Воскресенье, 5 Июля 2020 г.
Духовная мудрость

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

Св. Фотий Великий о Единой Церкви
Существует лишь одна Церковь Христова, Апостольская и Соборная, не больше, даже не две, а прочие суть синагоги лукавнующих и сборище мятежников.
Свт. Фотий Великий о Единой Церкви

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

Свт. Игнатий о вечности мук
Огнь вечный, бездна огненная, зажженная давно, неугасимая, приготовленная для диавола и ангелов его, ожидает образы Божии, искаженные, сделавшиеся непотребными. Там они будут гореть вечно, не сгорать вечно!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о безконечности мук

Митр. Иоанн об истинной любви
<Евангельская> любовь... не терпит никаких посягательств на истины веры,.. не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.
Митр. Иоанн (Снычев)

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Борьба за веру»: «Русской Церкви нужно держаться своего многовекового предания» (окончание) 24.12.2013
«Борьба за веру»: «Русской Церкви нужно держаться своего многовекового предания» (окончание)
Предлагаем к прочтению окончание беседы о подготовке ко Святому Причащению с сотрудниками редакции сербского интернет-сайта «Борьба за веру» (http://borbazaveru.info), посвященного сохранению чистоты Православия.

– Существуют ли официальные документы Сербской Православной Церкви о подготовке к Таинству Евхаристии?

– Таких документов у нас нет. Решение всех вопросов, касающихся этой темы, оставлено на усмотрение епископов и священников.

– Сторонники отмены традиционных норм подготовки ко Причащению в Русской Православной Церкви утверждают, что канонические правила запрещают поститься в субботу. А каково мнение по этому вопросу стоящих в истине сербских духовников?

– Обновленцы в СПЦ тоже утверждают, что каноны якобы запрещают в субботу пост с употреблением пищи, приготовленной на воде. Кроме того у нас есть и так называемые либеральные «традиционалисты», разделяющие их точку зрения. Они полагают, что в субботу накануне Причащения дозволяется вкушать елей. Сербов, которые с ними не согласны и постятся строго, без масла, они обвиняют в самочинии и введении новшеств в церковную жизнь, в отвержении Триоди и Типикона и находят в их поведении нечто «неестественное и излишнее». Между тем вкушение горячей пищи без масла три раза в день по субботам и воскресеньям не является ни нарушением Типикона и 64-го Апостольского правила, воспрещающего пост по субботам, ни ослаблением поста. Это подтверждают в своих толкованиях наш великий канонист епископ Никодим (Милаш), Феодор Вальсамон и святой Савва. Они говорят о запрете сухоядения, а не вкушения пищи на воде дважды или трижды в день, что в строгом смысле уже не есть пост, но лишь «постное воздержание».

Блаженнопочивший Патриарх Павел на тему поста в субботний день писал: «Со временем во всей Церкви утвердилось мнение, что самым строгим постом является полное воздержание от пищи, как это позднее было установлено для начала Великого поста. Во всяком случае для остальных дней многодневных постов под словом „пост“ подразумевалось принятие пищи единожды в день, в девятый час (что примерно соответствует 15-ти часам дня по нашему времяисчислению, – примеч. пер.). Дозволение во время поста вкушать пищу дважды (например, в субботу и воскресение) уже считалось разрешением поста <…>. И нынешний Типикон указывает, что когда в постный день служится Литургия и едят два раза, „поста не бывает“ (см.: 5 января под „зри“; 25 декабря, второе „зри“)».

Что же касается мнения наших духовников по этому вопросу, ваши уважаемые читатели имели возможность ознакомиться с точкой зрения отца Симеона Рукумийского (см. «ПК» № 20 (92), – примеч. ред.) http://borbazaveru.info/content/view/6204/102/, которую разделяют и другие авторитетные сербские пастыри.

– Прокомментируйте, пожалуйста, следующие слова архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского Афонского монастыря: «Исповедь в Греческой Церкви не связана с Причастием. Человек, не совершивший смертных непростительных грехов, не имеет препятствия к Причастию. Причащение – от любви сердца, это стремление сердца. Молитвенное правило перед Причастием в Греции – Последование к Причащению. Есть каноны, но не следует узаконивать их чтение. В вопросе подготовки не может быть принуждения. То же самое относительно поста. Кто соблюдает все положенные Церковью посты, тот выполнил свой долг, а правила, запрещающего Причастие непостившемуся, нет».

– Мы не хотим судить другие Поместные Церкви, но лишь указываем на то, что наш прежний путь был спасительным для множества поколений православных сербов. Известно, что на Святой Горе в некоторых монастырях существует традиция причащаться четыре раза в неделю. Но если принять во внимание объем исполняемого там молитвенного правила, продолжительность богослужений, количество совершаемых поклонов, строгость воздержания и ежедневное откровение помыслов, становится понятно, что такая частота Причащения возможна. Но кто живет так сегодня в миру? Разве мы аскеты, можем ли мы сравнивать себя со святогорцами?

У нас была одна подвижница, блаженная Стевка, монахиня Стефанида, жившая возле монастыря Дечаны на Косове и Метохии, подвизавшаяся до Второй мировой войны. Горя любовью ко Христу, она причащалась каждое воскресение, но постоянно постилась, вкушая лишь хлеб и воду, а ее сохранившиеся доныне поразительные письменные исповеди – это покаянный вопль ко Христу. Если бы люди вели такой или подобный этому образ жизни, то можно было бы понять их стремление к частому Причащению. Но можно ли принуждать к ежелитургийному причащению людей, живущих в ритме XXI века, проводящих время в суете и развлечениях?

Добавим: движение колливадов (движение за «евхаристическое возрождение» в православном монашестве, возникшее на Афоне во второй половине XVIII века. – Примеч. ред.) в Греции не было единственным проявлением филокалийско-исихастского («филокалия» (греч.) – «добротолюбие», – примеч. ред.) обновления в конце XVIII – начале XIX века. Другое направление возникло в жизни Церкви с началом деятельности святогорца преподобного Паисия (Величковского), который издал «Добротолюбие» на церковно-славянском языке в молдавском монастыре Нямц и чьи ученики в России и Румынии положили основание всеобъемлющему духовному возрождению. Приемники благодати старца Паисия основали в России Оптину Пустынь; и под их благотворным влиянием, в большей или меньшей степени, возрастали величайшие русские Учители Церкви – святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Примечательно, что эти духоносные отцы не были сторонниками ежелитургийного Причащения, но учили готовиться к принятию Святыни надлежащим образом. Монахи в скиту Оптиной Пустыни, за исключением великосхимников, следуя русской практике, причащались шесть раз в год.

Отличительная особенность нынешних обновленцев – в том, что они, подобно протестантам, отбирают из Учения Церкви лишь то, что им нравится, а все остальное отвергают. Так, например, они любят ссылаться на книгу о непрестанном причащении Святых Христовых Таин святого Никодима Агиорита, но умалчивают о его труде об Исповеди и покаянии, в котором четко сказано, что наименьшая епитимия за серьезные грехи (которых у современных людей, как правило, немало) – отлучение от Причащения на три года, при этом человек должен вкушать пищу один раз в день и совершать ежедневно по сто земных поклонов.

Блаженнопочивший Патриарх Павел в своей статье «О посте и Причащении» объясняет, почему древним христианам разрешалось принимать Святые Тайны без особой подготовки: «Их называли святыми, и они воистину были святы, потому что хранили себя от всякого греха и помнили, что „всякий, делающий грех, есть раб греха“ (Ин. 8, 34), что грех уводит человека от Бога, развращает душу и делает ее неспособной к принятию Святого Причащения».

– Как Вы считаете, должны ли чада Русской Православной Церкви ориентироваться на практику Греческой Церкви и тех верующих в других Поместных Православных Церквах (Сербской, Болгарской и т. д.), которые настаивают на необязательности поста и Исповеди перед Причащением?

– Русской Церкви нужно держаться своего многовекового предания, потому что у каждого народа есть свои традиции благочестия и богоугождения, свои благословенные литургические и аскетические практики, утвержденные многими поколениями и ведущие ко спасению.

– Исходя их своего опыта, что Вы можете посоветовать и пожелать священнослужителям и мирянам в России, радеющим о сохранении традиционных норм подготовки ко Святому Причащению?

– Если в Русской Православной Церкви на официальном уровне все же упразднят необходимую подготовку к Причащению, установленную Святыми Отцами, народ начнет духовно расслабляться и в конце концов полностью оставит подвиг, как это уже произошло с большинством мирян в Греции (к сожалению, таких людей становится все больше и в Сербии), которые практически не соблюдают пост, не говоря уже о следовании Типикону, и при этом дерзают часто причащаться. А духовно расслабленные и лишенные благодати мы станем легкой добычей исконного врага рода человеческого и всех земных врагов нашей Церкви и Отечества.

Советом и пожеланием вашим уважаемым читателям, священнослужителям и мирянам, пусть будут слова из Окружного послания Восточных Патриархов 1848 года: «У нас ни Патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть само тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцов своих», а также наставление неустрашимого богоносного, богомудрого и боговдохновенного исповедника Православия святого Иоанна Дамаскина: «Умоляем же и народ Божий, народ святой крепко держаться церковных преданий. Ибо отвержение незначительных преданий, как камней из строения, вскоре ниспровергнет всю постройку».

Беседовала и перевела с сербского Мария Деркачева

Источник: газета «Православный Крест», № 24 (96), от 15 декабря 2013 г.

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

Новостильники против апостольских установлений

Согласно постановлениям Православной Церкви, в понедельник после Недели Всех святых начинается Апостольский пост. Он называется еще Петровым постом, так как предназначен для подготовки к празднику святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Отмечается праздник 29 июня/12 июля, когда завершается пост, а начало его зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому каждый год он имеет разную длительность: при самой ранней Пасхе – шесть недель, при самой поздней – неделя и один день.


Миротворица и светлый ангел любви

27 июня - день рождения Великой Княжны и мученицы Марии Николаевны Романовой... Третья Дочь последнего Императора России Николая II – Великая Княжна Мария – была настоящей Русской красавицей. Об этом непременно упоминают в мемуарах все близкие и современники, кто ее знал.


Храм-победитель

Здесь, где начинало свою историю древнее, тысячелетнее Берестье, в центре воинского мемориала, на территории героической Брестской Крепости, стоит многострадальный, но гордый и величественный свидетель войн и исторических перемен – Свято-Николаевский гарнизонный собор.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100