли смысл жить в таком монастыре? Там люди гибнут духовно, а иногда и физически.

– Что Вы можете сказать о духовном окормлении в монастырях?

– Монахи сейчас спасаются, кто как может. Хорошо тем, у кого в обители есть старчество. А там, где его нет, у некоторых иноков есть возможность по послушанию или по болезни часто выезжать из монастыря, и они этим пользуются для общения со старцами из других обителей и таким образом идут путем послушания старцу.

Другие спасаются, читая наставления святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорил, что в последние времена монахи будут духовно руководствоваться святоотеческими писаниями при осторожном совете, заимствованном от современных отцов и братий.

 

– Кто должен заниматься духовным окормлением в женских обителях? Может ли монахиня иметь духовного отца за пределами своей обители?

– В женских монастырях обязанность духовного окормления разделена между старицей, духовником и настоятельницей. Общее духовное руководство осуществляет настоятельница. Смущения и помыслы необходимо открывать старице. В грехах надо каяться на исповеди. Если в обители по каким-то причинам нельзя найти правильного духовного руководства, то при возможности надо искать духовного руководителя в другом монастыре или храме.

– Что Вы думаете о существующей во многих обителях проблеме взаимоотношений старших и младших по возрасту?

– О необходимости подчинения младших старшим говорит нам заповедь Божия: «Чти отца и матерь твою». По объяснению святителя Филарета Московского, она определяет отношение не только к родителям и родным, но и ко всем старшим. И это правильно. Даже если иногда старшие не правы в частности, то надо потерпеть, понести их немощь. Мы тоже когда-нибудь повзрослеем и постареем. И тогда мы будем нуждаться в уважении и помощи младших наших братий и сестер. Потому сейчас надо по мере сил и возможностей послужить старшим ради Христа.

– Можно ли, на Ваш взгляд, монаху в благих целях пользоваться сотовым телефоном и интернетом?

– На Афоне этот вопрос обсуждал Кинот, который запретил монахам пользоваться интернетом. Мы же, грешные, соприкасаясь с миром, иногда имеем необходимость им пользоваться. Но это можно устроить и через мирских людей, поручив им собирать нужную информацию. Монаху же иметь свободный доступ в интернет не полезно, так как там сосредоточены все соблазны, которые он оставил, уйдя из мира.

Что касается сотового телефона, то пользоваться им с благоразумной осторожностью можно. Иногда далеко находишься от своего духовного руководителя, а остро нуждаешься в его совете. В таком случае мобильные выручают. Но не следует забывать и об их недостатках. Все переговоры по сотовой связи прослушиваются и записываются. При помощи телефона можно определить место нахождения человека. Кроме того, излучение, исходящее от аппарата, может вызвать рак. Некоторые молитвенники, достигшие высоких степеней молитвы, замечали, что включенный телефон мешает молитве. Потому они, когда собираются молиться, вынимают из него батарею. Монах должен быть внутренне готов без сожаления выбросить свой сотовый телефон.

 

– В каких случаях, по каким причинам возможен уход из обители?

– Уходить можно лишь в том случае, если настоятель проповедует ересь. При других обстоятельствах, если тебя не выгоняют, или выгоняют за грех, уходить не следует. Надо просить прощения и стараться исправиться.

 

– Какова, на Ваш взгляд, роль монашества в нашем Отечестве? Ф.М. Достоевский писал, что спасение России придет из иноческой кельи. А как считаете Вы?

– «Нет большего героизма, чем монашество», – говорит блаженный старец Гавриил (Ургебадзе). В монастыри идут самые образованные, самые одаренные в различных областях личности. Например, в нашем монастыре есть и кандидаты наук, и выпускники московских вузов, таких как МГУ и др. Есть спортсмены высокого класса – кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, есть ветераны локальных войн, ветераны спецназа. Правильное духовное руководство может из этих мирских героев сделать героев духа, воспитать подлинных подвижников и даже, возможно, старцев. А как говорил преподобный Серафим Саровский, спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. В этом смысле верны слова Достоевского.

 

– Каким Вы видите будущее русского монашества и России?

– Вижу будущее глазами наших великих пророков – святого праведного Иоанна Кронштадтского и архиепископа Феофана Полтавского. Первый говорил: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

А владыка Феофан писал: «В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место... Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится».

Исходя из этих пророчеств, будущее русского монашества, особенно общежительного, может значительно улучшиться в том плане, что оно получит больше возможностей жить в согласии с требованиями Закона Божия, церковного законодательства и монашеских уставов. Хотя в любое, даже мирное время у монаха всегда идет брань с духами злобы поднебесными.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

Источник: газета "Православный Крест"


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Такое попрание канонов повлечет за собой нарушение и догматов: Свт. Серафим (Соболев) о второбрачии духовенства

В 1945 г. в Софию приезжал Псковский и Порховский архиеп. Григорий. Он говорил, что его посетила группа болгарских священников, которые хотели реформ в Болгарской Церкви. Владыка сказал им: «Все ваши реформы сводятся к одному – второбрачию священников. Оставьте это. Этой болезнью болела и наша Русская Церковь. Это не принесло ничего, кроме больших и абсолютно безполезных церковных потрясений»


Школьникам можно сдавать ГИА-9 без согласия на обработку персональных данных: Разъяснительный ответ Рособрнадзора

В соответствии с разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.03.2015 №02-91 для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, ГИА-9 может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы... Экзамен проводится в штатном режиме за исключением того,...


«Расцениваю это как объявление религиозной войны»: Священноначалие РПЦ признало, наконец, угрозу восточного папизма

Первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты России, профессор философского факультета МГУ Александр Щипков в эксклюзивном интервью РИА Новости прокомментировал последние действия Константинопольского...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Современное образование = расчеловечивание: Беседа с Л.А. Рябиченко о цифровизации школ, борьбе и отговорках

В связи с началом учебного года актуальна тема образования. В первый день занятий одна православная мама девятиклассницы из Москвы прислала мне ошеломляющее фото: мальчик с хвостиком на затылке стоит около огромного сенсорного экрана, заменившего классную доску. Комментарий: «Теперь так выглядит ученик...


Предательством Царя утрачена связь с Богом: Беседа с наместником Никандровой пустыни архим. Спиридоном (Иващенко)

...Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи – Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко)...


Конец эпохи «церковного менеджерства»: Экуменическая дипломатия привела Русь к новой эпохе мученичества и исповедничества

Оказалось, что эта самая дипломатия и менеджмент совсем неэффективны. Во многом именно они и привели Русь к неслыханной духовной катастрофе. Тот же папа Римский, коего патриарх Кирилл дипломатически называл своим «братом», как оказалось, давно готовил небывалого масштаба раскол Русской Церкви и всего...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100