Пятница, 19 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

Преп. Марк Подвижник об обличении ближних
Есть обличение <ближних> по злобе и чувству мести, и есть другое: по страху Божию и <любви к> истине.

Преп. Марк Подвижник

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о ереси
Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... 
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Никодим Святогорец о католиках
Латиняне являются многочисленными еретиками.
Прп. Никодим Святогорец о католиках

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ТИХИЙ СВЕТ «СЕВЕРНОЙ ФИВАИДЫ» 09.07.2012
ТИХИЙ СВЕТ «СЕВЕРНОЙ ФИВАИДЫ»
Железнодорожная станция Вологда I расположена на 494-м километре от Ярославского вокзала Москвы и на 597-м километре от Ладожского вокзала Санкт-Петербурга. В Москве на Ярославском вокзале в дальнюю дорогу нас напутствовал святой великомученик Георгий Победоносец, поражающий дракона: его скульптура в композии с фонтаном установлена на привокзальной площади. На другой день утром мы прибыли в Вологду. Одноэтажное XIX-го столетия вокзальное здание, где в знак памяти и признательности его строителям сохраняется небольшой колокол, сразу же настроило на путешествие в русскую историю. Невдалеке, за железной дорогой, виднелся собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 30-е годы XIX века. В время советской власти он не закрывался, а с 1940-х стал кафедральным собором Вологодской епархии. И хотя в нашем паломническом путешествии он был последним объектом, который мы посетили, однако начнем наш рассказ именно с него.
Главная святыня собора – мощи преподобного Иоасафа Спасо-Каменского (+ 1453 г.). Замечательна история как Спасо-Каменного монастыря, в котором подвизался этот святой угодник Божий, так и житие преподобного Иоасафа.
Однажды Белозерский князь Глеб Василькович, плавая по Кубенскому озеру, попал в бурю. Не чая остаться в живых, он дал обет построить обитель на том месте, куда причалит ладья, если Господу угодно будет сохранить его жизнь. И в день Преображения Господня в 1260 году судно причалило к Каменному острову. Здесь Глеб Василькович обрел двадцать три пустынника, которые уже подвизались на острове и просвещали местных язычников, живших по берегу. Князь повелел построить деревянную церковь в честь праздника, в день которого был спасен, и кельи для монахов, поручив настоятельство в обители старцу Феодору.
Позднее, в XV веке, в обители принял монашество один из Заозерских князей – двадцатилетний Андрей Димитриевич, нареченный в монашестве Иоасафом. Всего восемь лет прожил он в монастыре и богомыслием, внутренней борьбой с греховными помыслами, молитвой и нестяжательностью достиг христианского совершенства. Последнее время своей жизни преподобный подвизался в затворе, занимаясь умным деланием, причащаясь каждое воскресенье Святых Христовых Таин и лишь после этого вкушая пищу – один раз в неделю. Скончался святой двадцати восьми лет, приобщившись Тела и Крови Господних. После смерти его мощи прославились нетлением и чудесами, особенно много было случаев исцелений от лихорадки.
Кстати, Вологодский край – родина другого знаменитого русского исихаста, святителя Игнатия (Брянчанинова) (+1867). Здесь, в родовом имении, в селе Покровское, он появился на свет, здесь же полагал начало своему иноческому подвигу в Новоезерском монастыре у старца архимандрита Феофана (Соколова). Познакомившись затем со старцем Леонидом (Наголкиным) из Александро-Свирского монастыря Олонецкой губернии (ныне прославленным во святых преподобным Львом Оптинским), он последовал за ним в Оптину Пустынь. Оставив Оптинскую обитель по болезни, будущий святитель вернулся на малую родину, поселившись в Семигородной (Седмигорской) в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни Кадниковского уезда, где написал свое знаменитое творение «Плач инока». В феврале 1831 года он был переведен в Глушицкий Сосновецкий монастырь во имя святого Иоанна Предтечи, основанный в том же уезде при реке Глушиц, а в июне 1831 году епископом  Вологодским Стефаном пострижен в монашество в Вологодском кафедральном соборе и оставлен служить при архиерейском доме. Затем святитель Игнатий был назначен строителем в Григориев Пельшемский Лопотов в честь Собора Пресвятой Богородицы монастырь, также находящийся на Вологодчине.
Следует сказать несколько слов о современном состоянии вышеназванных обителей. Спасо-Преображенский монастырь в настоящее время медленно восстанавливается из руин. Время от времени туда приезжают священнослужители и паломники, совершается Литургия. Прилуцкая обитель собирает средства на восстановление Спасо-Каменного монастыря. В обители преподобного Дионисия Глушицкого (+ 1437 г.), где под спудом почивают его святые мощи, а также мощи его ученика, преподобного Амфилохия (+1452 г.), тоже пока нет братии. Пельшемский и Корнилиев-Комельский монастыри разрушены. В обители преподобного Нила Сорского и еще в нескольких монастырях с советских времен и до сих пор, к сожалению, располагается психиатрическая больница, другие используются в качестве колоний и тюрем. Невольно вспоминается меткое наблюдение великого афонского старца схимонаха Паисия (Эзнепидиса) о том, что современные люди оставили храмы и потому наполнили психиатрические больницы. Думается, по этой же причине – из-за отступления от Бога – совершаются и многие преступления.
Но вернемся к святыням кафедрального собора. Через дорогу от него находится часовня, сохранившаяся после уничтожения в советские годы Богородского кладбища. Под спудом в ней почивают мощи святого блаженного Николая Вологодского (+ 1837 г.).
Блаженный Николай (Николай Матвеевич Рынин) родился в 1777 году в купеческой семье. Неизвестно, при каких обстоятельствах он решил взять на себя подвиг юродства, но еще в молодости, отвергнув все соблазны мира, Николай Матвеевич раздал свое имение нуждавшимся и сам как нищий стал скитаться по Вологде. Днем он посещал городские храмы, а ночи проводил в молитвенных бдениях. Зимой и летом в одной и той же одежде с посохом в руках он постоянно переходил с места на место, подолгу живя в Вологде, в Тотьме и Кадникове у своих знакомых и почитателей. Некоторое время блаженный провел в доме для умалишенных. За подвиги юродства ради Христа Господь сподобил его дара прозорливости и чудотворения.
Вот рассказ о блаженном Николае преподобного Пимена Угрешского (+ 1880 г.), уроженца Вологды, проведшего детство и юность при храме святителя Николая в Глинках, который находится на другой стороне железной дороги, неподалеку от кафедрального собора: «Рынин был из Вологодского купечества, лет с лишком сорока, высокий, с длинными растрепанными волосами и черной бородой. Говорил отрывисто, скороговоркой, густым, хриплым басом. Рынин ходил по комнате, был в веселом расположении духа, встретил вошедших с посохом в руке и, постукивая им по полу, повторял неоднократно: „Никола никуда не ходит, Никола никуда не ходит“». Впоследствии преподобный Пимен вспомнил пророчество блаженного и, сверив со своей жизнью, убедился в его правоте: действительно, вся жизнь его прошла под покровом святителя Николая Чудотворца.
Кстати, на том же приходе святителя Николая в Глинках какое-то время подвизался преподобномученик Галактион Вологодский (+ 1612 г.). Он был сыном боярина Бельского, казненного, когда будущему подвижнику было всего семь лет. Родственники спрятали мальчика в городе Старица, где он получил образование. По указанию Божию он ушел оттуда в Вологду, где выучился сапожному ремеслу, женился на бедной девушке, а после ее смерти взял на себя сугубые подвиги молитвы и воздержания. Он построил себе уединенную келью, выкопал рядом с ней пруд, обсадил его деревьями, обнес оградой. Вскоре преподобный принял постриг с именем Галактион. Приковав себя цепью к потолку, подвижник днем занимался своим ремеслом, а ночи проводил в молитвенном бдении. Он никогда не ложился спать, позволяя себе лишь немного вздремнуть, стоя на коленях; питался хлебом и водой. Из своего заработка святой треть жертвовал церквам, треть – нищим и только треть оставлял себе. За такую подвижническую жизнь Господь даровал святому Галактиону дар прозрения будущего: преподобный предсказал вологжанам нашествие поляков и, чтобы предотвратить разорение города, предложил им за день выстроить храм Божией Матери на месте его кельи. Но жители Вологды ему не поверили, и тогда вскоре действительно пришли поляки и литовцы, разорившие многие храмы и убившие множество монашествующих и мирян. Они ворвались в келью преподобного Галактиона и предали его мучительной смерти. После этого вологжане раскаялись и исполнили его повеление, воздвигнув Свято-Духов монастырь на месте подвигов святого. От мощей преподобномученика происходило множество исцелений. В советское время монастырь был разорен, и ныне точное место погребения святого Галактиона неизвестно.
Кстати, в том же 1612 году польско-литовские оккупанты убили двести монахов в Спасо-Прилуцком монастыре. Туда мы и направились, выйдя из храма святителя Николая в Глинках. Раньше монастырь находился в трех верстах от Вологды, а сейчас практически уже вошел в городскую черту: его отделяет железнодорожный переезд. Под стенами обители образовался поселок Прилуки.
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь был основан на левом берегу реки Вологды во второй половине XIV века преподобным Димитрием (+ 1392 г.). Он родился в купеческой семье и в юности принял постриг в Нагорном Борисоглебском монастыре неподалеку от Переславля-Залесского. Святой Димитрий был другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, которого часто посещал в его пустыни. По образцу Троице-Сергиева монастыря он основал в Переславле-Залесском Никольский общежительный монастырь. Отличаясь незаурядной красотой, святой всегда закрывал свое лицо куколем и никогда не разговаривал с женщинами, был крайне нищелюбив и страннолюбив, строго постился. Избегая людской славы, он удалился на север и основал в том месте, где река Вологда образует луку, иноческую обитель, куда собралось множество ревнителей монашеских подвигов. Преподобный подавал им пример подвижнической жизни, участвуя во всех монастырских трудах и общих молитвах. Перед смертью он затворился в келье, и о его кончине, последовавшей 11-го февраля 1392 года, братия была извещена дивным благоуханием.
По смерти Господь прославил преподобного многими чудесами и исцелениями от его мощей. В настоящее время эта святыня почивает под спудом в нижнем приделе собора Всемилостивого Спаса Прилуцкого монастыря. Рядом, так же под спудом, – мощи преподобного Игнатия Прилуцкого (+ 1523 г.) и его родного брата Угличского князя Димитрия Андреевича (+ после 1540 г.).
Отец этих святых Угличский князь Андрей Васильевич попал в немилость к великому князю, и тот заключил его вместе с семьей в тюрьму. Там родители скончались, а братьев перевели в Прилуцкий монастырь. Князь Димитрий сильно унывал, но брат утешал его такими словами: «Брат, не скорби о том, что ты заключен в темницу и страдаешь от этих оков. Бог внушил великому князю так поступить с нами, чтобы доставить пользу душам нашим, ибо через это Он сделал для нас невозможным заботиться о суете мира сего. Будем молиться Господу Богу, чтобы Он послал нам милость Свою с радостью перенести во имя Его страдания и избавиться от вечных мучений».
Всего преподобный Игнатий провел в монастыре 32 года. Перед смертью он принял постриг в великую схиму. Брат его впоследствии получил свободу, но завещал похоронить себя в ногах святого сродника.
За соборным храмом стоит великолепная деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы из Александро-Куштского монастыря. На монастырском погосте можно увидеть могилу поэта К. Н. Батюшкова. Памятник Батюшкову работы великого русского скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова, изображающий поэта рядом с конем, находится на Кремлевской площади.
К кремлю мы и проехали из Прилуцкого монастыря, предварительно отобедав в Прилуках. Вологодский кремль расположен на Соборной горке, на правом берегу реки Вологды. Среди его построек – огромный Софийский пятикупольный собор, возведенный в 1568–1570 годах, 73-метровая звонница, архиерейский двор – резиденция вологодских архиереев, а также храм святого благоверного великого князя Александра Невского. В настоящее время весь кремлевский комплекс занят под Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, в который входят краеведческий музей, картинная галерея, отдел древнерусского искусства и целый ряд других выставок. Мы посетили краеведческий музей, отдел древнерусского искусства, колокольню и храм святой Софии.
С колокольни, которая лишь на 8 метров ниже колокольни Ивана Великого в Московском кремле, открывается чудесный вид на город. Один путешественник, живший в XIX веке, говоря о впечатлении, которое произвела на него Вологда, сравнивал ее с огромным монастырем, утопающим в зелени, – так много здесь было храмов. Несмотря на годы гонений, в городе сохранилось немало церквей, которые в настоящее время нуждаются в реставрации.
В постройках архиерейского двора под отделом древнерусского искусства находится также выставочный зал, в котором проводилась выставка старинных фотографий моды и модниц XIX – начала XX веков. К сожалению, на некоторых фотографиях были запечатлены женщины в неприглядном виде. Проведение таких выставок оскорбляет святость этого места, смущая совесть православного посетителя. В церковных стенах подобное недопустимо!
От кремля мы прошли в храм святителя Николая во Владычней слободе, в котором почивают мощи святителя Антония Вологодского (+ 1588 г.). Начало своему монашескому подвигу этот святой полагал под руководством преподобного Герасима Болдинского (+ 1554 г.), после кончины которого стал настоятелем в Болдинском монастыре. Оттуда в 1586 году он был поставлен архиереем на Вологодскую и Великопермскую на кафедру, которая в те времена составляла одну епархию. Святитель Антоний был великим молитвенником, совершал Богослужения до последней возможности. В последний год жизни по его благословению на месте явления чудотворной Владимирской иконы Божией Матери близ Вологды был воздвигнут монастырь. Когда святой скончался, то более трех недель ждали архиепископа Варлаама Ростовского, который по благословению Патриарха должен был его погребать. Несмотря на столь долгий период ожидания, тело святителя не подверглось тлению. Впоследствии Господь прославил его исцелениями и чудесами.
Приложившись к мощам святителя Антония и к другим святыням храма, мы двинулись по берегу реки на Горбачевское кладбище. Автобусы туда ходят редко, потому пришлось добираться пешком. В советские годы Лазаревская кладбищенская церковь была одним из двух действующих в городе храмов. Здесь сосредоточилось множество святынь. Например, рядом с кладбищем находится предполагаемое место погребения преподобного Герасима Вологодского (+ 1178 г.).
Преподобный Герасим первоначально подвизался в одном из киевских монастырей. В 1147 году он отправился на реку Вологду, в Вологодские пределы, которые уже были просвещены светом христианства, но их население еще не утвердилось в истинной вере. Святой поселился близ городского посада, в лесу за Кайсаровым ручьем. Местные жители сначала отнеслись к нему враждебно, но он своим терпением, молитвой, лаской и добротой победил неприязнь, утвердив их в Православии. Затем на месте своих подвигов преподобный воздвиг храм и мужской монастырь во имя Святой Троицы, где и были положены его честные мощи. Польско-литовские захватчики разорили обитель, но преподобный явился одной слепой женщине и велел ей отыскать его могилу, сказав, что она находится на том месте, где та найдет свой платок, который он у нее тут же забрал. Женщина последовала словам святого и получила исцеление; немало чудес совершалось и потом. В советское время храм, при котором почивали мощи преподобного Герасима, был разрушен. Сейчас там воздвигается часовня.
В Лазаревском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Семистрельная». Этот образ был принесен сюда из Дмитровской Широгорской церкви Вологодского района. Когда эта церковь была уже закрыта и полуразрушена, одна верующая женщина, войдя однажды внутрь храма, услышала голос: «Хватит вам топтать Мой образ!» Она подняла икону и принесла ее в Ларазевский храм, где от нее по сей день проистекают чудеса и исцеления. 18 мая 1991 года образ замироточил.
Рядом с «Семистрельной» иконой Божией Матери в небольшом ковчеге находится левая десница преподобного Феодосия Тотемского (+ 1568), мощи которого почивали здесь до возобновления в Тотьме его монастыря.
Преподобный Феодосий родился в Вологде и происходил из дворянского рода Сумориных. Начало своего монашеского жития святой полагал в Прилуцком монастыре. От монастыря он был направлен следить за солеварнями в Тотьме, где по разрешению и благословению Царя Иоанна Грозного и святителя Макария, митрополита Московского, основал монастырь. Обитель преподобного несла жителям окрестностей свет духовного просвещения. Смиренный настоятель сам трудился с братией, пребывая в непрестанной молитве и богоугодных подвигах благочестия. После смерти, последовавшей в 1658 году, на его теле нашли власяницу и врезавшиеся в плоть вериги.
На Горбачевском кладбище рядом с Лазаревским храмом в могиле под белым мраморным крестом почивают мощи местночтимого святого священника Александра (Баданина) Вологодского (+ 1913 г.). Святой праведный Александр родился в 1843 году в городе Никольске Вологодской губернии, в семье дьячка Сретенского собора. После окончания Вологодской духовной семинарии преподавал в Солигалическом, а также Вологодском и Тотемском духовных училищах. В 1889 году был рукоположен в сан священника и служил сначала в кафедральном соборе, но затем, за дерзновенное обращение к Обер-прокурору Святейшего Синода, посетившему Вологду, был переведен в Вознесенский храм. За кротость, терпение, самоотверженную любовь к ближним и глубокую молитвенность Господь даровал отцу Александру дар прозорливости и чудотворений. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, часто бывавший в Вологде проездом, по пути на родину, говорил вологжанам, просившим его молитв и советов: «У вас есть свой молитвенник, к нему обращайтесь», и называл имя отца Александра.
Известен случай, когда Великим Постом отец Александр пришел в дом городского головы, где в гостях был и местный архиерей. На столах наряду с постными кушаньями стояли и скоромные. Священник прошелся вдоль стола, собрал все скоромное и бросил под стол.
Отец Александр придавал огромное значение чтению житий святых на церковно-славянском языке, составленных святителем Димитрием Ростовским, это была его настольная книга. Ее он советовал приобретать и всем своим духовным чадам, а состоятельным из них благословлял покупать и жертвовать в Сибирь переселенцам, а также в учебные заведения. Священник обращался даже к Обер-прокурору, прося его издать указ, чтобы в каждой церковно-приходской школе было введено изучение житий святых, указывая на их огромную воспитательную силу. Последние восемь лет своей жизни отец Александр провел в квартире, принимая народ. По его молитвам к людям возвращалось зрение, они освобождались от страстей и отчаяния. Скончался угодник Божий в 1913 году, а в 2000-ом был прославлен в лике местночтимых святых Вологодской епархии.
Рядом с могилкой святого праведного Александра погребен другой добрый пастырь Христов, совершавший свое служение уже в наши дни – игумен Гурий (Чезлов) (+ 2001 г.). По свидетельствам людей, знавших батюшку, к прихожанам он был внимателен и ласков, в то время как к себе самому – очень взыскателен: строго постился, ночи проводил в молитвенных бдениях, вел жестокую брань с нечистой силой. Игумен Гурий был противником глобализации и внедрения новых средств идентификации личности. Скончался он 6 сентября 2001 года.
Завершая паломничество, мы вернулись к вокзалу, к храму святителя Николая в Глинках. В приходе этого храма родился известный подвижник благочестия XIX столетия затворник Георгий Задонский (+ 1836 г.), оставивший после себя многочисленные письма, изданные Оптиной Пустынью еще до революции и бывшие настольной книгой святителя Игнатия (Брянчанинова). В настоящее время Липецкая епархия собирает материалы, необходимые для общецерковного прославления подвижника.
В соборе Вологодских святых почитается около ста угодников Божиих, большинство из которых – пустынники, основатели монастырей. Поэтому по аналогии с Египетской Фиваидой, давшей миру множество преподобных отцов, в русской духовной литературе Вологодский край был назван «Северной Фиваидой».
Мы смогли посетить лишь малую часть вологодских святынь: многие монастыри до сих пор не восстановлены, а другие, такие как Белозерский монастырь, уже действуют, однако находятся в отдаленных местах. Но мы благодарим Бога, что сподобил нас прикоснуться хоть к некоторым сокровищам Северной Фиваиды, тихий свет которой незримо освещает нашу многострадальную Родину, утверждая в сердце надежду на ее возрождение.

Александр МАЛИНИН

Источник: газета «Православный Крест»

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100