Вторник, 18 Декабря 2018 г.
Духовная мудрость

Прп. Иустин о соборе
Если такой собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ.
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском соборе»

Преп. Варсонофий Оптинский об общении с еретиками
Не имейте духовного общения с неверующими и еретиками; если бы они были даже ваши близкие родные и тогда оставьте их. Вы можете за них только молиться.
Преп. Варсонофий Оптинский

Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»
Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?
Свт. Иоанн Златоуст об «иудейско-христианском диалоге»

Свт. Игнатий о ереси
Вы говорите: «Еретики – те же христиане». Откуда Вы это взяли? Если только кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о «межхристианском» экуменизме

Прп.Паисий об инославных
В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия.
Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Пора сказать правду о «русском» мате: Еп. Митрофан о духовных истоках этой национальной беды
Исследование епископа Митрофана (Баданина) посвящено серьезной проблеме в современном духовном состоянии нашего народа и его вооруженных сил. Речь идет о мате, о духовных истоках этой беды, о древних языческих корнях русского мата, его магической энергетике и о необходимости возвращения к истинным духовным ценностям нашего народа… 

Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении
Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, безпрерывным. И, тем не менее...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ПОСЛУШАНИЕ — ПУТЬ К СТЯЖАНИЮ СМИРЕНИЯ 09.01.2012
ПОСЛУШАНИЕ — ПУТЬ К СТЯЖАНИЮ СМИРЕНИЯ

Окончание. начало см. здесь

Отец Виктор, что такое послушание? Насколько важна эта добродетель для монашествующих? Что Вы думаете об опасности ложного послушания вышестоящим – по человекоугодию, из страха за место, из желания получить какие-либо блага?

– Послушание – это один из обетов монаха, его долг. В то же время послушание – это путь к стяжанию смирения. Если новоначальный отдает себя в послушание старцу, достигшему духовного совершенства и стяжавшему благодать Святаго Духа, то он обязан его слушаться как Бога, без рассуждения. Тогда Господь через старца управит его ко спасению. Через нерассуждающее послушание он усвоит себе благодатный дух своего наставника и его духовные дарования.

Но таких старцев сейчас единицы, и они скрывают себя. Если же отдать себя в нерассуждающее послушание лжестарцу, одержимому различными страстями и лукавством, то и усвоишь себе эти страсти и лукавство. Чтобы не случилось такого духовного падения, желающему идти по монашескому пути в современной России нужна большая осторожность и терпение. Не стоит сразу доверяться первому встретившемуся иеромонаху, игумену, схиигумену или даже схиархимандриту. Не всегда высокий сан есть признак духовной опытности, особенно в наше время. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал выбирать себе духовного руководителя следующим образом: не искать чудотворцев и прозорливцев, а читать писания Святых Отцов и смотреть, как учит пастырь. Если он учит согласно святоотеческому учению и сам старается ему следовать, то этого пастыря можно избрать своим наставником. Если же он, даже обладая высоким саном, дерзает учить противному Святым Отцам, тогда не следует его слушаться, но надо держаться от него подальше. Даже проявляя послушание своему духовному руководителю, следует сверять его советы с учением святоотеческим. И если увидишь разногласия, то у тебя есть право последовать совету богомудрых Отцов. Если же духовник твой не советует ничего плохого и несогласного со Словом Божиим и с учением Святых Отцов, то необходимо слушаться его. Иначе не будет духовного преуспеяния.

 

– В каких случаях монах может ослушаться настоятеля? Как быть, если монаха принуждают поступать против совести, например, идти на выборы, брать новые документы, молиться вместе с инославными?

– Во внешних делах, если они не противны заповедям Божиим и законодательству Церкви, необходимо проявлять послушание. Если же настоятель проповедует ересь или заставляет участвовать в процессе глобализации, в иных делах тьмы, то у монаха есть духовная свобода не исполнять этого. В первом случае он может даже покинуть монастырь: Святые Отцы предоставляют ему такое право. Если же ереси нет, а монаха лишь принуждают к чему-то греховному, то Господь не осудит его, если он не последует этому. Только у такого монаха будет много скорбей. Но, как говорит Спаситель, многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное.

– Какими качествами должен обладать настоятель или настоятельница православного монастыря? Насколько зависит жизнь обители от духа, характера, способностей настоятеля?

– Настоятель или настоятельница в первую очередь сами должны вести правильную духовную жизнь. Они должны быть опытны в духовной брани, а также в житейских делах – уметь организовать строительные и сельскохозяйственные работы. Это касается настоятелей общежительных монастырей. А для настоятелей пустынных общин, в первую очередь, конечно же, необходимо преуспеяние в молитвенном делании и многая опытность в преодолении искушений от бесов и людей. Для тех и других важна добродетель любви и снисходительности к ближним, но при этом нужны и благоразумная строгость и требовательность.

В жизнеописании великого грузинского старца блаженного архимандрита Гавриила (Ургебазде) есть такой интересный момент, который тоже послужит ответом на Ваш вопрос. Однажды блаженный взял таз и велел сестрам помыть в нем руки. В тазу образовалась грязная вода, и старец приказал выпить эту воду одной монахине, что та безпрекословно исполнила. Тогда все поняли, что она будет настоятельницей монастыря. Эта притча старца Гавриила образно показывает, насколько тяжел крест настоятельский – настоятель несет на себе все немощи подчиненных, подчас пьет от них воду поруганий, бывает, подвергается очернению от клеветников. Вот почему преподобный Амвросий, Старец Оптинский, говаривал: «Монаху нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз».

Если же настоятель необходимыми качествами не обладает, и в обители нет ни одного духовно опытного наставника, имеет ли смысл жить в таком монастыре? Там люди гибнут духовно, а иногда и физически.

– Что Вы можете сказать о духовном окормлении в монастырях?

– Монахи сейчас спасаются, кто как может. Хорошо тем, у кого в обители есть старчество. А там, где его нет, у некоторых иноков есть возможность по послушанию или по болезни часто выезжать из монастыря, и они этим пользуются для общения со старцами из других обителей и таким образом идут путем послушания старцу.

Другие спасаются, читая наставления святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорил, что в последние времена монахи будут духовно руководствоваться святоотеческими писаниями при осторожном совете, заимствованном от современных отцов и братий.

 

– Кто должен заниматься духовным окормлением в женских обителях? Может ли монахиня иметь духовного отца за пределами своей обители?

– В женских монастырях обязанность духовного окормления разделена между старицей, духовником и настоятельницей. Общее духовное руководство осуществляет настоятельница. Смущения и помыслы необходимо открывать старице. В грехах надо каяться на исповеди. Если в обители по каким-то причинам нельзя найти правильного духовного руководства, то при возможности надо искать духовного руководителя в другом монастыре или храме.

– Что Вы думаете о существующей во многих обителях проблеме взаимоотношений старших и младших по возрасту?

– О необходимости подчинения младших старшим говорит нам заповедь Божия: «Чти отца и матерь твою». По объяснению святителя Филарета Московского, она определяет отношение не только к родителям и родным, но и ко всем старшим. И это правильно. Даже если иногда старшие не правы в частности, то надо потерпеть, понести их немощь. Мы тоже когда-нибудь повзрослеем и постареем. И тогда мы будем нуждаться в уважении и помощи младших наших братий и сестер. Потому сейчас надо по мере сил и возможностей послужить старшим ради Христа.

– Можно ли, на Ваш взгляд, монаху в благих целях пользоваться сотовым телефоном и интернетом?

– На Афоне этот вопрос обсуждал Кинот, который запретил монахам пользоваться интернетом. Мы же, грешные, соприкасаясь с миром, иногда имеем необходимость им пользоваться. Но это можно устроить и через мирских людей, поручив им собирать нужную информацию. Монаху же иметь свободный доступ в интернет не полезно, так как там сосредоточены все соблазны, которые он оставил, уйдя из мира.

Что касается сотового телефона, то пользоваться им с благоразумной осторожностью можно. Иногда далеко находишься от своего духовного руководителя, а остро нуждаешься в его совете. В таком случае мобильные выручают. Но не следует забывать и об их недостатках. Все переговоры по сотовой связи прослушиваются и записываются. При помощи телефона можно определить место нахождения человека. Кроме того, излучение, исходящее от аппарата, может вызвать рак. Некоторые молитвенники, достигшие высоких степеней молитвы, замечали, что включенный телефон мешает молитве. Потому они, когда собираются молиться, вынимают из него батарею. Монах должен быть внутренне готов без сожаления выбросить свой сотовый телефон.

 

– В каких случаях, по каким причинам возможен уход из обители?

– Уходить можно лишь в том случае, если настоятель проповедует ересь. При других обстоятельствах, если тебя не выгоняют, или выгоняют за грех, уходить не следует. Надо просить прощения и стараться исправиться.

 

– Какова, на Ваш взгляд, роль монашества в нашем Отечестве? Ф.М. Достоевский писал, что спасение России придет из иноческой кельи. А как считаете Вы?

– «Нет большего героизма, чем монашество», – говорит блаженный старец Гавриил (Ургебадзе). В монастыри идут самые образованные, самые одаренные в различных областях личности. Например, в нашем монастыре есть и кандидаты наук, и выпускники московских вузов, таких как МГУ и др. Есть спортсмены высокого класса – кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, есть ветераны локальных войн, ветераны спецназа. Правильное духовное руководство может из этих мирских героев сделать героев духа, воспитать подлинных подвижников и даже, возможно, старцев. А как говорил преподобный Серафим Саровский, спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. В этом смысле верны слова Достоевского.

 

– Каким Вы видите будущее русского монашества и России?

– Вижу будущее глазами наших великих пророков – святого праведного Иоанна Кронштадтского и архиепископа Феофана Полтавского. Первый говорил: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

А владыка Феофан писал: «В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место... Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится».

Исходя из этих пророчеств, будущее русского монашества, особенно общежительного, может значительно улучшиться в том плане, что оно получит больше возможностей жить в согласии с требованиями Закона Божия, церковного законодательства и монашеских уставов. Хотя в любое, даже мирное время у монаха всегда идет брань с духами злобы поднебесными.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

Источник: газета "Православный Крест"


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Спецназ Ватикана в недрах Православия: В.Н. Крупин о возрождении деятельности католического Ордена иезуитов в России с 90-х годов

Мы привыкли относить иезуитов к средним векам. Выражения “иезуитски пронырлив, расчетлив”, “иезуитская хитрость” кажутся нам пришедшими из романов прошлых веков. Как и киношные черные плащи и куртки, и шляпы с загнутыми сбоку полями. Между тем нет ничего живее и живучее Ордена иезуитов. И заметка в “Известиях”...


Впервые в мире: Власти России наносят сокрушительный удар по личному и государственному суверенитету

Преобразование традиционного человеческого общества в общество «цифровое» будет иметь непоправимые последствия! За бурным потоком информационных сообщений, связанных с последними политическими и церковно-общественными событиями, большинство граждан совершенно не видит самого главного – надвигающейся на всех и каждого системы беспросветного цифрового рабства...


Переворот: Правительство готовится передать власть Сбербанку (+ОБРАЩЕНИЕ)

16 ноября 2018 года многие издания и информационные агентства продублировали впервые опубликованную в «Известиях» статью «Паспорт без переплат: Сбербанк готов выдавать электронный документ», в которой говорилось: «Сбербанк готов выдавать в своих отделениях с функцией госуслуг электронные паспорта...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Сегодня массированной атаке подвергается Православие, Царь, государство, народ, семья: Беседа с главредом РИА «Катюша» А.Б. Цыгановым

Беседа с  главным редактором православно-патриотического СМИ РИА «Катюша» а также сопредседателем Координационного совета патриотических сил Санкт-Петербурга и области, сопредседателем Гражданского комитета возрождения науки и образования, руководителем экспертного совета Общественного уполномоченного по защите семьи, многодетным отцом Андреем Борисовичем Цыгановым...


Возрождение Русского духа, казачества, через него – Монархии: Беседа с о. Василием Извековым, племянником патриарха Пимена (+ВИДЕО)

Рубрику «Год Царской Голгофы» продолжает беседа со свидетелем и преемником уникального опыта Церкви исповеднической, хранившей и возжигавшей пламень веры в эпоху безбожного гнета, племянником четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1971–1990) протоиереем Василием Извековым...


Чтобы Русь стала Святой: Рано или поздно, но каждый окажется перед выбором – остаться верным или предать

Сегодня в рубрике «Год Царской Голгофы» своими размышлениями о ситуации в Церкви и стране и чаемом воскресении Руси делится протоиерей Алексий, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца на погосте Камно под Псковом...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100