05.12.2010
Поделиться новостью в соц сетях:СВЯТЫЕ БРАТЬЯ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ И ПАПСТВО: Продолжение
Продолжение. Начало см. здесь.
Но вернемся к нашей теме и кратко рассмотрим в свете конкретной исторической обстановки и последующего исторического развития то отношение папства к делу братьев-просветителей, которое сегодня стало предметом спекуляций и фальсификаций.
Прежде всего создается впечатление невероятной противоречивости в папских распоряжениях относительно миссии свв. Кирилла и Мефодия. То, что один папа разрешает и одобряет, следующий запрещает, или то, что один и тот же папа сегодня постановил, завтра становится недействительным, когда постановляется совершенно обратное. Эта противоречивость и непоследовательность в позициях Рима – результат неизменной корыстности и властолюбия, которые, к сожалению, в ту эпоху уже сопутствовали и сопутствуют поныне действиям римских первосвященников.
Укрепление славянских княжеств в Мораво-Паннонской области в IX веке возбудило в управляющих князьях желание освободиться от духовной власти латино-немецкой иерархии, активно способствующей германизации местного славянского населения, и создать свою самостоятельную Церковь, проповедующую Святое Евангелие на понятном для народа славянском языке. Для этой цели моравский князь Ростислав обратился с просьбой к Константинопольской Церкви, славящейся тогда высокой образованностью и духовной культурой своего клира, и в 863 году принял как многоценное сокровище отправленных оттуда братьев-просветителей свв. Кирилла и Мефодия. Зальцбургская архиепископия, политически и народно связанная с интересами обширной немецкой Империи Каролингов, приложила все усилия для того, чтобы воспрепятствовать учреждению самостоятельной славянской Церкви и сохранить свою духовную власть над Моравией и Паннонией, приобретенную ей в ущерб римскому престолу несколько десятилетий назад. В этом разгоревшемся противоборстве Римская Церковь заняла особое место, скравая свои планы и намерения.
С эпохи Николая I (858—867), который положил основание идее о папской теократии над всем христианским миром, Римская церковь начала стремительно ограничивать митрополичьи права сильных и обширных архиепископий, отщипывая от них отдельные епархии. Таким образом она постепенно создавала церковные ведомства, помогала им утвердить свою независимость от митрополичьего центра и подчиняла их непосредственно своей власти.
Итак, в тот исторический момент папские интересы совпадали с интересами укрепляющихся славянских держав. Поэтому, во имя своих властолюбивых прихотей, Рим временно пожертвовал господствующей на Западе триязычной теорией, запрещавшей церковное употребление «варварских» языков. Адриан II в 869 году разрешил миссионерскую деятельность святых братьев, дозволил совершение богослужений на славянском языке и, немного погодя, сам рукоположил необходимое для создания независимой славянской Церкви духовенство. Последним актом он фактически присоединил Мораво-паннонскую область к своему диоцезу. Для главной новообразованной Церкви был хиротонисан сам св. Мефодий, которому был дан титул архиепископа Моравского.
Но вот, летом 870 года немцы одержали победу в войне с западными славянами. Князь Ростислав (846—870), по чьему призыву в 863 году вышли на проповедь святые братья, был пойман, ослеплен и заточен в баварский монастырь, где и скончался. На его место немцами был поставлен покорный им Святополк (870—894), известный своей коварной и порочной жизнью, а при княжеском дворе нового владыки образовалась сильная пронемецкая партия.
Осенью того же 870 года против св. Мефодия был созван епископский собор в Баварии в присутствии самого императора Людвига Немецкого. Главным обвинителем был Пасавский епископ Херманрих, один из лидеров папской делегации в Болгарию в 867 году. Св. Мефодий был заключен в темницу, избит, продолжительное время содержался под открытым небом, под дождем и зимней стужей при суровом альпийском климате. На собор он был привлечен и бит пред всеми конским бичем. По решению этого беззаконного сборища славянский просветитель был заточен в городе Эльвангене в Фрейзингенский монастырь.
После всего этого Зальцбургский архиепископ Адальвин отправил в Рим к папе своих посланников со специальным меморандумом, в котором, кроме настояния на восстановлении своих прав над Мораво-Паннонской областью, нарушенных учреждением славянской архиепископии, выдвинул обвинения против св. Мефодия в том, что тот совершает богослужения на славянском языке по восточному обряду – еще один факт, подтверждающий верность святых братьев Православной Константинопольской Церкви.
Два с половиной года св. Мефодий страдал, заключенный в темницу, и ежедневно терпел хулы и унижения. Трудно поверить, что были необходимы более 30 месяцев, чтобы римский папа отреагировал на деяния лжесобора, над которым он имел полную иерархическую власть. Напрасно мученик-страдалец аппелировал из мрачной темницы к Риму через своих посланников.
Его освобождение неслучайно совпало с новым расцветом Великоморавского княжества в 874 году, когда немцы потерпели поражение в очередной войне со славянами и просили мира. Вопрос о церковной независимости Моравской державы снова оказался на повестке дня. Папа Иоанн VIII, который проявил такое равнодушие к страданиям св. Мефодия во время, когда немецкая держава была сильна, теперь, при ее неожиданном ослаблении, снова сделался «другом» славян и «защитником» св. Мефодия. В сохранившемся письме-поручении от 873 года, которое Иоанн VIII передал своему посланнику при Зальцбургском архиепископе – легату Павлу Анконскому, папа властно и безпрекословно защитил права Римской церкви над Мораво-Паннонской областью и распорядился об освобождении подчиненного непосредственно ему славянского архиепископа. Через того же своего посланника он, однако, передал и письмо к св. Мефодию, в котором запрещал ему богослужение на славянском языке.
Эти действия полностью раскрыли сущность папской политики, ведущейся якобы в пользу славянства – все усилия Иоанна VIII в сущности были направлены к тому, чтобы утвердить свою власть над новоучрежденной архиепископией. Что касается до настоятельной необходимости славян, чтобы евангельская истина была проповедуема на понятном языке, – она с легкой руки была пожертвована в угоду немецким прелатам. Так испытывающий, согласно некоторым западным историкам, «нежнейшую любовь» к славянам папа Иоанн VIII одним махом сделал безсмысленной всю просветительскую миссию святых братьев и свел ее к средству для осуществления властолюбивых желаний Рима подчинить обширные славянские области.
Но св. Мефодий был верен Православной Церкви, которой был послан на проповедь. Руководимый апостольской ревностью и нелицемерной любовью к новопросвещенному Христову стаду, он не обратил ни малейшего внимания на папскую заповедь, поскольку ясно понимал, что она противна христианскому духу и исходит от нечистого источника. Отвержение папского распоряжения со стороны св. Мефодия – это еще одно свидетельство против тех, которые стремятся всячески доказать преданность славянского просветителя Риму.
Иллюстрация: папа Иоанн VIII
Архимандрит Серафим (Алексиев)
Перевод с болгарского Анны Самсоновой
Но вернемся к нашей теме и кратко рассмотрим в свете конкретной исторической обстановки и последующего исторического развития то отношение папства к делу братьев-просветителей, которое сегодня стало предметом спекуляций и фальсификаций.
Прежде всего создается впечатление невероятной противоречивости в папских распоряжениях относительно миссии свв. Кирилла и Мефодия. То, что один папа разрешает и одобряет, следующий запрещает, или то, что один и тот же папа сегодня постановил, завтра становится недействительным, когда постановляется совершенно обратное. Эта противоречивость и непоследовательность в позициях Рима – результат неизменной корыстности и властолюбия, которые, к сожалению, в ту эпоху уже сопутствовали и сопутствуют поныне действиям римских первосвященников.
Укрепление славянских княжеств в Мораво-Паннонской области в IX веке возбудило в управляющих князьях желание освободиться от духовной власти латино-немецкой иерархии, активно способствующей германизации местного славянского населения, и создать свою самостоятельную Церковь, проповедующую Святое Евангелие на понятном для народа славянском языке. Для этой цели моравский князь Ростислав обратился с просьбой к Константинопольской Церкви, славящейся тогда высокой образованностью и духовной культурой своего клира, и в 863 году принял как многоценное сокровище отправленных оттуда братьев-просветителей свв. Кирилла и Мефодия. Зальцбургская архиепископия, политически и народно связанная с интересами обширной немецкой Империи Каролингов, приложила все усилия для того, чтобы воспрепятствовать учреждению самостоятельной славянской Церкви и сохранить свою духовную власть над Моравией и Паннонией, приобретенную ей в ущерб римскому престолу несколько десятилетий назад. В этом разгоревшемся противоборстве Римская Церковь заняла особое место, скравая свои планы и намерения.
С эпохи Николая I (858—867), который положил основание идее о папской теократии над всем христианским миром, Римская церковь начала стремительно ограничивать митрополичьи права сильных и обширных архиепископий, отщипывая от них отдельные епархии. Таким образом она постепенно создавала церковные ведомства, помогала им утвердить свою независимость от митрополичьего центра и подчиняла их непосредственно своей власти.
Итак, в тот исторический момент папские интересы совпадали с интересами укрепляющихся славянских держав. Поэтому, во имя своих властолюбивых прихотей, Рим временно пожертвовал господствующей на Западе триязычной теорией, запрещавшей церковное употребление «варварских» языков. Адриан II в 869 году разрешил миссионерскую деятельность святых братьев, дозволил совершение богослужений на славянском языке и, немного погодя, сам рукоположил необходимое для создания независимой славянской Церкви духовенство. Последним актом он фактически присоединил Мораво-паннонскую область к своему диоцезу. Для главной новообразованной Церкви был хиротонисан сам св. Мефодий, которому был дан титул архиепископа Моравского.
Но вот, летом 870 года немцы одержали победу в войне с западными славянами. Князь Ростислав (846—870), по чьему призыву в 863 году вышли на проповедь святые братья, был пойман, ослеплен и заточен в баварский монастырь, где и скончался. На его место немцами был поставлен покорный им Святополк (870—894), известный своей коварной и порочной жизнью, а при княжеском дворе нового владыки образовалась сильная пронемецкая партия.
Осенью того же 870 года против св. Мефодия был созван епископский собор в Баварии в присутствии самого императора Людвига Немецкого. Главным обвинителем был Пасавский епископ Херманрих, один из лидеров папской делегации в Болгарию в 867 году. Св. Мефодий был заключен в темницу, избит, продолжительное время содержался под открытым небом, под дождем и зимней стужей при суровом альпийском климате. На собор он был привлечен и бит пред всеми конским бичем. По решению этого беззаконного сборища славянский просветитель был заточен в городе Эльвангене в Фрейзингенский монастырь.
После всего этого Зальцбургский архиепископ Адальвин отправил в Рим к папе своих посланников со специальным меморандумом, в котором, кроме настояния на восстановлении своих прав над Мораво-Паннонской областью, нарушенных учреждением славянской архиепископии, выдвинул обвинения против св. Мефодия в том, что тот совершает богослужения на славянском языке по восточному обряду – еще один факт, подтверждающий верность святых братьев Православной Константинопольской Церкви.
Два с половиной года св. Мефодий страдал, заключенный в темницу, и ежедневно терпел хулы и унижения. Трудно поверить, что были необходимы более 30 месяцев, чтобы римский папа отреагировал на деяния лжесобора, над которым он имел полную иерархическую власть. Напрасно мученик-страдалец аппелировал из мрачной темницы к Риму через своих посланников.
Его освобождение неслучайно совпало с новым расцветом Великоморавского княжества в 874 году, когда немцы потерпели поражение в очередной войне со славянами и просили мира. Вопрос о церковной независимости Моравской державы снова оказался на повестке дня. Папа Иоанн VIII, который проявил такое равнодушие к страданиям св. Мефодия во время, когда немецкая держава была сильна, теперь, при ее неожиданном ослаблении, снова сделался «другом» славян и «защитником» св. Мефодия. В сохранившемся письме-поручении от 873 года, которое Иоанн VIII передал своему посланнику при Зальцбургском архиепископе – легату Павлу Анконскому, папа властно и безпрекословно защитил права Римской церкви над Мораво-Паннонской областью и распорядился об освобождении подчиненного непосредственно ему славянского архиепископа. Через того же своего посланника он, однако, передал и письмо к св. Мефодию, в котором запрещал ему богослужение на славянском языке.
Эти действия полностью раскрыли сущность папской политики, ведущейся якобы в пользу славянства – все усилия Иоанна VIII в сущности были направлены к тому, чтобы утвердить свою власть над новоучрежденной архиепископией. Что касается до настоятельной необходимости славян, чтобы евангельская истина была проповедуема на понятном языке, – она с легкой руки была пожертвована в угоду немецким прелатам. Так испытывающий, согласно некоторым западным историкам, «нежнейшую любовь» к славянам папа Иоанн VIII одним махом сделал безсмысленной всю просветительскую миссию святых братьев и свел ее к средству для осуществления властолюбивых желаний Рима подчинить обширные славянские области.
Но св. Мефодий был верен Православной Церкви, которой был послан на проповедь. Руководимый апостольской ревностью и нелицемерной любовью к новопросвещенному Христову стаду, он не обратил ни малейшего внимания на папскую заповедь, поскольку ясно понимал, что она противна христианскому духу и исходит от нечистого источника. Отвержение папского распоряжения со стороны св. Мефодия – это еще одно свидетельство против тех, которые стремятся всячески доказать преданность славянского просветителя Риму.
Иллюстрация: папа Иоанн VIII
Архимандрит Серафим (Алексиев)
Перевод с болгарского Анны Самсоновой
...<-назад в раздел