Пятница, 15 Января 2021 г.
Духовная мудрость

Митр. Агафангел о духе мира
Все должны понимать, что внедряемая система тотального контроля и управления людьми, прежде всего, несет вред душам человеческим.
Митрополит Агафангел Одесский

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Прп.Паисий

Следует проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность (происходящим) ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили Божественное утешение.

Прп. Паисий о наших последних временах

свт.Василий Великий об общении с еретиками
Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть.
Свт. Василий Великий об экуменических контактах

Свт. Филарет Московский о войне
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости, в защиту правды, веры, Отечества. Приемляй раны и полагаяй живот свой в сей брани, идет вслед мучеников к нетленному венцу.
Свт. Филарет Московский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Об искушении римо-католического григорианского календаря в Православной Церкви (окончание) 25.11.2013
Об искушении римо-католического григорианского календаря в Православной Церкви (окончание)
 Начало
Настоящая публикация имеет целью показать неправоту статьи из «Церковного вестника» Болгарской Православной Церкви автора Анулы Христовой «Об искушении календаря» (№ 16, 2013 г.), которая может стать соблазном и послужить к заблуждению многих. И так как слова Анулы свидетельствуют о лжи, мы будем защищать истину Христову.
 
5. СОБОРНЫЙ ГЛАС ЦЕРКВИ
 
Анула продолжает: «Не является ли изменение календаря великим испытанием нашего соборного послушания (возвышенной добродетели Авраама) архиерейскому гласу Церкви и нашей причастности к ней? Не поддаются ли верные искушению святого апостола Петра в волнах моря, в волнах изменчивого и преходящего мира, сомневаясь в святой спасительной Первосвященнической силе? Не является ли календарь отсеивающим ситом и разделительной линией между кающимися верными и верующими в свою личную „праведность“?»
Таким образом, выдавая ложь за истину, автор весьма произвольно манипулирует богословскими понятиями. О каком «архиерейском гласе» Церкви идет речь? В богословии принято употреблять понятие «соборный глас Церкви» в случае, когда говорится о Вселенской Христовой Церкви. Какую же Церковь имеет в виду Анула? Соборную или какую-либо Поместную? Очевидно, она не осмелилась написать «Вселенской Церкви», поскольку соборный глас Вселенской Православной Христовой Церкви утвердил православный юлианский календарь, по которому 20 веков неизменно жили в Церкви все святые и для которого составлены все богослужебные книги. А ныне некая журналистка вестника БПЦ предлагает заменить этот православный святоотеческий календарь римо-католическим (что подразумевается под словом «изменение») и называет это беззаконие послушанием некоему «архиерейскому гласу», очевидно, Болгарской Церкви. Но знает ли она, что далеко не все архиереи БПЦ одобряют введение римо-католического календаря?

Итак, понятие «архиерейский глас» следует заменить на «глас некоторых архиереев», и в таком случае ни о каком «соборном послушании» не может быть и речи.

Разберем и следующие вопросительные заключения, смысл которых А.Христова также исказила по своему произволению, и отметим, что замена православного календаря римо-католическим (эвфемистически названная «изменением календаря») в некоторых Поместных Церквах есть воистину «великое испытание нашего соборного послушания (возвышенной добродетели Авраама)», но – подчеркнем – Вселенской Православной Христовой Церкви, при этом богословское понятие «соборное послушание» имеет свое значение. Именно от этого «соборного послушания» отпали те Поместные Церкви, которые заменили православный календарь римо-католическим, потому что Вселенская Соборная Православная Церковь в своей полноте никогда не принимала римо-католический календарь. Его приняли только, как мы уже сказали, некоторые Поместные Церкви, отделившиеся таким образом от единства празднования в Православии. Итак, необходимо проявлять послушание Вселенской Христовой Православной Церкви и не заменять православный календарь римо-католическим. В этом смысле календарь (но далеко не один он, а вообще следование Преданию Святых Апостолов и Святых Отцов или, соответственно, неследование ему) является «отсеивающим ситом и разделительной линией» между верными Соборной Православной Христовой Церкви и преданию Святых Апостолов и Отцов (которых Анула Христова, пытаясь уязвить, иронично называет «верующими в свою личную „праведность“») и непослушными Соборной Христовой Церкви и церковному Преданию (которых она тенденциозно называет «кающимися верными», несмотря на то, что они пребывают в нераскаянном непослушании соборному гласу Церкви. А «самыми кающимися верными» являются, наверное, если следовать ее логике, члены Финляндской Церкви, принявшие даже римо-католическую пасхалию и нередко празднующие Пасху вместе с евреями).
 
6. «ЯВЛЕНИЕ» НАД СВЯТОЙ ГОРОЙ
 
И снова в форме риторических вопросов Анула продолжает: «Случайным ли было явление над Святой Горой огромной белой линии, разрезавшей небо во дни изменения календаря? И когда недоумевающие монахи спросили у прозорливого старца, что это означает, он ответил: „Не знаю. Знаю только, что когда церковный колокол созывает на праздничную службу, многие бегут вдали от Церкви и кричат: ‘Не сегодня, не сегодня этот праздник!’“» (ср.: Монах Моисей Святогорец. Святогорский геронтикон).

Этой выдержкой (без указания издания и страницы) Анула пытается убедить читателей (подразумевая тут свою Поместную Церковь, Болгарскую), что колокола Православной Церкви возвещают своим звоном о праздничной службе по «правильному» римо-католическому календарю, а те, кто празднует по православному, юлианскому, святоотеческому, веками утвержденному, якобы «бегут вдали от Церкви». Абсурд! Если бы это было истиной, тогда вся Святая Гора «бежала бы вдали от Церкви». И на Гробе Господнем, и на Святой Земле тоже «бежали бы вдали от Церкви». А Божественные чудеса, происходящие в этих местах по православному святоотеческому календарю на Богоявление (поворот вод вспять в реке Иордан), на Преображение (схождение благодатного облака на Фаворе) и в Великую Субботу (схождение Благодатного Огня), согласно такому противному здравому рассудку толкованию слов «прозорливого старца», тоже были бы «вдали от Церкви».

А небесное знамение Честного Креста в день Крестовоздвижения по святоотеческому календарю над Афинами в 1925 году на глазах более двух тысяч человек? А явление трех святителей румынскому монаху-аскету и изреченные ими слова: «Старый календарь истинный. А те, кто ввел новый, пострадают и будут наказаны Богом»?[3] А обращение Пресвятой Богородицы к Валаамаскому монаху Борису, когда в 1925 году братия на Валааме разделилась по причине введения папского календаря: «Если хочешь спастись, держи предание Святых Апостолов и Святых Отцов, а не сих мудрецов»?[4]<…> А прочие многочисленные Божественные свидетельства об истинности православного календаря? Неужели Анула Христова не знает о них? Или, может, намеренно умалчивает?
 
7. БАЛКАНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
 
Дальнейшие словоизлияния об априорной правоте Балканских Поместных Православных Церквей – Греческой, Болгарской и Румынской, а именно – о том, что они есть «оплот Православия» и потому, раз они приняли римо-католический календарь, значит, так и должно быть, очень напоминают самохвальство армян на тему, что, видите ли, армянская «церковь» была первой христианской Церковью, поэтому она априори самая правильная. Чтобы охладить этот безпричинный пафос, можно ответить, что и денница был первым ангелом, но именно он, первый, стал и диаволом. Априорного «оплота Православия» не существует. Оплот Православия – там, где на деле, а не на словах хранят догматы, каноны и Предание Православной Церкви.
 
8. «БАЛКАНСКИЕ СТАРЦЫ»
 
Затем автор упоминает неких «балканских старцев», чьи высказывания она намеревается «со временем» привести читателям, как якобы авторитетное мнение в защиту введения римо-католического календаря в Православной Церкви. Видимо, в дальнейшем Анула планирует систематически распространять басни, подобные содержащимся в анализируемой нами статье. Потому что истинных духоносных старцев, поддерживавших календарную реформу, никогда не было и нет. Защищать римо-католический календарь могут только некоторые заблудившиеся относительно этого вопроса светские и духовные лица.

Все без исключения современные подвижники благочестия высказывались и высказываются против введения римо-католического календаря в Православной Церкви. Это архиепископ Серафим (Соболев), архимандрит Серафим (Алексиев), архимандрит Рафаил (Карелин), иеросхимонах Рафаил (Берестов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и абсолютно все другие русские подвижники благочестия. Против папского календаря выступали и современные греческие духовники, почитаемые как старцы, например, архимандрит Филофей (Зервакос), старец Паисий Святогорец и проч. <…>

Если бы принятие папского календаря в Православной Церкви было делом, достойным похвалы, разве на Святой Земле – в Иерусалимской Церкви, на Гробе Господнем, где происходят дивные Божии чудеса, а также на Святой Горе и на Святой Русской земле – в этих воистину святейших христианских местах, не приняли бы его в первую очередь? Но этого не случилось. В святейших христианских местах, где живет значительное большинство православных христиан, до сего дня совершают христианские праздники по православному святоотеческому календарю. Неужели мы, балканские верующие, православнее, благочестивее и умнее других христиан, потому что допустили введение у нас вредоносного папского календаря?

В конце статьи, в качестве первого «балканского старца», Анула Христова упоминает архимандрита Мефодия (Жерева), называя его «столпом Православия у нас», и обращается к его «авторитетному мнению». Но нужно отметить, что мнение архимандрита Мефодия относительно календарной реформы менялось два раза на прямо противоположное. На Московском Всеправославном совещании в 1948 году он был председателем календарной комиссии и убежденным защитником святоотеческого календаря. В своем докладе «О церковном календаре» архимандрит Мефодий говорил: «Настоящий доклад представляет собой дословный труд покойного профессора Н.Н. Глубоковского <…>. В первый раз он был издан мною на болгарском языке и напечатан в 1943 году в редактируемом мною журнале „Православный миссионер“ <…>. Приведенное мнение профессора Глубоковского – это позиция не только этого известного богослова, но и всей Болгарской Православной Церкви по данному вопросу5. <…> Я привел мнение профессора Глубоковского, с которым полностью согласен».6 Мнение же профессора было следующим: «Календарь есть регулятор церковной жизни. Никакие произвольные новаторства и чисто лаические изменения тут недопустимы, чтобы не произошло церковное расстройство с явным соблазном и опасностью для верующих».[7]

Но в 1968 году архимандрит Мефодий стал активно продвигать римо-католический календарь в Болгарской Православной Церкви. Он написал пространную статью «О календарной реформе»[8], в которой много потрудился, чтобы изобразить ложь истиной, что у него получилось местами крайне нелепо, например: «С 20 декабря 1968 года Болгарская Православная Церковь начала праздновать по новому календарю, по которому празднует большинство Православных Церквей. Это наш старый юлианский календарь, по которому Церковь веками праздновала неподвижные праздники, даты которых отмечены в богослужебных книгах, только новый юлианский календарь исправлен и доведен до максимально возможной точности»[9]. Какая изворотливость! Вроде как новый, но старый, только... все-таки новый. Однако на закате своей жизни, как известно из записок архимандрита Серафима (Алексиева), архимандрит Мефодий все же осознал свое заблуждение и раскаялся[10]. Но такие колебания явно не характерны для «столпа Православия», скорее, они свойственны впавшему в заблуждение и затем покаявшемуся пастырю.

Так что Ануле Христовой следует называть вещи своими именами, а не распространять необоснованные утверждения (даже в виде вопросов) и фальшивые определения.
 
Примечания:
3 См.: Интервью со схиархимандритом Амвросием, игуменом Зографского монастыря
4 См.: Автобиографический дневник монаха Бориса.
5 Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. М., 1948. Т. І. С. 416.
6 Там же. Т. ІІ. С. 300.
7 Глубоковский Н.Н., проф. О реформе календаря // Православный миссионер. № 5–6. 1943. C. 251–252.
8 Духовная культура. № 9–10. 1969.
9 Там же. С. 31.
10 Церковно-календарная реформа и события вокруг нее глазами архимандрита Серафима (Алексиева). Изданные им записки под заголовком «Летопись некоторых событий вокруг нас, старостильников, и наших неприятелей после введения нового стиля в Болгарской Православной Церкви (декабрь 1968 г.). Примирение с архимандритом Мефодием» (http://bulgarian-orthodox-church. org/rr/lode/KT/ CCRaS.html)
 
Архимандрит  Иоанн (ФИЛИППОВ)
Перевод с болгарского  Анны САМСОНОВОЙ
Источник: http://www.budiveren.com/ index.php?option=com_content&view
=article&id=892:2013-09-24-11-35-23&catid=62:2011-05-19-16-46-24&Itemid=155
Источник: газета «Православный Крест»


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Убит и оклеветан. К 95-летию гибели Сергея Есенина

Революционные преобразования в России начались сменой образов. И со стен повсеместно стали снимать Божьи образа. Вместе с тем, для создания советского образования надо было всю русскую классику, пронизанную Евангельским Светом, приспособить к новой противоестественной действительности, основанной на классовой вражде.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100