Среда, 25 Ноября 2020 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий об экуменистах 2
Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Прп. Паисий Святогорец

сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии
Если вы из дела Христова выкидываете, в силу своего маловерия и рассудочности, борьбу с дьяволом и победу над ним, то вы уничтожаете силу христианства. Вы низводите тогда Христа на роль возвышенного моралиста, учившего добру и только. И если вы в свою жизнь, как христиане, не введете борьбу с дьяволом, то вы – мертвецы в христианстве. Оно вам ничего не дает, и будете вы холодные, пустые, сонные, скучные, ничего не получающие от Христа и Церкви.
Сщмч. Григорий (Лебедев) об апостасии

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

митр.Иоанн: экуменизм и нацбезопасность
Если это пагубное ослепление возобладает в России, то будет не только безнадежно повреждена чистота православной веры. Под вопросом окажется сама возможность возрождения русской государственности.
Митр. Иоанн (Снычев) о ереси экуменизма

Прп. Паисий Святогорец о гностиках +

Некоторые современные «гностики» пеленают своих духовных чад, как младенцев, якобы для того, чтобы те не волновались. «Это неважно, – говорят они, – ничего страшного, лишь бы вы имели веру внутри себя». Или же причитают: «Не говорите вы на эту тему – об удостоверениях, о печати, чтобы люди не волновались!» Тогда как, говори они людям: «Давайте постараемся жить более духовно, быть близ Христа и ничего не бояться, ведь самое большее – мы станем мучениками», они бы хоть как-то готовили их к грядущим трудностям. Узнав истину, человек задумается и отрясет с себя сон...

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Наш выход в единстве
Сегодня гость нашего издания – известный болгарский политик, писатель, и публицист Пламен Пасков. В 2016 году на президентских выборах в Болгарии он был одним из кандидатов на этот высокий пост. Интересно, что по профессии он ветеринар, но в последние годы стал широко известен именно как политик и убежденный сторонник Русского мира, последовательно защищающий интересы простых людей.

«Православная вера – главный помощник»
Александр Валерьевич Погорелов – человек широко известный, ветеран спорта, в послужном списке которого множество высоких достижений, званий и наград. Недавно наш корреспондент повстречался с Александром Погореловым – заслуженным мастером спорта, многократным чемпионом мира по кикбоксингу и тайскому боксу, основателем собственной школы бокса в Москве. Он любезно согласился уделить нам время и ответить на вопросы «ПК».

О ложном страхе последних времен
Сегодня, когда у нас на глазах совершается массовый отход людей от веры, призывающее слово священника становится особенно важным. Поэтому мы продолжаем публиковать беседы с пастырями, кому Богом вверено попечение о спасении душ человеческих. Гость этого номера – отец Александр, духовно опытный, ревностный священник, который уже сорок лет служит Церкви и неуклонным путем ведет свою паству к Богу.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ПОСЛУШАНИЕ — ПУТЬ К СТЯЖАНИЮ СМИРЕНИЯ 09.01.2012
ПОСЛУШАНИЕ — ПУТЬ К СТЯЖАНИЮ СМИРЕНИЯ

Окончание. начало см. здесь

Отец Виктор, что такое послушание? Насколько важна эта добродетель для монашествующих? Что Вы думаете об опасности ложного послушания вышестоящим – по человекоугодию, из страха за место, из желания получить какие-либо блага?

– Послушание – это один из обетов монаха, его долг. В то же время послушание – это путь к стяжанию смирения. Если новоначальный отдает себя в послушание старцу, достигшему духовного совершенства и стяжавшему благодать Святаго Духа, то он обязан его слушаться как Бога, без рассуждения. Тогда Господь через старца управит его ко спасению. Через нерассуждающее послушание он усвоит себе благодатный дух своего наставника и его духовные дарования.

Но таких старцев сейчас единицы, и они скрывают себя. Если же отдать себя в нерассуждающее послушание лжестарцу, одержимому различными страстями и лукавством, то и усвоишь себе эти страсти и лукавство. Чтобы не случилось такого духовного падения, желающему идти по монашескому пути в современной России нужна большая осторожность и терпение. Не стоит сразу доверяться первому встретившемуся иеромонаху, игумену, схиигумену или даже схиархимандриту. Не всегда высокий сан есть признак духовной опытности, особенно в наше время. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал выбирать себе духовного руководителя следующим образом: не искать чудотворцев и прозорливцев, а читать писания Святых Отцов и смотреть, как учит пастырь. Если он учит согласно святоотеческому учению и сам старается ему следовать, то этого пастыря можно избрать своим наставником. Если же он, даже обладая высоким саном, дерзает учить противному Святым Отцам, тогда не следует его слушаться, но надо держаться от него подальше. Даже проявляя послушание своему духовному руководителю, следует сверять его советы с учением святоотеческим. И если увидишь разногласия, то у тебя есть право последовать совету богомудрых Отцов. Если же духовник твой не советует ничего плохого и несогласного со Словом Божиим и с учением Святых Отцов, то необходимо слушаться его. Иначе не будет духовного преуспеяния.

 

– В каких случаях монах может ослушаться настоятеля? Как быть, если монаха принуждают поступать против совести, например, идти на выборы, брать новые документы, молиться вместе с инославными?

– Во внешних делах, если они не противны заповедям Божиим и законодательству Церкви, необходимо проявлять послушание. Если же настоятель проповедует ересь или заставляет участвовать в процессе глобализации, в иных делах тьмы, то у монаха есть духовная свобода не исполнять этого. В первом случае он может даже покинуть монастырь: Святые Отцы предоставляют ему такое право. Если же ереси нет, а монаха лишь принуждают к чему-то греховному, то Господь не осудит его, если он не последует этому. Только у такого монаха будет много скорбей. Но, как говорит Спаситель, многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное.

– Какими качествами должен обладать настоятель или настоятельница православного монастыря? Насколько зависит жизнь обители от духа, характера, способностей настоятеля?

– Настоятель или настоятельница в первую очередь сами должны вести правильную духовную жизнь. Они должны быть опытны в духовной брани, а также в житейских делах – уметь организовать строительные и сельскохозяйственные работы. Это касается настоятелей общежительных монастырей. А для настоятелей пустынных общин, в первую очередь, конечно же, необходимо преуспеяние в молитвенном делании и многая опытность в преодолении искушений от бесов и людей. Для тех и других важна добродетель любви и снисходительности к ближним, но при этом нужны и благоразумная строгость и требовательность.

В жизнеописании великого грузинского старца блаженного архимандрита Гавриила (Ургебазде) есть такой интересный момент, который тоже послужит ответом на Ваш вопрос. Однажды блаженный взял таз и велел сестрам помыть в нем руки. В тазу образовалась грязная вода, и старец приказал выпить эту воду одной монахине, что та безпрекословно исполнила. Тогда все поняли, что она будет настоятельницей монастыря. Эта притча старца Гавриила образно показывает, насколько тяжел крест настоятельский – настоятель несет на себе все немощи подчиненных, подчас пьет от них воду поруганий, бывает, подвергается очернению от клеветников. Вот почему преподобный Амвросий, Старец Оптинский, говаривал: «Монаху нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз».

Если же настоятель необходимыми качествами не обладает, и в обители нет ни одного духовно опытного наставника, имеет ли смысл жить в таком монастыре? Там люди гибнут духовно, а иногда и физически.

– Что Вы можете сказать о духовном окормлении в монастырях?

– Монахи сейчас спасаются, кто как может. Хорошо тем, у кого в обители есть старчество. А там, где его нет, у некоторых иноков есть возможность по послушанию или по болезни часто выезжать из монастыря, и они этим пользуются для общения со старцами из других обителей и таким образом идут путем послушания старцу.

Другие спасаются, читая наставления святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорил, что в последние времена монахи будут духовно руководствоваться святоотеческими писаниями при осторожном совете, заимствованном от современных отцов и братий.

 

– Кто должен заниматься духовным окормлением в женских обителях? Может ли монахиня иметь духовного отца за пределами своей обители?

– В женских монастырях обязанность духовного окормления разделена между старицей, духовником и настоятельницей. Общее духовное руководство осуществляет настоятельница. Смущения и помыслы необходимо открывать старице. В грехах надо каяться на исповеди. Если в обители по каким-то причинам нельзя найти правильного духовного руководства, то при возможности надо искать духовного руководителя в другом монастыре или храме.

– Что Вы думаете о существующей во многих обителях проблеме взаимоотношений старших и младших по возрасту?

– О необходимости подчинения младших старшим говорит нам заповедь Божия: «Чти отца и матерь твою». По объяснению святителя Филарета Московского, она определяет отношение не только к родителям и родным, но и ко всем старшим. И это правильно. Даже если иногда старшие не правы в частности, то надо потерпеть, понести их немощь. Мы тоже когда-нибудь повзрослеем и постареем. И тогда мы будем нуждаться в уважении и помощи младших наших братий и сестер. Потому сейчас надо по мере сил и возможностей послужить старшим ради Христа.

– Можно ли, на Ваш взгляд, монаху в благих целях пользоваться сотовым телефоном и интернетом?

– На Афоне этот вопрос обсуждал Кинот, который запретил монахам пользоваться интернетом. Мы же, грешные, соприкасаясь с миром, иногда имеем необходимость им пользоваться. Но это можно устроить и через мирских людей, поручив им собирать нужную информацию. Монаху же иметь свободный доступ в интернет не полезно, так как там сосредоточены все соблазны, которые он оставил, уйдя из мира.

Что касается сотового телефона, то пользоваться им с благоразумной осторожностью можно. Иногда далеко находишься от своего духовного руководителя, а остро нуждаешься в его совете. В таком случае мобильные выручают. Но не следует забывать и об их недостатках. Все переговоры по сотовой связи прослушиваются и записываются. При помощи телефона можно определить место нахождения человека. Кроме того, излучение, исходящее от аппарата, может вызвать рак. Некоторые молитвенники, достигшие высоких степеней молитвы, замечали, что включенный телефон мешает молитве. Потому они, когда собираются молиться, вынимают из него батарею. Монах должен быть внутренне готов без сожаления выбросить свой сотовый телефон.

 

– В каких случаях, по каким причинам возможен уход из обители?

– Уходить можно лишь в том случае, если настоятель проповедует ересь. При других обстоятельствах, если тебя не выгоняют, или выгоняют за грех, уходить не следует. Надо просить прощения и стараться исправиться.

 

– Какова, на Ваш взгляд, роль монашества в нашем Отечестве? Ф.М. Достоевский писал, что спасение России придет из иноческой кельи. А как считаете Вы?

– «Нет большего героизма, чем монашество», – говорит блаженный старец Гавриил (Ургебадзе). В монастыри идут самые образованные, самые одаренные в различных областях личности. Например, в нашем монастыре есть и кандидаты наук, и выпускники московских вузов, таких как МГУ и др. Есть спортсмены высокого класса – кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, есть ветераны локальных войн, ветераны спецназа. Правильное духовное руководство может из этих мирских героев сделать героев духа, воспитать подлинных подвижников и даже, возможно, старцев. А как говорил преподобный Серафим Саровский, спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. В этом смысле верны слова Достоевского.

 

– Каким Вы видите будущее русского монашества и России?

– Вижу будущее глазами наших великих пророков – святого праведного Иоанна Кронштадтского и архиепископа Феофана Полтавского. Первый говорил: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

А владыка Феофан писал: «В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место... Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится».

Исходя из этих пророчеств, будущее русского монашества, особенно общежительного, может значительно улучшиться в том плане, что оно получит больше возможностей жить в согласии с требованиями Закона Божия, церковного законодательства и монашеских уставов. Хотя в любое, даже мирное время у монаха всегда идет брань с духами злобы поднебесными.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

Источник: газета "Православный Крест"


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение о незаконности проведения «хэллоуина» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Формально, с внешней стороны “хэллоуин” представляет собой разовое в течение года мероприятие квазикарнавального типа, персонажами которого являются ведьмы, вампиры, монстры, вурдалаки и прочие представители всего того, что в христианской культуре и восприятии христиан называется бесовщиной.


Анализ проекта правительства о «Цифровой образовательной среде» (ЦОС)

Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых»


Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Аюрведа - мерзость Индийская (заметка для крещенных в Православии)

Аюрведа - одна из разновидностей индийской альтернативной медицины, которую часто называют дополнительной ведой (упаведой) Атхарваведы. Вся аюрведическая литература основывается на философии творения санкхья, которая говорит о том, что в мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух).


Церковь и астрология

Сегодня от многих людей и даже от православных верующих можно услышать жуткие вещи, а именно: люди начинают выяснять, кто к какому знаку Зодиака относится; кто из них какой зверь, согласно Китайскому календарю; кто кому подходит по гороскопу, а кто кому - нет. Давайте посмотрим, что Церковь говорит про астрологию, и может ли человек, а особенно тот, который посещает Церковь и причащается, называть себя змеей, овцой, скорпионом и проч...


Семнадцатый год – трагедия России

«Русская революция 1917 года не знает себе равных в мировой истории, – писал митрополит Иоанн (Снычев) в книге “Русская симфония” (СПб., 2004), – ни по грандиозным масштабам, ни по своей жестокости, ни по своей продолжительности, ибо она не кончилась до сих пор. Но несмотря на многодесятилетний опыт безмерных скорбей и невероятных тягот, в большинстве своем мы так и не поняли, что произошло тогда с Россией?


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100