Суббота, 20 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

Прп.Варсонофий об Апокалипсисе
Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события. Но кто сегодня читает его?..
Прп. Варсонофий Оптинский

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

свт.Феофан о Западе
Европа, опередившая нас в некоторых отношениях, сильно страдает лжеверием, неверием и индифферентизмом. А между тем у нас только Европа и восхваляется, — и вот целыми кораблями везут к нам оттуда вместе с добром, и полчища врагов истины: (вещи, лица, книги), которым трудно найти приличное имя… Тайными путями входят они в область нашу.
Свт. Феофан Затворник

Прп.Паисий о штрих

Печать будет начертанием, которое сперва поставят на все товары, а потом людей принудят к тому, чтобы ее ставили им на лоб или на руку.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
НЕГАСИМОЕ СВЕТИЛО СЕРБСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО КОСОВА 29.11.2010
НЕГАСИМОЕ СВЕТИЛО СЕРБСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО КОСОВА
Преосвященный владыка Артемий рожден 15 января 1935 лета Господня в Леличе (это родное село Св. Владыки Николая) близ Валева. Его благочестивые родители Веселин и Косана нарекли его при крещении Марко. Марко рос в тихом и безмятежном сельском окружении, среди живописных холмов и садов, в скромных и даже бедных условиях. Слушая и впитывая душеполезные поучения и наставления, песни и мудрые высказывания родителей и стариков-леличан, читая старые листочки и православные журналы, которые приносил отец из церкви – он укреплял свой дух, а помогая родителям по хозяйству на ниве и на пастбище, укреплял свое слабое тело. Взирая на пример простодушия и самопожертвования своего отца, смиренного церковника в храме Господнем, будущий владыка с малых лет полюбил Божий храм и богослужения; пост, воздержание, и Причащение. Та естественная привычка к церковному порядку и послужила в укреплении сознания необходимости истинной жизни по Богу и в правой вере, чтобы не остаться на уровне внешней формальности. Просто маленький леличанин твердо определился идти путем полного служения Богу без остатка, он взялся за подвиг отрицания от всякого житейского удовольствия и заблуждения. Отцовское влияние на сына дополнялось отрывками из Жития Святых и другими текстами духовного содержания. Кроме этого Марко, будучи школьником, показал особую заинтересованность в богатой народной литературе и традициях  родолюбивой поэзии, учил наизусть отрывки из многих народных эпосов, которые до сих пор остаются у него в памяти. Также учил наизусть многие места из Священного Писания и многочисленные богослужебные песнопения и псалмы. С самого детства Марко управлял свои мечты к чистым небесным просторам, удаленным от леличанских холмов.
Марко был усердным  учеником, и во время Второй мировой войны завершил с отличием  школу в родном Леличе. Он часто вспоминал свою любимую учительницу Стоянку.  Дорожил он и устным преданием о Святом Владыке Николае, слышанном от родителей, родственников, а также односельчан, которое побудило его подражать подвигам Епископа Жичкого и Охридского, позднее он написал жизнеописание Св. Николая под названием «Новый Златоуст». Но на его жизненное определение все-таки больше повлиял святой старец Иустин (Попович), духовник Святоархангельской обители в Челиях.
Низшую гимназию Марко успешно завершил в Валеве, а затем по желанию родителей и благословению Челийского Старца он поступил в Православную Семинарию Святого Саввы в Белграде. Зная, что только узкий и тернистый путь ведет в Царство Небесное, он определяется на этот подвиг. Послушание и богобоязненность, острота ума и смирение, истинное почтение ко всем людям украшали леличанского семинариста, который, храня девственность и целомудрие, возрастал духовно, удостоившись дара рассуждения, отмеренности в словах и трезвомыслии.

СМИРЕННЫЙ МОНАХ

Добронравный, благочестивый, тихий и приятный в общении, исполненный  благодати и радости, любви и благодарности ко своему духовному руководителю, он поступает на Православный богословский факультет в Белграде в 1960 году. В том же году 20 ноября, давая монашеский обет накануне Михаила Архангела, он постригается в монахи с именем великомученика Артемия, его будущего защитника. Первые годы монашества отца Артемия проходят в обычных искушениях, в борьбе с помыслами, мечтаниями и сомнениями, но были и  указующие видения. Так однажды, когда отец Артемий возвращался в родное село, он загляделся на высокие горы и «увидел» огромное стадо овец. Подумал он тогда, что хотел бы быть пастырем. И не случайно, Господь исполнил его желание, дав ему «огромное стадо» в самых древних сербских землях – в Рашкой, на Косове и в Метохии. А в детстве ему чаще всего снилось, что он мореход-кормчий, а позднее Господь оправдал его детские сны, поручив управлять «переполненной ладьей» - на пути ко спасению. Отец  Артемий предавался тяжелым телесным трудам; в непрестанной молитве и покаянных воздыханиях, в чтении святоотеческих трудов он искал ответы на все недоумения и вопросы в творениях Святых Отцов, которые руководили им на тесном духовном пути. Плоды этого духовного воспитания мы видим в твердой святоотеческой позиции по многим вопросам, возникавшим на Косове и Метохии, когда он уже стал епископом, и ему было необходимо отстаивать истину и правду Божию.

Избрав тесный путь в монашеском чине, в трудах и самоукорении, в непрестанной молитве и покаянии монах Артемий успешно завершает факультет теологии. И между тем, его рукополагает епископ шабачко-валевский Иован (родственник Св. Николая Велимировича) в иеродьякона, а затем епископ далматинский Стефан на Михаила Архангела в 1964 году рукополагает его в иеромонаха в монастыре Крка, где по решению Св. Арх. Синода СПЦ был он назначается преподавателем только что устроенной семинарии. Четыре года иеромонах Артемий трудится на этом поприще.

Посоленный «огнем духовным», монах Артемий полностью обратился ко Господу, ведя жестокую борьбу с помыслами, направляя все свои силы на исполнение Закона Божьего, терпя страдания на своем пути, избегая падений,  старался уподобиться Лику Господнему, чтобы соответствовать чину, к которому был призван. Оберегая непрестанно истинный дух любви и упование на высшую благодатную помощь, он восходил ко Господу, последовательно и неотступно.  Наставляемый Святыми Отцами и своим Святым Старцем, он отбрасывал всякий помысел о надежде на собственные силы, всего себя предал в руки Господа на преображение и возведение от скверной природы. Этому он учил и своих духовных чад. Со всей скромностью и благоразумием он воздерживался от неблагоприятного общения, празднословия и легких безсмысленных забав, от чтения соблазнительной литературы и всяких мечтаний, возрастая в красноречивого и рассудительного толкователя Евангелия Господнего и Пути Господнего.

Трезвенность и смирение, богобоязненность и любовь ко всему Божественному, людям и Божьим творениям, сопровождали отца Артемия на его нелегком пути к Богочеловеку Христу. Но, во имя Господне, все эти добродетели смиренный монах скрывал от людских взоров. Днем он обучал семинаристов и выполнял другие послушания, а ночи проводил в молитве. Так все выше он возрастал духом, постом и бдением, побеждая суету, плоть и страх. Духовно возвышенный и в то же время простодушный и смиренномудрый ( словно «евангельское дитя») отец Артемий устремлялся к более глубоким познаниям, тяжелому труду и подвигу. Руководимый благословением аввы Иустина, в 1968 году он едет в Париж, чтобы завершить аспирантуру, а затем отправляется в Афины, где проводит восемь лет в трудах над докторской диссертацией по теме « Тайна спасения по святому Максиму Исповеднику». По возвращении из Эллады в 1977 году был назначен профессором семинарии Св. Кирилла и Мефодия в Призрене. И здесь была им проявлена святоотеческая любовь и большое внимание к своим ученикам, а также его молитвенный труд и самопожертвование ради исправления и спасения духовных чад.  
                                                  
ПУСТЫННОЖИТЕЛЬ

Отец Артемий непрестанно стремился к безмолвию и познанию Истины, присоединяя себя Христу и Христовой Истине. Поэтому пустыннолюбивый монах оставляет профессорский труд и в июне 1978 года отправляется в пустыню Черной Реки, в Святоархангельскую святыню преподобного Иоаникия Девичкого, где находятся святые и нетленные мощи преподобного Петра Коришского. Он с великим трудом и самопожертвованием восстанавливает опустевший монастырь из руин. Достойны удивления подвиги по восстановлению святыни ( он на ослике перевозил строительные материалы) без чьей-либо помощи кроме Божьей благодати и силы, данной ему Господом. Невероятно, как он выполнял работу, едва возможную для физически более крепкого человека, но силой воли  преодолевалась вся немощь и человек, высокой  внутренней духовной жизни, один справлялся с тяжелейшей задачей. Господь во всем помогал молодому подвижнику, других объяснений здесь и быть не может.

Кроме строительного обновления монастырю требовалось и обновление духовное. Проводя многие дни и ночи в уединении и безмолвии, отец Артемий возрастал духом, укрепляясь богомыслием, святоотеческим опытом из разных аскетических и богословских трудов; бдением и поклонами. В тишине и уединении он стяжал дар молитвы и слез; его тайные подвиги в пустыне Черной реки были ведомы только Богу. Разумеется, в суровых условиях пустыни было и много искушений, нарушающих безмолвие, и демонских нападений. Но благодать Божия не оставляла чернорецкого пустынника и подвижника. Все тяготы монах Артемий переносил смиренно и с благодарением Господу. Строгое монашеское правило никогда он не оставлял и не укорачивал. Изо дня в день умножались благодатные дары как награда за строгий подвиг.

Артемиева благость, молитвенность и образованность стали известны не только среди верующих людей в Косове и Метохии, но и в удаленных областях Сербии. Народ стал посещать черноречскую пустыню в надежде на духовное укрепление,  и отец Артемий тихо поучал, укреплял и помогал всем страждущим и невольным:  унылых ободрял, маловерных укреплял, за многогрешных слезы проливал, о больных долго Богу молился. Своим безгневием и кротостью многих привел к смирению, очистил от злобы и безпокойства, утвердил в вере. Ежедневные послушания и посещения мешали выполнению монашеского правила и молиться приходилось только ночью.  На коленях молил он Господа Христа с воздыханиями  помочь падшему греховному миру очиститься.

Полностью преданный Промыслу Божию, напоенный благодатью, отец Артемий простотою своей жизни привлекал молодых людей и одаренных послушников – иноков, которые обретали великую духовную помощь от своего старца, ревностно выполняя все послушания и придерживаясь строгого черноречского артемиева типика: молитвы, поста, бдения; послушания, исповедания помыслов, ученичества…

ВЫДАЮЩИЙСЯ СТАРЕЦ

Игумен Артемий устроил школу в Черной Реке для своих учеников, программа которой основана была на святоотеческих началах. Здесь обучали вере (укрепляли и углубляли); молитве (правильной и ежедневной;  непрестанной Иисусовой молитве – внутренней или сердечной); послушанию, исповеданию и любви. Здесь читались душеполезные книги, толковались труды святых Отцов, давались навыки борьбы с помыслами, грехом и искушениями; навык сердечного очищения; воспитание истинных спасоносных склонностей души и обрезание вредных; непрестанное стремление в любви ко Господу – всей душой и всеми силами, стяжание смирения и развитие духовных даров – пения, иконописи, писания, рукоделия – вот круг забот и любовь отца Артемия к черноречским монахам.

Под старческим руководством многие послушники и монахи укрепили и обновили свои страждущие души, трудами обрели мир Христов. Каждое поучение и проповедь выводили на верный путь, отгоняли печаль и вызывали радость. Черноречская духовная борьба стала соборной и в ней духовный старец призывал следовать за Святыми Отцами. Так черноречские монахи стали «светильниками миру». Подобно святогорским монахам, выходя в мир, вызывали уважение и почтение светских людей. Так, в Приштине и в других городах, будучи по делам службы и принимая участие в разных событиях, всегда имели на устах мудрое отмеренное слово и увещание. По благословению старца самые опытные черноречские монахи сами становились духовниками среди молодежи. Так в 90-е годы Приштина стала очагом старчества, подобно русскому старчеству в 19 веке.

Большинство учеников Артемия уподоблялись своему духовному отцу, так исполнялись слова Евангелия, что доброе дерево приносит добрый плод. Добрые дела его учеников виделись «на горе» и  все тайные подвиги учителя становились явными. А наука о покаянии и спасении души распространялась среди простых людей, невзирая ни на какие тяжелые обстоятельства, приводя к укреплению веры.

Неопытному человеку может показаться, что отец  Артемий много строг при общении и не многословен, но это происходит от глубокой внутренней собранности и трезвомыслия, достоинства и молитвенности. Во время беседы он в каждое слово помещает весь свой ум, и поэтому каждое его поучение несет в себе большую силу. По его твердому убеждению «нет других дверей, кроме тех, на которые указал нам Христос». Ведь он сам, по слову Евангелия,  идет узким путем  и тесными вратами, ведущим в жизнь вечную (см. Мт. 7; 13-14). Вслед за древними отцами Церкви никогда ничего не попускал себе и не уклонялся от тернистого пути безкровного мученичества.

Далеко уже стали известны подвиги отца Артемия, которые по вере в Слово Божие, служат для обретения духовного опыта, являются примером, и путеводителем. Такая жизнь не могла остаться не замеченной, как бы ни скрывал ее черноречский подвижник. Живя по Христу, отец  Артемий стяжал духовную полноту и твердость, преодолевая всевозможные искушения и тяготы, которые возникают в пустыне и нищете. Чернорецкий молитвенник своим примером показал, что чем человек выше духовно, тем он смиреннее и незаметнее ( он, доктор богословия и выдающийся профессор, оставляет все и удаляется в самую «черную» пустыню). Полюбив святые заповеди Божии, во всем руководствуясь Господом, непоколебимо ведя борьбу с грехами и непрестанно устремляясь к высотам обожения,  познавая силу любви Божией и наполняясь ею, черноречский старец все больше обогащался совершенствами, не упуская возможности для самоукорения, самоуничижения и самоосуждения,  добровольно подвергался телесным трудам, безсоннице и долгим метаниям со слезами очищения ; он претерпел много ради того, чтобы находиться в постоянном богообщении, чтобы полностью своей любовью ответить на неизмеримую любовь Божию, чтобы остаться на том пути, на который призвал его Господь.  И очистившись, освободившись от житейской суеты, он терпеливо переносил всякое оскорбление и клевету, советы «доброжелателей», и обвинения упрямстве за то, что не желал оставлять Пути Истины, и не желал «избавляться от Косова».

И по сей день  он непоколебим в святоотеческой позиции, и путь спасения остается главной темой богословия Артемия. Не случайно главным тезисом  его докторской диссертации была «тайна спасения». Сущностью этой тайны является любовь, как царица добродетелей. В изложении диссертации эта  «тайна-любовь» описана с вдохновением божественного гимна. На фундаменте богатого святотеческого опыта смиренный  ученик Христов изложил учение, в котором достигается таинственное единство с Богом. Путем самоотрицания и исполнения заповедей Господних, прежде всего; путем узким и тяжелым, крестным путем, путем достижения известной духовной вершины возможно обретение духовных даров и благодати; реальности истинной жизни в Духе, созерцания и боговидения. Поэтому каждое его слово и поучение вдохновлены Духом Святым, поэтому каждая его книга является неисчерпаемым источником духовным; а каждая его беседа  указывает путь в Царство Божие.

Учение владыки породило в Черноречской монашеской школе многих примерных последователей. Из этого братства, которое успешно справлялось со всеми тяготами строгой монастырской жизни и искушениями со всех сторон, вооруженные знаниями и совершенствами, многие монахи по благословению поселялись в других обителях, обновляли и поднимали их. Собор духовных чад владыки Артемия сегодня самый многочисленный в сербских землях, среди них большинство монашествующих.

В 1991 году на майском Св. Арх. Соборе СПЦ, отец Артемий был избран епископом рашко-призренской епархии. Хиротония была совершена в Печкой Патриархии 23 июня того же года.

АРХИЕРЕЙ – БОГАТЫЙ ПАСТЫРЬ

Владыка Артемий как первоиерарх на многострадальном Косове и  Метохии в самые тяжелые времена для Православной Сербии выполнял миссию защитника - дипломата, и пастыря –духовника; по причине отсутствия государственных органов управления выполнял многие светские обязанности, не оставляя духовного делания. Так после бомбардировки Сербии в 1999 году доктор Срджа Трифунович пишет в журнале «Православие», что владыка «стал политической личностью, хоть политика никогда не являлась его амбицией, но только необходимостью в борьбе за спасение в сербском народе того, что можно было еще спасти». Вот какие слова владыки, обращенные к американским официальным лицам, он приводит в своей статье: «Победа джихада на Косове была бы локальным триумфом, который проложил бы путь остальным победам над целым миром. Как христиане мы знаем, что наша надежда на победу не земная, но мы уповаем на Господа Бога нашего. Мы только напоминаем, что Сербия пятьсот лет страдала под шериатским ярмом, никто не знает всех имен мучеников из тех времен. Мы бы не желали возвращения того кошмара, хоть и готовы положиться во всем на волю Божию. Но, все-таки мы обращаемся к мировой общественности и гражданам США за помощью, чтобы сохранить христианский народ на Косове и в Метохии».

Как истинный носитель сути «православного востока», Владыка непоколебимо стоял на службе Истине, о которой говорил всюду  открыто, невзирая на упреки и угрозы, которые он принимал с сокрушенным духом отеческого смирения. На переломных моментах нашей истории он показал себя как личность неустрашимого духа и незамутненного ума, не щадя своих духовных сил, подражая своим духовным  учителям и отцам – святому Владыке Николаю и преподобному Авве Иустину Поповичу. Во имя Христа и ради Сербства, ради сохранения самой святой сербской земли Косова и Метохии пошел он в мир, туда, где вершится передел нивы Божией, от Бога сербскому народу данной; чтобы напомнить о правде Божией и о Законах Божиих, чтобы пробудить совесть сильных мира сего. На том «святосавском» и «святониколаевском»  дипломатическом пути Владыку непрестанно либо прославляли, либо ругали,  как это бывало в пустыне во время молитвы, подвергаемой нападениям от злых духов. Но неутомимого путника поддерживало упование на Бога Живого и Правду Божию, а также укрепляло страдание народа на Косове и в Метохии, который с надеждой слушал каждое слово своего архиерея.

УЧЕНИЕ ЕПИСКОПА АРТЕМИЯ

Епископ Артемий относится к тем богословам, чьи труды находят добрый отзыв в читательской среде, так как представляют собой неоспоримую ясность богословской мысли. Смиренный писатель в своих трудах не покушается изменить богословскую систему, но излагает то, что Церковное Предание признает правильным и спасительным. Во всех своих трудах он придерживается позиции просветительского служения и защиты святоотеческого Православия. Руководимый Духом Святым и учением Святых Отцов, он не признает так называемого «светского православия», и мерой всех его убеждений является пример его духовного отца Аввы Иустина .  Поэтому каждый труд владыки Артемия представляет собой изложение православного учения.

Труд, посвященный Св. Максиму Исповеднику , изложенный в книге «Со Христом по жизни» выражает сущность его богословских и философских воззрений, которые способны дать разрешение весьма серьезных проблем нашей современной действительности и в то же время, являются наставлениями и поучениями. В этой книге рассматривается проблема «безусловности или условности воплощения Бога Логоса», относительно «человеческого падения» и «Божьего воплощения», а это раскрывает перед нами тайну обожения человека. По Св. Максиму Исповеднику эта тайна лежит в основе и опирается на сверхъестественное «вочеловечение и воплощение Бога», наш богослов открывает перед нами ключевое знание православной теологии – «безусловное воплощение Бога Логоса» - той «великой сокровенной тайны, решение о которой было вынесено прежде всех век на великом Божественном Совете», в чем и заключается «блаженная цель», то есть ради чего все стало быть. По сути, это и есть Божественная цель, возникшая «до сотворения бытия». Открыл нам эту предвечную тайну сам  Логос Божий по воплощении «ради тайны Христовой, ведь все века и все, что происходило в течение веков, обрели во Христе начало и крайнюю цель». Толкуя мысль  Св. Максима, владыка Артемий приводит все его изречения, подтверждающие «безусловность воплощения Бога Логоса. Здесь Владыка подчеркивает ключевую богословскую мысль, что «обожение человека невозможно без вочеловечения Бога Логоса, а это подразумевает соединение через  «любовь тварной и нетварной природы». Из этого заключаем, что «обожение человека является другой стороной одной тайны – воплощения Логоса».

Второй, не менее важный вопрос, затрагиваемый Владыкой Артемием, есть тайна и смысл страданий в православной теологии. Это проблема, от решения которой зависит смысл самой жизни, - «проблема страдания и смерти». И здесь епископ Артемий излагает ясные рассуждения, основанные на святоотеческом опыте.

Следующим направлением в его исследовании Православного Предания становится Царство Небесное, которое является ключевым понятием Божественного Откровения, с целью спасения мира во Христе и радостное благовестие Господа в словах: «Ибо приблизилось Царство Божие». Владыка Артемий рассуждает о Царстве Божием как о существующей действительности и как о будущей жизни, говоря, что «вечную и блаженную жизнь унаследуют праведные и достойные», опираясь на слова Господа, ибо «Царство Небесное есть  внутри нас» (Лк. 17, 21).

Богословское учение и рассуждение владыки Артемия охватывает все Предание, которое отвечает на вопросы «жизни и смерти», точнее «вечной жизни и вечной смерти» каждого члена Церкви Божией. Это понимание он  находит в безконечной глубине богочеловеческого организма Церкви и черпает свое познание из «апостольского наследия», которое неотделимо от Священного Писания, то есть это двуединая целостность. Раскрывает эту тайну Владыка на личности современного  православного теолога преподобного Иустина Челийского, своего духовного отца и учителя, так как убежден, что только непоколебимое учение Отца Иустина может вернуть всех нас  «с опасных и пагубных околиц, в которых мы сознательно или по неведению заблудились». Так само Святое Предание как неотделимое понимание Священного Писания в рассуждении владыки Артемия освещается через богословие Отца Иустина о самом предмете.

Здесь Владыка особо отмечает «святомаксимовское безпощадное» отношение Отца Иустина к современному экуменизму и всякой ереси, и сам лично вступает в поединок с тем везде присутствующим современным заблуждением; для этого потребовалось много отваги, богословского благородства,  искренности, образованности, твердости и нелицемерности;  он стал указателем на перекрестке верности Христу и безоглядного предательства Господа Христа и «всецелой Церкви Христовой».
В следующей своей книге «Узкий путь и тесные врата» владыка Артемий посвятил свое богословское внимание тоже весьма важному вопросу Церкви и православной духовности – тайне монашества, «самому зрелому и лучшему плоду христианского совершенства».

НЕБЕСНЫЙ СОБЕСЕДНИК

Воспитанный на живом богоносном слове своих учителей и путеводителей – Св. Владыки Николая Леличкого и Преподобного Отца Иустина Челийского, владыка Артемий возрос до самого высокого уровня православного проповедничества. Его проповеди на монашеских постригах представляют собой совсем новую тематику православной беседы – постригальные монашеские наставления, которые изложены в следующей книге «Узкий путь и тесные врата». Владыка Артемий, единственный архиерей в Сербской Православной Церкви, который постриг более двухсот монахов и монахинь.

В этих беседах владыка Артемий излагает суть своего учения со святоотеческой точки зрения, а именно, что путь, ведущий в Царство Небесное и Жизнь Вечную,есть путь Христовых заповедей, из которых любовь самая важная. Восхваление любви пронизывает все труды и проповеди Владыки. В этом он проповедует таинственное  истинное единение с Богом – уже здесь на земле; это узкий, тяжелый, крестный путь. Будучи сам опытным монахом, проповедник верует в истинное монашеское христианство. Ведь в простоте своего сердца монах может найти Господа, стяжать духовные дары и очистить душу, усердно вознося благодарственные молитвы Богу за все.

Владыку можно назвать поэтом богословия наравне со Святым Симеоном Новым Богословом и Аввой Иустином. Сущность проповеднической поэзии Владыки лежит в построении Лика Господнего в мыслях, словах и сердцах монашествующих, и тихое непрестанное возрастание в духе православного христианского учения и взаимоотношения.

Беседы владыки Артемия отличаются убедительностью, они далеки от земных мудрований, но полны непогрешимой истины. Это укрепляющее , призывающее и вдохновенное слово падает на душу будто нектар, услаждая и исцеляя ее. Это глубокое отмеренное, рожденное Духом Святым, слово. В том смысле беседы владыки Артемия представляют собой духовное руководство не только монашествующих, но и всех тех, которые желают духовного совершенствования на избранном пути. Они дышат теплом и сердечность выражения. Их внутренняя организация и сила наставления равна святоотеческим  текстам.

Несомненно, владыка Артемий является неумолкаемым выразителем соборного, молитвенного, покаянного учения и истинным исповедником Православия, Святосаввства и Славы Косова, вопреки «смутным временам», всяким искушениям веры, вопреки  угрозам, он тихо и непоколебимо, но очень смело несет людям Евангелие Господне; становясь в единый ряд с самыми одаренными и вдохновенными проповедниками Слова Божия.

Слободан Костич
Перевод с сербского Екатерины Антоновой


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100